Коллекционный материал для уроков географии - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Коллекционный материал для уроков географии

Рахымов С. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Курс географии в школе направлен на то, чтобы обеспечить учащихся элементарными знаниями об окружающей среде, явлениях природы, о взаимосвязях между географическими объектами, а также о взаимодействии человека и природы. Однако не всегда есть возможность наблюдать за некоторыми предметы и явлениями в естественном среде. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью использования наглядных средств обучения, в том числе различных коллекций.

Изучением проблемы использования наглядных средств обучения на уроках географии занимались такие ученые, как Н. Н. Баранский, А. П. Григорьев, А. Е. Дмитриева, Ю. А. Дмитриева, В. А. Коринская и др.

Коллекционные материалы позволяют приблизить образовательный процесс к реальности, наполнить абстрактный материал конкретным содержанием, продемонстрировать то, как выглядят в действительности некоторые природные и хозяйственные объекты и материалы.

Коллекционные материалы необходимо обязательно использовать на уроках географии. Благодаря коллекциям натуральных объектов, обучающиеся получают более качественные знания о различных природных объектах и предметах, с которыми нет возможности познакомиться в естественной среде.

Наиболее эффективно использование коллекционных материалов в качестве раздаточного материала. Работа с коллекциями, в зависимости от дидактических целей, может проводиться в процессе использования учителем объяснительно-иллюстративного, репродуктивного (например, ученик рассказывает о процессе образования торфа, демонстрируя соответствующую коллекцию), продуктивного (например, ученики определяют название горной породы по ее образцу, тип почвы по почвенному монолиту) методов.

На уроках географии используются такие учебные коллекции, как: наборы образцов горных пород и минералов, полезных ископаемых; гербарий для курса географии средней школы; гербарий культурных растений; наборы образцов промышленных изделий; основные виды промышленного сырья; коллекции почвенных монолитов; поделочные камни; минеральные удобрения; шкала Мооса и др/ [3].

Изучение почвенных коллекций рекомендуется сочетать с рисунками почвенных разрезов и картинами, причем сначала нужно рассмотреть и изучить иллюстративные материалы, а затем начать работать с коллекцией. При описании почв можно использовать следующий план: название почвы; механический состав и структура; почвенные горизонты; процесс почвообразования; размещение на территории России; способы улучшения почвенного плодородия.

Гербарии, используемые в процессе обучения, можно разделить на две группы: выпущенные промышленностью и собранные на экскурсиях. Существует два типа гербариев, выпущенных промышленностью: в одних растения собраны независимо от их размещения, в других - по природным зонам, что предпочтительнее для изучения географии.

Гербарии, собранные учащимися, рекомендуется составлять на основе определенных критериев, например: гербарий древесных пород и кустарников, трав, природных сообществ, лекарственных растений, сезонных растений и т.д.

Использовать гербарии можно как в ходе объяснения нового материала, так и в процессе самостоятельной работы. Чаще всего гербарии используют во время изучения природных комплексов отдельных территорий. План работы с гербарными образцами связан с географическими условиями обитания растений, поэтому для их описания рекомендуется использовать следующий план: название; внешний вид растения; строение листа, цветка, семени; корневая система; почва, на которой произрастает; границы распространения; хозяйственное значение [1].

Изучение гербариев должно осуществляться в комплексе с географическими картами (карты растительности, природных зон и пр.), картинами, текстом учебника.

Стандартная коллекция засушенных растений, содержит 74 вида. Каждому виду посвящен отдельный лист гербария, на котором имеется цветной снимок растения, образец засушенной веточки, а в некоторых случаях и цветка. В гербарии растения могут быть представлены по природным зонам.

Зона тундры (береза карликовая, брусника, вороника, голубика, ива полярная, клюква, куропаточная трава, лишайник олений, мох торфяной, морошки).

Лесная зона: подзона тайги (береза, ель обыкновенная, лиственница, осина, пихта, рябина, сосна обыкновенная, сосна кедровая); подзона смешанных лесов (ветреница лютиковая, вяз, граб, дуб, клен, липа, ольха, орешник, черемуха обыкновенная, ясень).

Дальний Восток (актинидия, бархат амурский, дуб монгольский, лимонник).

Зона степей (горицвет весенний, качим метельчатый, ковыль, пион, рогоплодник, типчак, тюльпан, шалфей, чертополох крючковатый).

Зона полупустыни и пустыни (акация песчаная, верблюжья колючк, джузгун, карагач, осока вздутая, полынь приморская, саксаул, селин, солянка, тамариск, фисташка, шелковица).

Субтропики (абрикос, бамбук, бук, виноград, дуб пробковый, каштан, кипарис, лавровишня, маслина, миндаль, олеандр, падуб, плющ, рододендрон, рускус, самшит, тис, чайный куст) [2].

Гербарий можно использовать в 8 классе при изучении природных зон как в общем физико-географическом обзоре России, так и при рассмотрении растительности крупных территорий страны (Восточно-Европейской равнины, Дальнего Востока и т. д.).

Список использованных источников

  1. Каракулова, Д. Н. Натуральная наглядность в школьной географии / Д. Н. Каракулова, А. И. Суворова. – Текст : непосредственный // Профессиональный дебют – 2012 : сб. науч. ст. и практ.-ориентир. материалов / ред. О. И. Чикунова. – Шадринск : ШГПИ, 2012. – С. 292-297. – Библиогр.: с. 296-297.

  2. Матюшина, Е. В. Разработка урока географии по теме: «Минеральные ресурсы России и проблемы их использования» / Е. В. Матюшина. – Текст : электронный // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 29.05.2023).

  3. Решетник, М. Н. Проблемы продвижения музейной и школьной геологии среди учащихся старших классов / М. Н. Решетник, Д. Л. Старокадомский. – Текст : электронный // Жизнь Земли. – 2021. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-prodvizheniya-muzeynoy-i-shkolnoy-geologii-sredi-uchaschihsya-starshih-klassov (дата обращения: 29.05.2023).

Просмотров работы: 28