Актуальность оптимизации технологий работы с подростками, склонными к девиантному поведению, обусловлена тем, что девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания педагогов, социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов и социальных служб. Общесистемный кризис приводит к постоянному увеличению группы риска, вследствие чего увеличивается вероятность различных проявлений девиантного поведения и расширяется социально дезадаптированный слой населения. Согласно статистике, каждое 15-е преступление в РФ совершено несовершеннолетними или при их участии, при этом наиболее часто нарушают закон подростки в возрасте 16-17 лет, нередко находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения. По данным социологических исследований, за последнюю четверть XX века пик массового приобщения к потреблению алкоголя сместился с возрастной группы 16-17 лет в группу 14-15 лет, что чревато серьезными последствиями как для физического, интеллектуального развития подрастающего поколения, так и для здоровья, работоспособности российского народа в целом [2].
При всем многообразии разработанных технологий, научных публикаций, посвященных различным аспектам перевоспитания подростков, все они, в большей или меньшей степени, освещают ту или иную сторону проблемы, исследуют отдельные формы девиантного поведения и изначально не решают задачи комплексного решения подростковой девиации.
В связи с этим актуальным запросом является разработка методов, программ профилактической и коррекционной работы с девиантными подростками и их семьями.
Девиантные дети и подростки – непростой объект для работы психолога и других специалистов. Работа с ними, как правило, долгосрочна и многопланова. Однако многие исследователи сходятся во мнении, что в детском и подростковом возрасте имеются возможности для восстановления, оптимизации психического и социального развития ребенка. Для этого необходимо внимательное отношение взрослого. Также психологическая помощь девиантным подросткам предполагает опору на их собственные ресурсы. Видеть потенциал подростка – это не значит игнорировать его проблемы и минусы, а предполагает подчеркивание сильных сторон, чтобы помочь освоить новые образцы поведения. Помощь психолога направлена на формирование жизнестойкости ребенка, моделирование нового опыта, насыщение его положительными переживаниями и образами, проигрывание подавленных агрессии и обиды, обсуждение общечеловеческих и индивидуальных ценностей, актуализацию внутреннего потенциала, приобретение опыта творческого самовыражения [4].
Исследователи выделяют следующие факторы эффективной работы с девиантными подростками:
принятие ребенка и его поведения;
готовность позволить ребенку лидировать и выбирать деятельность, воспринимать серьезно даже незначительные его жалобы;
поддержка и подбадривание;
уважение ребенка;
физический контакт (поглаживание спины или руки в том случае, если ребенок сам инициируют контакт; также важно донести до ребенка и его родителей, что физическое выражение заботы является нормальным);
невербальное общение, принятие эмоций;
использование метафор и символических значений;
осознание специалистом переноса и контрпереноса.
Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приёмы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.
Инновационные технологии социальной работы с подростками, склонными к девиантому поведению, представляют собой совокупность новых приемов, форм и методов государственных, общественных и частных организаций, специалистов и добровольцев, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты. Они реализуются в двух формах: в форме разработки программ, проектов, содержащих методы, алгоритмы и в форме практической деятельности учреждений социально-реабилитационного центра по оказанию помощи подросткам [1].
Таким образом, можно выделить следующие инновационные технологии для работы с подростками, склонными к девиантному поведению:
1. Кинотерапия – инновационная технология профилактики девиаций у детей и подростков. Совместный просмотр и обсуждение фильмов дает возможность лучше понять детей, установить с ними контакт и помочь им найти пути решения проблем.
Кино – это инструмент, позволяющий легко актуализировать и наращивать опыт решения проблем, развивать личность, интуицию, понимать свои мысли и поступки, учиться общению и сотрудничеству друг с другом. Анализ кинопроизведений дает возможность переосмыслить систему ценностей, по-новому осознать свой собственный мир. Интересно, что впечатления после просмотра оказываются разными, даже когда люди говорят об одном и том же сюжете. Создается ощущение, будто каждый смотрит свое кино. Сколько людей, столько и мнений, и это разнообразие обогащает представления каждого о себе, других людях и окружающей действительности [5].
2. Творческие мастерские - проходит социокультурная реабилитация через творческую трудовую деятельность. Выполняя задания, члены семьи расширяют кругозор знаний в области культуры и искусства. На занятиях практической деятельностью развиваются тонко координированные движения – точность, скорость и психологические особенности – усидчивость и терпеливость, происходит развитие и поддержание навыков поведения, общения.
3. Телефон доверия и электронный почтовый ящик – каждый член семьи имеет возможность высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребёнка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно обсуждать какие-либо значимые для них проблемы.
4. Интерактивные игры — способны изменить или улучшить модели поведения детей, развить познавательную сферу, логическое мышление, слуховое внимание, речевую активность.
5. Технология арт-терапии в социальной работе - одна из популярнейших сегодня технологий современной социальной работы. Арт-терапия в социальной работе выступает в качестве одной из инновационной технологий, демонстрируя широкий диапазон подходов и методов творческого характера. В частности, арт-терапевтические приемы и методы востребованы для решения проблем в эмоциональной сфере.
6. Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Происходит коррекционно-развивающая работа с детьми. В психологической работе со взрослыми игра используется в групповой психотерапии и социально-психологических тренингах в виде специальных упражнений, заданий, направленных на развитие коммуникативных навыков, разыгрывание проблемных ситуаций и т. п.
7. Психологический тренинг с девиантными подростками. Психопрофилактика должна стать неотъемлемой частью комплекса мероприятий на любом уровне. Наибольшей результативностью обладает одновременное воздействие на условия и причины, способные вызывать аморальное поведение, на ранних стадиях его проявления.
Зачастую, чтобы изменить установки подростка на привычное отрицательное поведение, опытные педагоги внедряют в свою работу различные интерактивные тренинги. В такой форме происходит активное усвоение важных социальных навыков. Этому способствует активная работа в групповых тренингах [3].
Среди педагогов популярен тренинг, формирующий стойкость к пагубному влиянию социума. Во время активного прохождения тренинга у подростка меняются жизненные установки на аморальное поведение, укрепляются навыки быстрого распознавания популярных рекламных ходов, формируется важная способность отказывать в момент давления старших подростков. Здесь также в нестандартной форме подается информация о пагубном влиянии родителей и иных взрослых, активно демонстрирующих свое неадекватное поведение и негативные привычки [6].
В связи с этим особенно актуальным представляется оптимизация технологий работы с подростками, склонными к девиантному поведению:
- повышение психолого-педагогической компетентности сотрудников Центра в вопросе профилактики и коррекции девиантного поведения среди подростков, для чего рекомендовано посещение специальных курсов, тренингов, семинаров (повышения квалификации, на областном и городском уровне, встречи со специалистами других городов для обмена опытом);
- координация работы сотрудников смежных служб и подразделений Центра (в частности, социально-правового и отделения социальной диагностики и реабилитации), их совместная работа по профилактике и коррекции девиантного поведения среди подростков воспитанников Центра;
- просветительская работа учреждения по информированию подростков об опасности употребления психоактивных веществ, табакокурения и алкоголя, организация круглых столов и выездных семинаров в образовательных учреждениях с целью профилактики. Активизация деятельности по выявлению неблагополучных семей, являющихся основным фактором риска развития девиантного поведения в подростковом возрасте;
-включение в реабилитационную карту подростков пункта «диагностика девиантного поведения», отдельно прописывать рекомендации согласно выявленным отклонениям, проводить коррекционные мероприятия, отслеживать динамику, используя целевые методики, например методику диагностики склонности к отклоняющемуся поведению;
- комплексное и регулярное использование в работе с подростками современных психологических технологий (арт-терапевти-ческих техник, трудотерапии, привлечения к общественно полезной деятельности и т. п.), интерактивных методов обучения.
Таким образом, инновационные технологии в социальной работе с девиантными подростками способствуют повышению эффективной деятельности специалистов центра, также сокращению девиации у подростков.
Список использованных источников
Бедулина, Г. Ф. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине социально-педагогическая профилактика / Г. Ф. Бедулина. — Текст : электронный // Репозиторий БГПУ : [сайт]. — URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/197/1/001620.pdf (дата обращения: 15.01.2023).
Волошина Е.С. Инновационные подходы в социальной работе с подростками, имеющими девиантное поведение // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2018. - Т. 24, № 2 (67). – С. 86-89.
Кудряшова Т.В. Инновационные методы работы с девиантными подростками: опыт практической социальной работы // Социальная работа и образование. - 2019. - № 2. - С. 92-98.
Мишукова Н.Д. Использование инновационных подходов в социальной работе с девиантными подростками // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия "Социальная работа". - 2017. - № 1. - С. 74-80.
Олешук Л.И. Инновационные подходы в социальной работе с девиантными подростками // Социальная работа в России. - 2018. - № 1. - С. 93-101.
Савостин М.В. Инновационные подходы в социальной работе с подростками, имеющими девиантное поведение // Сибирский психологический журнал. - 2019. - № 70. - С. 102-109.