ПРИМЕНЕНИЕ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ЗАВИСИМОСТИ РАЗМЕРА ОБУВИ СТУДЕНТОВ ОТ ИХ РОСТА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПРИМЕНЕНИЕ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ЗАВИСИМОСТИ РАЗМЕРА ОБУВИ СТУДЕНТОВ ОТ ИХ РОСТА

Ахметшина А.В. 1, Дементьева Е.С. 1, Федоровских Е.С. 1
1Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение процессов окружающего мира возможно благодаря применению математико-статистической обработке результатов измерений. Важной особенностью математической подготовки инженера является прикладной характер математических компетенций, знаний, умений и навыков [1].

Целью данной работы является установление связи между такими физическими показателями человека, как рост и размер обуви.

Для решения поставленной цели авторы работы провели опрос студентов первого курса Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ).

В качестве исследуемых данных первокурсников рассматривались рост студента (признак X) и размер обуви (признак Y). Собранный материал представлял собой выборку в количестве 30 человек, что позволило составить эмпирическое распределение (табл. 1). Для изучения признаков X и Y полученные экспериментальные измерения были упорядочены по возрастанию, а затем оба интервала значений разбиты на несколько частичных равновеликих интервалов (табл. 2, 3).

Таблица 1

Эмпирическое распределение

xi

156

160

161

162

162

163

163

164

165

167

168

168

170

171

yi

35

36

36

36

37

37

37

39

38

38

39

40

40

39

172

173

173

174

176

177

178

178

178

179

181

181

182

183

185

185

38

41

39

40

39

41

40

41

41

40

42

42

41

43

42

41

где xi , yi– варианты (наблюдаемые значения признаков Х и Y).

Таблица 2

Интервальный вариационный ряд признака X

(xi xi+1]

(153;158]

(158;163]

(163;168]

(168;173]

(173;178]

(178;183]

(183;188]

ni

1

6

5

5

6

5

2

где xi– варианты (наблюдаемые значения роста студентов),

ni- частоты (количество вариант, попавших в соответствующий интервал).

Таблица 3

Интервальный вариационный ряд признака Y

(yi yi+1]

(34,2;35,8]

(35,8;37,4]

(37,4;39]

(39;40,6]

(40,6;42,2]

(42,2;43,8)

ni

1

6

8

5

9

1

где yi– варианты (наблюдаемые значения размера обуви студентов).

ni - частоты (количество вариант, попавших в соответствующий интервал).

Интервальные вариационные ряды графически можно представить с помощью гистограммы [2]. Данная геометрическая характеристика представляет собой столбчатую диаграмму, состоящую из прямоугольников, основаниями которых служат интервалы (xixi+1] и (yiyi+1], а высоты равны ni.

Рисунок 1. Гистограмма частот признака X.

Рисунок 2. Гистограмма частот признака Y.

На основе интервальных статистических распределений признаков X и Y определены числовые характеристики выборки (табл. 4), получены оценки тесноты связи и взаимосвязи между изучаемыми признаками.

Таблица 4

Числовые характеристики выборки

Числовые характеристики

Формулы

признак X

признак Y

Выборочное среднее

(среднее значение признака)

     

Выборочная дисперсия

     

Исправленное выборочное среднее квадратическое отклонение

     

Необходимые для расчета выборочного коэффициента корреляции данные приведены в таблице 5.

Таблица 5

Зависимость размера ноги студента (Y) от роста (X)

Y, р

X, см

ny

(153;158]

155,5

(158;163]

160,5

(163;168]

165,5

(168;173]

170,5

(173;178]

175,5

(178;183]

180,5

(183;188]

185,5

(34,2;35,8]

35

1

           

1

(35,8;37,4]

36,6

 

6

         

6

(37,4;39]

38,2

   

4

3

1

   

8

(39;40,6]

39,8

   

1

1

2

1

 

5

(40,6;42,2]

41,4

     

1

3

3

2

9

(42,2;43,8]

43

         

1

 

1

nx

1

6

5

5

6

5

2

30

Выборочный коэффициент корреляции Пирсона вычислим согласно формуле

,

где

Получим . Найденная величина характеризует степень тесноты корреляционной связи между изучаемыми признаками [3].

Подводя итоги, можно отметить, что выборочный коэффициент корреляции Пирсона является близким к нулю, следовательно, связь между признаками Y и X является слабой. Кроме того, , что свидетельствует о положительной корреляционной связи между ростом и размером ноги, то есть чем выше студент, тем больше размер его ноги, и наоборот.

Список источников

  1. Шимов А. А., Федоровских Е.С. Теория вероятностей и математическая статистика в профессиональной подготовке будущего инженера / А. А. Шимов, Е. С. Федоровских. // Научное творчество молодежи – лесному комплексу России: материалы XVII Всероссийской (национальной) научно-технической конференции студентов и аспирантов. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2021. – С. 619–621.

  2. Просветов Г.И. Математика для гуманитариев: Задачи и решения. Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-пресс», 2008. – 320 с.

  3. Белько И.В., Свирид Г.П. Теория вероятностей и математическая статистика. Примеры и задачи: Учебное пособие / под ред. К.К.Кузьмича. Минск: Новое знание, 2002. 250 с

Просмотров работы: 22