МОТИВИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ К УЧАСТИЮ В ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

МОТИВИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ К УЧАСТИЮ В ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Неустроева Я.О. 1, Голубева Т.Б. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [3], физкультурные мероприятия – это организованные занятия граждан физической культурой. Таким образом, в физкультурных мероприятиях участвуют граждане любого возраста, социального статуса, уровня подготовки, физических способностей и пр.

Известно, что очень важно проводить физкультурные мероприятия среди детей, привлекать их к ним, так как такие мероприятия способствуют увеличению физической активности, что приведет к улучшению здоровья подрастающего поколения. Также важным является то, что в ходе физкультурно-массовых мероприятий реализуется пропаганда ценностей коллективизма и патриотизма детям всех возрастов, а, как свидетельствует опыт, чем раньше это начать проводить, тем больше будет эффект. При этом для организаторов физкультурных мероприятий важно понять, как мотивировать детей дошкольного и школьного возрастов участвовать в них.

Обращаясь к данным исследователей из области психологии и педагогики, термин «мотивация» можно описать как побуждение к действию, то есть это процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность на достижение определенных целей [1–2]. Это тот фактор, который заставляет человека что-то делать, достигать поставленных целей, в том числе и спортивных.

Известно, что мотивация может быть внутренней, т.е. исходящей от самого человека (следует отметить, что для этого внутренняя мотивация уже должна быть у него сформирована) и внешней, т.е. стимулируемой извне (страх наказания, желание поощрения морального и/или материального). Особенность детей дошкольного и младшего школьного возраста: чаще всего внутренняя мотивация к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях еще не сформирована, а родителям и педагогам нужно мотивировать детей, опираясь на внешние положительные стимулы. При этом внешние отрицательные стимулы (страх наказания и/или огорчить требовательных родителей) должны принципиально отметаться, так как их применение в будущем навредит формированию устойчивой внутренней мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом.

Базой нашего исследования стало проведение в городе Екатеринбурге физкультурного мероприятия «Фестиваль силовых единоборств «Богатырская застава» (далее по тексту «Фестиваль). Фестиваль к настоящему времени стал традиционным, в 2023 году Фестиваль был проведен в шестой раз, а в мае 2024 года по планам проведение седьмого Фестиваля.

В Фестивале принимают участие учащиеся дошкольных образовательных учреждений, обучающиеся общеобразовательных учреждений с первого по одиннадцатые классы, параспортсмены, взрослые любители. Фестиваль проводится среди участников всех возрастов и различного уровня физической подготовки. Все участники могут попробовать и проявить себя во всех видах спорта, которые представлены в программе Фестиваля. Такие физкультурные мероприятия дают участникам положительные эмоции, возможность найти новых друзей по интересам, получить соревновательный опыт. Фестиваль проводится по следующий видам спорта – перетягивание каната, армрестлинг, мас-рестлинг, гиревой спорт и силовые состязания (жим, армлифтинг и пр).

Задачи проведения Фестиваля: повышение уровня физической подготовленности занимающихся силовыми видами спорта; популяризация различных силовых видов спорта; укрепление дружеских и спортивных связей между спортсменами различных видов спорта; проведение мастер-классов для детей и подростков [4].

Мы считаем важным проведение данного Фестиваля для пропаганды ЗОЖ и популяризации силовых единоборств среди обучающихся дошкольных учреждений, школьников и взрослых всех возрастов и физической подготовки. Фестиваль создан для того, чтобы в нем могли принять участие все желающие, подтвердившие свое состояние здоровья. Все это способно увеличить количество занимающихся в спортивных секциях, повысить уровень осведомленности граждан о спортивных секциях и видах спорта, которые в них преподаются, куда можно отдать заниматься ребенка или заниматься самому.

Нами было проведено интервью с экспертами, которые занимаются организацией и проведением Фестиваля:

– президент РОО «Федерация армрестлинга Свердловской области» Жилинский Юрий Владиславович;

– секретарь РОО «Федерация армрестлинга Свердловской области» Бывальцева Анастасия Владимировна;

Представители РОО «Федерация армрестлинга Свердловской области» занимаются непосредственной подготовкой и проведением Фестиваля, ведут все работы начиная с включения Фестиваля в календарный план и заканчивая отчетами о проведении. У этих людей колоссальный опыт в проведении физкультурных мероприятий и спортивных соревнований различного уровня.

Жилинский Ю.В. и Бывальцева А.В. в своем понимании целей проведения физкультурных мероприятий склоняются к развитию у детей соревновательного духа с получением соответствующего опыта и умения работать в команде. Проводить такие мероприятия нужно, чтобы «вытащить детей из Интернета», сделать их и здоровее, и физически активнее и развитее, и дисциплинированнее. По их мнению, необходима массовость, чем больше участников, тем больше в перспективе посетителей спортивных секций. И дети, и взрослые участники, и родители, которые привели своих детей на соревнования или только планируют, хотят получить положительные эмоции как от тренировочного процесса, так и от соревновательного. В этом процессе важна коммуникация, общение со сверстками, с людьми с одними интересами. Это способствует сплочению и является стимулом ходить на тренировки и участвовать в соревнованиях.

Важно из ребенка сформировать гармонично развитую личность. Такой ребенок будет физически активен и развит, у него будет развит здоровый дух соперничества. Необходимо прививать традиционные для нашего государства ценности, в том числе патриотизм, пропагандировать здоровый образ жизни. Проведение физкультурных мероприятий, таких как рассматриваемый Фестиваль, способствует реализации этих целей. Можно сделать акцент на коммуникации между сверстниками и между разными поколениями, развитии физических навыков, пропаганде ЗОЖ и патриотическом воспитании. Родителей можно привлечь, показав результат – какие навыки и черты характера может получить их ребенок, обозначив важность занятия физической культурой.

На основании анализа литературных данных и интервью с экспертами, мы определили факторы внешней мотивации детей дошкольного и школьного возрастов к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях, в частности, в Фестивале.

Во-первых, для детей очень важны коммуникационные аспекты событий, им необходимы коммуникации со своими сверстниками, в группе они, как правило, с удовольствием обучаются, осваивают новые знания, приобретают умения и навыки, впитывают ценности. Поэтому привлечь детей к участию в физкультурных и спортивных событиях можно, используя тягу детей к общению в создаваемой педагогом по физической культуре группе на базе детского учреждения. При этом может быть создана спортивная команда, в которой будут регулярно проводиться тренировки. Занятия сначала должны организовываться с использованием игрового формата, при этом игровая деятельность должна быть разнообразной и интересной для детей. Занимаясь в команде, дети смотрят на сверстников, общаются, подражают друг другу и, таким образом, им постепенно становится интересно участвовать в физкультурных и спортивных мероприятиях с другими детьми. Кстати, в виду большой значимости коммуникационных аспектов организаторам детских спортивных мероприятий желательно подготовить для детей хотя бы небольшую культурную программу с возможностью неформального общения (небольшую экскурсию, викторину, встречу с ветераном спорта и т.п.).

Во-вторых, для детей, особенно дошкольного и младшего школьного возрастов, значим педагогический пример взрослых (родителей, воспитателей или тренеров). Поэтому родителям/педагогам важно самим следовать принципам ЗОЖ, заниматься физической активностью, быть патриотами и социально ответственными гражданами своей страны.

В-третьих, именно родители обеспечивают условия для первичной социализации своих детей, в ходе которой у них открывается возможность для прививания подрастающим членам семьи интереса к спортивным и физкультурным мероприятиям как потенциальным участникам. При этом можно ходить с детьми на спортивные соревнования как зрителям, смотреть состязания по телевизору или в сети Интернет, обсуждать спортивные события и интересные факты из мира спорта. Главное, чтобы совместные просмотры и общение на спортивную тему были в увлекательной форме и находили позитивный эмоциональный отклик у детей.

В-четвертых, тренеру нужно стремиться создать комфортную среду (в первую очередь, в психологическом аспекте, но важно обращать внимание и на физический комфорт (эргономичные одежда, обувь, инвентарь и оборудование, система климат-контроля в помещении, сведение к минимуму риска травм и заражений инфекциями), и на информационный комфорт, проявляющийся в своевременном оповещении о предстоящих событиях занимающихся детей и их родителей) атмосферу при проведении тренировок, а организаторам – при проведении соревнований и мероприятий. Дискомфортная же атмосфера на занятиях вызывает у детей нежелание заниматься спортом не только в текущий момент, но и в будущем.

В-пятых, следующий фактор, способствующий мотивации – это приобретение новых знаний, умений и навыков. В ходе тренировочного процесса и участия в соревнованиях, дети могут получить первые спортивные достижения в виде призовых мест и спортивных разрядов. Они выходят, по их ощущениям, на «новый уровень». Таким образом, у них появляются предпосылки к возникновению ситуации успеха, которая формирует внутреннюю мотивацию дальнейшего развития в спортивном направлении.

В-шестых, для некоторых детей, особенно более старшего возраста, стимулом для формирования внутренней мотивации к занятиям физической активностью может послужить тот очевидный факт, что занятия физической культурой полезны для улучшения внешнего вида и поддержания здоровья/физической формы. Этот стимул можно активно применять для подростков, более осознанно относящихся к своему внешнему виду и здоровью.

В-седьмых, детям важно получить поощрения за то, чем он занимается и за результаты это деятельности. Иногда родители могут стимулировать ребенка за тренировки некоторыми подарками, хорошо, если они будут со спортивной тематикой, к примеру, покупка новой экипировки и инвентаря, совместный выход на спортивное зрелище. Также можно поощрить ребенка походом в кино, парк развлечений, зоопарк, театр и пр., совместный культурный досуг способен дополнительно сблизить детей и родителей, показать детям, что родители гордятся их спортивными достижениями.

В-восьмых, отдельно от нематериальных факторов мотивации, необходимо сказать про материальные. Замечено, что детям как участникам соревнований интересно получать наградную атрибутику за занятое призовое место (кубок, медаль, диплом) и сувенирную продукцию за участие или призовое место. Большую ценность для детей имеет та продукция, на которой размещены логотипы, символы и название мероприятия, дата и место его проведения. Некоторые участники физкультурных мероприятий коллекционируют такие подарки.

Организаторам физкультурных мероприятий нужно учитывать перечисленные стимулы, чтобы привлечь как можно больше участников, что в перспективе увеличит и количество занимающихся в спортивных секциях.

Заниматься же в спортивных секциях современным детям, в частности, необходимо чтобы выйти из "онлайн жизни" в реальную. Это будет способствовать улучшению их физического, психического и нравственного здоровья.

Литература

1. Мотивация // Словари на "Академике". URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2076

2. Юдин Е.К. Мотивация ребенка к занятиям спортом // Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. URL: https://infourok.ru/motivaciya-rebyonka-k-zanyatiyam-sportom-967042.html

3. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26631/page/1

4. Фестиваль силовых единоборств «Богатырская застава» в Екатеринбурге // Всероссийская федерация перетягивания каната: официальный сайт, дата публикации 14.08.2022. URL: https://tugofwar.ru/news/288.htm

Просмотров работы: 151