КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях жизни люди зачастую сталкиваются с множеством трудностей, которые вынуждены преодолевать. Исследования показывают, что то, как мы реагируем на проблемы, влияет не только на наше личное благополучие, но и на общее состояние социума. Способ противостояния стрессу, основанный на доступных ресурсах с учетом значимости данной ситуации для человека, называют "копинг-поведение".

В контексте подросткового возраста, способы совладания со стрессовым состоянием приобретают особенно важное значение. Молодые люди находятся в процессе поиска своего места в обществе, формирования самоидентификации, а также принятия решений, влияющих на их будущее. И способность справляться с различными жизненными вызовами в этот период может оказать значительное влияние на их благополучие в будущем.

С целью выявления стратегий совладеющего поведения, характерных для современных подростков, было проведено исследование среди учащихся 10х классов Гимназии №1 г. Шуя. В исследовании приняли участие 48 человек (27 - 10-а, 23 –10-в класс). Было проведено тестирование с использованием методики «Юношеская копинг-шкала (Adolescent Coping Scale, ACS)» в адаптации Т. Л. Крюковой).

По результатам проведенного опроса мы можем сказать, что в основном учащиеся 10-х классов в качестве копинг-стратегии выбирают стратегии отвлечения и активного отдыха. На третье место по частоте встречаемости выходит стратегия решения проблем. Таким образом, можно сказать, что у подростков преобладают не продуктивные стратегий. Они снимают стрессовое состояние путем отвлечения от возникших проблем и посредством перекладывания ответственности с себя на ситуацию. Активный отдых помогает справляться с физическими проявлениями стресса. Так же стоит отметить то, что учащиеся часто выбирают стратегии беспокойства и самообвинения (приписывание самому себе вины за произошедшее).

Следует подчеркнуть, что продуктивная стратегия решения проблем является производной от чувства ответственности, которое уже складывается у учащихся к старшим классам, а так же понимание того, что жизнь и благополучие все больше зависит от самого себя, а не от решений и действий других. Поэтому основная задача психолого-педагогического сопровождения учебного процесса – это формирование у подростков копинг-стратегии «решение проблем» в различных ситуациях, в том числе и учебных.

В целом, применение трех этих стратегий вместе может благоприятно воздействовать на состояние, однако стоит понимать, что в учебной деятельности на первом месте должна быть стратегия решения проблемы. Именно такая расстановка приоритетов позволит вовремя и без лишнего стресса выполнять полученные задачи, а применение техник расслабления в виде отвлечения и отдыха позволит уменьшить воздействие тревоги до минимального уровня.

Благодаря изучению роли копинг-поведения в различных жизненных этапах, мы сможем предложить эффективные подходы к поддержке молодежи в их развитии, адаптации и преодолении трудностей.

Список литературы:

  1. Данилова, А. В. Обзор психологической литературы по проблеме совладающего поведения / А. В. Данилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385).

  2. Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12 – 18 лет. (Кросс-культурное сравнение: Потсдам – Санкт-Петербург). Коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2000. Потсдамский университет. Институт психологии, 2000.

Просмотров работы: 23