Введение.
Аутсорсинг – это процесс поручения определенных функций, задач или проектов внешним компаниям или специалистам. В современном мире аутсорсинг становится все более востребованным и имеет свою значимость. Аутсорсинг позволяет сократить затраты на производство или оказание услуг. Компании могут снизить свои издержки, переведя выполнение некритичных задач на внешние ресурсы, которые обладают экономической эффективностью и меньшими затратами. Например, многие компании передают на аутсорсинг IT-службы, бухгалтерию или маркетинговые исследования, чтобы сократить свои расходы и сфокусировать основные ресурсы на основной деятельности.
Аутсорсинг позволяет компаниям получить доступ к высокой квалификации и экспертизе. Внешние специалисты обычно обладают более глубокими знаниями и опытом в определенной области в сравнении с сотрудниками компании, что позволяет компаниям получить качественные услуги или продукты, улучшить свою производительность и конкурентоспособность. Компания имеет возможность легко масштабировать или сократить объемы работ, подстраиваясь под текущую ситуацию, то есть аутсорсинг способствует увеличению гибкости и адаптивности компании. Когда компания поручает выполнение задач внешним поставщикам услуг, она может более оперативно реагировать на изменения рыночных условий и спроса.
Цель исследования: предложить направления повышения эффективности использования аутсорсинга в ОАО «РЖД». Передачу дополнительных видов деятельности ОАО «РЖД» внешним исполнителям или отказ от услуг аутсорсинга.
Материалы и методы исследования. Основным методом исследования в работе послужило изучение практического опыта применения аутсорсинга в ОАО «РЖД». Проведено исследование по истории внедрения аутсорсинга в ОАО «РЖД», практический опыт использования аутсорсинга, мнение профсоюза по этому вопросу, передачу основных видов деятельности внешним исполнителям, международный опыт.
Результаты исследования и их обсуждение.
Аутсорсинг в ОАО «РЖД» является значимым и эффективным инструментом, который позволяет компании оперативно и эффективно управлять задачами и функциями, связанными с железнодорожным транспортом:
аутсорсинг позволяет снизить затраты на содержание и обслуживание инфраструктуры. Вместо создания и поддержки собственной инфраструктуры и технического оборудования, можно поручить эти задачи внешним специалистам или компаниям, которые уже имеют опыт и ресурсы для реализации этих функций. Это позволяет сэкономить средства, которые можно направить на другие важные направления развития.
аутсорсинг дает возможность получить доступ к экспертизе и опыту в специализированных областях. Железнодорожная отрасль содержит множество сложных и специфических функций, требующих высокой квалификации и специальных знаний, таких как обслуживание и ремонт подвижного состава, управление логистикой и грузоперевозками, техническое обслуживание рельсового пути и сигнализации и другие. Сотрудничество с внешними поставщиками услуг позволяет воспользоваться опытом и квалификацией специализированных организаций, что повышает качество обслуживания и эффективность работы.
аутсорсинг способствует повышению гибкости и адаптивности компании в быстро меняющейся железнодорожной отрасли. При использовании услуг внешних поставщиков, компания может легко масштабировать свои операции в соответствии с изменяющимися требованиями рынка или сезонным изменениям. Это позволяет компании быстро реагировать на изменения спроса и предложения, и найти наиболее оптимальные решения для максимизации своей производительности и прибыли.
То есть, аутсорсинг на железной дороге играет важную роль в современных условиях. Он позволяет компаниям снизить затраты, получить доступ к опыту и экспертизе в специализированных областях, а также повысить гибкость и адаптивность. Однако, необходимо тщательно выбирать внешних поставщиков услуг и обеспечивать эффективное управление процессом аутсорсинга, чтобы гарантировать достижение поставленных целей и поддерживать качество обслуживания на железной дороге.
История аутсорсинга на РЖД началась в 2005 году. Еще с 2005 года "Российские железные дороги" разрабатывали перспективную программу внедрения аутсорсинга до 2010 года. Одной из основных целей этой программы было выведение на аутсорсинг новых видов деятельности, а также разработка идеологии и методологии для этого процесса.
В понимании компании, аутсорсинг - это способ выполнения второстепенных видов деятельности, который позволяет достичь снижения издержек, сокращения внутренней бюрократии, ускорения процесса принятия решений, повышения гибкости и сфокусированности на качестве и достижении стратегических целей. В рамках структурирования бизнес-функций компании и разработки мероприятий по повышению эффективности, ОАО «РЖД» пришли к выводу, что значительные возможности для развития находятся в оптимизации второстепенных видов деятельности. Кроме того, аутсорсинг также поможет повысить социальный уровень сотрудников железной дороги[1].
В 2014 году в Забайкальском институте путей сообщения была проведена научная работа, под названием «Оценка экономической эффективности передачи автотранспортного предприятия в аутсорсинговую компанию (на примере Читинской автобазы Забайкальской железной дороги)». В рамках данной работы были представлены следующие данные: до передачи автобазы в аутсорсинг, ОАО «РЖД» тратило примерно 96 миллионов рублей на оплату труда работников автобазы, тогда как при использовании аутсорсинга эта сумма уменьшилась до 70,5 миллионов. Также значительно снизились расходы на социальные нужды, уменьшившись на почти 8 миллионов рублей. Отчисления на амортизацию техники также уменьшились. Однако затраты на топливо увеличились на 11 миллионов рублей. В целом, компания явно выиграла от передачи автобазы, однако возникли некоторые вопросы. Например, что стало причиной увеличения затрат на топливо? Ученые объясняют это отсутствием централизованной закупки, которая была реализована в ОАО «РЖД».
Отметим ещё положительные и отрицательные моменты передаче автотранспорта на аутсорсинг. Не всегда выделяется необходимое количество автотранспорта. Объясняется это, как правило, отсутствием водителей или транспортных средств. Нельзя сказать, что это происходит регулярно, но происходит. Раньше машины базировались непосредственно на линейных участках структурных подразделений и в 8 утра уже были готовы на выезд, а сегодня автотранспорт по большей части базируется на базе аутсорсера. В результате время доставки бригад к месту работ выросло примерно на один-два часа. Что касается положительного эффекта, то можно сказать, что сегодня ОАО «РЖД» не занимаемся текущим ремонтом автотранспорта, на который ранее не всегда выделялось финансирование в необходимом объёме.
Кроме того, есть другие факторы, которые остались за пределами данного научного исследования, такие как различия в организации работы у аутсорсера[2].
В некоторых случаях передача работ на аутсорсинг может привести к увеличению затрат для компании «РЖД», а не их снижению. Одной из возможных причин, по мнению ученых из ДВГУПСа[3], может быть недостаточный учет специфики работы конкретного предприятия, например, дистанций пути. Также часто возникает неопределенность в расценках на передаваемые работы, что затрудняет работу аутсорсеров. Более того, договоры с ними часто заключаются на короткий срок, например, на один год, поэтому им не выгодно вкладывать деньги в приобретение нового оборудования. Ведь неизвестно, будут ли они выигрывать следующий конкурс или нет. Из-за этого они стремятся максимально использовать имеющуюся технику и персонал.
Неудивительно, что на многих железных дорогах к развитию аутсорсинга относятся с опаской. Никто не может предугадать, насколько аутсорсер будет выполнять свои обязательства качественно и в срок. И такая неопределенность несет в себе определенные риски для компании.
Далее, в 2016 году в статье, изданном в профильном издании, ученые констатировали, что аутсорсингу нет альтернативы. По расчётам экономистов, минимальный экономический эффект от использования аутсорсинга составляет 5–10% от затрат ОАО «РЖД» на выполнение работ собственными силами. А сокращение издержек в нынешних экономических условиях для компании – главная задача. Но хорошо бы постараться её достичь на практике, контролируя этот процесс и не допуская ущемления прав работников[2].
Аутсорсинговые компании работают практически во всех филиалах ОАО «РЖД». К примеру, применение схем аутсорсинга в рамках пассажирского комплекса очень своевременно помогло решить задачи по оптимизации численности персонала. 12 тысяч проводников поездов дальнего следования трудятся сегодня в аутсорсинговых предприятиях. Но здесь речь идет о предоставлении персонала, что более точно называется аутстаффингом. На Красноярской железной дороге есть положительный опыт по переводу на аутстаффинг 26 непрофильных специальностей, включая такие задачи, как поддержание чистоты внутри поездов, обеспечение безопасности, поставка комплектующих материалов, уход за помещениями и зданиями, в том числе техническое обслуживание. При разработке стратегической программы и мер для повышения эффективности деятельности компании, было обнаружено, что значительная часть издержек связана с вспомогательными процессами, которые не обладают достаточным уровнем эффективности. Кроме того, объем дополнительных услуг на разных железных дорогах различается из-за разных субъективных причин.
Международный опыт демонстрирует, что качество работ, выполненных посредством аутсорсинга, обычно выше. В зарубежных компаниях, особенно крупных корпорациях, аутсорсинг глубоко интегрирован в их деятельность. Например, невозможно представить, чтобы компания Siemens, одна из ведущих компаний в области железнодорожного строительства, не имела своих снабженческих организаций и не закупала запчасти, комплектующие и материалы у компаний, выбранных по конкурсу. Основными условиями таких договоров являются гарантированный запас, соответствие качества и ассортимента запасных частей и материалов. Даже в случае уборки вокзалов, предусмотрено объявление условий по качеству и регулярности выполнения работ и предпочтение отдается компании, которая предложит самую низкую цену за свои услуги. Основная идея заключается в проведении конкурса.
Аутсорсинг является эффективным решением, если можно передать вспомогательные функции и заплатить за это не больше, чем тратим сейчас на оплату рабочей силы. Эффект достигается за счет отсутствия расходов на социальное обеспечение, оборудование, охрану труда и т.д., так как все это переходит на ответственность аутсорсинговых компаний. Поскольку эти компании заинтересованы в получении прибыли, они внедряют лучшие практики организации труда. Например, на некоторых московских вокзалах уже давно нет традиционных уборщиц. Вместо этого, молодые люди с использованием современного оборудования эффективно выполняют уборку помещений и гордятся своей работой.
На весь вокзал набираются всего два-три человека, которые успешно справляются со своей работой и получают приличную зарплату, а железная дорога при этом сокращает свои издержки. Однако аутсорсинг имеет смысл только при правильном подходе к выбору передаваемых функций. Некоторые дороги, к сожалению, ошибочно передают на аутсорсинг те виды деятельности, которые в итоге оказываются более дорогостоящими.
Важно отметить, что существуют строгие ограничения на передачу работ, связанных с обеспечением безопасности перевозок. Например, работы по содержанию пути должны оставаться внутри компании[2].
Однако, работы, не касающиеся безопасности, могут быть успешно переданы на аутсорсинг. Например, уход за лесозащитными насаждениями вдоль железнодорожного пути, содержание объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, техническое обслуживание офисной техники и офисных помещений - это идеальные кандидаты для аутсорсинга. Путем проведения конкурса, установления четких условий, заключения контракта и контроля над исполнением, можно достичь отличных результатов.
Сегодня работы, рекомендованные для передачи на аутсорсинг, относятся к разным Департаментам. Мы перечислим два из них ниже.
В департаменте информатизации:
- Ремонт, сервисное обслуживание и послегарантийное обслуживание радиостанций для технологической, поездной и станционной радиосвязи;
- Обслуживание цифрового оборудования систем антенно-мачтового хозяйства для радиорелейной и спутниковой связи;
- Техническое обслуживание средств для обслуживания пассажиров и автоматики на вокзалах (турникеты, билетопечатающие машины и т.д.);
- Обслуживание вычислительной техники, оргтехники и абонентского оборудования связи;
- Техническое обслуживание и эксплуатация цифровых сетей связи.
В Управлении вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры:
- Промывка и пропарка цистерн на специальных станциях;
- Промывка и дезинфекция вагонов, включая те, которые используются для перевозки людей и зерна;
- Гарантийное и сервисное обслуживание акустико-эмиссионных диагностических установок;
- Обслуживание диагностического оборудования контрольных пунктов автотормозов и подшипников кассетного типа.
Но есть и «минусы» перевода на аутсорсинг. В 2017 году сотрудники в лице профсоюза выразились за запрет аутсорсинга на железных дорогах[5]. Профсоюз работников железной дороги обеспокоен возможным переводом части штата дежурных на железнодорожных переездах на аутсорсинговое обслуживание. Такое решение может негативно сказаться на безопасности движения поездов, так как аутсорсеры могут не иметь достаточного опыта и знаний в области железнодорожных переездов.
Профсоюз работников железной дороги призывает руководство компании отказаться от такого решения и сохранить контроль над безопасностью движения поездов[4].
Заключение.
Аутсорсинг позволяет сфокусировать основные усилия на стратегически важных задачах. Компании могут освободить ресурсы и время, которые ранее затрачивались на выполнение малозначимых задач, и сосредоточиться на разработке и внедрении стратегий, развитии новых продуктов или поиске инноваций.
Важность аутсорсинга сегодня состоит в его способности снизить затраты, повысить квалификацию, обеспечить гибкость и фокусировку компании на основных задачах. Однако было бы неправильным абсолютизировать этот подход и аутсорсировать все функции компании. ОАО «РЖД» нужно внимательно анализировать свои потребности и принимать решение о внешних поставщиках услуг на основе соотношения затрат и выгод.
Список литературы:
«Цивилизация стихийного аутсорсинга», Газета «Гудок» https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=36616
Вьюгин Игнат «Двуликий аутсорсинг», https://gudok.ru/newspaper/?ID=1343289
Дальневосточный государственный университет путей сообщения dvgups.ru
«ДПП переводят на аутсорсинг?!», https://clubzd.ru/index.php?topic=35.0&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F 2023 год
«РОСПРОФЖЕЛ намерен добиться запрета аутсорсинга на железнодорожном транспорте», www.solidarnost.org/news/Rosprofzhel_nameren_dobit_sya_zapreta_autsorsinga_na_zheleznodorozhnom_transporte_.html&l10n=ru&mime=html&sign=e90b8c07383bb76ee6014abb634964e5&keyno=0