Федеральным законом от 24 сентября 2022 г № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» введены федеральные основные общеобразовательные программы. [3]
5-6 классы – обучаются по обновленным ФГОС и федеральной образовательной программе основного общего образования,
7, 8, 9 классы – продолжают работу по ранее утвержденным рабочим программам по биологии, разработанным в соответствии с ПООП, а также вносят в них необходимые изменения в соответствии с ФОП;
В Федеральной рабочей программе основного общего образования по учебному предмету «Биология» (базовый уровень), разработанная институтом стратегии развития образования, включает в себя: распределение содержания учебного материала по классам, перечень лабораторных и практических работ, а также рекомендуемую последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания с учётом возрастных особенностей обучающихся. [6]
В рабочих программах учебного предмета «Биология» осуществляется переход из концентрических (разделы «Ботаника» и «Зоология» – 5-7 классы, раздел «Человек» – 8 класс, раздел «Введение в общую биологию» – 9 класс) программ, на линейную структуру курса (разделы «Ботаника» и «Зоология» – 5-8 класс, раздел «Человек» – 9 класс) [2]
Преподавание биологии по обновлённым ФГОС ООО (5-9 класс)
Трудности преподавания могут возникнуть 7 классе, поскольку по линейной системе учащиеся должны изучать систематику растений, которую они уже прошли в 6 классе. [3]
В связи с этим рекомендованы два варианта преподавания биологии в 7 классе:
1. Перейти на линейную модель и повторить изучение темы «Систематические группы растений. Грибы. Лишайники. Бактерии» (можно использовать в классах, которые изучали ботанику 1 час в 6 классе и 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений).
2. Осуществлять обучение в 7 классе по концентрической системе: изучать зоологию (1 час из обязательной части Учебного плана + 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений). Это наиболее приемлемый вариант. [5]
В 8 классе преподавание биологии по линейной системе изучается зоология, которую учащиеся прошли в 7 классе по концентрической системе.
При этом можно выделить два варианта преподавания биологии в 8 классе
1. Перейти на линейную модель и повторить изучение зоологии (можно использовать классам, которые изучали зоологию 1 час в 7 классе). Ввести практическую составляющую курса с повторением теории, разработать индивидуальный маршрут для разных групп учащихся.
2. Продолжить осуществлять обучение в 8 классе по концентрической изучать анатомию и физиологию человека (можно использовать для классов, которые изучали зоологию в 7 классе 2 часа в неделю).
При выборе второго варианта эти классы необходимо будет доучивать до 9 класса по концентрической модели.
Для методической поддержки педагогов в условиях введения обновленных ФГОС, возможно использование дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов, а также для обеспечения единого образовательного пространства собраны следующие полезные ресурсы:
- методические пособия и рекомендации по биологии [7]
- виртуальные лабораторные работы на углубленном уровне ООО [8]
- методические кейсы для ООО: сложные вопросы преподавания учебных предметов [9]
- методические кейсы по формированию гражданско-патриотических ценностей на уроках биологии [10]
- интерактивные методические материалы для методической поддержки образовательных организаций. [10]
«Российская электронна школа». Интерактивные уроки по всему курсу средней школы [11]
Формирование функциональной грамотности в ходе преподавания биологии
До 2024 года в целях осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира, в том числе обеспечение темпов экономического роста выше мировых. [4]
Функциональная грамотность развивается в рамках:
– уроков (достижения метапредметных результатов);
– проектной деятельности;
– введения курса внеурочной деятельности;
– выполнения обучающимися заданий из Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5–9 классы) [1]
Задания по функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но могут быть использоваться на разных его этапах.
Примеры заданий на формирование функциональной грамотности:
1. «Корзина идей» используют на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося опыта и знаний у учеников. В «корзину» скидывается все, что имеет отношение к теме урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из «корзины» убираются все неправильные, а остаются только верные. Например, по теме «Бактерии», «Беспозвоночные животные», «Позвоночные».
2. Фишбоун (рыбный скелет): Данное задание используют на этапе первичного закрепления. Голова – вопрос темы (проблема), верхние косточки – основные понятия темы (причины проблемы), нижние косточки – суть понятий (факты, подтверждающие проблему), хвост – ответ на вопрос (вывод). В рабочих листах дан скелет рыбы. В хвосте рыбы учащиеся должны записать ответ на вопрос, который записан в голове рыбы. На левой стороне ребер записать например, условия протекания фотосинтеза, на правой – результаты.
3. Работа с немыми рисунками. Работая с текстом, предлагаю подписать ученикам обозначенные части рисунка. Данный прием развивает умения максимально точно и полно понимать содержание текста, практически осмысливать извлечённую информацию, соотносить её с имеющимися знаниями.
4. «Кластер». Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом. Данный прием удобен, так как может применяться на всех стадиях урока и практически по любой теме.
Таким образом, на уроках биологии у учащихся есть множество возможностей для формирования функциональной, естественнонаучной и читательской грамотности.
Применение вышеперечисленных заданий, может значительно повысить уровень функциональной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.
Список литературы
Биология (базовый уровень). Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Е. А. Никишова, Г. Ю. Семенова; под ред. Е. А. Никишовой. г. Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» - 2022. - 170 с.
Методические рекомендации «О преподавании биологии в 2023–2024 учебном году» Степанчук Н.А., Прилипко Н.И., г. Волгоград –2023г. – С.8-10
Методические рекомендации по преподаванию биологии в 2023-24 учебном году в условиях перехода на обновленные ФГОС и ФООП. Андрееску И.В г. Смоленск – 2023 г. – C. 1-5
Методическое письмо об особенностях преподавания биологии в 2022/2023 учебном году А.В. Терехова г. Симферополь - 2023. – 16 с.
О преподавании учебного предмета ”Биология” в образовательных организациях Орловской области в 2023–2024 учебном году» Петракова Т. В г. Орловск 2023 – C. 4 - 7
Рабочая программа основного общего образования предмета «Биология», (базовый уровень) для обучающихся 5 – 9 классов г. Москва – 2023г. – 145 с.
https://content.edsoo.ru/lab/subject/1/
https://content.edsoo.ru/case/subject/1/
https://content.edsoo.ru/case/item/121/
https://obr.nd.ru/
https://resh.edu.ru/