КОНКУРС КАК ОСОБАЯ ФОРМА СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЫКАНТА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

КОНКУРС КАК ОСОБАЯ ФОРМА СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЫКАНТА

Илясова С.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конкурс – это соревнование, дающее возможность выявить наилучших из участников. Цель конкурса – сравнение мастерства участников. Музыкальные источники трактуют конкурс как соревнование музыкантов – исполнителей в виде концертных выступлений по заранее объявленным требованиям и условиям. Принимая участие в конкурсах, исполнитель начинает себя сравнивать свои достижения с достижениями других исполнителей и за счет этого, при удачном исполнении, повышает свою самооценку, а за ней и сложность исполняемой программы. Подготовка к конкурсу большой труд, к сожалению, одного навыка игры на инструменте будет мало. Необходимо найти и воспитать в себе бойца, умеющего долго работать, самостоятельно мыслить и работать над ошибками, а также выдерживать эмоциональные и физические нагрузки, не терять позитивный настрой, быть способным показать свои знания и навыки на практике.

Рассмотрим основные этапы подготовки к конкурсу:

1 этап. Выбор программы: Здесь важно найти то, что сможет раскрыть как индивидуальные творческие способности, так и технические.

2 этап. Ознакомление и разбор произведений: входящих в конкурсную программу с помощью педагога и прослушивания звукозаписи. Нужно узнать биографию композитора и историю создания исполняемого сочинения. Когда представление о произведении будет сформировано, можно начинать медленный и грамотный разбор нотного текста.

3 этап. Работа над отдельными фрагментами произведений: Это самый долгий этап, так как работа над фразами, артикуляцией и интонацией требует много времени и сил. Здесь успех состоит в том, насколько грамотно получилось разделить произведение на отрывки и составить порядок работы над ними. Каждый отрывок нужно играть с определенной целью: где-то это поиск подходящего звучания, где-то соблюдение метроритмических задач и рационального движения, но скорее всего, все вместе.

4 этап. Цельное оформление и исполнение произведения: На этом этапе нужно собрать все в что делили воедино и найти общий темп. Чтобы ощутить произведение цельным нужно уметь создавать единые фразы, мелодические линии и сделать соответствующую, контрастную динамику. Также на этом этапе важно научиться и понять, как входить в образ произведения еще до того, как прозвучала первая нота.

5 этап. Достижение готовности к конкурсному выступлению: На этом этапе важна уверенность и понимание готовности к выступлению, тогда будут сведены все риски плохого исполнения к минимуму.

Рассмотрим еще один очень важный аспект психологическую подготовку к конкурсному выступлению:

Конкурсное выступление – это важный и решающий момент в творческой жизни исполнителя, к которому идут не один год. Поэтому это является важным этапом в становлении музыканта-исполнителя, где переплетаются все важные навыки исполнителя: музыкальное мышление, слух, творческий домысел, технические навыки, память, сосредоточенность в работе над произведением и общая культура. Несмотря на весь процесс обучения и воспитания, который как правило происходит под чутким наблюдением преподавателя, итог выступления зависит от индивидуальных способностей исполнителя. Самочувствие, поведение на сцене во время исполнения, реакция на публику – все это происходит у каждого исполнителя по-своему. Часто происходят срывы, стресс, что в последствие накладывает психические травмы даже на очень одаренных музыкантов, после чего происходит отказ от выхода на сцену.

Выясняя причины таких срывов, происходящих с исполнителями на сцене, рассмотрим подробнее как решить проблему «раскрепощения» на публике. Волнение исполнителя от возможно непривычной обстановки, испуга, осознания ответственности и от боязни провала приводит его к тому, что он делает не все то, что задумывалось.

Помимо отвлекающих факторов, при выходе на сцену выступления требуют эмоционального и энергетического выкладывания от исполнителя, поэтому важно мобилизовать все свои возможности, энергию и умело их расходовать. Внимание необходимо тренировать, для этого нужно играть программу целиком несколько раз подряд, при этом стараясь концентрировать внимание, не допуская чрезмерных энергетических затрат. Очень важно не допустить эмоционального выгорания. Чтобы этого не произошло, нужно заранее помнить об этом, давать себе отдых, и самое главное если отдыхаете физически, проследить за тем, чтобы и эмоционально тоже отдыхать. Главное не переживать от того, что Вы «лежите и ничего не делаете», порой в таких ситуациях это лучшая стратегия.

Наиболее частый случай, это когда исполнителя на сцене подводит память, работа нашей памяти зависит от индивидуальных способностей и от того, как именно мы запоминали то или иное. К индивидуальным способностям относится слух, чувство ритма и способность эмоциональных переживаний. И если в процессе запоминания все было выстроено правильно, и в запоминании задействовалась слуховая, зрительная, мышечная и логическая память, то потерь быть не должно. Учить произведения всегда нужно правильно, начиная с выяснения самых неудобных технически и гармонически мест и качественно анализируя весь нотный текст.

Есть еще один важный момент, про который не стоит забывать. Когда мы дома «не в полную силу» проучиваем текст, как бы упражняясь. В этом нет ничего плохого, но во всем нужен баланс, чтобы произведение не превратилось просто в упражнение или этюд, после этого его нужно собирать и пытаться играть в темпе с ощущениями почти как на концерте. Весьма важно в процессе подготовки к конкурсу играть на «маленькой публике», например, перед родными, друзьями, а еще лучше перед конкурентами. Подобных примеров можно привести еще очень много, но самое главное, что все это является тренировкой нервных процессов, в результате которых развивается устойчивость ко всем препятствующим факторам и выступление становится привычным и даже праздничным.

Не стоит забывать про техническую сноровку, если в ней присутствуют пробелы, то над этим нужно постоянно работать, так как это может привести к скованности в мышцах, дрожанию рук и к их непослушанию. Где бы не возникало напряжение оно всегда будет негативно сказываться на игре музыканта. Поэтому очень важно не брать программу, которая не по силам музыканту (завышенная). Но даже если так вышло и хочется преодолеть трудные технические места, то нужно начинать учить произведение в первую очередь с таких мест, чтобы они были подготовлены заблаговременно. В таких ситуациях нужно не допустить психологического комплекса если что-то не получается быстро, так как в последствии, если грамотно учить, это будет исчезать.

Многие волнения исходят от самолюбия и гордости, от боязни оказаться хуже других. На сцене нужно забывать свое драгоценное «я», а также не думать об отношении слушателей к Вам. Нужно учиться воспринимать волнение как хорошую часть выступления, благодаря такому восприятию на замену слепому страху волнение приобретает другой смысл: на его место приходит осознание что волнение это естественное, нормальное чувство и где-то даже полезное.

Рассмотрев причины волнения на сцене, можно сделать вывод, что большинство зависит от правильного психологического настроя исполнителя, который влияет как на эффективность, так и на стабильность работы. В. В. Борисовский говорил – Не пытайся играть лучше, чем ты можешь – снимая этим у своих учеников излишнюю установку на максимум исполнения, которая зачастую приводит к потерям и зажатости.

Несмотря на весь этот разбор, самое главное, чтобы исполнитель, выходя на конкурс, верил в себя. Надо приучать себя к тому, что конкурс и любой другой концерт – это праздник, а не что-то страшное и непоправимое. Отдача на сцене музыкальной задумке, образу, показать прекрасное в произведении, ценность к каждой детали и желание показать это в настоящем исполнении – вот пусть преодоления страха сцены, который так мешает конкурсантам.

И в заключении, хочется отметить что этот путь нужно пройти каждому музыканту, ведь если преодолеть все трудности и стать лауреатом, это поможет в будущем одержать конкуренцию, поскольку в наше время быть лауреатом важно при трудоустройстве на работу в музыкальные учреждения. А на международных престижных конкурсах звание лауреата может стать судьбоносным событием в жизни исполнителя.

Список литературы

  1. Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной системы. Л., 1974.

  2. Коган Г. У врат мастерства. М., 1977.

  3. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 2017.

Просмотров работы: 11