Введение
Актуальность статьи заключается в росте отклоняющегося поведения у подростов.Все чаще молодые людивыходят за пределы общепринятых норм и правил общества. Проявляется отклоняющееся поведение через неконтролируемую агрессию, суицидальные наклонности, различные зависимости и многое другое, что подрывает порядок в обществе.
Из этого появляется важная необходимость в профилактике отклоняющегося поведения у подростков. Если проводить своевременную работу с молодыми людьми, то количество совершаемых ими преступных деяний снизиться.
Предоставим статистику профилактической работы с подростками за 2023 год:
в 2023 года на 19,3% снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии.
на 5,5% меньше уголовно наказуемых деяний совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения и на 12,2% – в состоянии наркотического опьянения. [5]
На основе этих данных следует, что благодаря профилактике отклоняющегося поведения у подростков уровень преступности снижается.
Государство заинтересованно в создании законодательной базы, которая регламентирует профилактику отклоняющегося поведения:
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. № 120-Ф3;
- Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3;
- Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ" от 7 июня 2013 года №120-ФЗ;
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.
Специфика подросткового возраста.
Подростковый возраст (англ. adolescence age, teenage age), период развития в жизни человека, следующий после детства и завершающийся переходом в юношеский возраст. [6]
Период подросткового возраста считается временем наибольших перемен и трудностей в развитии личности. Подросток стремится к самостоятельности и самоопределению. Он начинает осознавать свое место в обществе, усваивает социальные нормы и правила поведения, формирует свою жизненную позицию и внутренние установки.
На данном жизненном этапе очень важно обращать на поведение ребенка. Замечать изменения и проводить их анализ. На первых этапах проявления отклоняющегося поведения, необходимо проводить социальную профилактику, чтобы не допустить отклонений в поведении подростка.
Отклоняющееся поведение(лат. deviatio – отклонение) - поступки, действия человека или группы лиц, не соответствующие официально установленным (правовым) или фактически сложившимся (обычай, традиции, мораль) в данном обществе (культуре) нормам и ожиданиям. [7]
Специфика развития подростка заключается в том, что он находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения.
Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.
Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений.
К ряду основных причин отклоняющегося поведения в период подросткового возраста можно отнести:
1. Индивидуальные особенности личности: черты характера, нюансы темперамента, степень притязаний, уровень самооценки и др.
2. Биологические факторы, факторы передающиеся по наследственной линии: склонность к заболеваниям психики одного из родителей, или роды или беременность с осложнениями и т.п.; Биологический фактор заключается в физиологических особенностях подростка, в неустойчивости жизненно важных систем организма (в основном нервной системы).
3. Воздействие окружения подростка: семьи, особенности воспитания, позиция в школьных условиях, отношения в классе, ценностные ориентиры, взаимоотношения с друзьями, статус в группе которой принадлежит подросток; В некоторых семьях отсутствует эмоциональный контакт между членами семьи, преобладает безразличие к детям и их потребностям. В таких случаях ребенок стремится найти окрашенные эмоционально отношения вне семьи. Где ему могут привить антисоциальные интересы и потребности или аморальный образ жизни.
4. Социально-политические факторы: влияет все большее число разводов, увеличение семей, где отсутствует один из родителей, недостатки законодательства в вопросах семьи и ее поддержки в воспитании детей. Связаны с кризисом института семьи.
5. Правовое сознание подростка. Можно встретить одновременно несколько причин обуславливающих антисоциальное поведение. [1]
Причиной отклоняющегося поведения подростков является воздействие биологических и социальных факторов. При учете этих факторов возможно наилучшим образом организовать систему воспитания и социальной профилактики для подростков.
Социальная профилактика — это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. [2]
Главным направлением социальной профилактики, является формирование стойкого отрицательного отношения к факторам, которые негативно сказываются на состоянии здоровья. Важным аспектом этого процесса является развитие личности, способной противостоять деструктивному влиянию окружения.
Различают две стратегии профилактики: негативно ориентированная и позитивная. В основе негативной профилактики акцент сделан на отрицательных последствиях девиаций (вредное влияние на психику и организм человека и др.).
Позитивная профилактика ориентирована на усиление защитных факторов личности, воспитание личностно развитого, устойчивого к влиянию внешних негативных факторов человека, способного противостоять множественным факторам риска. Важным представляется и то, что позитивная профилактика ориентируется не на проблему и ее последствия. [4]
Для успешной профилактики должны использоваться следующие формы работы:
Первая форма представляет собой организацию социальной среды. В основе данного понятия лежит то, что на формирование отклоняющегося поведения влияет окружающая среда. В рамках данной формы важно обратить внимание на средства массовой информации, а именно интернет, который сильно влияет на подростков, именно оттуда они черпают большинство информации.
Второй формой является информирование. Данная форма предполагает лекции, беседы, наглядный материал (видеоролики).
Третий этап работы связан с обучением социально значимым навыкам. Данная форма работы осуществляется через проведение различных тренингов.
Четвертый этап представляет собой организацию деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению.
Пятая форма предполагает формирование у подростков здорового образа жизни. [3]
Данные формы работы должны развить у подростков навыки сопротивления влиянию, иметь опережающий характер, предшествовать первому опыту отклоняющегося поведения, принимать во внимание условия безопасности, создавая спокойную и благоприятную атмосферу.
Вывод: профилактика отклоняющегося поведения у подростков должна быть эффективной, комплексной, последовательной, своевременной и дифференцированной. Особое внимание стоит уделять первичной профилактике, так как она проводится на начальных этапах и позволяет подростку избегать поступков, характерных для отклоняющегося поведения. Такие институты, как семья и образовательные учреждения, должны заниматься своевременной профилактикой, которая поможет предотвратить серьезные последствия непредвиденных поступков подростка. Кроме того, необходимо грамотно выбрать форму профилактики, наиболее действенную для конкретной группы подростков или одного подростка.
Список использованных источников:
1. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения / С.А. Бадмаев. - М.: Магистр, 1999. – 95 с.
2. Еремеева, Т.С. Профилактика в социальной работе с различными группами населения / Т.С. Еремеева. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2004. – 126 с.
3. Змановская, Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. / Е.В. Змановская –М. : Академия, – 2003. – 288 с.
4. Ничишина, Т. В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т. В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.
5. Преступность несовершеннолетних статистика 2023 [Электронный ресурс]. - URL: https://polic15.ru/zhaloby/prestupnost-nesovershennoletnih-statistika-2021 (Дата обращения: 10.01.2023).
6.Подростковый возраст [Электронный ресурс]. - URL: https://bigenc.ru/c/podrostkovyi-vozrast-461de1 (Дата обращения: 11.01.2023).
7. Отклоняющееся поведение [Электронный ресурс]. - URL: https://bigenc.ru/c/otkloniaiushcheesia-povedenie-b3ad70 (Дата обращения: 11.01.2023).