РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА, СОСТОЯЩИХ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ» - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА, СОСТОЯЩИХ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ»

Очигова С.И. 1, Гуремина Н.В. 1
1ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Период обучения в колледже является важной составляющей процесса социализации и профессионализации, во время которого будущий специалист получает необходимые знания и умения.

За время обучения в колледже, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех сфер личности: познавательной, ценностно-смысловой, развиваются и укрепляются такие личностные качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность.

В то же время, студенческая пора, считается стрессогенной, когда приходится выдерживать довольно большие нагрузки – физические, умственные, нравственные, а порой и перегрузки, которые могут отрицательно сказаться на развитии личности студента.  Сказывается влияние всей перестройки жизни, быта, деятельности студентов.  Далеко не все студенты на первых порах учебы умеют рассчитывать собственные силы, рационально организовывать свою работу. Для первокурсников, прежде всего, трудности связаны с процессом адаптации в колледже, приспособление к новым требованиям, условиям.

За последние годы отмечается рост количественного показателя студентов первокурсников, находящихся на профилактическом учете в колледже. Основанием для постановки обучающегося на внутренний учет колледжа являются: случаи нарушения Устава университета, пропуски учебных занятий, невыполнение учебной программы.

Слабая мотивация получения будущей профессии, невоспитанность, неумение учиться и трудиться порождают большие проблемы в обучении и воспитании студентов средних специальных учебных заведений. Негативные социально-психологические факторы, травмирующие и разрушающие личность обучающегося, могут носить кратковременный единичный характер, а могут повторяться в течение длительного времени. Травмированный подросток нуждается в помощи специалиста и в реабилитационной работе; без этого травма приводит к личностным изменениям, которые проявляются в неадекватном поведении.

В связи с этим возникает вопрос о необходимости оказание психологической помощи студентам, состоящим на профилактическом учете, проведении коррекционной работы.

Понятие «сопровождение» в современной педагогике и психологии рассматривается в контексте гуманистического подхода. Его использование продиктовано необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи и самостоятельности субъекта в принятии решений. В словаре русского языка С.И. Ожегова «сопровождение» трактуется следующим образом: «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [1].

В психологии «сопровождение» – это системная комплексная технология социально-психологической помощи личности (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина и др.).

Марина Ростиславовна Битянова, отечественный психолог, кандидат психологических наук, определяет «сопровождение» как систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения [2].

Очень часто при раскрытии смысла понятия «психолого-педагогическое сопровождение» в качестве основных используются такие понятия, как «взаимодействие», «сотрудничество», «создание благоприятных условий», «помощь», «поддержка» и др.

По сопровождению обучающихся обычно выделяют два основных этапа (или направления работы): диагностика и коррекция.

Сущность диагностики – это поиск психических характеристик, которые не соответствуют нормам.

Психологическая диагностика – изучение индивидуально-психологических особенностей личности обучающихся с целью:

  • выявления возможных причин возникновения проблем в процессе обучения;

  • определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;

  • определения индивидуального стиля познавательной деятельности.

Сущность коррекции – проведение специальных мероприятий, направленных на «доведение» этих характеристик до нормы.

Для моделирования и реализации психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов среднего профессионального образования необходимо выделить содержательные компоненты данной работы, определить ее этапы, подобрать формы, методы и адаптационные технологии соответствующие старшему подростковому и юношескому возрастам [3].

 Можно выделить следующие направления в психологическом сопровождении обучающихся:

- организация среды: методической, психологической;

- помощь непосредственно обучающимся;

- работа с родителями.

Целью данной психологической практики является предупреждение и профилактика девиантного поведения, формирование у обучающихся положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии, выявление проблем и подбор способов и подходов коррекционной работы.

Задачи:

1). Провести анализ методической литературы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся;

2). Разработать проектный инструментарий, включающий в себя афинную диаграмму, интеллект-карту понятия, эскиз персоны клиента;

3). Подобрать инструменты психологической диагностики;

4). Составить план-график консультационных встреч и определить их тематику;

5). Определить организационно-управленческие условия реализации психологической практики.

Для погружения в проблемное поле психологической практики используется афинная диаграмма – инструмент, который служит для организации идей и данных путем сортировки идей по группам на основе их связей между собой (рисунок 1).

Рисунок 1. Афинная диаграмма проблемного поля психологического сопровождения.

Из рисунка 1 видно, что аффинная диаграмма дает ответы на вопросы:

1. Кто находится в проблемном поле практики?

2. Что нам нужно знать, понять, уметь для того, чтобы реализовать практику как проект?

3. Почему это проблемное поле обладает важностью для нас (и других людей)?

4. Где наша ситуация разворачивается?

5. Как мы достигнем понимания нашей проблемы? Что нам для этого нужно сделать?

Для понимания составим интеллект-карту понятия «психологическое сопровождение». При разработке психологической практики интеллект-карта служит методом визуализации понятий и позволяет связывать большое число идей, объектов и событий таким образом, что они включаются в конкретную область. На основе интеллект-карты понятия «сопровождение» можно увидеть специфику данного феномена, сферы его исследования и изучения, методы и технологии оценки и коррекции .

На рисунке 2 представлена интеллект-карта понятия «психологическое сопровождение».

Рисунок 2. Интеллект-карта понятия «психологическое сопровождение».

В качестве инструментов психологической диагностики будут использованы:

  1. Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человека тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

  2. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов), предназначен для определения в подростковом возрасте (14-18 лет) типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы.

  3. Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел. измерение готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

  4. Методика «Оценки способов реагирования в конфликте» К.Н. Томаса, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявление определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Опросник показывает типичную реакцию человека на конфликт. Методика позволяет выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в рабочем коллективе, или студенческой группе, стремится ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их.

С помощью данной методики можно также оценить степень адаптации

каждого члена того или иного коллектива к совместной деятельности.

Далее составим эскиз персоны потенциального клиента (рисунок 3). Эскиз персоны представляет собой набросок характеристик потенциального клиента, на удовлетворение нужд которого направлена психологическая практика. Данный инструмент позволяет увидеть поведение, эмоциональное состояние, повседневную деятельность, нужды и цели клиента.

ФИО: Богдан Г.

Возраст: 16 лет

Гражданство: Россия

Пол: Мужской

Род занятий: Студент 1 курса

Поведение

1. Имеет проблемы в общении со сверстниками;

2. Имеются пропуски учебных занятий

3. Трудности обучения

4. Риск развития конфликтный ситуаций

Задачи (выражены родителями):

1. Повысить интерес к обучению.

2. Получить консультацию психолога.

3. Найти подходящий способ коррекции отклонений в социальном и психологическом здоровье, личностном развитии.

Цели

1. Снизить уровень тревожности.

2. Улучшить процесс обучения.

3. Поддерживать здоровье психики.

4. Формирование личностных качеств , способствующих успешному профессиональному становлению как специалистов среднего звена.

Рисунок 3. Эскиз персоны потенциального студента

После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим ориентировочный тематический план-график тематических консультационных встреч. Пример плана показан в таблице 1.

Таблица 1 – График проведения индивидуальных консультаций

Название

Цель

Методы и приемы работы

Результат

1

Вводное занятие

Знакомство с обучающимся

Беседа, опрос, анализ информации

Заполнение индивидуальной карты обучающегося

2

Поиск факторов тревожности

Выявление факторов, вызывающих тревожность

Беседа с родителями, изучение характеристики от воспитателя

Анализ результатов опроса

3

Работа по методике «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан»

Выявить действительные области тревожности

Индивидуальное тестирование с помощью шкалы

Анализ результатов шкал, выявляющих область тревожности

4

Работа по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел

Измерение склонности подростка к реализации различных форм отклоняющегося поведения

Индивидуальное тестирование с помощью опросника

Анализ результатов теста, выявление степени склонности к отклоняющемуся поведению

5

Работа по методике «Патохарактеро-логический диагностический опросник (ПДО) для подростков» (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов)

Выявить тип акцентуации характера

Индивидуальное тестирование с помощью опросника для подростков «ПДО»

Анализ результатов опросника, определение типа характера, его особенности

6

Коррекция рекомендаций, полученных на прошлых встречах

Нахождение наиболее оптимальных вариантов решений кризисных ситуаций

Беседа, психологический тренинг

Индивидуальный комплекс психологических рекомендаций

7

Повторная встреча через 5 дней

Оценка полученных результатов

Беседа, опрос, анализ информации

Выявление динамики изменений в поведении, личностных особенностей

8

Беседа с родителями

Коррекция их действий для наилучшего результата

Беседа

Лучшее взаимодействие родителей и ребенка

9

Рефлексия

Анализ психологом и клиентом своего пройденного пути

Рефлексивный анализ, статистический анализ

Рефлексивные дневники, итоги встреч (аналитический отчет)

В заключение определим организационно-управленческие условия воспроизводства психологической практики:

1. Клиент и наличие запроса клиента.

2. Проектный инструментарий (интеллект-карта понятия, глоссарий, эскиз персоны клиента, план-график тематических консультационных встреч).

3. Наличие компетенций и опыта психолога

4. Комплекс практических методик: «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан», «Патохарактерологический диагностический опросник для подростков» (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов), методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел, методика «Оценки способов реагирования в конфликте» К.Н. Томаса.

5. Организация среды взаимодействия в кабинете (требуются: удобное помещение с комфортной температурой, диван, стулья, чистая бумага формат А4, ручка или простой карандаш, персональный компьютер или ноутбук, мягкие игрушки, кубики).

6. Длительность одного сеанса – 1 час.

7. Длительность выполнения заданий для отслеживания результатов – не менее 2 месяцев, с частотой посещений две встречи в неделю.

Предложенный проект психологической практики, направленной на повышение и развитие мотивации учебной деятельности у студентов первокурсников, находящимися на профилактическом учете, может быть рекомендован к использованию и внедрению в образовательных организациях среднего профессионального образования.

Список использованных источников

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Л.И. Скворцова. – М.: ООО «Изд-во Мир и образование», 2011. – 1360 с.

  2. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: учебное пособие. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.

  3. Давыдов В.В. Психологический словарь. – М.: Просвещение, 2018. – 353 с

  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. – 304 c.

  5. Психологические тесты для профессионалов/ сост. Н.Ф. Гребень. – Минск: Современная школа, 2020 – 496 с.

  6. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. – М.: НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт», 2008. – 320 с.

  7. Капцов А.В. Особенности противоречивости личностных ценностей студентов// Материалы Всероссийской научной конференции «Человек в экономических и социальных отношениях». – М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 159-160.

Просмотров работы: 31