Сцена в музыке является неотъемлемой частью выступления музыканта и имеет огромное значение для создания творческой атмосферы. Она не только служит пространством для передачи музыкальных эмоций, но и является площадкой, где артист может полностью раскрыть свой творческий потенциал и взаимодействовать с публикой. Музыкант на сцене имеет возможность полностью раскрыть свои творческие способности, проявить свои навыки и талант перед аудиторией. Важно отметить, что сцена не только предоставляет возможность музыкантам выступать перед публикой, но также является площадкой для экспериментов и творческого роста. Здесь музыканты могут испытать новые идеи, исполнить свои композиции в новой аранжировке или добавить неожиданные элементы в свои выступления. Сцена стимулирует развитие музыкального искусства, вносит свежие идеи и новаторские подходы. Необходимо также отметить, что сцена может быть различной по своей природе. Это может быть большой концертный зал, небольшой клуб или даже открытое пространство на улице. Например, большой зал может создавать эффект грандиозности и величия, а небольшая сцена– близость и интимность. Таким образом, сцена является неотъемлемой частью музыкальной индустрии и культуры. Она предоставляет музыкантам возможность самовыражения.
Подготовка музыканта-исполнителя к концертному выступлению – это сложный и многогранный процесс, который начинается уже в начальный период обучения. К ощущению концертности исполнения нужно стремиться с первых же уроков, с самого начала работы над музыкальным произведением. Что такое концертность? Концертность – это внутренняя взволнованность, душевный подъем, ощущение праздничности момента, радости оттого, что исполнителя слушают. Концертный исполнитель не просто воспроизводит заданный текст, он передает слушателям свои эмоции, свои чувства. Он создает атмосферу праздника, сопереживания, общения. Как исполнителю воспитать в себе ощущение концертности? Для этого необходимо: формировать любовь к музыке, желание делиться своими чувствами с другими людьми, грамотно анализировать музыкальное произведение, понимать его содержание, смысл. Это поможет лучше понять, какие эмоции и чувства он хочет передать слушателям. Развивать у исполнителя профессиональные исполнительские навыки. Это позволит ему уверенно чувствовать себя на сцене, владеть своим инструментом, владеть техникой исполнения.
Подготовка к сценическому выступлению проходит в несколько этапов. После того, как произведение достаточно проработано и впереди предстоит публичное выступление, необходимо позаботиться о создании психологической готовности к сценическому выступлению. В плане решения этой задачи нецелесообразно увеличивать нагрузку на занятиях, поскольку основное в этом периоде не нарушать то, что уже отработано. Оптимальное концертное состояние включает физическую, умственную и эмоциональную подготовку. Психологическая подготовка, основанная на хорошем физическом самочувствии, является ключевым аспектом двух последних компонентов.
Первый этап психологической подготовки – телесное расслабление. Когда человек сознательно снимает напряжение тела с помощью образных представлений, кора головного мозга в этот момент переходит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Это состояние, называемое фазовым, повышает способность человека к внушению и самовнушению. Восстановительные процессы в фазовом состоянии протекают быстрее, чем во время сна.
Второй этап психологической подготовки - визуализация сцены, зрителей и самого музыканта на сцене. Музыкант представляет себя в зале, видит сцену, рояль и слушателей, перед которыми ему предстоит выступить. Он создает образную картину в своем воображении, где он чувствует себя спокойным, сосредоточенным и уверенным. Он наслаждается музыкой, которую исполняет, и ощущает удовлетворение от каждого звука. Музыкант верит в свою технику и уверен, что сможет успешно выполнить все, что задумал. Он ясно видит каждое свое действие и выполняет их с уверенностью и мастерством. Помимо вышеупомянутых методов, существуют и другие приемы, которые могут помочь музыканту достичь оптимального концертного состояния. Например, некоторые музыканты применяют дыхательные и релаксационные упражнения для снятия напряжения и повышения концентрации. Также важно уделить внимание питанию и физической активности, чтобы поддерживать хорошую физическую форму и энергию. Психологическая подготовка может включать работу с психологом или тренером, который поможет музыканту развить стратегии управления стрессом и повысить уверенность в себе. Такие специалисты могут проводить индивидуальные или групповые тренировки, нацеленные на развитие психологических навыков, необходимых для успешного выступления. Важно отметить, что оптимальное концертное состояние - это индивидуальное для каждого музыканта. Каждый может иметь свои собственные методы и приемы, которые лучше всего работают для него. Поэтому важно экспериментировать и находить те стратегии, которые помогают достичь наивысшей производительности и комфорта во время выступления
Выступление на концерте – это настоящее испытание для нервной и психической системы, требующее огромного напряжения воли и внимания. Чтобы успешно выступить, необходимо накопить не только физическую силу, но и эмоциональную устойчивость. Даже выдающиеся исполнители испытывают волнение перед публичными выступлениями, но их состояние отличается от обычного волнения. Они скорее ощущают возбуждение, иногда даже экзальтацию. Возбуждение в данном случае можно назвать полезным видом эмоционального волнения, поскольку оно не вызывает страх, а, наоборот, повышает выносливость и чувствительность. Исполнитель получает возможность превзойти самого себя и достичь невероятных результатов. Однако, помимо волнения, концертное выступление требует еще и тщательной подготовки. Исполнителю необходимо уделить время и усилия занятиям, которые помогут развить его физическую и эмоциональную выносливость.
Музыкант-исполнитель должен смотреть на сцену, как на возможность «творить в моменте» и делать слушателей очевидцами рождения чего-то нового, а для этого необходимо быть подготовленным во всех аспектах. Сам момент творчества на сцене проявляется тогда, когда исполнителю есть что сказать слушателю и когда он открыто об этом говорит. Ведь одно и то же музыкальное сочинение может прозвучать по-разному на репетиции и на сцене, в связи с настроением (вдохновением) исполнителя, что привносит новизну в каждое последующее исполнение. Важно непрерывно открывать для себя все прекрасное, что содержится в музыке, и полюбить каждую ее деталь. Страсть и стремление к воплощению этих образов в реальном звучании, осознание величия музыки и значимости личности ее создателя - все это является источником вдохновения для музыканта и неотъемлемой частью творчества на сцене.
Список литературы
1. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.
2. Цыпин Г. М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. – М., 2010.