Продуктом деятельности статистических бригад в хоккее является фиксация статистики различных показателей. Фиксация игровых действий хоккеистов ведется сотрудниками статистических бригад хоккейных клубов на матчах в режиме реального времени с использованием системы ручного ввода и автоматической фиксации показателей. Перечень статистических показателей и способы их фиксации определяются организатором соревнований. Все события в виде итоговых данных отображаются в статистике матчей и турниров на официальных сайтах Континентальной, Молодёжной, Женской хоккейных лиг [1]. Для предоставления фактических, верных статистических показателей к исполнителям предъявляются высокие требования к концентрации внимания. Знание факторов комфорта позволит снизить их негативное влияние на исполнителя, позволив сохранять наивысший уровень концентрации в течение всего матча.
В специальной литературе по сервисной деятельности авторы выделяют следующие виды комфорта потребителей: информационный, экономический, эстетический, бытовой, психологический и комфорт безопасности [2], а также функциональный [3, 4]. Все вышеперечисленные виды комфорта присущи не только при получении услуги потребителем, но и при предоставлении услуги исполнителем. Некоторые факторы комфорта исполнителей услуг
хоккейных статистических бригад обусловлены социальным или биологическим благополучием человека, однако, во время матча возникает или действует в течение всего времени матча довольно большое количество негативных факторов, являющихся помехой для концентрации внимания или влияющих на восприятие информации специалистом [5].
На основании результатов включенного наблюдения нами были выявлены и сгруппированы факторы, определяющие максимальный уровень комфорта исполнителю услуги хоккейной статистической бригады.
Социальные факторы комфорта исполнителей услуг
хоккейных статистических бригад:
заработная плата;
обстановка в коллективе;
чувство собственной важности – под данным фактором социологи выделяют различные компоненты социального блага, а именно: чувство важности выполняемой работы, положительные чувства от причастности к крупным организациям и предприятиям, положительные чувства от принесённой пользы обществу [6].
Биологические факторы комфорта исполнителей услуг
хоккейных статистических бригад:
удобное место работы – сидения, столы, положение специалиста в пространстве относительно ледовой поверхности: все эти компоненты влияют на комфорт специалиста, чем способствуют его качественно выполненной работе;
возможность поддерживать температурный режим организма – предоставление горячего чая и тёплых курток за счёт организации является важным для специалиста компонентом, поскольку в данной ситуации специалист чувствует, что организация заботится о нем не меньше, чем о клиентах [6, 7].
Функциональные факторы комфорта исполнителей услуг
хоккейных статистических бригад:
техническое оснащение – работа специалиста постоянно ведётся с использованием ноутбука, поэтому современная, быстрая техника является неотъемлемой частью рабочего процесса;
высокое качество освещения ледовой поверхности – для телевизионных трансляций важно высокое качество освещения ледовой поверхности для качественного транслируемого кадра, однако, для исполнителей услуг
хоккейных статистических бригад данный фактор также важен, поскольку яркое освещение позволяет без преград видеть номера игроков для их идентификации.
Целью исследования является выявление наиболее значимых факторов комфорта исполнителей услуг хоккейных статистических бригад.
В декабре 2023 года нами был проведён опрос с использованием платформы Google Forms. В опросе приняла участие вся статистическая бригада, обслуживающая матчи профессиональных хоккейных лиг на территории городов Екатеринбург и Верхняя Пышма в составе 19 человек. Большая часть респондентов (63,2 %) имеет опыт деятельности в данной сфере более пяти лет.
В рамках исследования респондентам предлагалось проранжировать семь выявленных факторов комфорта. На рис. 1 представлен пример заполнения формы респондентом.
Рисунок 1 – Пример заполнения опросной формы
методом ранжирования
По результатам изучения мнения респондентов о факторах комфорта исполнителей услуг хоккейных статистических бригад, были выявлены определённые лидеры опроса по каждому рангу, представленные в таблице 1, где первый ранг для специалистов является наиболее значимым, а седьмой ранг наименее значимым. Лидерами каждого ранга являются те факторы комфорта, которые были выбраны более чем двадцатью процентами респондентов, поэтому по некоторым рангам выявлено более одного лидера ранга (Табл. 1).
Таблица 1 – Результаты опроса в ранговой форме о наиболее значимых факторах комфорта исполнителей услуг хоккейных статистических бригад
Ранг |
Наиболее значимый фактор комфорта для данного ранга |
1 |
Техническое оснащение (31,6 %), удобное место работа (31,6 %) |
2 |
Удобное место работа (31,6 %), заработная плата (21%), техническое оснащение (21 %) |
3 |
Техническое оснащение (31,6 %), высокое качество освещения ледовой поверхности (26,3 %) |
4 |
Высокое качество освещения ледовой поверхности (26,3 %), чувство собственной важности (21 %) |
5 |
Чувство собственной важности (26,3 %) |
6 |
Обстановка в коллективе (42,1 %), заработная плата (21 %) |
7 |
Предоставление возможности поддерживать температурный режим организма (52,6 %), чувство собственной важности (21 %) |
Как видно из результатов исследования, места с первого по третье в основном занимают биологические и функциональные факторы комфорта исполнителей услуг хоккейных статистических бригад. На основании этого можно сделать вывод, что биологические и функциональные факторы комфорта ценятся исполнителями услуг хоккейных статистических бригад выше, чем социальные факторы комфорта, что необходимо учитывать организаторам хоккейных матчей.
Литература
Статистическое обеспечение соревнований по хоккею : информационный портал. – 2023. – URL: https://statportal.fhr.ru/ (дата обращения: 15.12.2023). – Текст : электронный.
Назаркина В. А. Сервисная деятельность. Практикум : учеб. пособие / В. А. Назаркина, Ю. О. Владыкина, Б. И. Штейнгольц. – Новосибирск : НГТУ, 2014. – С. 53-54.
Аносова Т. Г. Технологии комфорта : учебное пособие / Т. Г. Аносова, Ж. Танчев ; М-во образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2016. – 72 с. – ISBN 978-5-7996-1847-6.
Технологии услуг в индустрии спорта и активного досуга : [учебное пособие / Л. К. Тропина, Л. Н. Фитина, Т. Б. Голубева и др.] ; Мин-во науки и высшего образования РФ. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2020. – 144 с. – ISBN 978-5-7996-3131-4.
Одаренко, Т. Е. Определение факторов, влияющих на снижение качества работы персонала и пути сохранения его работоспособности / Т. Е. Одаренко // Таврический научный обозреватель. – 2015. – № 2-1. – С. 39-41. – EDN UQHDKD.
Маслова, В. М. Ключевые факторы, влияющие на эффективность работы персонала компании / В. М. Маслова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2015. – Т. 4, № 4. – С. 62-64. – DOI 10.12737/13243. – EDN UMHGRH.
Исмагилов Р. Х. Повышение производительности труда на промышленных предприятиях на основе создания комфортной среды / Р. Х. Исмагилов, Т. З. Мансимов, А. В. Гумеров // Индустриальная экономика. – 2022. – № 1-2. – С. 126-132. – DOI 10.47576/2712-7559_2022_1_2_126. – EDN EGZVKT.