Оценка и сравнительный анализ свойств внимания у девушек и юношей медицинского университета - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Оценка и сравнительный анализ свойств внимания у девушек и юношей медицинского университета

Семакова В.О. 1, Кошелева А.А. 2, Дрань Ю.А. 1, Шаренкова Л.А. 2
1Северный государственный медицинский университет г. Архангельск
2Северный государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной деятельности. Одни, слаборазвитые качества внимания, можно компенсировать усилением развития других его качеств. Например, слабая устойчивость внимания может быть восполнена его хорошей переключаемостью; относительно небольшой объём внимания преодолевается за счёт повышения продуктивности внимания и т.д. Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме. Свойствами внимания выступают особенности проявленияК ним относятся: объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.

Для студентов-медиков особенно важно внимание в их будущей трудовой деятельности. Да и учёба тоже является трудовой деятельностью. Оценку внимания мы проводили методом корректурной пробы Цель нашего исследования - определение объёма, концентрации и переключаемости внимания у студентов 2 - 3 курсов лечебного и педиатрического факультетов. В исследовании приняли участие 79 студентов: 51 девушка и 28 юношей.

Методика исследования.

В данной работе использовали метод корректурной пробы (тест Б. Бурдона). Проба позволяет исследовать особенности внимания человека - объем, концентрацию, переключаемость. Для проведения данной пробы использовались специальные листы с хаотично расположенными буквами. В классическом варианте теста 40 рядов по 40 букв в каждом. В нашем тесте- 1691 буква, 39 строк, в каждой строке различное количество букв - от 42 до 45. Исследуемому необходимо просматривать текст и вычеркивать определённые буквы, в нашем исследовании - буквы «а» и «к». время на проведение теста- 5 минут. В данной пробе является важным качество, а не скорость выполнения. [1,2,3].

Объем внимания.

Объем является одним из свойств внимания и представляет собой количество объектов, которое человек с достаточной ясностью может охватить одновременно. Одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы, как известно, человек не может. При обучении и тренировке объем внимания практически не меняется, а его показателем является количество ясно воспринимаемых предметов. У разных людей объем внимания различен. Это зависит от того, насколько содержание, на котором сосредотачивается внимание, связано между собой, а также от умения осмыслено связывать и структурировать материал. Объем внимания очень близок к понятию объем восприятия. [6]

Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв. Норма объема внимания - 850 знаков и выше.

После проведения теста и анализа полученных данных было выявлено: в среднем объем внимания у девушек составил 1400 знаков, у юношей – 1494 знака. Следовательно, показатель объёма внимания очень хороший у всех студентов, но у юношей этот показатель больше, чем у девушек на 94 знака. Это в среднем больше на 2 просмотренных строки.

Концентрация внимания.

Концентрация внимания — это свойство внимания, которое представляет собой удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти. При хорошей концентрации внимания человек быстрее и более творчески выполняет поставленные задачи, работает с меньшим количеством ошибок и более стрессоустойчив. Если концентрация внимания нарушена, то могут возникать различные проблемы. Например, трудно удерживать внимание при чтении в шумном помещении, сложно сосредоточиться на выполнении задания или запоминать поступающую информацию. [4,5]

Концентрацию внимания оценивали по количеству ошибок при выполнении теста. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Результаты рассчитывали по формуле: К = 2*С/ П, где

С - число строк, просмотренных испытуемым

П - количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Расшифровка показателей: этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала.

Анализируя полученные данные, мы выявили, что среди юношей данный тест без ошибок выполнил 1 человек (3,6%), от одной до пяти ошибок допустили 7 человек (25%), от шести до десяти ошибок – 9 человек (32,1%), от одиннадцати до четырнадцати ошибок допустили 2 человека (7,2%) и пятнадцать ошибок и больше – 9 человек (32,1%).

Среди девушек данный тест без ошибок выполнили 3 человека (5,9%) от одной до пяти ошибок допустили 14 человек (27,5%), от шести до десяти ошибок – 19 человек (37,3%), от одиннадцати до четырнадцати ошибок допустили 4 человека (7,8%) и пятнадцать ошибок и больше – 11 человек (21,5%).

Таким образом, 28,6% юношей имеют отличную концентрацию внимания (это студенты, имеющие от одной до пяти ошибок и не допустившие ошибок) и 33,4% девушек. Концентрация внимания у юношей и девушек примерно одинакова, у девушек на 4,8% лучше, чем у юношей.

Переключаемость внимания.

Переключаемость - это скорость перехода произвольного внимания с одного объекта на другой при условии сохранения концентрации на нем.

Выделяют полное (завершенное) и неполное (незавершенное) переключение, которое характеризуется отсутствием должной степени концентрации, необходимой для нового объекта или деятельности. Переключаемость также зависит от индивидуально-типологических особенностей нервной системы, специфики объектов внимания, значимости работы с ними и интереса к ним.

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

С = (So/$) * 100%, где So - количество ошибочно проработанных строк, S - общее количество просмотренных строк.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы. Результат оценивали по таблице в процентах (таблица 1).

Таблица 1

Оценка показателей переключаемости внимания

%

Переключаемость внимания

0 - 20

Очень высокая

21 - 40

Высокая

41 - 60

Средняя

61 - 80

Низкая

81 - 100

Очень низкая

В результате исследования установили, что очень высокую переключаемость внимания имеют 50% юношей (14 человек) и 54,9% (28 человек) девушек. Высокую переключаемость внимания имеют 28,6% (8 человек) юношей и 37,3% (19 человек) девушек. Среднюю переключаемость внимания имеют 10,7% (3 человека) юношей и 5,9% (3 человека) девушек. Низкую переключаемость имеют 10,7% (3 человека) юношей. Среди девушек не выявлено низкой переключаемости внимания. Но среди девушек выявлено 1,9% (1 человек) с очень низкой переключаемостью внимания, среди юношей таковых не выявлено.

Таким образом, 92,2% (47 человек) девушек и 78,6% (22 человека) юношей имеют очень высокую и высокую переключаемость внимания.

Рассмотренные свойства внимания не являются постоянными для той или иной личности. Они развиваются в процессе жизни, их можно приобрести, развить и укрепить путем специальных тренировок. Этот процесс начинается с первых месяцев жизни ребенка, и продолжается по мере взросления, все более обогащаясь его произвольными видами на основе жизненного опыта. [2]

Литература

  1. Безменова М.Д. Роль внимания обучающихся в учебном процессе // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 5, Issue 6, - 2016,- p. 975-975.

  2. Верхотурова Н. Ю., Литвинова А. Г. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания в психологии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2021, - №XVI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-izucheniya-problemy-vnimaniya-v-psihologii.

  3. Ветрова А.О. Проблема развития внимания, стресса и эмпатии у студентов-стоматологов. / Сборник трудов участников III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире». М.: РУДН. – 06-07 апреля 2017. – С.184-188.

  4. Кондрашихина О. А., Медведева С. А. Аттенционные возможности современных студентов //Гаудеамус. - 2023.- №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/attentsionnye-vozmozhnosti-sovremennyh-studentov

  5. Фаликман М.В. Внимание // Общая психология / под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006. - 480с.

  6. https://spravochnick.ru/psihologiya/vnimanie/harakteristiki_svoystv_vnimaniya/#obem-vnimaniya

Просмотров работы: 31