Игровая технология» включает в себя достаточно широкую группу методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса в форме различных педагогических игр. Игровые технологии в обучении могут изменить образовательный процесс коренным образом, а также способствовать достижению высоких результатов обучения.
Игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Понятие «игровая технология» включает в себя достаточно широкую группу методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса в форме различных педагогических игр.
Академические игры делятся на имитационные и неимитационные. К имитационным играм относятся разыгрывание ролей, игровое проектирование, деловые игры, анализ конкретных ситуаций. К неимитационным относятся ребусы, кроссворды, символические игры. Деление академических игр на имитационные и неимитационные связано с технологией их создания и использования. Если при использовании игры моделируется какой-либо изучаемый процесс или имитируется какая-то реальность, то такие игры относятся к имитационным [3].
Рассмотрим методические особенности проведения некоторых из названных в классификации игр. Ролевые игры (путешествия, экспедиции и др.) требуют от учителя специального обучения учащихся, их специальной подготовки к исполнению ролей.
Наиболее известны следующие виды ролей:
1. Представления в лицах (инсценировка) идеи какой- либо истории, описанной в литературе, в печати. Например, известная в области охраны природы истории создания Свирского заповедника.
2. Выход за пределы реального происходящей истории. Например, разработка ситуации, связанная с тем, что стало бы с природой, если сократить количество заказников и заповедников?
3. Действия за другого: попытка понять действия другого человека (например, директора АЭС и т.п.) через принятие в игре его установок (привычных способов действия и мышления) и перемещение себя в обстоятельства его деятельности.
4. Перенос в современную ситуацию. Например, пресс- конференция, по вопросам сохранения животных в Чёрном и Балтийском морях.
5. Имитационная игра, или разыгрывание действия по определённому сценарию, об использовании территории для строительства жилого комплекса или сохранение лесопарковой зоны и т.д.
6. Общая тема в частном (персональном) преломлении. Например, общая задача ознакомления с природными процессами переформулируется: как родители могут помочь своему ребёнку-школьнику лучше узнать окружающий мир.
7. Непосредственное изучение социальных ситуаций, таких, как «жители города загрязняют водоёмы, в частности те, из которых пьют воду».
8. Тренировка в исполнении роли. Например, действия Шерлока Холмса при расследовании убийства лосёнка в Королевском лесопарке [4].
Ролевые игры рассчитаны не столько на улучшение предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Здесь обучение происходит через возможность «сыграть» роль, взятую из реальной жизни.
Е. А. Беловолова, О. В. Блинкова, Ж. Парменова отмечают, что на уроках можно применят и отдельные игровые приёмы, в частности для закрепления картографических знаний [1;2;4].
Игровой прием «Географическое лото». Эта игра способствует лучшему усвоению изученного материала по теме «План и карта». Необходимы несколько больших карточек с наклеенными на них частями географической карты, с изображением определенных географических объектов, карточки поменьше с условными обозначениями этих объектов и полоски бумаги с их названиями. Один из учащихся берет полоски бумаги и читает названия объектов. В это время другие учащиеся должны быстро положить на большую карточку маленькую. Выигрывает тот ученик, который быстрее и правильнее закроет все географические объекты на большой карточке.
Игровой прием «Ещё быстрей». На настенной карте в разброс прикрепляются цифры от 1 до 15. Каждой цифре соответствует определённый географический объект. Секундомером засекается время, и ученик должен показать и назвать по порядку все 15 объектов. Спросив нескольких учащихся положение цифр, можно поменять.
Игровой прием «Собери карту». Ученикам даются конверты с разрезанной топографическими картами (рисунками). Задача учеников заключается в том, чтобы собрать карту.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Беловолова, Е. А. Модель развития предметной деятельности школьников в обучении географии / Е. А. Беловолова. – Текст: электронный // Наука и школа. – 2023. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.03.2023).
Блинкова, О. В. Игра – одно из средств формирования картографических навыков / О. В. Блинкова. – Текст: электронный // Формирование учебных умений: материалы III Международный. науч.-практ. кон., 21–22 ноября 2023 г. – Ульяновск: УЛГПУ им. И.Н. Ульянова, 2014. – С. 115-117. – URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 23.03.2023). – Режим доступа: для зарегист. пользователей.
Методика преподавания географии: учеб. пособие / авт.-сост. Т. К. Щербакова; Северокавказский федеральный университет. – Ставрополь: СКФУ, 2019. – 134 с. – URL: https://biblioclub.ru (дата обращения: 23.03.2023). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст: электронный.
Парменова, Ж. Современные инновационные методы преподавания географии в общеобразовательных школах / Ж. Парменова. – Текст: электронный // Экономика и социум. – 2022. – №1-2 (80). – URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 23.03.2023).