ФИЛЬМ ДЭВИДА ЛОУЭРИ «ЛЕГЕНДА О ЗЕЛЕНОМ РЫЦАРЕ» - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ФИЛЬМ ДЭВИДА ЛОУЭРИ «ЛЕГЕНДА О ЗЕЛЕНОМ РЫЦАРЕ»

Гвазава Н.Б. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Легенда о Зеленом рыцаре» ‒ весьма вольное прочтение древнеанглийской поэмы про сэра Гавейна и Зеленого Рыцаря. Произведение неизвестного сочинителя, датируемое XIV веком. Среди прочих историй Артуровского цикла эта легенда выделяется массой метафор и скрытых смыслов. Это вызывает жаркие спорыиподдерживает интерес постановщиков театральных пьес, мультфильмов и полнометражного кино.

В своей«ЛегендеоЗеленомрыцаре»Лоурисущественноотступаетот источника, допускает ряд идейных расхождений, использует новые драматургические решения, добавляет много мистики. Важно, что в фильмеконцептуальноизмененобразглавногогероя.Благодарявидимому различию между его внешностью и стереотипом отом,каквкинодолжны выглядеть настоящие рыцари, выдает чуть ли не лучший перформанс фильмографии. Мысли героя переполнены сомнениями, он постоянно должен делать выбор между честной смертью и самообманом, и за этим потрясающе наблюдать, тем более в местных сложнейших сюжетных обстоятельствах, конкретно – в столкновениях героя с сумасшедшими персонажами второго плана.

Легенда «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» – о том, что рыцарская честь незыблема, но выносить тяжесть ее обязательств на своих плечах тяжелодажеидеальному,несгибаемомугерою–этотдонкихотскиймотив фигурирует приблизительно во всей великой литературе по теме. В свою очередь, картина Дэвида Лоури получилась несколько о другом – о том, что на самом деле любая жизнь – хоть рыцарская, хоть обычного крестьянина – настолько невыносима и наполнена не нами выбранными обязанностями, что лучше от нее вовсе отказаться.

Лоуэри в финале не разжевывает смысл своего фильма, и именно поэтому он долго остается в памяти.Эторедкоекино,которомуинтересно придумывать интерпретации. Хочет ли Лоуэри сказать, что, куда бы вы ни отправились, от себя не уйти? Похоже на то. Что осознание своей смертности приводит к смирению, а смирение помогает посмотреть на мир, не ставя себя в его центр, и этот взгляд на мир делает его богаче? Такоепрочтениетожеможетбыть.Толькобудучиготовымпринестисебяв жертву, человек как максимум может достичь величия или как минимум оставить какой-то след? Почему нет. Не покидающая после просмотра хватка «Легенды о Зеленомрыцаре»состоитвтом,чтоЛоуэриберетнечто давно и хорошо известное – Средневековье – и делает на его основе абсолютно новое, фильм между коммерческим жанром и чистым артом, фэнтези без экшна. И такие фильмы развивают историю кино точно также, как взлеты и падения делают Гавейна цельным человеком.

Можно по-разному относиться к философии «Легенды», но сточки зрения создания разборов, это идеальное кино, потому что оставляет огромный простор для интерпретаций.

Гавейн

В начале фильма Гавейн, племянник самого короля, предстает перед зрителем избалованным мальчишкой, совершенно не задумывающимся над будущим. «Еще успею, еще всегда успею» – отвечает Гавейн на совет своей любовницы Эссель поторопиться стать рыцарем. Но во время рождественского пира Гавейн, сидя рядом с легендарным королем Артуром и глядя на прославленных воинов за круглым столом, осознает, насколько пуста его жизнь. И благодаря своей матери, призывающей на пир Зеленого рыцаря, Гавейн получает возможность себя проявить, а заодно понять, что на самом деле значит быть мужчиной и рыцарем.

Цикл

Вот только начинает путешествие Гавейн совсем не так, какподобает герою легенды, его грабят, связывают и оставляют умирать в лесу (подобным образом оригинальная поэма деконструировала и высмеивала рыцарские романы своего времени).Дальшепоследуетнеожиданнаясцена – зритель обнаруживает Гавейна мертвым. Правда, через несколько мгновений герой снова окажется живой. Эта странная сцена в лесу может сбить с толку: а не является ли данный исход истинным, а все последующее путешествие Гавейна лишь плодом воображения умирающего разума?

Ключ к пониманию сцены в лесу кроется в движениях камеры: сначала она медленно поворачивается по часовой стрелке и делает оборот в 360 градусов, а на наших глазах сменяются времена года. Так режиссер Дэвид Лоури демонстрирует процесс течения времени и жизненный цикл всего живого, неизменно заканчивающийся смертью. Поэтому, когда камера делает полный круг, мы обнаруживаем останки Гавейна. Но как только камера начнет приближаться к скелету, она резко уходит влево и начинает двигаться по кругу в обратном направлении, то есть отматывая время назад. Вернувшись в прежнюю точку, мы вновь видим живого Гавейна. Это первое и не последнее видение героя. Но именно оно – ключевое, так как Лоури еще не раз к нему вернется.

Игра

Каждый раз, когда Гавейн будет сомневаться в том, что выживет в игре Зеленого рыцаря, находится персонаж, который уверит героя в благополучном исходе. И эта вера будет настолько непоколебима, будто основана на абсолютной недопустимости смерти Гавейна. Словно игра, которую затеялЗеленыйрыцарь,ивпрямьдетскаязабава,аголовуГавейна будутотсекатьпонарошку.Нодажевдетскойкукольнойпостановкеголова героя вполне реально отделяется от кукольного тела. Здесь можно понять только мать Гавейна: она, как организатор игры, уж точно знает, что сыну ничего не грозит, для чего и изготавливает заколдованный пояс, а также скрытно сопровождает Гавейна на протяжении всего путешествия (например,вобразелиса).Истокижетакойуверенности остальных – это важнаядляпониманиясутифильмазагадка.Ичтобыееразгадать,необходимо понять, кто такой Зеленый рыцарь.

Зеленый

Ответ на вопрос, почему Рыцарь зеленый,прозвучитвсамомфильме: зеленый – это цвет природы и самой жизни, но также и гнили. То есть зеленый служит своего рода надгробной плитой, напоминанием об угасшей жизни (и конечности последней). Так мы снова возвращаемся к жизненному циклу и сцене в лесу. Жизненный цикл неразрывно связан с другим понятием – времени, от которого ни убежать, ни скрыться, ни защититься ни какими доспехами. НепростотаккорольАртурпредстаетв фильме уже стариком, находящимся при смерти и еле удерживающим в руках Экскалибур – совсем не таким мы привыкли видеть этого легендарного героя в кино и литературе. Таким образом, Зеленый рыцарь представляет собой воплощение жизненного цикла, а его орудием (топором) служит само время. Именно от времени (топора) и предстоит погибнуть Гавейну в конце путешествия.

В сцене с монологом Леди о значении зеленого, в ней мы слышим ту же самую музыку и звуки природы и разложения, что были в сцене влесу со связанным Гавейном. Эта отсылка придает особое значение монологу Леди – оно становится прямым посланием самого Лоури к зрителю (очем говорит и изменяющаяся на предельно серьезную интонация героини). Суть его послания состоит в том, чтобольшинствоизнаснезадумывается о неминуемом конце, который ждет каждого. Мы избегаем мысли о собственной смертности и тратим отведенное нам время так, будто мы никогда не умрем. Этоиестьответнавопрос,почемуперсонаживфильме просто игнорируют факт отсечения головы Гавейна и непоколебимо верят в его возвращение из путешествия. Послание Лоури касается и конфликта человека с природой, ведь не просто так нам демонстрируют кадры вырубкилеса,кактолькоГавейнпокидаетзамок(даисамГавейн обезглавливает не сопротивляющегося Зеленого рыцаря, похожего на ожившее дерево) – рукотворное строение, за стенами которого человек прячетсяотугрозвнешнегомира.Помнениюрежиссера,вэтомконфликте человеку не победить, и природа все равно возьмет свое. Образ полуразрушенной часовни (конечной цели путешествия главного героя), покрытой мхом и зеленью, на это непрозрачно намекает.

Смерть

Смерть – основной мотив фильма. Мы будем встречать ее на протяжении всего пути Гавейна в зеленую часовню: на поле прошедшей битвы, во всехвиденияхГавейна,вдомесвятойУинифредивзамкелорда, любителя поохотиться. Более того в сцене с отрубленной головой Уинифред (намек на конец Гавейна), мы, вероятно, слышим голос самой смерти. Она сообщает герою, что «видит его» и вскоре «сразит со всем тщанием», а Зеленый рыцарь – это тот, кого онзнает(обэтомчутьпозже). Но впервые мы слышим голос смерти в пруду, откуда Гавейн и достает голову Уинифред. Это происходит во время второго видения, когда все вокруг окрашивается в красный цвет.

Красный

В сцене, где Леди объясняет значение зеленого, она упоминает и красный, определяя его как символ вожделения: женщины, славы, богатства и так далее. Гавейн прежде, чемнырнутьзаголовойУинифредв пруд, спрашивает ее о награде – то есть помогает он ей не потому, чтотак велит его честь, а с корыстной целью получить что-то взамен. Но, как отметит Леди в своем монологе, «пока мы ищем красный, наступает зеленый». Поэтому, когда голова Уинифред оказывается на своем месте, Гавейн обнаруживает похищенный топор Зеленого рыцаря – орудие времени, то есть зеленого, удар которым предстоит вскоре принять герою.

Испытания

Встреча с мародером, в результате которой Гавейн теряет топор – это испытание одной из пяти добродетелей рыцаря (в данном случае щедрости). Гавейн, высокомерно поблагодарив мародера золотом за помощь, его проваливает и теряет коня, заколдованный пояс и топор. Интересная деталь: когда мародер отбирает у Гавейна топор, его голос резко меняется, и он обращается к герою словами «мой маленький храбрый рыцарь» (видимо, под действием чар) – так позже в часовне назовет Гавейна Зеленый рыцарь. Учитывая, чтотопорвернетсякГавейну после помощи Уинифред (испытание чести), можно сделать вывод, что именно Зеленый рыцарь устраивает героювсеиспытания.Тоестьегороль не сводится к тому, чтобы сидеть в часовне и ждать прибытия Гавейна, ведь тот, покинув стены замка, оказался на территории Зеленого рыцаря (возвращаясь к конфликту человека и природы). Следующий украденный предмет, заколдованный пояс, возвратится к Гавейну чуть позже, после встречи с двойником его любовницы Эссель, предстающей уже не в статусе проститутки, а замужней леди.

Леди

Третье испытание Гавейна касается куртуазности – правил поведения по отношению к женщине. В рамках данного испытания Леди предстает в облике любовницы Гавейна Эссель, происхождением и статусом которой тот очевидно стыдится. Об этом можно понять по неловкой паузе, возникшей в ответ на вопрос Эссель к Гавейну, не хочет ли он сделать ее своей леди. Но Гавейн сводит их отношения лишь к золоту. Это говорит нам о том, что Гавейн не понимает сути рыцарства и стремится лишь к славе и богатству, прикрываясь путанными рассуждениями о чести. Но у самогонехватаетдухувыполнитьобещаниеиотдатьлордуполученныйот Леди заколдованный пояс (испытание верности), вернув лишь поцелуй (тутмногиезрителискажутспасибо,чтопоцелуемвсеиограничится).

Такимобразом,рыцарьизГавейнавообщеникакой,чтоиподтвердит Леди.

Портрет

В момент, когда Гавейн отрекается от своей возлюбленной Эссель, отдавая ее подарок (кулон), он готовится позировать для портрета. Но Леди делает не портрет, афотографию–изображение,честноотражающее реальность (напомню, что фотошопа в то время еще не было). То есть предательство Гавейна становится отражением его истинной сути. Придворный художник же в начале фильма рисует Гавейна в образе бравого рыцаря, то есть таким, каким его видят другие люди. Портрет в данном случае искажает реальность, так же как это делает любая легенда или миф.

Легенды

Оригинальная поэма высмеивала рыцарские романы своего времени,в которых главный герой справлялся со всеми испытаниями и становился примером для подражания. Анонимный автор же представил реалистичного персонажа: несовершенного человека, боящегося расстаться с жизнью, отчего и прибегающего к хитрости (магии пояса). Эту ключевую особенность поэмы анонима Лоури демонстрирует в сцене рождественского пира, когда прославленные воины за круглым столом в ответ на вызов Зеленого рыцаря только и будут, что недоуменно переглядываться между собой. Да и перед этой сценой король Артур попросит присутствующих рассказать не реальную историю своих подвигов, а придуманную ими самими легенду или поэму.

То есть легенда – это всего лишь красивая история, и одно дело быть реальным примером для подражания, а другое – казаться. И красноречивый пример этой простой истины мы сможем наблюдать во время третьего и финального видения Гавейна в зеленой часовне.

 

Голова

Гавейн, сначала игнорируя призыв матери в образе лиса вернуться домой (тот использует слова с «высоко поднятой головой» – то же самое говорила мать Гавейна, наставляя еговпуть),всежесбегаетиз-подтопора Зеленого рыцаря и проваливает последнее испытание на мужественность. Вернувшись домой на любезно предоставленном Зеленым рыцарем коне (прежде украденном мародером), Гавейн принимает титул короля и становится фейковым героем поэмы собственного сочинения (при соавторстве матери), что выливается в жестокий разрыв отношений с Эссель, смерть их ребенка в будущей войне, немилость народа и осаду крепости замка. Там Гавейна бросают уже самые близкие – жена и мать. Движение камеры по кругу в этой сцене уже намекает нам о близящемся конце героя, который наступает не от стрел или мечей захватчиков, а от удара только сейчас настигшего Гавейна топора Зеленого рыцаря.

На этом видение Гавейна заканчивается, и он извлекает главныйурок из своего путешествия: как ни беги, от времени не скрыться, конец рано или поздно наступит. А раз смерть неизбежна, то почему бы не поступить правильно и не прожить свою жизнь достойно, не оглядываясь напочести и награды – тут самое время вспомнить слова Эссель: «Зачем быть великим? Мало быть просто хорошим?». Теперь Гавейн склоняет, уже наверняка, голову перед неумолимостью времени, но Зеленый рыцарь не наносит удара, а садится рядом и гладит героя по щеке, тем самым воспроизведя жест короля Артура, когда тот вытирал грязь с лицаГавейна после драки в трактире. А следом прозвучит уже знакомое «мой храбрый рыцарь».

Почему Зеленый рыцарь ведет себя так, будто за его личиной скрывается король Артур? Вспомним, что говорила отрубленная голова Уинифред: «Зеленый рыцарь – тот, кого ты знаешь». В ночной сцене в часовнеГавейнсмотритнаспящегоЗеленогорыцаря,чьелицовэтот момент меняется и принимает вид то короля Артура, то лорда и егожены, то самого Гавейна. Лоури тем самым намекает на неразрывную связь природы с человеком (прямо как в «Бог есть в каждом из нас»), в этом смысле Гавейн и правда знаком с Зеленым рыцарем. Тем не менее тот все же произносит роковое: «голову с плеч». Последует улыбка Зеленого рыцаря, а затем титры.

Гавейну не сносить головы – иначе и не донести главный посыл истории до зрителя. И все же не показав сам процесс, Лоури оставляет финал открытым для трактовок. И слова короля Артура: «И если Бог улыбнется тебе, то поспеши обратно» – оставляют надежду на то, что Гавейн все же вернется домой целым и невредимым, а главное, другим человеком.

Списоклитературы:

  1. Легенда [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://seanconneryfan.ru/str3/statia110-3.html

  2. «Легенда оЗеленомРыцаре»–отом,чтожизньбессмысленнадаже с рыцарскими приключениями [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://thecity.m24.ru/articles/5164

  3. Объяснение концовки и ответы на вопросы о фильме [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.soyuz.ru/articles/2690

  4. «Легенда о Зелёном рыцаре»: смысл ихристианскиемотивыфильма и легенды [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.mirf.ru/kino/legenda-o-zelenom-rycare/

  5. «Легенда о Зеленом рыцаре» размышляет, зачем становиться великим, когда достаточно быть хорошим [Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://moskvichmag.ru/kino/legenda-o-zelenom-rytsare-razmyshlyaet-za chem-stanovitsya-velikim-kogda-dostatochno-byt-horoshim/

Просмотров работы: 0