Джазовая музыка возникла на американской земле. Как и любой другой вид искусства, джазовый стиль не стоит на месте и продолжает свое развитие. Популярен джаз и в современном мире. К нему обращаются не только любители музыки, но также и классические музыканты. Джазовая музыка расширяет спектр действий музыканта, раскрепощает его, так как одним из важнейших видов деятельности джазмена является импровизация и аранжировка. В связи с этим джазовое образование популярно. Основа джаза – импровизация, то есть сиюминутное создание музыки. Не стоит думать, что это очень легкий процесс и учиться, а потом постоянно практиковаться не обязательно. Как и в классике, джаз или джазовая импровизация следует определенным правилам и канонам, которые сформировались на протяжении достаточно длительного периода времени.
В системе высшего образования кафедра эстрадно-джазовой музыки сформировалась сравнительно недавно около 40 лет назад в Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова под руководством К. Назаретова. Таким образом, Ростов-на-Дону считается первым городом в Советском Союзе, где стали обучать джазовой музыке. В дальнейшем эстрадные кафедры открываются и в других городах. В музыкальный вуз, на джазовое отделение, поступают пианисты, как с эстрадно-джазовым средним образованием, так и с классическим. Поэтому обучение в вузе, на начальном этапе, может отличаться.
По программе все пианисты, независимо от среднего образования, параллельно джазу проходят и классику. Конечно, никто не будет заставлять глубоко погружаться в классическую музыку, на это попросту не хватит времени, но усовершенствовать свои базовые навыки все же стоит. Если взять и углубиться в историю джаза, то можно заметить, что на становление повлияло знание европейской гармонии и мелодии, а так же умение владеть европейскими инструментами. А в Европе, как мы знаем, развивалась классическая музыка. Поэтому классическая база очень важная составляющая джазовой подготовки музыканта.
На уроках джазовой специальности, как уже было сказано ранее, начальное обучение разниться. Пианисты, которые пришли с классического отделения начинают свое обучение с вводного (теоретического) курса. Это углубление в джазовую гармонию. А именно: построения аккордов на клавиатуре тут есть некоторое расхождение с классическими; понимание, что для каждого аккорда предусмотрен свой звукоряд (лад); знакомство со стандартными джазовыми оборотами (последовательностями); изучение гармонизации мелодии по типу джазовых задач. На изучение в целом отводится недели две. Впоследствии по степени усвоения, происходит переход к практическим занятиям, то есть игре на инструменте, изучая джазовые обороты и способы их обыгрывания.
Джазовый оборот – это один из базовых приемов обогащения гармонической прогрессии в музыке. Если проанализировать множество джазовых произведений, то можно увидеть похожее движение прогрессии, да тональности могут отличаться, но смысл один. Поэтому на начальном этапе обязательно нужно практиковаться обыгрывать различные обороты в разных тональностях и темпах под записи Jamey Aebersold «Play-A-Long» [2]. И, таким образом, придумывать свои фразы, которые в дальнейшем будут «сидеть» в пальцах. Стоит уделить свое внимание и готовым фразам, которые играли мэтры джаза в своих импровизациях. Существует много пособий «со снятыми» фразами великих джазменов [3, 4]. Играть их в различных тональностях и выучивать наизусть нет смысла. Гораздо полезнее если их анализировать и понимать с какой ступени он начинает данную фразу, куда приходит, какие длительности использует и пробовать в своей импровизации делать так же.
Безусловно, нужно много слушать джазовой музыки вдохновляться ею; находить любимых исполнитель и анализировать, что понравилось в их игре, чем они вас заинтересовали и пытаться в своей делать так же. Никто не говорит о полном копировании, но какие-то идеи фраз, кульминаций, фишек и даже просто звукоизвлечение стоит брать на вооружение. Когда стандартные обороты под записи Jamey Aebersold «Play-A-Long» [2] будут уверенно получаться, можно переходить и к самим джазовым стандартам. Джазовый стандарт – это популярные, часто исполняемые, джазовые темы. И здесь начинается самая продуктивная и интересная часть обучения, происходит развитие навыков с трех сторон: как импровизатора, аранжировщика и композитора. Потому что педагогом будут поставлены задачи наряду с импровизацией, продумать, как усложнить или как внести корректировки в саму тему, чтобы слушалось интересно и отличалось от множества других записей данной композиции. Выбирать джазовые стандарты и играть их нужно в порядке развития стилей. Ведь джазовая музыка не сразу стала современной, а прошел некий этап становления. Если опять же углубиться в историю, то можно заметить, что джазовые мэтры такие как: M. Davis [6], J.Coltrane [5] и многие другие, переходили к следующему стилю, когда предыдущий уже усвоился, все было сыграно и хотелось чего-то нового.
Пианисты, которые имеют среднее джазовое образование, на начальном этапе обучения в вузе тоже уделяют внимание игре джазовых оборотов но, как правило, времени уходит меньше и процесс быстро перетекает в изучение джазовых стандартов. Здесь задачи педагог ставит такие же, как и для пианистов, не имеющих среднее джазовое образование, отличие лишь в выборе репертуара. Можно играть стандарты стили, которых развивались позднее, так как имеются базовые знания. Ансамблевая игра в джазе играет важную роль. Здесь проявляется умение взаимодействовать с различными музыкантами. И так же приходит осознание, что не только ты один участвуешь в процессе создания интересной версии, но тебя поддерживают музыканты, играющие с тобой одновременно, и своей игрой, тоже вдохновляют тебя на еще более эмоциональную игру, которая происходит в моменте. Ансамблевая игра развивает чувства ритма, слуховое внимание, предслышание и просто умение находить общий язык с разными людьми.
Как уже было сказано ранее, джазовая музыка дает много возможностей и в некой степени свободы действий. Поэтому иногда можно встретить различные эксперименты и смешения в джазе. Одни музыканты и в частности пианисты, позволяют себе некую смелость и исполняют классическую музыку в джазовой обработке. Вторые экспериментируют с различными внедрениями разных музыкальных инструментов в джазовый состав. Третьи начинают смешивать в джазе разные музыкальные стили и даже доходят до поп музыки и электронных битов. В общем, идей появляется масса. Возможно, поэтому у джазменов хорошо развит интеллект и структурированное мышление.
И так можно заключить, что эстрадно-джазовое обучение в вузе развивает пианистов со всех сторон, делая их многогранными, оснащает крепкой базой и готовит к самостоятельной работе в дальнейшем.
Список аудиоматериалов
1. Джаз-оркестр Ростовского училища искусств под управлением Кима Назаретова. – URL: https://music.yandex.ru/artist/10619295/tracks (31.01.2024).
2. Aebersold J. «Play-A-Long». – URL: https://www.amazon.com/Aebersold-Play-Along/s?k=Aebersold+Play+Along (31.01.2024).
3. Aebersold J. Jazz Play-A-Long Volume 1–5 – URL: https://faststrings.com/jamey-aebersold-jazz-play-a-long-volume-1-5.html. (31.01.2024).
4. Bergonzi J. «АнатомияИмпровизации». – URL: https://learn4joy.ru/bergonsi/ (31.01.2024).
5. The official YouTube channel for John Coltrane. – URL:https://www.youtube.com/channel/UCGiKlUaxFFNXkEYIW6mfbBQ. (31.01.2024).
6. Davis M. – URL: https://www.milesdavis.com/(31.01.2024).