ПРОБЛЕМА ПРОКРАСТИНАЦИИ В ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКАНТА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПРОБЛЕМА ПРОКРАСТИНАЦИИ В ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКАНТА

Короткиева Э.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Прежде чем обозначить суть данной проблемы, стоить поговорить о самом понятии «прокрастинации». Простым языком, прокрастинация – это откладывание важных дел и заданий «на потом». Она проявляется в различных сферах и всегда носит деструктивный характер. Её так же часто принято считать проявлением лени и отсутствием мотивации, тогда как на самом деле причины могут лежать глубже. Основное проявление данного явления состоит не столько в безделии, а в оттягивании свершения одного конкретного, особо важного, сложного и трудоемкого действия под любыми доступными предлогами. Например, это может быть выполнение простых, но не приоритетных задач, быстрая потеря концентрации при работе и переключение внимания на что-то ещё, ожидание «вдохновения», «особого настроения» или «правильного времени», прежде чем начать работу.

Говоря о специфике домашних занятий музыканта, она чаще всего проявляется как типично для прокрастинации вообще (было перечислено выше), так и специфично, относительно именно творческой музыкальной деятельности. Например, это может быть разучивание не связанного с нужной программой, более легкого произведения, либо же повторение уже получающегося, небольшого фрагмента, без продвижения в дальнейшем нотном тексте.

Разобравшись с вариантами проявления прокрастинации в домашних занятиях музыканта, можно перейти к поиску путей её искоренения. Первый шаг, который рекомендуют сделать психологи – выявить и признать наличие проблемы. Существует ряд рекомендованных путей для преодоления прокрастинации, который будет рассмотрен и интерпретирован в контексте домашних занятий музыканта. Лучше выбрать какое-то одно или несколько направлений, а не использовать все их сразу:

  1. Научиться получать удовольствие от текущих, сложных задач. Когда музыка произведения, над которым предстоит работать, нравится, то и работать над ним проще. Это приносит удовольствие от самого процесса игры. Бывает и так, что музыка никак не ложится на слух и не вяжется с вашим пониманием о прекрасном, но педагог упорно не хочет менять программу. Стоит попытаться глубже понять данное произведение, заложенную в нем гармонию, виртуозные приемы и необычные техники – всё, что может привлечь внимание и быть интересным. Если же музыка ни под каким предлогом не нравится, то стоит всерьез задуматься о смене программы.

  2. Готовьтесь заранее, планируйте свою деятельность. Рекомендуется распланировать день, специально выделив в нем время для сложного задания – в данном случае домашнего занятия музыкой. Выпишите список дел, которые необходимо сделать, составьте расписание на день, выделив время специально для занятий. У вас не останется выбора, кроме как сесть, и в назначенный промежуток позаниматься.

  3. Разбивайте дело на кусочки и делайте по одному за раз. В музыкальной специфике невозможно за один присест объять всю сложную программу, которую запланировал педагог. Для облегчения, стоит разделить произведение на фрагменты, руководствуясь возможной повторностью элементов или наоборот различиями в фактурном, тональном или техническом отношении. Уделяя день на разучивание одного определенного небольшого фрагмента, вы быстрее и проще продвинитесь к своей цели, нежели будете охватывать каждый раз произведение полностью, но поверхностно.

  4. Скажите «нет» тем делам, которые мешают на пути к цели. Любые факторы, преграждающие процесс домашних занятий могут подождать. Если вы уже сели разбирать программу и работать над произведениями, то не следует отвлекаться на возникающие бытовые дела или думать об ином не сделанном задании. Сосредоточьтесь на процессе, тогда он пойдет проще и быстрее.

  5. Забота о себе. Пожалуй, самый сложный, но действенный пункт, который касается не только домашних занятий музыканта, но и прокрастинации вообще. Согласно исследованиям, полноценный сон, здоровая еда и упражнения повышают работоспособность. Откладывая сон ввиду различных причин, мы получаем недосып, который снижает концентрацию и приводит к прокрастинации. Впоследствии, когда придет время сна, тревожность, вызванная незавершенным делом, не даст своевременно заснуть, что создаст порочный замкнутый круг…

  6. Прощать себя. Как ни парадоксально, но исследования показали, что прощение за прокрастинацию уменьшает её количество впоследствии. Самопрощение замещает негативные эмоции, благодаря чему позволяет двигаться дальше, а не зацикливаться на чувстве вины.

  7. Просто начать. Всегда тяжело заставить себя начать, но в процессе вы уже не сможете остановиться, пока не будет достигнут какой-то результат.

Подводя итог, необходимо отметить, что прокрастинация – это серьезная проблема, которая может негативно сказаться на успехе в различных сферах жизни, включая творческую музыкальную деятельность. В особенности же критически пагубно она влияет на качество домашних занятий музыканта. Разобравшись с рядом проявлений данного понятия и приняв её, стоит принять во внимание ряд путей преодоления этой проблемы. Применение описанных в данной работе простых, но эффективных стратегий может помочь преодолеть прокрастинацию и достичь успеха и плодотворного результата в самостоятельных домашних занятиях музыканта.

Список литературы

  1. Барабанщикова В., Марусанова Г. Перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности // Национальный психологический журнал. – 2015. – №4. – С. 130–140.

  2. Ковылин В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2013. – №2. – С. 22–42.

  3. Калинина Т., Кудачкин Д. Феномен прокрастинации: современные исследования // Приволжский научный вестник. – 2016. –№11(63). – С. 84–88.

Просмотров работы: 13