ЭКРАНИЗАЦИЯ ШЕДЕВРОВ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖО РАЙТА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ЭКРАНИЗАЦИЯ ШЕДЕВРОВ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖО РАЙТА

Байдикова А.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире чтение художественной литературы все чаще стало заменяться просмотром фильма, основанном на каком-либо поэтическом или прозаическом произведении. Во-первых, это связано со стремлением людей сегодня поглощать информацию быстро и в сжатом объеме, что отчасти позволяет сделать кинематограф: вместо долгого чтения романа, на просмотр его экранизации у вас уйдет всего пара часов. Во-вторых, современное обилие аудио- и видеосредств, используемых в кино, позволяют зрителю не использовать фантазию, а положившись на талант автора кинокартины, полностью погрузиться в сюжет и атмосферу литературного первоисточника. Поэтому в последнее время столь возросло значение качественных экранизаций, создаваемых отечественными и зарубежными режиссерами.

Одним из наиболее ярких кинорежиссеров, обращающихся в своем творчестве к художественной литературе и создающего потрясающие экранизации мировых шедевров, можно назвать Джо Райта. Английский кинорежиссер родился 25 августа 1972 года в Лондоне. С детства он был погружен в атмосферу театра, с которым были связаны его родители, занимался в театральной школе и особенно увлекался живописью. Позже он принял решение стать режиссером, поступил в Центральный колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина, отучившись в нем с большим успехом. Уже спустя пару лет он был удостоен премии BAFTA за лучший драматический сериал, а в настоящее время Джо Райт является обладателем множества наград и номинациях в различных премиях.

Джо Райт

Особенно любимо Джо Райтом воплощение на киноэкранах исторических сюжетов («Последний король» 2003 г., «Тёмные времена» 2017 г.), а также экранизации произведений литературы разных эпох, начиная с XIX века вплоть до новейших сочинений XXI века («Гордость и предубеждение» 2005 г., «Анна Каренина» 2012 г., «Сирано» 2022 г., «Искупление» 2007 г., «Женщина в окне» 2021 г.).

Фильм «Гордость и предубеждение» стал дебютным полнометражным фильмом Джо Райта. Уже в первой своей большой самостоятельной работе он берется за основу легендарный роман Джейн Остин, который к тому времени уже не раз экранизировался, а в сердцах многочисленных зрителей закрепились образы героев сериала Саймона Лэнгтона «Гордость и предубеждение» 1995 года. Однако, это не смутило юного режиссера и в результате его работы появилась новая трогательная и красивая экранизация бессмертного романа.

Для Джо Райта «Гордость и предубеждение» – это, прежде всего, история о любви. Режиссер с особым вниманием подходит к трактовке литературного первоисточника, практически ничего не изменяя в сюжетной канве. Однако, он переносит действие романа на 10 лет раньше и сдвигает некоторые смысловые акценты. Фильм условно распадается на две части. В первой происходит экспозиция всех действующих лиц, намечаются главные конфликты, не отступая от фабулы романа Дж. Остин. Во второй части переход к чувственному восприятию. С этим разделением связана и смена красок: от приглушенных темных коричневых и желтых оттенков первой части к светлым полупрозрачным второй.

Многое было привнесено в области кинематографа: нестандартные ракурсы съемки, действие в глубине кадра, использование определенного естественного вечернего света (которого дожидалась вся съемочная команда). Особенно хочется выделить умение Джо Райта выстраивать кадр так, что каждый из них выглядит как настоящая картина.

Кадр из фильма «Гордость и предубеждение»

Композитором этой картины стал Дарио Марианелли. За музыку к этому фильму он получил номинацию на «Оскар». Находкой Джо Райта стало перетекание звуков фортепиано из саундтрека в кадр: на нем, вторя композитору, упражняется одна из героинь фильма.

Одной из самых необычных экранизаций русской классики стал фильм Джо Райта «Анна Каренина», вышедший на экраны в 2012 году. Снова режиссер обращается к одному из известнейших классических романов. К тому же, к моменту съемок было известно около 30 воплощений Анны Карениной в различных фильмах, сериалах и театральных постановках. Сценарий был написан одним из крупнейших британских драматургов Томом Стоппардом. Поражает и актерских состав фильма: музыка режиссера Кира Найтли, Джуд Лоу, Аарон Тейлор-Джонсон, Мэтью Макфейден и другие. На мой взгляд, «Анна Каренина» Джо Райта – это самая интересная и красивая экранизация романа Льва Толстого.

Задумка данной кинокартины удивительна – это фильм-театр. Режиссер и сценарист действуют свободно по отношению к визуализации литературного шедевра, при этом сохраняя основные сюжетные линии и фабулу романа. Если во всех предыдущих экранизациях основный акцент ставился на проблеме любовь-измена, то в своем фильме Джо Райт следует за Л. Толстым, воплощая его видение истинного предназначения человека в любви и труде. Основной конфликт фильма – это противостояние фальши и искусственности петербургского общества и свободы, которую чувствуют Анна, отдавшись любви, и Левин, занимаясь трудом.

Фильм Джо Райта «Анна Каренина»

В задумке этого фильма режиссер воплощает шекспировское «весь мир – театр». Петербург для Джо Райта – это помостки и закулисье театра, где все видно, каждый человек играет свою роль, а все поступки выносятся на суд публики. Весь фильм снят в одном павильоне, который представляет собой театральные сцену и зал. Джо Райт соблюдает правило триединства: все герои действуют параллельно в одном месте и времени. Это сжатое пространство представляет собой тиски душного и искусственного петербургского общества. А те редкие моменты, когда герои оказываются на свободе, стены театра рушатся и им на смену приходят картины природы. Развитию сюжета способствует динамичность смен декораций и контрастных сцен.

Джо Райт синтезирует в «Анне Карениной» практически все виды искусства: кинематограф, живопись, музыку, хореографию, театр, моду. От этого переменчив и жанр фильма: от драмы в некоторых местах он достигает практически что мюзикла. Музыкальный материал был создан так же Дарио Марианелли, за который он был номинирован на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA. Велика в фильме роль хореографии. Через балет показана искусственность и некоторая механистичность окружения главной героини.

Безусловно поражают и костюмы фильма. Дизайнер по костюмам Жаклин Дюрран говорит: «Это совершенно новая версия Анны Карениной. Передо мной была поставлена задача внедрить в стиль костюмов элементы диоровского «нью-лука» пятидесятых. Мне выпал шанс применить мою страсть к историческим костюмам к коллекции, которая соответствует современной моде».

Джо Райт не выделяет в своей кинокартине положительных и отрицательных персонажей – оставляет это на суд зрителя: «В фильме Джо Райта никаких морализаторских акцентов и тем более выводов нет. Есть жизнь-театр. И есть живая, жгучая и сжигающая страсть» [5].

Последней работой режиссера на данный момент является экранизация драмы в стихах XIX века Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Одноименный фильм Джо Райта «Сирано» вышел на экраны в 2022 г.

Кирилл Горячок в своей рецензии на фильм пишет: «Режиссер стремится осовременить и переосмыслить знакомую историю, ничего в ней кардинально не меняя и не перенося действие в наши дни» [6]. В данном случае Джо Райт обращается не к самому литературному первоисточнику, а уже созданному сценарию мюзикла Эрики Шмидт. Режиссер и сценарист бережно работают с драмой Ростана: сохраняется время и место действия (Франция, XVII век), но вносится и некий современный подтекст. Известная история Сирано рассказывает о любовном треугольнике: Сирано, изъяны внешности которого заставляют его чувствовать себя недостойным любви преданной подруги, блистательной Роксаны, не рискует открыть ей свои чувства, а Роксана, тем временем, влюбляется с первого взгляда в красавца-гвардейца Кристиана, который, однако, не силен в словесном искусстве и устами которого с Роксаной общается Сирано. В итоге, Джо Райту в некой степени удается затронуть в фильме проблему современного общества – когда после онлайн-знакомства, человек оказывается совсем не таким, каким он был в переписке.

Кадр из фильма «Сирано»

Главная тема фильма вечна – это ответ на вопрос, что важнее: сиюминутная изменчивая внешняя красота или внутренний мир и качества человека?

Фильм создан в жанре мюзикла. Однако, многие критики как мюзикл этот фильм критикуют, с чем, на мой взгляд, можно согласиться. Музыкальные сочинения, созданные для фильма братьями Брайсом и Аароном Десснерами, не запоминаются и не отличаются яркостью и оригинальностью. Музыкальных и в особенности танцевальных номеров достаточно мало.

Таким образом, уникальное умение Джо Райта понимать идеи, заложенные великими авторами в их художественные произведения, глубоко символично визуализировать литературные шедевры позволяет ему воплощать мировую классику на киноэкранах и знакомить с ней большую аудиторию. В завершении хотелось бы сослаться на слова Галины Ребель, что творчество Джо Райта – это «авторский режиссерский взгляд на классику, но не изменяющий, не искажающий первичные смыслы, а считывающий их заново с помощью активно задействованных художественных средств другого искусства и художественного мышления другой эпохи» [5].

Список литературы:

  1. «Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта. – Электронный источник. URL: https://british-cinema.livejournal.com/815300.html [дата обращения 27.11.2023]

  2. Джо Райт: «Для меня роман Толстого прежде всего о любви». – Электронный источник. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/2023875/?ysclid=lph7u2pwab288390777 [дата обращения 25.11.2023]

  3. Джозеф Райт. – Электронный источник. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Joe_Wright [дата обращения 23.11.2023]

  4. Смолина Д. Рецензия на фильм «Гордость и предубеждение». Электронный источник. URL: https://postcriticism.ru/retsenziya-na-gordost-i-predubezhdenie-dzho-rajta/ [дата обращения 26.11.2023]

  5. Ребель Г. «Анна Каренина» Джо Райта и Киры Найтли (с экскурсом в их же киноисторию «Гордость и предубеждение»). – Электронный источник. URL: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_21_450 [дата обращения 26.11.2023]

  6. Горячок К. Душа поэта: «Сирано» – экранизация классики с рэп-баттлом и Питером Динклэйджем. – Электронный источник. URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/art/pr/6301/?from=insta [дата обращения 27.11.2023]

  7. Маташева Д. Литературный роман как основа для экранизации на примере кинофильма «Анна Каренина» Джо Райта и Тома Стоппарда. – Электронный источник. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/literaturnyy-roman-kak-osnova-dlya-ekranizatsii-na-primere-kinofilma-anna-karenina-dzho-rayta-i-toma-stopparda/viewer [дата обращения 25.11.2023]

  8. Сидоркина И. Закрытый занавес Джо Райта в экранизации романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». – Электронный источник. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakrytyy-zanaves-dzho-rayta-v-ekranizatsii-romana-l-n-tolstogo-anna-karenina/viewer [дата обращения 27.11.2023]

  9. Гугнин Е. Рецензия на фильм «Сирано» — потрясающий мюзикл с Питером Динклейджем в роли остроумного гвардейца. – Электронный источник. URL: https://www.film.ru/articles/recenziya-na-film-sirano-potryasayushchiy-myuzikl-s-piterom-dinkleydzhem-v-roli-ostroumnogo [дата обращения 26.11.2023]

Просмотров работы: 19