В современном обществе проблема социальной адаптации детей и подростков является одной из наиболее актуальных. В связи с увеличением числа неблагополучных семей, ростом числа социальных проблем и различных форм насилия, большое количество детей и подростков становятся социальными сиротами, нуждающимися в помощи и поддержке со стороны государства и общества.
Социально-реабилитационные центры являются одним из основных институтов, занимающихся социальной адаптацией несовершеннолетних. Они предоставляют детям и подросткам условия для их физического, психического и социального развития, а также способствуют восстановлению их социального статуса и интеграции в общество.
Понятие «адаптация» происходит от латинского слова (adaptation) – приспособление. Одной из главных задач адаптационного периода является приспособление организма человека к окружающей действительности, некие вопросы выживания в природной и социальной среде.
Холостова Е.И. определяет социальную адаптацию не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает 1 равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды [5, С. 63].
Петровский А.В. рассматривает адаптацию с точки зрения психологической концепции и определяет ее как особый момент, фаза в становлении человека, от которой зависит характер его дальнейшего личностного развития. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью и автономностью [3, С. 294].
Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности.
В последние годы отмечается рост детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это дети, лишенные временно или постоянно родительского попечительства. Для них созданы государством социально - реабилитационные центры, приюты, детские дома и т. д.
Социально-реабилитационный центр (СРЦ) – это центр предназначен для круглосуточного пребывания детей и подростков в возрасте от 3-х до 18-ти лет, оставшихся без попечения родителей; проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившихся или подкинутых; ушедших из семей и других учреждений, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также для детей из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, детей-инвалидов, нуждающихся в социально-правовой помощи и реабилитации. Основная цель деятельности СРЦ − психолого-педагогическая реабилитация и социализация детей из неблагополучных семей, а также работа с этими семьями.
Главное отличие от других государственных учреждений, где содержатся дети-сироты, состоит в том, что в СРЦ дети могут жить от 3 до 6 месяцев
Приход ребенка в эти учреждения – новый этап в жизни, с которым связано изменение его социальной ситуации развития. Можно смело говорить, что на сегодня проблема социальной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, остается в ряду национальных проблем. Данная проблема является актуальной на федеральном уровне, в частности свидетельствует Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999 г., устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Необходимым условием социальной адаптации ребенка является четкое разграничение в жизни Центра разрешаемого и запрещаемого ("можно" и "нельзя"). Дезадаптивность подростка выражается в низкой степени социальной нормативности. Понимая, какая жизненная ситуация привела к низкому уровню усвоения подростком социальных норм, следует отдавать себе отчет в том, что предъявление к нему требований относительно выполнения определенных норм, правил распорядка должно быть последовательным, гибким. Необходимо исключить из педагогического обихода жестких и категоричных требований.
Адаптация подростка в реабилитационном учреждении, принятие им новых принципов жизни, новых ценностей, в значительной степени зависит от того, насколько в центре помогут ему осознать свою самоценность. Поэтому реабилитационная работа должна быть сориентирована на восстановление ребенка в правах, прежде всего, перед самим собой, формировании у него уважения к самому себе, чувства собственного достоинства, уверенности в своих позитивных возможностях.
Работа по социальной адаптации в социально-реабилитационном центре ведется по нескольким направлениям, включая психологическую помощь, педагогическую работу и социальную работу. Психологическая помощь заключается в проведении консультаций, тренингов и работе с психологами, направленных на помощь в преодолении психологических проблем и развитии навыков коммуникации.
В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактныи анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т. д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы. Педагогическая работа включает в себя обучение и развитие детей, а социальная работа - помощь в адаптации к жизни в обществе и поиске своего места в нем. [5, с. 13].
Несмотря на все усилия, процесс социальной адаптации в условиях социально-реабилитационного центра остается сложным и требует индивидуального подхода к каждому ребенку. Некоторые дети могут испытывать трудности в адаптации из-за индивидуальных особенностей, таких как проблемы с общением, низкая самооценка или проблемы с поведением. В таких случаях специалисты центра используют различные методы и подходы, включая арт-терапию, игровые методики и работу в малых группах. [2, с. 15].
Вся система отношений к ребёнку должна подчёркивать его индивидуальность, его персональную значимость для окружающих. К примеру, каждый ребёнок должен чувствовать внимание окружающих к значимым событиям своей жизни. День рождения каждого ребёнка, его первый день в школе, успех в любом занятии - необходимо подчеркнуть значимость этих событий.
Дети, которых помещают в реабилитационное учреждение, всего этого не видели в своей семье, но к хорошему они привыкают быстро и те образцы поведения, которые преподают им взрослые, они усваивают и следуют им. Однако следует иметь в виду, что такие позитивные перемены влекут за собой перемены, активизацию у подростка новых потребностей, к удовлетворению которых надо быть готовым. Дело в том, что, чем активнее мы пробуждаем самосознание ребёнка, чувство самоценности, тем сильнее ощущает он жажду персонифицированной любви, тем чаще его гложет червь сомнения по поводу того, насколько эта любовь прочна и искренна.
Чтобы расположить детей к обучению, очень осторожно следует использовать оценки. На первых порах целесообразно оценивать и поощрять главным образом прилежание, отношение к знаниям, постепенно включая в круг оценки знания и умения, приобретаемые детьми.
В процессе социализации и социальной адаптации воспитанники обретают свою индивидуальность, т.к. социальный опыт не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Процесс социальной адаптации следует определить не только как активно-приспособительный, но как активно-развивающий. [1, с. 23].
Рассмотрим специфику социальной адаптации несовершеннолетних на примере социально-реабилитационного центра несовершеннолетних «Открытый дом» г. Ульяновск.
В социально – реабилитационном центре «Открытый дом» предлагаются иные условия жизни, иная система взаимоотношений с людьми, другие ценностные ориентиры. Понятно, что ребенок с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения с людьми не может в одночасье адаптироваться к нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в социально – реабилитационном центре «Открытый дом».
Социально-психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления социальной адаптации - взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность. В процессе социально-психологической адаптации воспитанники обретают свою индивидуальность, т.к. социальный опыт не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Таким образом, процесс социально-психологической адаптации следует определить не только как активно-приспособительный, но как активно-развивающий.
Отделение сопровождения семей с детьми оказывает:
1. Социально-медицинские услуги:
санитарно-просветительская работа;
индивидуальная работа, направленная на предупреждение вредных привычек и избавление от них;
содействие в прохождении реабилитации.
2. Социально-психологические услуги:
социально-психологическое консультирование родителей;
социально-психологический патронаж;
обследование социально-дезадаптированных семей и детей, направленное на установление форм и степени дезадаптации, её источников и причин, а также на изучение состояния нервно-психического здоровья, особенностей личностного развития и поведения детей, семейных ресурсов и степени риска;
психологическая помощь в установлении или восстановлении утраченных контактов с семьей, в восстановлении или устранении социального статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания;
профилактическая и психологическая работа, направленная на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии детей;
психодиагностика и обследование личности детей для выявления и анализа психического состояния, индивидуальных особенностей каждого несовершеннолетнего, определения степени отклонения в поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки рекомендаций по коррекции отклонений;
психологическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление искажений в психическом развитии детей.
3. Социально-педагогические услуги:
содействие в организации обучения, определении оптимальной формы обучения детей;
формирование здорового образа жизни;
содействие в восстановлении нарушенных связей со школой;
консультирование детей по вопросам жизненного устройства и выбора профессии;
социально-педагогическое консультирование родителей.
4. Социально-правовые услуги:
консультирование по вопросам, связанным с правом на социальное обслуживание;
оказание помощи в защите и соблюдении прав несовершеннолетних;
содействие в осуществлении мер социальной поддержки детей;
межведомственное сотрудничество по решению проблем семьи с детьми;
консультирование по социально-правовым вопросам;
социально-правовой патронаж.
Таким образом, Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних берут на себя заботу о восстановлении социального статуса детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Особенности детского контингента определяют содержание деятельности социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних по их социализации, основной проблемой которой является восстановление широкого спектра отношений подростков с окружающим миром и прежде всего семьёй. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями специалистов разных служб, создаваемых внутри центра.
Основными направлениями деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются: психолого-педагогическая коррекция поведения, снятие стресса после перенесенного насилия или жестокого обращения; привитие возрастных социально-бытовых навыков; компенсация задержек в образовании; медико-социальная реабилитация, трудовая реабилитация. [1, с. 10].
Таким образом, в своей деятельности социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ориентирован на проведение с несовершеннолетними всесторонних реабилитационных мероприятий и на организацию работы по жизнеустройству детей. Он решает важные задачи по сокращению числа дезадаптированных подростков, помогает устранить причины появления дезадаптации ещё на начальном уровне, до разрыва связи ребёнка с семьёй. Социально-реабилитационный центр целостно решает проблему коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя её как на ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на его семью.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, являясь неотъемлемой частью реабилитационного пространства, должен решать проблемы детской безнадзорности и беспризорности не только своими усилиями, но и в тесной взаимосвязи и активном сотрудничестве всех учреждений, занимающихся проблемами несовершеннолетних.
Список использованных источников
1. Байбародова, Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот/ Л.В. Байбародова .- М: Инфа, 1997 - с. 57.
2. Корель, Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики / Л.В. Корель. - Новосибирск: Наука, 2005. - 424 с.
3 Петровский, А.В. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 9-е изд., стер. - Москва: Изд. центр «Академия», 2009. – 500 с.
4. Служба сопровождения. – Текст: электронный // Открытый дом: [сайт]. — URL: https://opendom73.ru/informatsiya/sluzhba-soprovozhdeniya/ (дата обращения 18.12.2023).
5. Холостова, Е.И. Технология социальной работы. Учебник / Е.И. Холостова. - М: Инфра, 2004. - 113 с.