в, требующих гармонии между физическими и психологическими аспектами. Голосовой аппарат исполнителя подчинен не только физиологическим процессам, но и психологическим воздействиям. Как пение влияет на наше моральное состояние, так и наши эмоции и переживания влияют на качество нашего звука. Пение имеет разные цели для разных людей. Оно может доставлять удовольствие и приносить удовлетворение самим процессом исполнения. Для других пение является способом установления связи со слушателями. Мы можем передать свои чувства и эмоции, создать особую атмосферу и затронуть чужие воспоминания. Однако, существует прямая зависимость между уровнем раскрепощенности певца и его способностью достучаться до слушателя. Когда вокалист чувствует себя скованно или неуверенно, его голосовой аппарат начинает быть напряженным, что сказывается на звучании. Эти зажимы могут быть вызваны стрессом, тревогой, недостатком уверенности или даже прошлым негативным опытом на сцене. Певец не осознает, что происходит с его голосом. В этот момент певец начинает волноваться и перестает концентрироваться на песне. Когда мы испытываем психологический зажим, обычно начинаем напрягать шею, плечи и лицевые мышцы. Это воздействие на голосовой аппарат приводит к изменению тонуса гортани, сужению голосовых связок и ощущению дискомфорта при пении. Это может привести к ограничению диапазона голоса, потере контроля над интонацией и даже к возникновению болевых ощущений.
Одним из главных психологических зажимов, влияющих на голос вокалиста, является стресс. Стрессовые ситуации могут вызывать негативные эмоции, а это может привести к повышенному напряжению мышц голосового аппарата. Из-за этого голос может звучать напряженно, атаки и фразы станут менее четкими и выразительными. Также стресс во время исполнения может привести к поверхностному дыханию, что снижает эффективность работы дыхательных мышц. Это, в свою очередь, может создать нестабильность в подаче воздуха к голосовым связкам, что сказывается на качестве звучания и выносливости голоса. Еще одним важным психологическим зажимом является страх. Он может возникать из-за негативного опыта исполнения певца, например, после провала на сцене или критических отзывов. Страх может сказываться на эмоциональном выражении исполнителя. Он влияет на способность передать эмоциональное содержание произведения и устанавливает барьер между артистом и аудиторией. Страх перед ошибками или неудачей может сделать голос менее выразительным и убедительным.
Еще одним психологическим фактором, влияющим на работу голосового аппарата вокалиста, является низкая самооценка. Низкое чувство собственной ценности и недостаток уверенности могут привести к сужению голосового диапазона, ухудшению техники исполнения и голосовой мощности. Низкая самооценка вокалиста может быть связана с несколькими факторами:
1. Негативным опытом или отрицательными комментариями: Если вокалист сталкивался с отрицательными оценками своего вокала, это может повлиять на его уверенность и уверенность в своих способностях.
2. Сравнение с другими вокалистами: Постоянное сравнение с другими профессиональными вокалистами, особенно теми, кто считается успешным, может вызвать чувство недостаточности и низкую самооценку.
3. Неприемлемые стандарты красоты: Вокалисты часто сталкиваются с высокими стандартами красоты и представлениями об идеальном звучании, что может вызвать сомнения в собственных возможностях.
4. Отсутствие поддержки и понимания со стороны близких, педагога: Если у вокалиста нет в окружении людей, которые верят в его талант и поддерживают его.
5. Отсутствие практики и обучения: Недостаток практики и обучения может привести к неуверенности в своих навыках и, в конечном счете, к низкой самооценке.
Многие психологические проблемы преследуют нас из детства. Нам часто приходилось выступать на семейных мероприятиях, даже если мы сами этого не хотели. Мозг воспринимал такие ситуации как неудобные и дискомфортные. Кроме того, мы привыкли слышать фразу «Тихий ребенок – воспитанный ребенок». Родители часто стараются успокоить своих детей, говоря «не кричи», «не вой», «будь тише». Аналогичная ситуация может возникнуть, когда ребенок начинает высказывать своё мнение и сталкивается с возражениями от взрослых, которые более опытны и влиятельны. Это может проявляться в фразах типа «ты ещё маленький», «тебя не спрашивают». Все эти ситуации на подсознательном уровне воспринимаются как «неблагоприятные» и могут вызвать страх наказания. Мозг автоматически блокирует органы, которые могут привести к подобному исходу. В результате у нас возникает «ком» в горле при пении, когда физиологических нарушений нет, но мы не можем свободно произносить звуки. Психологические травмы из детства и комплексы, связанные с ними, постепенно переносятся в нашу взрослую жизнь. Мы испытываем страх перед суждением других людей и, в большей или меньшей степени, зависимы от их мнения. Мы сознательно или бессознательно стремимся получить одобрение и поддержку от других.
Существует несколько видов физических зажимов при пении:
- Иногда, во время пения наши губы бессознательно растягиваются, создавая ощущение улыбки. Звук меняется, становится сдавленным и фальшивым.
- Одной из распространенных реакций на стресс становится стискивание зубов, а после этого и сжатие челюсти. Снять напряжение может только полное расслабление. Для этого необходимо перестать петь и просто подвигать челюстью в разные стороны.
- Так же в преподавательской деятельности часто можно столкнуться со сдавленной гортанью. От такого зажима часто помогает «зевок» и «смех». Это поможет расслабить гортань.
Осознание и преодоление психологических и физических зажимов - это важный шаг для певца, который хочет развивать свой голос и достичь своего полного потенциала. На этом этапе может помочь работа над уверенностью, самопринятием и релаксацией. Техники дыхания и растяжки голосового аппарата также могут быть полезными для снятия психологического напряжения. В свою очередь, психологические зажимы могут быть преодолены через пение в безопасной и поддерживающей среде. Работа с вокальным тренером может помочь найти подходящие техники и снять психологическое напряжение. Также важно помнить, что осознание своего голоса и признание его уникальности являются важными шагами в улучшении пения.
Подведем итог. Влияние психологических и физических зажимов на голосовой аппарат при пении является реальным вызовом для многих певцов. Однако, с помощью правильного понимания проблемы, осознанной работы над собой и сопровождением опытного специалиста, певец может преодолеть эти проблемы и достичь своих целей в пении.
Список литературы
Вострецов С. Как психологические и физические зажимы влияют на голос? URL: https://vk.com/@workshop_of_voice-kak-psihologicheskie-i-fizicheskie-zazhimy-vliyaut-na-golos (01.02.2024).