Химические основы памяти - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Химические основы памяти

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.Память – сложный и еще недостаточно изученный процесс, включающий фазы запечатления, хранения и извлечения поступающей информации. Все эти фазы тесно связаны между собой, и нередко их очень трудно разграничить при анализе функций памяти.

Цель и задачи. Целью настоящего исследования является рассмотрение процессов памяти. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить виды памяти.

  2. Рассмотреть процессы, происходящие с информацией.

Материалы и методы. Для проведения данной работы, был использован метод углубленного анализа доступных научных источников информации по рассматриваемой теме, с использованием справочников, интернет-ресурсов, энциклопедий.

Результаты. В мозге существуют два вида памяти. Долговременная память: велика, ее объем практически бесконечен; долговременна, многие данные хранятся всю жизнь; обусловлена структурными изменениями нейронов; для использования при работе мозга ее данные должны быть извлечены, переведены в кратковременную память. Кратковременная память: кратковременна, не более 2 мин; мала, ее объем — то, что мы в данный момент «удерживаем в голове»; обусловлена электрическими процессами — возбуждением разных структур мозга; непосредственно используется при работе мозга; хранит только те данные, которые используются в данный момент — как для того, чтобы их запомнить, так и для того, чтобы построить с их помощью поведение.

Запоминание, хранение, извлечение и забывание представляют собой процессы обмена данными между кратковременной и долговременной памятью:

  • запоминание, это перевод данных из кратковременной памяти в долговременную;

  • хранение, это удержание данных в долговременной памяти;

  • извлечение, это перевод данных из долговременной памяти в кратковременную;

  • забывание, это невозможность извлечения данных из долговременной памяти в кратковременную.

На процессы запоминания информации оказывают ряд факторов:

  • направленность внимания;

  • установка на запоминание (мотивация);

  • эмоциональное отношение к явлению;

  • осмысление материала при запоминании.

Принято считать, что хорошая память сопутствует хорошему интеллекту. Однако это далеко не всегда так. Феноменальная память не всегда может служить истинным критерием ума, но память является ценным качеством, способствующим интеллектуальной деятельности.

Выделяют следующие виды памяти: словесно-логическую, образную, двигательную, эмоциональную, зрительную (у художников), слуховую (музыканты).

Известно, что память относится к сложным поведенческим и психическим процессам, не может быть локализована в пространственно ограниченной группе нейронов, а представляет собой сложный процесс, касающийся организации целого мозга, выражающийся в изменениях взаимодействия большого числа нервных клеток.

К настоящему времени не существует единой непротиворечивой теории, способной объяснять всю совокупность фактов, связанных с природой памяти. Наиболее распространенной в русле нейронных и биохимических процессов является гипотеза о кратковременных и долговременных процессах памяти, которая говорит о том, что превращение кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти) в общем виде обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результат повторного возбуждения нервных клеток.

В механизмах формирования памяти принимают участие как “классические” медиаторы, так и большое число нейропептидов, выполняющих функции медиаторов и нейромодуляторов. Среди таких нейропептидов наиболее изучены вазопрессин и фрагменты АКТГ, введение которых в организм в небольших дозах значительно стимулирует процессы, связанные с запоминанием и извлечением информации из памяти. Существенно при этом, что влияние пептидных гормонов на память не связано с их собственно гормональными функциями. Имеются сведения о том, что при обучении в мозге животных вырабатываются определенные олигопептиды, которые способны при введении необученным животным стимулировать у них выработку аналогичного навыка. Однако конкретные механизмы такого “транспорта памяти” пока не известны.

Вывод.После восприятия информации, в процессе ее запечатления и фиксации, в мозге протекает ряд последовательно сменяющихся нейрохимических процессов. На первых этапах, в стадии минимальной кратковременной памяти продолжительностью не более секунды, происходят изменения "быстрых" функций синапса, связанные с выбросом и сдвигом концентрации "классических" и пептидных медиаторов. В дальнейшем, в фазе относительно ограниченной во времени памяти, длящейся от нескольких секунд до нескольких суток, первоначальные синаптические процессы, связанные с изменениями концентрации ионов кальция или циклазными системами, могут вовлекать широкий спектр нейрохимических процессов, включающих изменения в составе и структуре нейроспецифических белков, в частности изменения степени их фосфорилирования, а также модификацию синтеза РНК.

Список литературы.

  1. Александров Ю.И. «Основы психофизиологии»: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров — М.: ИНФРА-М, 1997. — 349 с.

  2. АлиповН.Н. «Основы медицинской физиологии»: Учебник, второе издание,М.: 2012. — 413с.

  3. АнохинК.В. «Память и мозг: механизмы формирования, хранения и редактирования воспоминаний» 2016 г. Лекция.

  4. АнохинК.В. «Молекулярная физиология памяти». 2012. Лекция.

  5. ПокровскийВ.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. Для студентов медицинских вузов и факультетов. Издательство «Медицина».-2е издание., перераб. И доп.-М.: Медицина,2003 -113с.

Просмотров работы: 23