В современном мире с быстрым темпом изменений и постоянной необходимостью адаптироваться к новым условиям, профессиональная ориентация молодежи, особенного школьного возраста, становится все более актуальной. Рынок труда постоянно меняется, появляются новые профессии, а старые трансформируются или даже исчезают либо исчезнут в ближайшее время. К примеру, в такой важной для современной экономике сфере как индустрия гостеприимства, согласно исследованиям РАНХиГС (2019), 73% линейного персонала ресторанного и гостиничного бизнеса могут быть заменены роботами в течение ближайших десяти лет [1]. В виду замены административного персонала компьютерной техникой в ближайшее время на рынке труда упадет спрос на такие ныне популярные профессии бухгалтеров, менеджеров, администраторов, документоведов, переводчиков и др. Вместе с тем будут появляться новые профессии, а трудоспособному населению нужно готовиться быстро перестраиваться под требования изменениям рынка труда.
В связи с этим, важно, чтобы в настоящее время молодые люди имели возможность получать информацию о различных профессиях, их перспективах остаться востребованными на рынке труда, требованиях к личностным качествам работников и возможностях их карьерного роста в выбранной отрасли. Между тем подростки зачастую сталкиваются с недостатком доступной и качественной информации, в том числе программ профессиональной ориентации, способных учесть индивидуальные потребности каждого учащегося и подготовить его к успешному старту карьеры.
Цель исследования провести литературный обзор по вопросу организации профориентационной деятельности для школьников Железнодорожного района Екатеринбурга.
В целях получения информации о рынке услуг профориентации для школьников города Екатеринбурга, нами был выбран метод контент-анализа рекламной информации в сети Интернет.
Результаты исследования показали, что Интернет предлагает множество сайтов, где можно пройти тестирование онлайн по профориентации. Такие предложения, с одной стороны, повышают доступность профориентационных услуг - любой человек, находящийся даже в очень отдаленном населенном пункте, при наличии доступа в Интернет может получить такие услуги, часто бесплатно. Однако полученный результат может быть недостоверным и некачественным, поскольку профориентационное тестирование должно проводиться с учетом множества психологических факторов, например, настроения тестирующегося, его мотивации участия в тестировании, эргономических факторов и т.д., а также, на наш взгляд, привязку к специфике региона проживания .
В нашем исследовании рынок онлайн-тестирование исключается из рассмотрения, поскольку нас интересуют региональные возможности рынка профориентационных услуг.
Если рассматривать офлайн услуги профессиональной ориентации в Екатеринбурге, то в ходе исследования было выявлено, что большинство государственных вузов Екатеринбурга имеют свои структурные подразделения, нацеленные на работу со старшеклассниками, однако, стоит учесть, что при проведении профориентационного тестирования в первую очередь делается упор не на удовлетворение потребностей школьников в правильном выборе профессии, а на их распределение как потенциальных абитуриентов по направлениям подготовки вузов, организующих тестирование. Следовательно, такое тестирование становится значимым компонентом приемной компании вуза, но не является независимым исследованием, поэтому в настоящей публикации мы не учитывали профориентационное тестирование на площадках высших учебных заведений.
Независимые от системы образования коммерческие структуры, занимающиеся оказанием профориентационных услуг, могут предоставить более полную информацию, без цели продажи своих курсов. В процессе анализа деятельности этих организаций, мы сгруппировали их по типу оказываемых услуг:
– консультирование,
– консультирование и деловые игры,
– обучающие программы.
Результаты исследования показали, что самый распространенный тип услуг – это консультирование подростков.
Наше исследование проводилось на территории Железнодорожного района – одного из восьми внутригородских районов Екатеринбурга, с численностью населения по данным на 01.10.2021 более 163,3 тысяч человек [2]. На данный момент в Железнодорожном районе функционирует 25 учреждений общего образования, в которой обучается около 16,8 тысяч детей [3]. Самыми крупными предприятиями района являются ФГУП «Уралтрансмаш», «Свердловская железная дорога».
Особенностью района является высокая доля в структуре населения мигрантов из Центральной Азии и, соответственно, их детей, которые, исходя из логики здравого смысла, должны успешно интегрироваться в российское общество. Проблема организации профориентационной работы для них представляет дополнительную социальную значимость.
В процессе исследования была выявлена потребность в базовой площадке для реализации услуг профессиональной ориентации для школьников Железнодорожного района. Такой площадкой на территории Железнодорожного района может стать Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования – центр детского творчества (далее МБУ ДО ЦДТ), поскольку оно имеет возможность реализации профориентационной программы квалифицированными сотрудниками, а также партнерские отношения как с крупными работодателями Железнодорожного района и города в целом, так организациями, работающими с молодежью. Примерами таких организаций являются Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский экологический центр «Рифей», Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии», Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодежи» и др.
В нашем исследовании применялись следующие методы – изучение деятельности предлагаемой базовой площадки; устный опрос родителей школьников, посещающих МБУ ДО ЦДТ; проведение конкурентного анализа.
На основании проведенного анализа можно выделить следующие приоритетные направления развития МБУ ДО ЦДТ г. Екатеринбург:
Развитие системы дистанционного обучения и онлайн-занятий;
Привлечение дополнительного финансирования для расширения материально-технической базы;
Активное продвижение своих образовательных программ среди потенциальных клиентов (родители школьников и, собственно, сами учащиеся);
Разработка новых образовательных программ, отвечающих современным запросам клиентов и общества;
Укрепление сотрудничества с предприятиями и организациями для организации стажировок и практик учащихся.
Проведенный конкурентный анализ подтвердил, что МБУ ДО ЦДТ имеет сильные стороны и возможности для того, чтобы стать хорошей базовой площадкой для реализации услуг профориентации, которая позволит обучающимся лучше узнать мир профессий, выбрать подходящую им сферу деятельности, подготовиться к экзаменам. Следует также отметить, что программа профориентации может реализовываться в МБУ ДО ЦДТ не только для старшеклассников и для детей средних классов, но и для учащихся начальной школы. Планируется проводить ежегодное обновление программ, так как в мире регулярно появляется масса новых и более востребованных профессий, с которыми необходимо знакомить детей и подростков.
Литература
Ивушкина А. Кибераврал: роботы могут отобрать у россиян половину рабочих мест / А. Ивушкина // Известия: информационный портал, дата публикации 10.09.2019. URL: https://iz.ru/918814/anna-ivushkina/kiberavral-roboty-mogut-otobrat-u-rossiian-polovinu-rabochikh-mest (дата обращения 16.01.2024)
Крылова Е. В Екатеринбурге остался единственный район, где рождаемость превысила смертность. Железнодорожный район Екатеринбурга стал рекордсменом по рождаемости из-за мигрантов / Е. Крылова //URA.RU: информационное агентство, дата публикации 31.05.2023. URL: https://ura.news/news/1052654021(дата обращения 16.01.2024)
Школы Железнодорожного района Екатеринбурга // SHKOLA. CITY: информационный портал. URL: https://shkola.city/sve/ekb/zheleznodorozhnyy (дата обращения 16.01.2024)