В современном мире вопросы роли образовательных организаций в социально-экономическом развитии регионов и страны в целом широко исследуются в научных работах. Образование, безусловно, является базой для создания основ инновационного продвижения государства, поскольку формируются знания, определяющие целенаправленный процесс дальнейшего инновационного пути развития данного государства.
Вопрос стратегического управления развитием образовательной организации является актуальным, поскольку многие российские образовательные организации уже нацелены на переход к эффективному стратегическому управлению.
Стратегические проекты разрабатываются на определенный промежуток времени, формируется перечень мероприятий в рамках проекта, его стратегические ориентиры и ожидаемые результаты.
В научной, как зарубежной, так и российской, литературе отсутствует единое определение понятию «стратегическое управление образовательной организацией». На рисунке 1 представим взгляды отечественных и зарубежных авторов на понятие стратегического управления в образовательной организации для формирования комплексного взгляда на данную экономическую категорию.
Рисунок 1 – Подходы отечественных и зарубежных авторов к определению стратегического управления развитием образовательной организации
Как и большинство ученых-экономистов, мы также склонны рассматривать категорию стратегического управления развитием образовательной организации как процесс, более того, как сложный, многоаспектный и многосубъектный процесс, учитывая специфику деятельности подобных организаций, но в то же время против упрощенной экстраполяции трактовки стратегического управления из сферы бизнеса в академическую сферу, а также механического перенесения бизнес-процессов предпринимательских структур на почву образовательных организаций.
Стратегическое управление образовательными системами имеет свои специфические особенности, которые определяются следующим:
– сфера образования была и является одной из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющей эффективность инновационной деятельности в других отраслях;
– образовательная система представляет собой глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни и представляет собой единство производственных инноваций в сфере образования (технологий, методов и приемов преподавания и обучения) и управленческих инноваций (новых экономических механизмов в сфере образования, новых организационных структур, институциональных форм);
– управление развитием образовательной системы предполагает организацию системы воздействий по внедрению технологических, педагогических, организационных инноваций так, чтобы обеспечить желаемые тенденции, предвидеть и преодолеть возможные кризисы и противоречия, обеспечивая целостность системы;
– стратегическое управление образовательной системой является инновационным, предусматривающим управление стратегическими рисками, включающими риски, связанные с различными политическими событиями, неожиданными правительственными законами и постановлениями, расхождением между социальными требованиями к образовательной системе и ее реальными ресурсами.
Использование стратегической парадигмы в исследовании развития управления образовательными системами позволяет, на наш взгляд, квалифицировать не только ведущие тенденции этого развития, но и саму управленческую деятельность тех или иных субъектов [2, с. 113].
Выделяется пять основных функций стратегического управления развитием образовательной организации (рисунок 2).
Рисунок 2 – Функции стратегического управления развитием образовательной организации
Под стратегией развития образовательной организации подразумевается единая модель тех методов, которые нужны для того, чтобы выполнятьосновные функции, поставленные задачи управления на основе определенных критериев и результативности распределения имеющихся ресурсов [1, с. 6].
Таким образом, основываясь на вышеперечисленное, можно констатировать, что стратегия развития – это определенная программа, план, генеральный курс управления образовательным учреждением по достижению им стратегических целей в области образовательной деятельности.
Стоит отметить, что на современном этапе развития российского общества, в рамках стратегических проектов разработанных на государственном уровне, особое внимание уделяется именно сфере образования, ее цифровизации, инновационного развития, формирования нового опыта преподавания. Сфере образования в России посвящены государственные программы, федеральные проекты, национальные проекты, региональные программы и т.д. Такое стремление государства к развитию сферы образования оказывает некий стимул для образовательных организаций к формированию эффективных стратегий развития. Кроме того, сама по себе рыночная экономика есть стимул для развития образовательных организаций. Многие исследователи в своих научных работах публикуют положения, которые определяют коммерческую ориентированность многих отечественных образовательных организаций (в данном случае речь идет об высшем образовании и среднем профессиональном образовании) [5, с. 36].
Для практического исследования стратегического управления развития образовательной организацией в качестве объекта был взят ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева».
В данной образовательной организации действует стратегия развитиядо 2030 года «Горизонт», которая была утверждена на заседании ученого совета. В рамках данной стратегии была определена программа развития образовательной организации на ближайшие 10 лет. Стратегия ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» представляет собой комплекс направлений, мероприятий, механизмов развития данной организации, утвержденный в формате локального документа по различным аспектам деятельности университета в рамках соответствия требованиям, установленных нормативно-правовой системой в области регулирования образования России.
Подчеркнем тот факт, что разработанная стратегия соответствует утвержденной миссии ВУЗа и именно на ее основе разрабатываются будущие цели развития.
Миссия университета заключается в создании гибкой платформы обучения в сотрудничестве с лидерами экономики региона и страны для формирования новой реальности, в которой каждый отдельный человек может сформировать креативную личность, получить предпринимательское мышление и способствовать социально-экономическому развитию региона и страны.
При этом в стратегии развития университета представлена интегральная цель, в разрезе которой разработаны все программы и проекты развития на период до 2030 года. Таким образом, данная цель развития университета заключается в создании конкурентоспособной образовательной организации, которая будет способствовать созданию новых знаний, формированию новых инновационных продуктов и технологий, формированию предпринимательства, а также решению задач региона и страны в разрезе кадрового обеспечения.
На рисунке 3 представлены основные параметры стратегии развитии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева».
Рисунок 3 – Параметры стратегии развития ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева»
На основе имеющихся данных, а также проведённого анализа действующей стратегии развития ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» далее будет проведена оценка эффективности ее реализации.
В таблице 1 представлены слабые и сильные стороны стратегического управления ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева».
Таблица 1 – SWOT-анализ ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» для оценки эффективности стратегического управления
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) различные направления профессиональной подготовки кадров; 2) кадровое обеспечение способствует целям стратегического развития университета; 3) ежегодный рост публикационной активности университета как среди преподавательского состава, так и среди студентов; 4) наличие современной инфраструктуры – достижение целей в рамках формирования современного кампуса, что способствует привлечению абитуриентов; 5) развитие международной деятельности с позиции привлечения иностранных студентов; 6) постоянные инновационные преобразования, использование современных информационных технологий в ходе образовательного процесса, среди которых: сетевая форма обучения, проектное обучение и др.; 7) сотрудничество с зарубежными вузами; 8) формирование собственной электронной образовательной среды, которая ежегодно развивается и способствует повышению качества предоставления образовательных услуг. |
1) незначительная доля молодых специалистов среди преподавательского состава (старение кадров); 2) наличие проблем в рамках управления платным приемом студентов на обучение; 3) наличие проблем в отношении поступления абитуриентов на очную форму обучения в рамках платного приема; 4) недостаточный уровень коммерческой реализации инновационных проектов; 5) низкий уровень вовлеченности большинства сотрудников университета в развитие научно-исследовательской деятельности; 6) значительные расходы на формирование современного кампуса. При этом проблема осложняется тем, что эффект от данных расходов будет представлен в долгосрочной перспективе; 7) низкий уровень эффективности маркетинговых механизмов, что определяет проблему в отношении формирования бренда университета. |
Возможности |
Угрозы |
1) заинтересованность стратегических партнеров в развитии университета как основного поставщика квалифицированных кадров и результатов научно-исследовательской деятельности; 2) возможности получения финансирования от органов государственной власти; 3) повышение интереса к образованию среди бизнес-представителей; 4) наличие новых форм, технологий и инновационных способов образовательной деятельности в рамках российского и международного пространства; 5) формирование и активное развитие сегмента получения дополнительного образования в университетах, включая повышение квалификации, что формирует возможности по получению дополнительных доходов от осуществления предпринимательской деятельности университета; 6) наличие практики и возможностей ее использования по индивидуализации образования для каждого отдельного потребителя образовательных услуг. |
1) отток абитуриентов из региона, что определяет интересы данных абитуриентов по поступлению в более развитые университеты, включая параметры местоположения университетов в мегаполисе; 2) повышение уровня конкуренции в связи с тем, что активно развивается дистанционная форма обучения; 3) повышение стоимости платных образовательных услуг университета сопряжено с низким уровнем платежеспособности граждан в условиях воздействия кризиса. |
В ходе стратегического управления в ВУЗе значительное внимание уделяется многимнаправлениям, среди которых: маркетинговое сопровождение стратегического развития университета, формирование механизмов мотивации преподавательского состава в стратегическом развитии университета, повышение конкурентоспособности университета за счет более активного определения основ инновационного обучения.
В рамках стратегии управления университетом особая роль отводится качеству кадрового обеспечения, поскольку кадровые ресурсы являются одним из наиболее ценных ресурсов для любой современной организации. Только при высоком уровне качества кадрового обеспечения возможно достижение целей стратегического развития и формирования достаточно высокого уровня конкурентоспособности. Кроме того, следует определить, что для университета кадровое обеспечение является первоочередным аспектом стратегического управления в проекции его развития.
Показатели качества кадрового обеспечения ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» представим в таблице 2.
Таблица 2 – Качество кадрового обеспечения ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» для оценки эффективности стратегического управления, чел.
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Относительное отклонение 2022 г. к 2018 г. |
Штатные преподаватели, всего |
1216 |
1193 |
1209 |
1183 |
1053 |
86,60 |
В том числе: |
||||||
- доктора наук, профессора |
196 |
190 |
189 |
183 |
171 |
87,24 |
- кандидаты наук, доценты |
799 |
767 |
774 |
742 |
713 |
89,24 |
- без степени |
221 |
236 |
246 |
258 |
169 |
76,47 |
Внешние совместители, всего |
184 |
180 |
190 |
166 |
152 |
82,61 |
В том числе: |
||||||
- доктора наук, профессора |
41 |
34 |
34 |
25 |
23 |
56,10 |
- кандидаты наук, доценты |
91 |
82 |
80 |
80 |
78 |
85,71 |
- без степени |
52 |
64 |
76 |
61 |
51 |
98,08 |
Численность штатных преподавателей ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» сократилась с 1216 чел. в 2018 году до 1053 чел. в 2022 году, что определяет сокращение в относительном выражении на 13,14% в 2022 году. Сокращение представлено по всем категориям сотрудников преподавательского состава: преподаватели со степенью докторов наук сократились на 12,76%, со степенью кандидатов на 10,76%, без степени на 23,53%. Сокращение численности кадрового состава является неблагоприятным фактором, поскольку определяет сокращение возможностей по стратегическому развитию университета. Однако, следует отметить, что в университете представлено устаревание кадров, что формируется в исходных параметрах стратегии развития. В этой связи университетом может проводиться политика по привлечению молодых специалистов. Тем не менее, в 2022 году определена проблема стратегического управления кадровым обеспечением ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева».
Важным аспектом эффективности университета, а также стратегического управления им, является публикационная активность. Наличие публикаций в научных журналах и на иных информационных базах свидетельствует о развитии научно-исследовательской деятельности университета.
Иными словами, публикационная активность говорит о том, что в университете проводятся мероприятия по формированию наиболее благоприятной среды для осуществления научно-исследовательской деятельности. При этом публикационная активность отражает то, что университет реализует принципы мотивации как преподавательского состава, так и студентов на осуществление научно-исследовательской деятельности с последующим опубликованием результатов такой деятельности в научных журналах и на иных платформах.
В таблице 3 представим показатели публикационной активности в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» для оценки стратегического управления.
Таблица 3 – Публикационная активность вФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» для оценки стратегического управления
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Относительное отклонение 2022 г. к 2018 г. |
Опубликовано статей |
4628 |
4635 |
3687 |
3343 |
3119 |
67,39 |
Публикации в научных журналах |
2570 |
2535 |
2406 |
- |
1843 |
71,71 |
Доля научных публикаций, индексируемых Webof Science и Scopus |
6,4 |
25 |
12 |
29,42 |
- |
- |
Показатель индекса Хирша |
69 |
74 |
79 |
86 |
90 |
130,43 |
Средний индекс Хирша НПР |
4,25 |
4,94 |
- |
- |
- |
- |
Количество опубликованных статей сокращается в 2022 году в сравнении с 2018 годом. Так, динамика показателя, следующая: в 2018 году 4628 статей, в 2019 году 4635 статей, в 2020 году 3687 статей, в 2021 году 3343 статей, в 2022 году 3119 статей. При этом половина статей публикуется в научных журналах. В ведущих ВУЗах страны большинство статей публикуется в научных журналах, что определяет недостатки стратегического управления данным аспектом в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева».
При этом в университете представлены публикации статей в журналах, которые индексируются международными платформами. Однако следует отметить, что доля таких публикаций незначительна. Это говорит о возможном ориентире развития публикационной деятельности среди преподавательского состава.
Показатель индекса Хирша является одним из важнейших среди показателей публикационной активности. Данный показатель определяется интеграционной оценкой количества публикаций и цитирований данных публикаций в научной среде. Чем выше индекс Хирша, тем более высокий уровень публикационной активности автора или университета.
Следует отметить, что в представленном университете показатель индекса Хирша возрастает в период с 2018 по 2022 гг. Так, в 2018 году показатель составляет 69, в 2019 году 74, в 2020 году 79, в 2021 году 86, в 2022 году 90. Рост показателя на 30,43% является положительным и отражает благоприятные тенденции в отношении публикационной активности среди преподавательского состава и студентов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева».
В ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» поставлена цель по развитию научно-исследовательской деятельности, а также по привлечению молодых специалистов. В этой связи наличие программ аспирантуры и докторантуры является важным аспектом стратегического развития университета. Численность обучающихся в аспирантуре возросла с 405 человек в 2018 году до 579 чел. в 2022 году. Рост показателя составил 42,96%.
В целом, по показателям можно отметить наличие проблем в рамках стратегического управления ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева». Так, общая численность студентов сокращается, что определено недостаточно активным маркетинговым сопровождением деятельности университета, а также проблемами в отношении формирования бренда ВУЗа на отечественном и зарубежном образовательных рынках.
Представим показатели численности обучающихся в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» по основным программам (рисунок 4).
Рисунок 4 – Численность обучающихся по направлениям высшего образования в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» для оценки стратегического управления
Численность обучающихся в рамках бакалавриата сократилась с 8960 чел. в 2018 году до 7879 чел. в 2022 году. В рамках специалитета и магистратуры численность обучающихся возросла с 5083 чел. до 5603 чел. и с 2232 чел. до 2435 чел. соответственно в 2018-2022 гг. Однако, как мы видим, основная часть обучающихся представлена в рамках бакалавриата, а соответственно, сокращение показателя в рамках программ бакалавриата определяет наличие проблем стратегического управления, о которых мы говорили ранее: недостаточно активное маркетинговое сопровождение деятельности университета, а также проблемы в отношении формирования бренда ВУЗа на отечественном и зарубежном образовательных рынках.
Таким образом, в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» осуществляется разработка и реализация мероприятий стратегического развития. Однако, в рамках стратегического управления сохраняются недостатки, которые рекомендуется устранить для достижения поставленных в стратегии развития целей.Решение выявленных проблем в ходе анализа стратегического управления должно быть незамедлительным, поскольку в обратном случае возможны угрозы стабильного функционирования университета. В ходе стратегического управления следует уделить большее внимание следующим направлениям: маркетинговое сопровождение стратегического развития университета, формирование механизмов мотивации преподавательского состава в стратегическом развитии университета, повышение конкурентоспособности университета за счет более активного определения основ инновационного обучения.
Библиографические ссылки
Антоничева Н. Б. Проектный подход к управлению как механизм повышения качества регионального образования / Н. Б. Антоничева. – Текст : непосредственный // Туныктышо. Учитель. – 2020. – № 1-2. – С. 5-7.
Баканов Е. А. Миссии профессиональных образовательных организаций / Е. А. Баканов. – Текст : непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2020. – № 2(38). – С. 112-118.
Минцберг Г. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. Серия: Теория и практика менеджмента. Издательство : СПб: Питер.– 2001. – 688 с. – ISBN: 5-272-00021-8. – Текст : непосредственный.
Нурманбетова Д. Н. Научные подходы к определению стратегического управления сферой высшего образования / Д. Н. Нурманбетова. – Текст : непосредственный // ZnanstvenaMisel. – 2021. – № 53(53). – С. 20-23.
Панева В. А. Разработка стратегии развития организации / В. А. Панева. – Текст : непосредственный // Студенческий вестник. – 2022. – № 39-4(231). – С. 35-37.
Петрук Г. В. Концептуальная модель системы стратегического управления организациями дополнительного образования школьников в условиях цифровизации / Г. В. Пет-рук. – Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Т. 9. – № 4(33). – С. 281-285.
Сарбах А. Обзор школы дизайна стратегического управления (Формулирование стратегии как процесс концепции) / А. Сарбах, Д. Оту-Ньярко. – Текст : непосредственный // Open Journal of Business and Management. – 2014. – №3. – С. 75-79.