Применение интерактивных педагогических методов в преподавании биологии - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Применение интерактивных педагогических методов в преподавании биологии

Гюльмагамедова С.Э. 1
1ДГПУ им. Р.Гамзатова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное общество обладает потребностью в социально активной и деловой личности. И образование предъявляет новые требования к современным выпускникам. В условиях современной социальной среды ученику необходима не просто обладать набором знаний по определенным предметам, а ориентироваться в постоянно меняющихся условиях, принимать решения, искать ответы на нестандартные вопросы, искать новые пути достижения поставленных целей и ориентироваться в информационном поле. Реализация компетентностного подхода позволяет реализовать возможности для развития таких качеств учащихся.

Одной из возможностей для создания таких условий является использование интерактивных методов обучения, позволяющих учащемуся занимать активную позицию в учебном процессе, самому искать ответы, вступать в дискуссию, давать оценку результату своей деятельности

Метод взаимодействия – это метод общения и диалога активного обучения, который предполагает опору на групповое взаимодействие, сотрудничество, совместную деятельность для решения учебных задач. Они полагаются на мышление и воображение, чтобы сосредоточиться на обучении через деятельность [1].

Логическое обоснование использования активных методов обучения изложено в проблемно-ориентированных методах обучения, направленных на развитие самостоятельности в решении учебных задач. Интерактивный метод направлен на обучение через активную деятельность. Внедрение этих методов позволяет опереться на мышление и воображение учащихся, а также дать возможность совместного (группового, группового) поиска решений познавательных задач. Иными словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, интерактивное обучение, в ходе которого осуществляется не только взаимодействие между преподавателем и учеником, но и между самим учеником [2].

Начало изучения биологии учащимися – это время большой социальной активности. Основной деятельностью является не образовательная деятельность, а общение . Они активно исследуют социальное пространство вокруг себя и охотно выполняют задания в группах и парах. Они охотно принимают новые формы и методы обучения, с интересом решают воспитательные задачи. Однако интерес, как правило, нестабилен и быстро переключается. Для среднего школьного периода характерно снижение успеваемости, что связано с природными возрастными особенностями школьников. Для наиболее успешного освоения программы важна интеграция и развитие познавательных интересов. Студентам важно понимать природу и закономерность изучаемого явления. Кроме того, изменение характера мышления в подростковом возрасте, компетентностный подход с использованием интерактивных методов обучения предполагает не усвоение индивидуальных знаний и умений учащегося, а личностное развитие, позволяющее ему самостоятельно ориентироваться в информационном поле и активно решать учебные задачи. Поэтому на уроках и при выполнении домашних заданий меняются роли и основные виды деятельности учителей и учеников.

На уроках биологии уделяется внимание формированию таких компетенций, как: :

1. Интеллектуальная сфера: формирование у учащихся интереса к научным знаниям и практической значимости, самостоятельности в разработке деятельности и решении задач

2. Коммуникативная сфера: Умение активно участвовать в разговорах и дискуссиях, выражать собственную точку зрения, слушать и оценивать высказывания других, работать в группах, эффективно взаимодействовать с другими учащимися.

3. Эстетическая сфера: формирование ценностных установок к биологическим объектам, формирование навыков здорового образа жизни. Преимуществами использования интерактивных методов обучения в школах можно назвать:

1. Диалоговое общение;

2. Наличие обратной связи;

3. Мыслительная деятельность:

4. Повышенная чувствительность:

5. Высокий обучающий эффект,

6. Рефлексия, на наш взгляд, методов дискуссий, игр и проектов заслуживает особого внимания.

Уроки, использующие интерактивную форму обучения, позволяют комбинировать несколько методов решения задач с учетом возрастных особенностей учащихся и особенностей данной группы класса, что позволяет повысить эффективность уроков.

Во время интерактивных уроков в форме дискуссий я стараюсь готовить студентов очно или организовывать круглые столы. На уроке учащиеся представляют гипотезу о проблеме. Например, гипотеза о том, как возникла жизнь, переносится в гипотезу. Это должно быть доказано или опровергнуто в конце урока. Каждый студент имеет право быть услышанным. Задача учителя состоит в том, чтобы не допускать монологов в дискуссиях, оценивать правильность высказываний и направлять дискуссию учащихся с целью поиска ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Активность учащихся можно стимулировать, задавая такие вопросы, как...?». Не могли бы вы объяснить эту идею более подробно?» Как вы можете аргументировать свою точку зрения?» Я вас правильно понял? и так далее

5-8 классы – наиболее эффективным является использование биологических игр. Игра имитирует реальные взаимоотношения в природе. Он необычным образом формирует у учащихся интерес к научным знаниям и умения в поисковой деятельности. Также игра развивает важные личностные качества, способность к целеполаганию, самоорганизации, рефлексии, творческому самовыражению.

Кейс-стади – это образовательная методика, в которой используются описания реальных экономических, социальных, бытовых или других проблемных ситуаций (английские примеры – «examples»). При работе над кейсами учащиеся ищут и анализируют дополнительную информацию из разных областей знаний. Тематические исследования, включающие другие методы, могут быть выражены в виде сложных систем, включающих другие, менее сложные когнитивные методы. Сюда входят моделирование, системный анализ, проблемные методы, мысленные эксперименты, методы объяснения, классификация, обсуждение, игровые методы и т.д. В качестве задания учащимся (или группам студентов) может быть предложено написать доклад или подготовить проект или компьютерную презентацию [5; 6].

При работе с этими событиями у учащихся развивается умение решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, навыки ведения переговоров, ответственность, толерантность, рекурсивные навыки

Этот метод проектов эффективно и целесообразно применяется в 6-11 классах, а учебные материалы направлены на расширение и обобщение знаний о природе и закономерностях развития. Учащиеся этого возраста обладают достаточными знаниями о природных процессах, что позволяет им вести беседу на предложенную тему.

Метод проектов ориентирован на создание учащимися творческого продукта по предложенной теме, а не просто на учебу. Создание проекта позволит развить умение ориентироваться в информационном пространстве, а также критически оценивать информацию. Умение самостоятельно систематизировать полученную информацию дает учащимся возможность проявить свои творческие способности и выразить свою индивидуальность. Кроме того, такая форма работы вызывает у учащихся большой интерес к изучаемому предмету и позволяет обобщить и расширить свои знания по пройденному предмету.

Учащиеся с энтузиазмом выполняют проекты по различным темам школьного курса, даже если изучаемые ими темы поначалу не так привлекательны. В результате повышенное внимание повышает эффективность обучения и развивает общеучебные навыки, что повышает эффективность уроков.

Проект может быть направлен на научно-исследовательскую деятельность или как способ обобщения материала по пройденной теме.

Для создания творческого проекта, в начале темы, необходимо разделить студентов на группы по 3 ~ 4 человека. Каждая группа выбирает тему проекта из предложенных вариантов. Учащиеся в группе самостоятельно формулируют цели и задачи своего проекта и определяют варианты визуального представления материала. Группа самостоятельно формулирует свои выводы по предложенной теме.

По мере выполнения проекта учащиеся получают информацию об источниках, которые они могут использовать для выполнения проекта, вариантах визуальной презентации и о том, что может быть включено в проект. Этап выполнения контролируется преподавателем. Однако консультативная функция все же присутствует, и студенты могут самостоятельно определиться с вариантами подачи материала. При подготовке выступлений, докладов и творческих работ преподаватели предлагают студентам использовать компьютерные программы. Чему они будут рады

Для того, чтобы студенты работали правильно, необходимо четко сформулировать критерии оценки работы над проектом. Сложность в оценке творческой работы заключается в выявлении таких критериев, так как у каждого человека свой уровень развития творческих способностей. Они тесно связаны с личностью студента и не могут быть оценены негативно.

В качестве критериев оценки этих задач можно выделить следующие параметры

3. Соответствие наглядных пособий содержанию работы.

4. Соблюдение цели и вывода работы.

5. Наличие всех составляющих работы (цели, задачи, планы, основные части, выводы).

Интерактивные методы обучения могут стимулировать развитие самостоятельности во взаимодействии учащихся с преподавателями, а также в активизации мышления учащихся и поиске решений учебных проблем. Такие методы обучения позволяют не только критически оценивать информацию, но и развивать умение ориентироваться в информационном пространстве. Умение самостоятельно систематизировать полученную информацию дает учащимся возможность проявить свои творческие способности и выразить свою индивидуальность

Поэтому интерактивный метод обучения призван реализовать основные идеи, сформулированные в федеральных государственных образовательных стандартах, которые учат обучающегося учиться, ориентироваться в образовательном пространстве, развивать критическое мышление, делать взвешенные выводы и рационально обосновывать решения.

Список литературы

  1. Арбузова И.Г. Применение интерактивной доски на уроках биологии// Биология в школе. 2010 – С.33-36

  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Издательский центр «Академия» - Москва, 2010.

  3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М «Просвещение», 1938, 311с.

  4. Пономарева И.Н., Соломин В. П., Сидельников Г.Д. Общая методика обучения биологии. М Издательский центр «Академия», 2008, 208с.

  5. Карташова Н.С. Методика преподавания биологии: учеб.пособие для лаб. и прак. занятий. Изд. центр Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2001, 119с.

  6. Зверев, И. Д., Мягкова А. П. Общая методика преподавания биологии : пособие для учителя — Москва : Просвещение, 1985. — 191 с.

  7. 9. Конюшко, В. С. Павлюченко С. С., Чубаро С. В. Методика обучения биологии : учеб, пособие — Москва : Книж. Дом, 2004. — 256 с.

  8. 10.Якунчев М. А. [и др.] .Методика преподавания биологии : учеб, для студентов высших учеб, заведений ; под ред. М. А. Якунчева. — Москва : Издат. Центр «Академия», 2008. — 320 с.

  9. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии.Инновационная деятельность педагога. Волгоград: Учитель – 2007, 91с.

  1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций, Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2011; 04.

  2. Зыбина Л.Н. Психологическая характеристика интерактивного обучения. Активные и интерактивные формы обучения, межвузовский сборник научных трудов, Редакционная коллегия: Г.М. Мандрикова (и др.). Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011: 13 - 19 - 19.

  3. Пономарева И.Н., Кучманко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г. Сухова Т.С. Биология: 5-9 классы программа. Москва: Вента- на-Граф, 2015,

  4. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Власова Е.А. Биология: Тетрадь-Тренажер: Москва: Просвещение

  5. Зыбина Л.Н. Проектный метод в активном социально-психологическом обучении. Вестник педагогической инновации. 2012; 1 (29)47 – 52

  6. Бойцова А.А. Проектная деятельность как средство интеграции предметов естественнонаучного цикла в школе. 2013: 4 (37) 37 – 42

  7. Романов П.Ю., Сайгушев Н.Я., Романова Т.Е., Милов Ю.Э. Формирование исследовательских умений обучающихся в условиях перехода на Госстандарт нового поколения. Мир науки, культуры, образования, 2015; 6 (55): 65 - 68.

Просмотров работы: 16