При анализе любого музыкального произведения его можно структурно разделить на три отдельные составляющие: мелодия, гармония и ритм. Так или иначе, человеческий мозг воспринимает музыку с учётом этих трёх компонентов. Даже одноголосная мелодия без сопровождения имеет опорные точки, где ясно подразумевается определённый гармонический элемент (например, в мелодии «соль ре фа си - до до ми до» без труда слышится разрешение доминантового диссонирующего аккорда в тонический). С первыми двумя составляющими всё кажется простым и понятным – они либо есть, и человека могут назвать профессионально пригодным для профессионального обучения музыке, либо их нет, и абитуриента вежливо просят пересмотреть свои амбиции и найти специальность согласно его навыкам. С ритмом дело обстоит немного интереснее. Конечно, неспособность музыканта ритмически воспринимать музыкальный материал будет служить для него камнем преткновения на продолжении всего творческого пути, но, тем не менее, далеко не всегда это является веским доводом в отказе в обучении или предоставлении рабочего места по специальности. В данной работе будет рассмотрены особенности и отличительные черты ритма как явления, какие могут быть проблемы у музыканта-исполнителя, связанные с ритмом и какими методами их можно разрешить, если это возможно.
Для начала стоит определить понятие ритма. Согласно «Большой российской энциклопедии» «ритм (от латинского – течь, струиться, растекаться и т. д.) – это организация музыки во времени, ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей – звуков и пауз» [1]. Само по себе это определение не самое многогранное, но в контексте данной работы оно вполне исчерпывающее. Не менее важно обозначить, что такое ритм на уровне человеческого мозга, как он воспринимается, обрабатывается и какую важную функцию для выживания он выполняет.
Главными участками мозга, ответственные за восприятие ритма как внутри организма, так и из окружающего мира, являются мозжечок и базальные ганглии. Из интересного следует выделить, что мозжечок так же принимает активное участие в контроле координации и вестибулярного аппарата, а базальные ганглии контролируют моторику в целом и активируются при автоматизации определённых двигательных действий, то есть они, по сути, ответственны за закрепление двигательных привычек. Также и мозжечок, и ганглии – это самые близкие участки по отношению к стволу головного мозга, а тот, в свою очередь, прямо соединяется со спинным мозгом. Ряд этих факторов даёт понять, что чувство ритма у человека напрямую связаны с движением, с соматической системой. И это действительно доказано простейшим наблюдением: при прослушивании музыки с ясным, чётко различимым ритмом практически у каждого человека начинает двигаться одна из частей тела в такт этого ритма. Это может быть и рука, и нога, и голова, и даже всё вместе. На первый взгляд такая реакция организма может показаться бессмысленной или даже комичной, будто она никоим образом не служит для цели выживания или размножения. Но при более детальном анализе становится понятно, что это самое что ни на есть яркое проявление живого организма к адаптации к внешней среде. Наш организм на подсознательном уровне сканирует и анализирует окружающую обстановку и пытается всеми доступными способами подстроиться под неё, чтобы не выделяться на её фоне. Это нужно как для хищников, чтобы слиться с окружением при охоте на добычу и не выдать своё местоположение, так и для травоядных, чтобы не привлечь дополнительное внимание к себе. Если на фоне спокойного пейзажа, просторного поля что-то начнёт резко двигаться, бежать на огромной скорости, оно соберёт на себе всё внимание окружающих, - аналогичная ситуация и со статичной фигурой на фоне активной, бурной, штормовой картины. У более развитых в социальном плане организмов появляется ещё один вид использования ритма – сигнал об опасности. Приматы используют подручные материалы, вроде палок и камней и оповещают рядом находящихся собратьев о приближающемся хищнике. Причём это не единичные отбивания, словно кто-то споткнулся или где-то отломалась ветка, а весьма активные, в некотором смысле, агрессивные, быстрые удары, продолжающиеся относительно долгое время – при таких условиях сигнал точно не останется незамеченным.
То есть, очевидно, что чувство ритма в человеческом организме не ограничивается лишь на уровне музыкального восприятия. В целом говоря, всё наше тело работает согласно его внутреннему расписанию, у каждого есть свои биологические часы. Сердце всегда сокращается с учётом текущего состояния организма – медленный ритм при спокойной обстановке, быстрый при стрессе. В таком же режиме работает и дыхание. У многих появляется желание спать в определённый час суток в независимости от освещения, так же и с желанием поесть или восполнить запас воды. Более того, из триады составляющих на примере с животными становится понятно, что ритм закрепился в системе нашего восприятия гораздо раньше, а, следовательно, прочнее, чем мелодия и гармония. И для музыканта с «ритмическими» проблемами это не есть хорошо.
Чем прочнее элемент закреплён в мозге, тем менее он подвижен, менее гибок, его труднее изменить. Мелодия, или звуковысотность, развилась гораздо позднее и для выживания используется реже (по сути лишь для примерного определения размера хищника, но и то – грамотный охотник не будет издавать лишних звуков). В социальной среде она появилась и вовсе относительно недавно, если рассматривать эволюцию живых организмов в более широком масштабе. Поэтому проблему с музыкальным слухом решить сравнительно проще. С ритмом же всё сложнее. Многие музыканты методисты и педагоги часто сходятся на мнении, что его нельзя исправить, в лучшем случае «надрессировать» ребёнка, десятки раз повторяя одно и то же место, пока оно не начнёт получаться. А если обратиться в интернет-библиотеки с поиском материала касательно методик решения проблем с ритмом, то кроме лекарств от аритмии сердца не удастся ничего найти. Это не значит, что информации нет нигде. Так или иначе, эта проблема затрагивается во многих научных трудах, связанных с музыкой, но крайне сложно найти работу, где ритм предстаёт как главная тема. Мало изучен этот вопрос и в чисто неврологической и биологической среде. Звуковысотность часто разбирается в параграфах о слухе, в своей отдельной теме, но ритм не закрепляется за определённым рецептором человека. И зрение, и слух, и вся тактильная система распознают ритм, а потому он часто упоминается вскользь и его суть не раскрывается.
Перечисленные обстоятельства могут склонить к пессимистичным выводам, словно есть только трудности, а решений не предвидится. Так многие музыканты и воспринимают данную проблему. «Если есть, то есть, а если нет, то что поделать». Но как говорилось выше, за обработку ритма в целом отвечают структуры в мозге, которые ответственны и за координацию с формированием привычек. Это даёт почву для надежды. Ведь человек вполне себе легко может улучшить вестибулярный аппарат. Есть огромное множество упражнений для этого, есть доктора, которые специализируются конкретно в данной области. Всё это говорит о том, что в мозжечке и базальных ганглиях нейроны вполне себе подвижны и гибки. Если можно подправить способность человека стоять ровно на двух ногах, ориентироваться в пространстве и не терять сознание при резких разворотах, то можно попробовать и исправить проблему с ритмом.
Здесь возникает новый вопрос: а что это за проблемы и почему их стоит исправлять? Во-первых, без ритма нет музыки. Так как он получил развитие раньше и устроен глубже, он буквально раньше и воспринимается нашим мозгом во время прослушивания музыки. Сначала сигналы извне обрабатываются и перекодируются в мозжечке, только потом идёт процесс обработки звука и его высоты в коре и лимбической системе. Без ритма у музыки нет структуры, нет фундамента. Известно, что слишком медленную музыку, где промежуток между опорными точками (сильными долями) занимает более 10-ти секунд, наш мозг воспринимает с большим трудом, ему не удаётся объединить звуки в единую систему, музыкальный материал начинает распадаться. Следовательно, проблему ритма игнорировать нельзя.
Во-вторых, любая проблема тратит дополнительное время и усилия. Да, педагог может «дрессировать» ученика играть с рук, разучивать одно и то же место несколько уроков подряд, и это принесёт свои плоды. Но результат несоразмерен ресурсам, потраченным на его достижение. И что хуже всего – здесь нет никакого элемента развития, обучения. В другом произведении придётся делать то же самое, на следующее полугодие ещё раз, и так в течение всей музыкальной школы, а потом у другого педагога в училище. В консерваторию уже не пустят. А ведь самая важная составляющая обучения любому виду деятельности – это способность переносить наработанные навыки с одного, в данном случае, произведения на другое.
И в-третьих, это неспособность музыканта существовать в ансамбле. Практически любой исполнитель рано или поздно обнаружит себя в коллективе других таких же музыкантов. Даже солист играет под сопровождение фортепиано. Сольный пианист же нередко играет с оркестром. Фальшивые ноты пережить можно. И хотя это звучит некрасиво, но хотя бы понятно, что не так, и каким образом это можно исправить (банально повысить или понизить тон в определённом месте), а пианисты и вовсе лишены подобных проблем. Но если кто-то выбьется и ритмической сетки, то это развал по всем параметрам – разумеется, будет и фальш, так как ноты играются не те, это будет сбивание ритма у других музыкантов, так как у некоторых начнёт работать адаптация к проблемному исполнителю, из-за которого случилась ошибка, и на репетиции даже не будет понятно, что вообще произошло, а на концерте будет очень тяжело сориентироваться и восстановить ансамбль.
Итак, обозначена проблема, её вводные, исходные, её можно и нужно исправлять при её обнаружении. Как это сделать? – На самом деле здесь работают те же принципы, как и со всеми другими видами деятельности. Далее будут приведены примеры упражнений. Автору данной работы не удалось найти хоть что-нибудь в русскоязычной части интернет пространства, поэтому опираться он будет исключительно на свой опыт в сочетании с данными из других сфер деятельности.
Упражнение 1. Когда у нас не получается что-либо сделать в подвижном темпе, будь то виртуозный пассаж, то скачок на несколько октав без потери тембра и интонации, будь то даже бег на короткое расстояние, мы начинаем сбавлять обороты, чтобы мозг успевал обработать информацию. С ритмом ситуация противоположная. При излишне медленном темпе перестаёт правильно работать кратковременная память – она нужна для объединения звуков в единую систему. За длительный промежуток времени человек просто забывает, что было до, как оно развивалось и каким образом пришло в текущее положение. Поэтому если возникли трудности с восприятием ритма, можно попробовать сыграть место немного быстрее. Особенно это полезно в кантиленной, медленной музыке, где чередуются триоли, квартоли и квинтоли. У большинства нет проблем в умещения разных группировок длительностей в ритмическую сетку в быстром темпе. Это происходит автоматически. Но в медленном играть тяжело практически всем. Поэтому имеет смысл попробовать данный способ. Часто хватает всего одного раза. Если поначалу не получается, можно попробовать взять темп ещё быстрее и возвращаться в исходный постепенно.
Упражнение 2. Разделить ритмическую сетку ровно в два раза, то есть, отсчитывать не по четвертям, а по восьмым и аналогично с другими длительностями. Это, наверное, даже необходимый способ для ориентирования в медленной музыке. Опять же, если в произведении указан размер шесть вторых и сильно сбросился темп, то отсчитывать половинные чрезвычайно сложно. Можно попробовать четверти, или даже восьмые (деление будет уже четырёхкратное). Но в большинстве случаев следует использовать этот приём только как упражнение на репетиции, для обозначения ритма для себя. Дело в том, что сильные доли в произведении выбираются не просто так. Есть размер 2/2 и есть 4/4. С одной стороны, они полностью идентичны друг другу, а математически и вовсе равны. В обоих случаях в такт умещается восемь восьмых. Но композиторы не просто так выбирают размер, не наугад и не по вкусу. Всё связанно с чередованием сильных и слабых долей. В размере 4/4 сильных долей две – первая и третья, поэтому в пределах одного такта музыка более размеренная, у неё целых две опоры. А в размере 2/2 сильная доля только одна, поэтому создаётся ощущение более быстрого движения, более компактного выражения мысли. И когда музыкант-исполнитель неправильно трактует метр, музыкальная ткань приобретает соответственно некорректный вид. Либо появляется суета, либо движение как бы «вязнет», чувствуются постоянные остановки через каждый шаг. Поэтому деление сетки полезно как тренировка, но может быть губительно в концертном исполнении. Безвредно же оно, когда нужно долго тянуть одну ноту – здесь можно делить хоть в 8 раз.
Упражнение 3. Это уже вариант разминочного характера. Всем положено с утра играть или петь гаммы. Причем желательно сначала их играть медленнее (вокалистам и духовикам даже следует начинать с длинных звуков). И гаммы можно сыграть всеми возможными ритмическими способами. Квартолями, септолями, пропуская сильные доли, в размере 2/4, 16/8, 23/16 – как угодно. А как именно – здесь уже зависит от личных проблем исполнителя. То есть, нужно вспомнить, в каком произведении и в каком конкретно ритмически сложном месте возникли трудности, и перенести ритм на простую гамму. Таким образом достигается результат по двум сферам – происходит разминка мозжечка, как бы «зарядка с утра» для этой части мозга, и также напрягаются базальные ганглии, которые учатся и запоминают сложные для исполнения места, а с ежедневной практикой результат будет закрепляться в мозгу, и его можно будет переносить на исполняемые произведения. Разумеется, данное упражнение (в принципе и все остальные) следует играть только с метрономом, причем начинать с деления на более мелкие длительности, затем переходя в основной размер.
Упражнение 4. Это более креативный способ, но не лишенный смысла. Очень часто достаточно простые вещи нам кажутся сложными в виду отсутствия опыта работы ними. Но стоит попробовать, немного попрактиковаться и… они могут начать казаться ещё тяжелее. Однако если доведётся встретиться с ещё куда более трудной проблемой, то всё, что было до этого, начнёт казаться мелкой неприятностью. Атлет, который поднимает штангу в сотню килограмм, не испугается гантели весом в 30 килограмм. И идея данного упражнения: самому показать себе, насколько это место, которое кажется неисполнимым, на самом деле очевидно, просто и понятно в плане игры. Нужно взять музыкальный отрезок с умеренно сложным ритмом и сделать его неумеренно сложным – поменять сильные и слабые доли местами, добавить пунктир там, где его не было, большие длительности исполнять быстро, а малые, наоборот, растягивать. Сперва это будет крайне тяжело, мозг не будет успевать обработать так много данных: и сыграть мелодию, и помнить изначальный ритм, и переставить его на новый, и ещё его нужно исполнить. Для первых попыток не лишним будет сначала записать свои изменения, но с практикой появится навык делать это на лету. И на самом деле – это упражнение представляет собой основной способ импровизации. Джазовые музыканты именно за счёт ритмической перетасовки развивают свои длительные каденции. Если сильно изменить мелодию, она станет неузнаваемой, но ритм можно менять гораздо более свободно (но тоже в пределах дозволенного).
Упражнение 5. Играть джаз. Тут всё просто: джаз и есть собирательное явление всех выше описанных упражнений. Здесь и смещение сильной доли на слабую (причем нередко на «очень» слабую долю: смещение происходит не на последующую четверть, а на восьмую или даже шестнадцатую), и чередование группировок, и нестандартные группировки (вроде 11:2, где нужно 11 шестнадцатых уместить в половинную), и необычные варианты ритма, где четверть с двумя точками может оказаться на второй восьмой в размере 4/4. Ни одна соната Моцарта не покажется чем-то тяжёлым после пьесы Франка Заппы. Другой вопрос – с какого произведения начать и как часто его играть. Здесь тоже всё зависит от желаний и особенностей исполнителя, насколько велика его проблема с ритмом, как остро он её воспринимает. Конечно, не стоит начинать со сложных оркестровых партий, где в придачу к имеющимся трудностям добавляется много пауз, да и в одиночку такое изучать не интересно. Можно взять знаменитое соло. Для вокалистов подойдёт почти любая песня, исполненная Франком Синатрой – сейчас это уже джазовая классика, и ритм в них не особо сложный. Достаточно открыть любой цифровой ресурс, где много музыкальных композиций (Youtube, Вконтакте), и написать в строке поиска название своего инструмента и «джаз соло», желательно на английском языке (найдётся больше результатов). На Youtube нередко вместе с аудио показывается и нотная запись отрезка, исполняемого прямо сейчас, то есть, можно играть прямо с видеозаписи, и слушать её и тут же читать ноты с экрана. Так можно не только работать конкретно с проблемой ритма, но и расширить свой музыкальный кругозор, может, даже найти пару интересных для себя композиций, которые захочется потом постоянно переслушивать.
Подводя итог, ритм, и хотя является относительно малоизученной темой, особенно если сравнивать с другими музыкальными категориями, но при этом он не представляет собой нечто непостижимое, что-то слишком трудное для изучения и анализа. Равно как он не является неисправимым компонентом у музыканта. Научные открытия в области нейробиологии демонстрируют, что человеческий мозг обладает практически бесконечностью гибкостью. Для нас нет ничего невозможного, в любом возрасте можно выучить новый язык, освоить новый вид деятельности, можно даже и предотвратить ослабевание старых функций, ослабевание памяти. Это требует усилия и постоянного контроля самого себя, после сорока лет организм снимает все гарантии, и человеку остаётся полагаться лишь на собственную совесть, прилагать большее количество усилий, искать новые способы развития и улучшения имеющихся талантов и искоренения преград, мешающих талантам проявлять себя. Ритм не должен мешать острому слуху и способности различать сложнейшую гармонию, он не должен быть причиной, по которой страдает педагог и ученик из урока в урок. И если уделять ему внимание, постоянно улучшать его и не забывать поддерживать форму, то проблем ритма у музыкантов-исполнителей не будут.
Список литературы
Большая российская энциклопедия. Том 28. М., 2015.
Кирнарская Д. О способностях, одарённости и таланте. М., 2021.
Файзеева Л. Как музыка воздействует на мозг. URL: https://e-vid.ru/kultura/161221/kak-muzyka-vozdeystvuet-na-mozg (01.02.2024).
Калиниченко С., Мотавкин П. Кора мозжечка. М., 2005.
Худайбердиев, Х. Нейрохирургическая анатомия чёрного вещества головного мозга: автореф. дисс. … канд. мед наук. Л., 1970.