Творческая самореализация личности как интегративный творческий процесс сознательного и целенаправленного личностного становления, основана на взаимодействии внутренне значимых и творчески воспринятых внешних факторов, обеспечивающих творческое саморазвитие в учебно-профессиональной деятельности, способность критически мыслить, овладевая новыми способами деятельности и личностными смыслами [1].
Самореализация как фундаментальная способность, особый вид социальной активности индивида, представляет собой процесс сознательной, самостоятельной, целостной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению, саморазвитию, предполагающему обогащение индивидуального опыта, качественного и необратимого изменения своих нравственных, физических, психических, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, активно и осознанно управляемое самой личностью как субъектом развития [2].
Многими исследователями подчеркивается, что саморазвитию присущи целенаправленность, управляемость и самоуправляемость, причем переход от механизма внешнего управления к самоуправлению характеризуется высоким уровнем самостоятельности.
Саморазвитие предполагает созидательные, возвышающие количественные и качественные изменения всех сфер личности (мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и волевой), интегрирует физиологические, психологические, социальные процессы, интенсифицирует и поднимает на новый творческий уровень, давая возможность самостоятельно осваивать новый опыт [2].
Еще один аспект рассмотрения феномена саморазвития связан с контекстом жизненного пути личности. В ходе саморазвития индивид целостно охватывает все стороны своего жизненного пути, при этом личность опирается на стратегии жизнетворчества и стремится к созиданию посредством управления личностью событиями жизни как элементами жизненного пути.
Сущность саморазвития базируется на концепции развития компетентности личности как комплексного знания о себе, которая обеспечивает формирование человека в разнообразных видах деятельности, и способности применять приобретенные знания и опыт, как в профессиональной, так и жизненной самореализации. При этом психологическими новообразованиями являются формирование целостного представления о себе, укрепление мировоззренческих позиций, профессиональное самоопределение. Поэтому процесс саморазвития приобретает профессиональную направленность (стремление к самореализации в профессиональной деятельности). В силу этого, способности к саморазвитию связаны с самостоятельным усвоением новых компетенций, разрешением конкретных личностно-профессиональных проблем [3].
Интенсивность и направленность саморазвития определяются социальными и духовными потребностями, стремлением личности улучшать и совершенствовать себя, опираясь на внутренние потребности, совершенствуя и развивая свои способности, самостоятельно выбирая цели и средства деятельности. Если самовоспитание возможно как в творческой, так и в репродуктивной деятельности (следование образцу, его копирование), то специфической чертой саморазвития становится его протекание в активной творческой деятельности. Тем самым способность личности к саморазвитию определяется степенью проявления творческой активности, стремлением к действию, удовлетворением потребности в самопреобразовании и самосозидании. Поэтому необходимо придать саморазвитию личности ту направленность, которая стимулирует позитивные преобразования характера и личностных качеств в процессе решения творческих задач и преодоления трудностей. Процесс саморазвития направлен на возможно более полную реализацию человеком себя как личности и предполагает ясно осознанные цели, идеалы, личностные смыслы. Движущими силами саморазвития являются внутренние противоречия личности как субъекта деятельности, возникающие между целями, задачами и наличными для их достижения ресурсами, между устремлениями и возможностями их удовлетворения, между стремлением к инновациям и сложившимися стереотипами. Результатом эволюции способности к саморазвитию должны стать устойчивая мотивация и готовность к саморазвитию, овладение механизмами самоуправления, включающими способность ориентироваться в ситуации, видение проблемы и противоречий, прогнозирование, планирование, определение цели, выработка и реализация критериев оценки качества, принятие решений, самоконтроль и самокоррекция.
Саморазвитие молодежи рассматривают и как часть творческой деятельности личности, с использованием инновационных подходов для развития профессиональной деятельности. Саморазвитие проявляется в уверенности в своих силах, умении критически мыслить (с критических позиций переосмыслить собственный опыт и личностно-профессиональные качества), активизировать креативные, рефлексивные, управленческие, коммуникативные и организаторские способности [4].
Механизмами саморазвития являются самопознание, самосознание, самоопределение, самопринятие, самопрогнозирование, самоорганизация, самоуправление, самосовершенствование, самоутверждение, самоактуализация и самореализация. Все они, в свою очередь, порождают вариативные стратегии саморазвития, когда личность, не отрицая себя сегодняшней, определенно и реалистично выстраивает перспективы собственного развития. В этом контексте выстраивание стратегии и перспективное планирование порождают механизм самоорганизации, как умения эффективно управлять и последовательно регулировать свои временные ресурсы и практические действия в соответствии с ранее составленным планом [5]. Обязательным условием стратегического планирования является конкретность в определении цели и результата с четким временным параметром их достижения и последующего самоконтроля.
Наиболее полно все эти качества способны проявиться в деятельности военно-научного общества курсантов (ВНО). В рамках формирования глубокого понимания профессиональной специфики и повышения осознанности обретения профессиональной компетентности обучающихся, военные вузы организуют ВНО, созданные на основе общности научных интересов, в которых курсанты занимаются научно-исследовательской работой на кафедрах по различным направлениям в свободное от учебы или специально предоставленное время.
Создание ВНО обусловлено тем, что в ходе лекционных или семинарских занятий при активной подаче материала у курсантов развивается интерес к углубленному изучению той или иной проблемы в рамках учебной дисциплины. Преподаватель имеет возможность руководить процессом организации развивающей научно-исследовательской работы, результатом которой может быть внедрение разработки, участие и победа в конкурсе научных работ, получение гранта.
Создание и работа ВНО выступает формой профессионального развития будущих военных специалистов, призванной как расширить общий кругозор и научную эрудицию, так и развить навыки грамотно выстроенной исследовательской работы и закрепить усвоенные теоретические знания на практике. Участники ВНО могут свободно выбирать методы и формы работы, отдавать предпочтение индивидуальному проектированию либо групповым исследованиям, развивать навыки работы с различными источниками информации и под началом научного руководителя проводить эксперименты и анализировать их ход и результат.
Основными задачами деятельности ВНО выступают следующие:
1) проблемный подход к обучению курсантов, анализ существующих и возможных научных противоречий;
2) получение навыков планирования и проектирования научной деятельности;
3) обучение навыкам самоконтроля обоснованности профессиональных решений;
4) опыт командной работы над общими целями и задачами.
Работа в ВНО характеризуется:
- целенаправленностью, сознательностью и самостоятельностью, активным взаимодействием со средой;
- приобретением социально значимых свойств, качеств и способностей;
- овладением необходимыми для осуществления научной работы видами деятельности.
Научная работа делает жизнь осмысленной, придает ей полноту, устойчивость и определенность, способствует самосовершенствованию. Цели самосовершенствования связаны с личностным ростом курсанта, упорным трудом и настойчивостью, приложением специальных усилий по достижению более значимых результатов, приближению к идеалу. Результатами самосовершенствования становятся удовлетворенность собой, своими достижениями, собственными жизнью и деятельностью, своим отношением с окружающими людьми.
Самосовершенствуясь, личность объективно испытывает потребность в самоутверждении. Самоутверждение представляет собойспецифическую деятельность по обнаружению и подтверждению определенных свойств и качеств личности, способов поведения и деятельности; стремление самостоятельно сделать более совершенными личностные качества, подтвердить или усилить некоторые способы поведения и деятельности,заявить о себе в полной мере, занять лидерские позиции.
Специфичность творческой самореализации в рамках деятельности курсантского военно-научного общества проявляется в возникновении устойчивого интереса к социально-культурной и исследовательской деятельности, поиску новых способов и средств к овладению новыми знаниями и технологиями.
Безусловно, научно-исследовательская деятельность курсантов является неотъемлемой и наиболее значимой частью в процессе развития их научного творчества. Однако при этом важным фактором является элемент самореализации личности посредством различных социально-культурных технологий и форм.
Основными формами, способствующими развитию научного творчества курсантов являются:
• участие в научных кружках;
• участие в различных научных мероприятиях: конференциях, конкурсах, проводимых как на базе вуза, так и в других научных и образовательных учреждениях;
• публикация научных работ.
Работа в научном обществе даёт курсантам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
развивает творческие способности и вырабатывает исследовательские навыки;
формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
воспитывает целеустремленность и системность в учебной и трудовой деятельности;
благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует самоутверждению.
Образовательная программа ВНО определяет цели, задачи, прогнозируемые результаты, содержание и организацию деятельности ВНО. Программа направлена на развитие творческих способностей курсантов, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений самостоятельно определять цели и результаты такой деятельности. Успешность в овладении исследовательскими умениями способствует развитию и совершенствованию аналитических умений, повышает вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения, что для будущего военного специалиста является очень важным. ВНО – творческое добровольное объединение курсантов, участвующих в научно – исследовательской деятельности, в работе по изучению материалов учебных дисциплин, профессиональных модулей, выходящих за рамки учебных планов и программ, при активном участии преподавателей военного вуза, руководящих вышеуказанной деятельностью курсантов.
В основе деятельности ВНО – идея самореализации курсантов в научном творчестве, формирование ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности, развитие их интеллектуального потенциала. Научно-исследовательская деятельность курсантов увеличивает пространство, в котором они могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества. Эффективность работы в научном обществе напрямую зависит от добровольности участия, заинтересованности, творческого содружества преподавателя и курсанта по достижению совместно выбранной цели [6].
Членом научного сообщества может стать любой курсант военного вуза, изъявивший желание работать в ВНО и имеющий склонность к научному творчеству, рекомендованный в члены общества его научным руководителем на основе положительных результатов поисково-исследовательской и проектной деятельности. ВНО — это та структура, в которой курсант может заявить о себе как о целеустремленном, творческом человеке, презентовать себя и результаты своей работы, научиться свободно выражать свои мысли, чувства, мнение, работать в команде.
В качестве стимулирующих саморазвитие курсантов условий, рассматриваются многоуровневое и разноплановое взаимодействие их с другими курсантами, участниками научного общества, преподавателями в учебно-творческой, социально-инициативной, исследовательской и досуговой практике в процессе выполнения научных и социально-культурных проектов [7]. Не менее важно формирование адекватной конструктивной самооценки посредством реализации системы параллельных методов оценивания и самооценивания, осуществляемых самим курсантом, его коллегами, научными руководителями и педагогами. Кроме того, особую значимость приобретает внутренняя мотивация курсанта к творчеству и саморазвитию.
Литература
1. Мамалова Х.Э. Педагогические условия развития способности к творческой самореализации студентов вуза // МНКО. 2020. № 2 (81). С.34-36.
2. Шелкунова Т. В., Колотило А. В. Психологическое сопровождение самореализации студентов в образовательной среде [Электронный ресурс]. URL: http://journal.sfu-kras.ru/series/ humanities (дата обращения: 12.03.2017).
3. Колесов В.И. Значение самореализации в формировании социальных компетенций в современном социуме // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020. № 44-3. С. 52-54.
4.Куликова, Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2005. -323 с.
5. Печерская Е.А., Савеленок Е.А., Артамонов Д.В. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу в университете: механизм и оценка эффективности // Инновации. 2017. № 8 (226). С. 96-104.
6. Тишин С.А. Развитие творческого потенциала курсантов военного вуза в научно-исследовательской деятельности: диссертация кандидата педагогических наук / С.А. Тишин. - Омск, 2012. - 212 с.
7. Ярошенко Н. Н. Культура и образование: векторы научного осмысления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60). С. 250-255.