В настоящее время, каждый педагог задумывается, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие интереса школьников с помощью использования дополнительной литературы.
При организации процесса обучения по географии учителю необходимо планировать работу с учебной литературой как на уроке, так и самостоятельно. Однако в современной школе учителя не уделяют внимание работе с дополнительной литературой. А. С. Онегов отмечает, что дополнительная литература предназначена также для углубленного изучения теоретических основ предмета, овладения современными навыками. В обучении не всегда имеется возможность дополнить полученные учеником знания, они требуют дальнейшего развития [2]. Учебники не всегда могут в полной мере обеспечить понимание содержания предмета. Содержание усложняется от класса к классу в рамках обязательной учебной программы. Поэтому учебник не может быть единственным источником, из которого учащийся должен черпать знания. В этом случае важную роль играет самообразование, в котором заметную роль играет чтение дополнительной литературы.
Под дополнительной литературой понимают печатные источники, использование которых не предусмотрено учебной программой. К дополнительной литературе по географии будем относить периодическую литературу, энциклопедии, справочную литературу, научную и научно-популярную литературу, художественные произведения и т.д. [4].
В Большой энциклопедии определяется научно-популярная литература как произведение о науке, ее создателях, предназначенные для неспециалистов в данной области знаний. Научная литература рассматривается как особый вид литературы, рассказывающий о науке, научных исследованиях. В отличие от научно-популярной литературы научная литература раскрывает содержание с научной и документальной достоверностью [1].
Дж. Эллиотт и К. Кинг отмечают, что дополнительная литература также является источником популяризация научных знаний для широкого круга читателей. Использование дополнительной литературы необходимо для ознакомления с законами науки и методами их исследования. В учебном процессе дополнительная литература рассчитана на выборочное чтение и изучение. При использовании дополнительной литературы учащиеся приобретают наглядные представление об изучаемом материале [4].
В зависимости от степени обобщения научных сведений выделяются первичные научные произведения и вторичные. В первичных научных произведениях размещают сведения, которые получены в процессе исследования. Во вторичных произведениях размещают переработанную информацию первичных научных текстов. Все вторичные научные произведения разделяют, в зависимости от жанра, на собственно научный (академический) тип; информационно-реферативный тип; справочно-энциклопедический тип; научно-оценочный тип; научно-учебный тип; научно-методический (инструктивный) тип; научно-деловой тип.
К справочной литературе следует относить печатные работы, которые могут быть источником новой информации различного характера (научной, прикладной и т. д.), имеющей определённую структуру и форму изложения. В курсе географии можно использовать справочники по географии, минералогии, астрономии, экономике и т.д. Такую литературу отличает то, что она предназначена не для непрерывного чтения, а только для выборочного чтения. Если ученик нуждается в получении полной информации по изучаемому вопросу, то он может пользоваться справочником, где информация представлена в сжатой форме [1].
К источникам дополнительной литературы можно отнести и газетно-журнальную периодику. Она может быть источником знаний в экономико-географических исследованиях по изучаемым районам. Также интересны дневники полевых исследователей, путешественников. Использование дополнительной литературы в процессе обучения географии имеет важное значение.
1. Расширение знаний и кругозора по предмету география. Ученики могут узнать о новых открытиях в географии, познакомится с новыми исследованиями; могут узнать новые факты из области географических наук.
2. Повышение мотивации к обучению на уроках географии. Дополнительная литература по географии может вдохновлять учеников на изучение новых сторон географии, расширение кругозора и развитие профессиональных навыков [5].
3. Углубление понимания отдельных тем в области географии. Для более глубокого представления о странах и народах можно использовать энциклопедии «Страны и народы», где более подробно описаны регионы Африки, Америки, Евразии и т.д. Географический образ страны, ландшафта, определенного географического объекта создается путем непосредственного восприятия объектов и явлений действительности на основании научно-популярной литературы [3].
4) Развитие критического мышления. При чтении дополнительной литературы ученики знакомятся с различными точками зрения, могут их анализировать и сравнивать, происходит осмысление нового материала, развитие эмоционального интеллекта и умения поставить себя на место другого человека.
5) Связь теоретических знаний с практическими исследованиями. При знакомстве с описанием инструментов и приборов в дополнительной литературе учащиеся в дальнейшем могут закрепить навыки обращения с простейшими геодезическими инструментами, такими как компас, нивелир, рулетка, метеорологическими приборами. В дальнейшем это поможет сформировать представления о таких географических профессиях как геодезист, геолог, геоморфолог, гидролог, картограф, метеоролог, почвовед и других.
Дополнительная литература значительно обогащает учебный процесс и способствует развитию образования и самообразования, помогает выйти за рамки предмета географии, быть самостоятельным и уверенным в своих суждениях. Таким образом, книга остается важным средством развития и воспитания ребенка на протяжении всего курса географии. Она позволяет наряду с новыми технологиями поддерживать высокий уровень знаний и раскрываться глубинным пластам личности.
Список использованных источников
Амбарцумова, Э. М. Чтение и понимание текста как средство достижения метапредметных результатов в условиях обновления школьного географического образования / Э. М. Амбарцумова. - Текст : непосредственный // География в школе. – 2018. - № 5. - С. 33– 41с.
Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики : учеб. пособ. для слушателей ФПК, директоров школ и студ. пед. ин-тов / под ред. М. Н. Скаткина. – М. : Просвещение, 1982. – 319 с. – Текст : непосредственный.
Самигуллина, Г. С. Методика преподавания географии : учеб. пособие для вузов : для студентов, обучающихся по гуманитар., естественнонауч., пед. направлениям / Г. С. Самигуллина. – Москва : Юрайт, 2021. – 170 с. – Текст : непосредственный.
Чатаева, М. Ж. Работа с учебников и дополнительной литературой на уроках географии / М. Ж. Чатаева. – Текст : электронный // Роль инноваций в трансформации современной науки. Сб. ст. международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2016. – С. 178–181. - Режим доступа: по подписке ШГПУ. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27407670 (дата обращения: 16.05.2023). – Текст : электронный.
Якубовская, Н. А. Использование литературных произведений на уроках географии для формирования географических образов и представлений / Н. А. Якубовская. – Текст : электронный // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Языкознание и литературоведение. – 2022. – №2. – С. 280-294. - Режим доступа: по подписке ШГПУ. – URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.05.2023). – Текст : электронный.