Для того чтобы дать верное определение слова «стандарт» стоит обратиться к толковому словарю С. И. Ожегова. Он пишет: «Стандарт – 1) нечто шаблонное, трафаретное, не заключающее в себе ничего оригинального, творческого; 2) образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения» [1; 762]. Действительно, «стандарт» существует в виде документа. В Российской Федерации приказом Министерства труда и Социальной защиты, утвержден «Профессиональный стандарт» [2]. Это документ, в котором собраны критерии и компетенции для разных профессий.Существует ли «стандарт» для профессионального музыканта? Какими навыками должен обладать музыкант, чтобы считать себя профессионалом? Музыкант – профессия или хобби? Где приобретать те самые знания, умения, навыки, компетенции?
Музыкант – это творческий работник, профессионально занимающийся музыкой во всех ее формах, стилях и направлениях. В профессиональном значении «музыкант» — это широкое понятие, имеющее разносторонние проявления. Оно включает в себя множество специализаций: композитор, вокальный исполнитель, дирижер, аранжировщик, руководитель ансамблей или оркестров, а также исполнитель, владеющий техникой игры на каком-либо инструменте. Эта профессия требует таланта, постоянного развития и трудолюбия, но она также может принести музыканту много радости и удовлетворения от творческого процесса и отклика публики. Таким образом, можно с уверенностью заявить о том, что музыкант – это профессия. Подтверждением этому может служить документ «Профессиональный стандарт. Музыкант» [3]. Он состоит из 4 х частей:
В первой части этого документа, под названием «Общие сведения», представлены умения, которыми необходимо владеть специалисту: 1) уметь реализовывать художественный замысел в творческом коллективе; 2) осуществлять постановку музыкальных произведений; 3) передавать исполнителям свой опыт, совершенствовать технику, средства художественной выразительности; 4) участвовать в организации и планировании творческо-производственного процесса по подготовке и созданию музыкальной постановки произведения, музыкального спектакля; 5) решать организационные и художественные задачи, выбирать и комбинировать тип управления, анализировать проблемные ситуации в творческом коллективе, осуществлять анализ факторов формирования и закономерностей развития современного музыкального искусства.
Вторая часть носит название: «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)». Этот раздел документа, представлен в виде таблицы, в которой прописаны: 1) Обобщенные трудовые функции (код, наименование, уровень квалификации); 2) Трудовые функции (наименование, код, уровень (подуровень) квалификации).
Третья часть этого документа, имеет следующее наименование: «Характеристика обобщенных трудовых функций». В пункте «Обобщенная трудовая функция» представлены все требования (к образованию, к опыту практической работы). А уже в следующем пункте «Трудовая функция», указаны все трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, другие характеристики.
Пример: пункт 3.8. Обобщенная трудовая функция.
В нем представлено:
Возможные наименования должностей, профессий: музыкант, музыкант-исполнитель, дирижер, аккомпаниатор, руководитель труппы, художественный руководитель, концертмейстер, хормейстер, капельмейстер.
Требование к образованию и обучению: Высшее или среднее профессиональное образование.
Пункт 3.8.1. Трудовая функция:
Трудовые действия: 1) реализует художественный замысел в творческом коллективе; 2) создает произведения различные по форме, жанру и стилю; 3) создает сценарную, хореографическую драматургию; 4) работает с солистами; выбирает и комбинирует тип управления в творческом коллективе; 5) осуществляет подбор музыкального материала соответствующего замыслу будущего произведения; 6) планирование и организация производственного процесса в соответствии с правилами техники безопасности и охраны труда и контроль их выполнения.
Необходимые умения: 1) владеть техникой выразительности; 2) обладать навыками работы с концертмейстером, художником, дирижером, композитором; 3) владеть методикой постановочной, репетиторской работы; 4) знать теорию и технологию создания музыкального произведения.
Необходимые знания: 1) знать жанровые и стилистические особенности музыкального искусства; 2) знать средства образного раскрытия содержания музыкального произведения; структуру и свойства его элементов. [3]
Четвертая часть: «Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта». В этом разделе указана ответственная организация-разработчик.
Таким образом, рассмотрев данный документ, мы можем смело заявить, что профессиональный музыкант – это сложная, многогранная и очень интересная профессия. Но стоит заметить, что не каждый музыкант может считаться профессионалом. Основной отличительной чертой является уровень подготовки. Сюда входят не только музыкальные дисциплины, такие как: сольфеджио, гармония, полифония, музыкальная литература, но и гуманитарные науки: литература, история, философия, искусствоведение. Кругозор профессионалов и спектр профессиональных навыков во много раз шире, чем у любителей. Это позволяет профессиональному музыканту-исполнителю через музыкальный язык раскрывать замысел композитора, делать обоснованные, логичные, глубокие в плане понимания интерпретации. Любитель зачастую оценивает с позиции нравится или не нравится. В тоже время профессионал всегда задает себе вопрос: как это сделано? Какими средствами достигнут тот или иной результат? Профессионал всегда слышит в голове конечный результат. Подчиняет мышцы, тело, инструмент своему внутреннему слуху. Он может объяснить метод, подсказать прием или способ для преодоления сложностей в достижении определенного результата, которые в конечном счете помогут в решении художественной задачи. Этими умениями, навыками овладевают не все, но путь к постижению один – огромный труд, компетентные наставники и большое количество времени. Для этого музыканты проходят серьезную подготовку, начиная с музыкальной школы, далее в колледже, а после в Высшем учебном заведении. Программа учебных заведений построена таким образом, что начиная с детского возраста, ребенок попадает в среду, где необходимо трудиться и развиваться. Постоянные уроки, репетиции, мастер-классы, посещение концертов, а также самостоятельные выступления на конкурсах, фестивалях, концертах. Все это в конечном итоге приносит человеку те самые знания, навыки, умения, компетенции, которые помогают ему вырваться из зоны любителей музыки в профессиональную среду.
Список литературы
1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов,
Н. Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.
2. Профессиональный стандарт [Электронный ресурс] / ВНИИ Труда Минтруда России. – URL : https://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения 20.11.2023).
3. Профессиональный стандарт. Музыкант [Электронный ресурс]. – URL : https://ddmsh.crm.muzkult.ru/media/2020/01/21/1251717649/Profstandart_0_Muzy_kant.pdf (дата обращения 20.11.2023).