ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ СЕМИОГРАФИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ МУЗЫКИ ДЛЯ ПРИХОДСКИХ ХОРОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ СЕМИОГРАФИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ МУЗЫКИ ДЛЯ ПРИХОДСКИХ ХОРОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Кондратьев М.Д. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интерес, который всё больше проявляется в России к знаменной и византийской церковно-певческим традициям, – попытка поиска подлинного уставного пения. Она возникла из-за несоответствия певческого репертуара современных приходских хоров сущности богослужения. Византийская же литургическая музыка, самые ранние образцы которой датируются VIII в., обладает ярко выраженным церковным характером, впитавшим в себя многовековой молитвенный и аскетический опыт святых гимнографов. Она способна возводить ум человека от плотского к духовному, собирает его для молитвы и концентрирует внимание на её словах.

Известно, что ни византийские, ни древнерусские знаменные песнопения не могут быть точно переданы пятилинейной нотной системой. Всякое переложение лишает их самого драгоценного – в многовековом опыте Церкви обретённого и с молитвой сопряжённого интонирования. «…Знакомство с семиографией пения Греческой Церкви настоящего времени далеко не является чем-то совершенно излишним…так как Церковь эта есть мать нашей Русской Церкви не только по вере, но и потому, что от нея Русь вместе с христианством приняла и церковное пение, и первых певцов. Во всяком случае…для русских людей, так или иначе к церковному пению стоящих близко, ‑ странно было бы не желать этого знакомства…» – замечает протоиерей Д.В. Аллеманов [1, c. I-II].

Византийская церковная музыка не призвана доставлять чисто эстетическое удовольствие, но служит единственной цели – как можно лучше и полнее донести до молящихся смысл слов молитвы. Подобно тому, как в человеке связаны тело и душа, как в иконе – форма и цвет, так связаны между собой слова мелодии церковных песнопений. Всем певчим приходских хоров, которые интересуются уставной живой традицией восточной церковной музыки, «точное и верное исполнение которой поистине услаждает сердце и возвышает религиозное чувство благочестивых христиан» [2, c. 15], данная программа позволит освоить её теорию и обучиться пению по византийской нотации.

В основе программы лежит «Церковная византийская музыка» З. Пасхалидиса. Она рассчитана на полугодовой курс: 15 занятий по 2 академических часа, проходящих 1 раз в неделю и включающих в себя теорию, практику, упражнения и участие в богослужениях. Программа ставит своей задачей воспитание современного певчего в духе многовековой, канонической и живой традиции восточно-христианской Церкви.

Пройдя вышеописанный курс изучения семиографии византийской музыки, певчий, приобретя ряд умений, знаний и навыков, только лишь ступит на путь знакомства с величайшей сокровищницей под названием музыкальная культура Византии.

Темы и планы занятий

Занятие 1. Вводное

Теория: Дело певчего. – Элементарные правила, касающиеся обязанностей и поведения певчего. – Краткие сведения по истории древнегреческой и византийской музыки. – Церковная византийская музыка и составляющие её элементы. – Звуки. – Длительность. – Ритм. ‑ Звукоряд или диапазон (со всеми звуками). – Экфраси́я. – Марти́рии. – Двойной диапазон. – Система нотации византийской музыки. – Нотные знаки. – Историческое объяснение названий нотных знаков.

Упражнения на последовательное восхождение и нисхождение.

Занятие 2. Знаки

Теория: Система нотации византийской музыки. – Нотные знаки. – Историческое объяснение названий нотных знаков. – Соединение нотных знаков. – Знаки длительности. – Знаки, которые увеличивают длительность. – Знаки, которые разделяют длительность. – Знаки, которые разделяют и увеличивают длительность. – Неравное деление длительности. – Последовательный элафро́н. – Знаки экфраси́и. – Знаки аллитера́ции. – Фто́ры. – Хро́и. – Хро́и и их употребление. – Виды ме́лоса. – Методы выучивания песнопений.

Упражнения на прибавление длительности: с помощью кла́змы; с помощью кла́змы или апли́; с помощью дипли́; с помощью трипли́; с помощью апли́, стоящего под ипоррои́; с помощью паузы; с помощью двойной паузы; с помощью тройной паузы; с ифе́ном. Примеры употребления хрой.

Занятие 3. Лады

Теория: Лады. – Диатонический звукоряд гласа вари́с (третьего плагального гласа). – Гла́сы. – Исокра́тима.

Упражнения с разделяющими длительность знаками: с горго́ном; с горго́ном, стоящим при кенди́мате; с горго́ном при оли́гоне с кенди́матой под оли́гоном; с горго́ном под ипоррои́; с горго́ном при оли́гоне с кенди́матой над оли́гоном; на последовательный элафро́н; с ди́горгоном при оли́гоне с кенди́матой под ним и с ди́горгоном при ипоррои́; с исокра́тимой.

Занятие 4. Первый глас

Теория: Первый глас.

Практика: канон Пасхи, воскресные стихиры, подобны, «Честнейшую…», Великое славословие и Херувимская песнь 1-го гласа, подобны.

Упражнения на разделение длительности; с помощью горго́на; с помощью ди́горгона; с помощью три́горгона.

Занятия 5,6. Второй глас

Теория: Второй глас.

Практика: неизменяемые песнопения Литургии, воскресные стихиры, подобны, «Честнейшую…», Великое славословие и Херувимская песнь 2-го гласа, подобны.

Упражнения на последовательное повышение и понижение голоса с элементами выразительности: с петасти́; с кенди́матой; с кенди́матой, стоящей над оли́гоном; с кенди́матой, стоящей под оли́гоном, с ипоррои́; на сочетания, образованные с оли́гоном и петасти́.

Занятие 7. Третий глас

Теория: Третий глас.

Практика: воскресные стихиры, подобны, «Честнейшую…», Великое славословие и Херувимская песнь 3-го гласа, подобны.

Упражнения на понижение и повышение высоты звука знаками аллитерации; со звуками нижней и верхней области двойного диапазона.

Занятия 8,9. Четвёртый глас

Теория: Четвёртый глас.

Практика: воскресные стихиры, подобны, «Честнейшую…», Великое славословие и Херувимская песнь 4-го гласа.

Закрепляющие упражнения: с горго́ном; с ди́горгоном; с три́горгоном.

Занятие 10. Первый плагальный глас

Теория: Плагальный первый.

Практика: тропари по Непорочных, воскресные стихиры, подобны, «Честнейшую…», Великое славословие и Херувимская песнь 1-го плагального гласа.

Упражнения на разделение и увеличение длительности: с арго́ном; с ди́аргоном; с три́аргоном.

Занятия 11, 12. Второй плагальный глас

Теория: Плагальный второй.

Практика: воскресные стихиры, подобны, «Честнейшую…», Великое славословие и Херувимская песнь 2-го плагального гласа.

Упражнения на неравное деление длительности; на повышение и понижение на несколько ступеней: на две ступени; на три ступени; на четыре ступени; на пять ступеней; на шесть ступеней; на семь ступеней; на восемь ступеней; на различные сочетания.

Занятие 13. Третий плагальный глас

Теория: Плагальный третий.

Практика: воскресные стихиры, подобны, «Честнейшую…», Великое славословие и Херувимская песнь 3-го плагального гласа.

Упражнения со знаками экфраси́и.

Занятие 14. Четвёртый плагальный глас

Теория: Плагальный четвёртый.

Практика: воскресные стихиры, подобны, «Честнейшую…», Великое славословие и Херувимская песнь 4-го плагального гласа.

Упражнения на повторение.

Урок 15. Заключительный

Теория: Веде́ние времени (темп). – Выпадающие ме́лосы. – Системы. – Модуляции (мета́болы). – Основные правила записи византийской музыки.

Закрепление всего пройденного материала.

Терминологический словарь

Апи́хима (ἀπήχημα – «эхо») – краткая музыкальная фраза, которая пропевается перед началом мелодии и подготавливает ко вступлению в неё.

Апли́ (ἁπλῆ ‑ «простая» точка) – знак, продлевающий звучание на одну простую длительность.

Арго́н (ἀργόν – «медленный»), ди́аргон (δίαργον – «двойной аргон»), три́аргон (τρίαργον – «тройной аргон») – смешанные знаки, одновременно разделяющие и увеличивающие длительность.

Глас, ихос (ᾗχος – «звук») – определённая система в византийской музыке, имеющая определённые характеризующие её признаки: апихима, звукоряд, доминирующие звуки, кадансы, мартирии, особенности, тяготения.

Горго́н (γοργόν – «быстрое») – знак, разделяющий длительность на две равные доли и объединяющий два звука в одной длительности.

Ди́горгон (δίγοργον – «двойной горгон») – знак, разделяющий длительность на три равные доли и объединяющий три звука в одной длительности.

Дипли́ (διπλῆ ‑ «двойная» точка) – знак, продлевающий звучание на две простые длительности.

Ипоррои́ (ὑπορροή – «стекание») – знак, понижающий мелодию последовательно на две ступени.

Исокра́тима (ἰσοκράτημα – «сдержанность») – один или несколько протянутых звуков, на фоне которых звучит основная мелодическая линия.

Ифе́н (ὑφέν – «дефис») –знак, объединяющий два звука одной высоты.

Кендима (κέντημα – «удар снизу вверх») – знак, поднимающий скачком на две ступени.

Кенди́мата (κεντήματα – «две ке́ндимы») – знак, поднимающий мелодию на одну ступень.

Кла́зма (κλάσμα – «перелом») – знак, продлевающий звучание на одну простую длительность.

Марти́рии (μαρτυρίες – «свидетельства») – знаки, которые уточняют положение звуков.

Мета́бола (μεταβολή – «изменения») – модуляции, которые встречаются в мелодии.

Оли́гон (ὀλίγον – «небольшое») ‑ знак, поднимающий мелодию на одну ступень.

Петасти́ (πεταστή – «взмах крыла») – знак, поднимающий мелодию на одну ступень.

Три́горгон (τρίγοργον – «тройной горгон») – знак, разделяющий длительность на четыре равные доли и объединяющий четыре звука в одной длительности.

Трипли́ (τριπλῆ ‑ «тройная» точка) – знак, продлевающий звучание на три простые длительности.

Фто́ры (φθορές – «ущерб») – знаки, изменяющие лад, глас, звук и систему.

Хро́и (χρόες – «раз») – знаки, которые изменяют одновременно два звука звукоряда, не меняя при этом глас.

Экфраси́я (ἐκφρασία – «высказывание», «выражение») – выразительность.

Элафро́н (ἐλαφρόν – «лёгкое») – знак, понижающий мелодию скачком на две ступени.

Библиография

1. Аллеманов Д. Современное нотописание греческой церкви / Д. Аллеманов, А. Зверев – М.: Книга по Требованию, 2020. – 61 с.

2. Пасхалидис З. Церковная византийская музыка / Захариас Пасхалидис, Салоники, 1985. – Издательский дом «Святая Гора», Москва, 2004. – 144 с.

Нотный материал:

Из собрания «Величайшая сокровищница» псалта С. Астахова:

https://drive.google.com/drive/folders/1m4Yq6sTj62K7A0_kOndSlI8Bw7Fygn-o?usp=sharing

Аудиоматериал:

Византийский Хор - АКСИОН ЕСТИН:

https://www.youtube.com/@AXIONESTIN

Византийский хор Пахомий Логофет:

https://www.youtube.com/@byzantinechoir

Византийский хор Святой Лука:

https://www.youtube.com/@byzantinechoirekb

Псалт Серафим Астахов:

https://www.youtube.com/@SerafimAstakhov/featured

Holy Great Monastery of Vatopedi:

https://www.youtube.com/@monasteryofvatopedi/playlists

Просмотров работы: 21