В условиях развития современных образовательных технологий особую значимость приобретают методы коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). Научные исследования, отражающие изменения показателей рождаемости детей с ЗПР в России, отмечают численность в 80 тысяч детей при общей численности в 32000000, без учета детей с инвалидностью. В данном аспекте значимость приобретают педагогические технологии, направленные на обучение детей с ЗПР.
В контексте всесторонне исследуемого процесса формирования образовательных технологий, связанных с инклюзивным образованием, нужно отметить, что музыка, как и другие виды искусства выполняют важную функцию в процессе социализации детей в ЗПР. Концертные мероприятия, работа в оркестрах, сольное музицирование способствует успешной интеграции особенных детей в культурную среду города. В связи с этим важным представляется разработка дифференцированных программ, направленных на всестороннее развитие детей с ЗПР. Несмотря на корпус отечественных и зарубежных методик и подходов к разработке универсальной модели образовательного процесса, необходимо отметить актуальность данной сферы научной деятельности. Специфика развития психической деятельности детей с ЗПР обуславливает необходимость создания новых систем музыкального образования. Обозначенные направления рассмотренной методики могут стать основой для разработки эффективной комплексной программы обучения, способной расширить сферы социализации и образования, определив направления учебного процесса, как одного из главных способов в коррекции развития детей с ЗПР.
Проблемы разработки и внедрения образовательной модели, формирующей новый подход в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития, были обозначены в работах отечественных и зарубежных исследователей. Основные направления развития педагогических технологий в области музыкального образования, а также методики зарубежных и отечественных педагогов обозначены в трудах Э. Жак-Далькроза, Д.Б. Кабалевского, З. Кодая, М. Монтессори, Г.Е. Калошиной, Б.П. Никитина и Е.А. Никитиной К. Орфа, Т.Э. Тютюнниковой. Современные практические аспекты внедрения технологий инклюзивного образования в систему обучения игре на фортепиано рассмотрены в публикациях английского педагога-дефектолога А. Окельфорда.
Рассматривая особенности процесса музыкального обучения детей с задержкой психологического развития, необходимо отметить возможность рассмотрения различных современных методик, позволяющих достичь результатов в обучении игре на музыкальном инструменте (фортепиано).
Дети с ЗПР характеризуются особенностями развития психомоторики, речи, памяти. Это расстройство появляется у детей в возрасте двух лет. ЗПР определяется замедлением обычной скорости психического развития: у ребенка выявляются нарушения внимания, мышления, двигательных навыков и эмоциональных проявлений. Также существуют задержки, связанные с расстройством аутического спектра, к таким группам относится комплекс неврологических нарушений развития, которые влияют на социализацию, общения и поведения человека. ЗПР считается явлением, поддающимся корректировке. В работе с детьми с ЗПР важными представляются подходы, выработанные для детей с ОВЗ и, прежде всего, аутистов. Особый интерес для темы исследования представляют зарубежные авторские методики обучения детей с ОВЗ музыке.
В зарубежном инклюзивном музыкальном образовании важным представляются исследования Адама Окельфорда, педагога-дефектолога, директора центра прикладных исследований музыки университета Роухемптон (Лондон, Великобритания), более сорока лет обучающего детей с аутизмом игре на фортепиано и являющимся основателем благотворительного музыкального центра для детей с ЗПР и РАС Amber Trust. Метод Окельфорда представляет собой уникальный практический опыт, зафиксированный в видеоматериалах, а также в онлайн курсе для детей аутистов, размещенном на сайте организации AMBER-Trust. Выступая с докладом «Аутизм и раннее музыкальное развитие» на международной конференции «Аутизм. Выбор маршрута» Окельфорд отметил, что многие дети с ЗПР имеют склонность к музыке, и в 5-10% случаев музыкальное образование может значительно влиять на развитие детей с ЗПР, а также с РАС. При наличии задержек, связанных с аутизмом, возникает тенденция воспринимать повседневные звуки непосредственно, а не функционально. В связи с этим проявляются семантические трудности – связь слов с их значениями. Несмотря на это, звук для таких детей богатый источник стимуляции мозга. Непосредственные звуки – это повседневные шумы, такие как: звук работы пылесоса, звук работы микроволновки, звуки двигателей машин и т.д.
Важной особенностью в обучении детей с ЗПР Окельфорд считает отсутствие разговоров на уроке по фортепиано. Дети с ЗПР тонко реагируют на смысл слов, интонацию и громкость. Для многих детей с ЗПР и аутизмом речь от других людей является стрессом, они предпочитают мало общаться, или же вообще не разговаривать. Окельфорд на своих занятиях делает акцент на физическом восприятии фортепиано и считает, что для детей с ЗПР теоретическое изучение нот и игра по нотам не является главным при обучении игре на фортепиано.
Методика обучения Окельфорда основана на том, что смысл музыки для ребенка с аутизмом заключается в закономерности ее звуков. Для него интерес представляет связь звуков между собой. Через музыкальные способности можно развить то, что пока не поддаётся корректировке, поскольку музыка – это вспомогательный язык, с помощью которого человек общается с миром. Занятия музыкой активизируют определенные участки мозга, что помогает ребенку социализироваться, формирует восприятие «себя» и «другого». Адам Окельфорд считает, что прежде, чем приступать к занятиям, необходимо привлечь внимание ребенка, не напугав его при этом. Важно соблюсти несколько правил: не говорить громко, не делать резких движений, не смотреть пристально в глаза ребенку, не обращаться прямо к ребенку, не быть через меру активным. Рассмотрим теперь основные моменты, которые помогут преподавателю провести урок с ребёнком с ЗПР.
1. Учитель должен улавливать изменения в настроении, отслеживать любое проявление коммуникации. Отсюда вытекает необходимость изучить жесты – язык конкретного ребёнка, его привычки, характер. Зачастую такие дети жестами показывают усталость или нежелание что-либо выполнять.
2. Подбирать репертуар следует с учётом особенностей восприятия ребёнка, его предпочтений и реакций. Кроме того, исполняемые произведения должны содержать повторяющиеся элементы, мотивы, иметь простую структуру и чёткий ритм. Кроме того, многие дети с ЗПР часто повторяют слова. Это происходит потому, что в их мозге язык структурируется как музыка, а музыка основана на повторении. Именно поэтому дети с ЗПР, постоянно повторяя музыкальные фрагменты, задают последовательность событий в своем мозге, тем самым обучаясь и закрепляя причинно-следственные связи и понимая их. С этим же связана любовь к Баху у детей с аутизмом, так как в его музыке много повторений. Такие дети любят гаммы и распевки, что, несомненно, очень полезно в их обучении.
3. Необходимо чутко реагировать на настроение ребёнка и в случае нерабочего настроя стараться его изменить сменой песни, либо исполнением классического произведения на фортепиано. При этом музыка должна корректировать эмоционального состояние ребёнка. Излишнюю активность можно погасить спокойной мелодией, пением колыбельных и наоборот – разогнать сонливость и вялость помогут энергичные ритмы.
4. Определённую часть урока нужно посвящать работе артикуляционного аппарата и его связи с пением. Медленно, чётко и ясно повторять определённые звуки, затем слоги и мотивы. В это время ученик с большим интересом следит за работой артикуляционного аппарата учителя и пытается повторить звуки самостоятельно.
5. На уроках пригодятся хорошо узнаваемые музыкальные приветствия и прощания, которые находят отклик у ребёнка, и он повторяет их, пропевая вслед за учителем. Для такой роли хорошо подойдут простейшие попевки, основанные на тоническом трезвучии. Их можно придумать самостоятельно и варьировать в зависимости от ситуации и реакции ребёнка.
6. Важно учесть необходимость движения для детей с ЗПР. Движение необходимо для самоактивизации, побуждения себя к деятельности, ребенок может ходить под музыку, повторяя движениями ритм, а голосом, пропевая музыкальные фразы.
7. На занятии преподаватель должен быть готов множество раз повторять вместе с ребёнком (или вслед за ним) фрагмент или отдельную фразу, ритмический рисунок, который понравится ученику. Как правило, в каждой песне есть отдельный яркий мотив или запоминающаяся звуковая конструкция, которая привлекает внимание ребёнка. Его занимает звукоритмика, сочетание согласных звуков, необычность звучания, и в этот момент происходит переход от музыки к речи и, как следствие, развитие коммуникативных навыков. Адам Окельфорд считает, что музыкальная терапия может служить страдающему аутизмом ребёнку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, в чем он мучительно нуждается, а также средством самовыражения себя на доступном ему уровне.
Нужно отметить актуальность данной сферы научной деятельности. Необходимо создание и интегрирования новых систем музыкального образования в образовательный процесс для детей с ЗПР и РАС. Рассмотренная методика может стать основой для разработки эффективной программой обучения, способной расширить сферы социализации и образования для детей с ЗПР.
Список литературы
Алвин Д., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. – М.: Теревинф, 2008. – 236 с.
Авторская презентация – URL: https://disk.yandex.ru/i/GbGv950bd6O9IA «Обучение игре на фортепиано детей с задержкой психического развития».
Артемьева Е.Д. Адаптированная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие) по учебному предмету фортепиано. – Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования. – Нерехта: «Нерехтская детская музыкальная школа», 2020. – 45 с.
Бурковская Е. В. Общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «музыкальный инструмент» (фортепиано) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. 1–4 классов. Ростов-на-Дону: МБУ ДО «Детская школа искусств» Образовательно-концертное объединение им. К. Назаретова, 2015. – 30 с.
Исследовательские тексты по теории и практике «Орф–Шульверка» / под ред. Барбары Хазельбах, при участии В. Жилина и В. Золкиной. – Вып. 1: базовые тексты 1932–2010 годов. – СПб.: Композитор, 2019. – 264 с.
Статистика о детях. – URL: https://vseprodetok.ru/statistika-o-detyax/?ysclid=l8fv (дата обращения: 11.10.2022).