Введение.
Экономическое развитие в настоящее время открывает потенциал для достижения заметных экономических вех в развитии производства и повышения качества жизни населения за счет внедрения научных и технологических достижений. Однако, одновременно, индустриализация порождает дополнительные экономические и экологические проблемы для человечества, одной из которых является проблема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Территории Крайнего севера, характеризующиеся суровыми природными условиями, играют критически важную роль в биосфере, что признается за их решающее влияние на климат планеты, глобальные геофизические процессы и биологические системы. Однако природные комплексы на этих территориях особенно хрупки и проявляют ограниченную устойчивость к внешним воздействиям, со сниженной способностью к самовосстановлению и очищению.
Из-за таких факторов, как низкая среднегодовая температура, преобладание вечной мерзлоты в большинстве районов и нехватка плодородных почв, что препятствует естественному гниению отходов, необходимы особые подходы и технологии к обращению с твердыми коммунальными отходами на Крайнем севере в отличии от тех, которые используются в регионах с более мягким климатом [3].
Очередным серьезным препятствием к достижению показателей обращения с твердыми коммунальными отходами становится расстояние удаленных населенных пунктов и удаленность самих регионов, что в значительной степени уменьшает инвестиционную привлекательность проектов по обработке и утилизации отходов.
Наличие региональной особенности, такой как присутствие кочевого населения в районах Крайнего севера, где небольшие поселения разбросаны на значительных расстояниях друг от друга, усложняет логистику транспортировки отходов. Например, в Архангельской области одна из самых сложных логистик в Российской Федерации: огромное количество островов, сезонных паромных переправ, только на трети дорог есть асфальт. Паромные переправы в большинстве случаев платные, что повышает транспортные расходы регионального оператора. Разброс численности населения Архангельской области составляет от 300 тысяч до 1 человека [2, 4].
На труднодоступных территориях как правило отсутствует необходимая инфраструктура для надлежащего сбора, транспортировки и утилизации отходов. Логистические проблемы и экономическое бремя, связанные с созданием и обслуживанием объектов по обращению с отходами в этих отдаленных районах могут побудить жителей прибегать к нерациональным методам утилизации отходов, повышая риски для окружающей среды и здоровья.
Правительство Российской Федерации для создания системы обращения с отходами на труднодоступных территориях предусматривает строительство объектов по перегрузке отходов (с площадками временного накопления отходов) с последующей транспортировкой отходов на легитимные объекты размещения отходов или утилизацией, к тому же предлагается предусматривать обеспечение таких территорий инсинераторными установками.
В настоящее время первоочередной задачей является разработка на законодательном уровне требований к оборудованию площадок временного накопления твердых коммунальных отходов, а также критерии отнесения населенных пунктов к категории труднодоступных и малонаселенных, что повлияет на период временного накопления твердых коммунальных отходов, поскольку в настоящее время применение действующего законодательства на труднодоступных территориях оказывается непрактичным. Согласно нормам СанПиН, организация вывоза отходов на ежедневной или трехдневной основе неосуществима, особенно в населенных пунктах, доступных только в течение нескольких месяцев в году [1].
Выводы. Проведенный литературный обзор подчеркивает большие трудности при проведении реформы на труднодоступных территориях и районах Крайнего севера. Это объясняется отсутствием разработанных и внедренных технических решений на федеральном уровне для оптимизации обращения с отходами на таких территориях.
Таким образом, решение проблемы обращения с твердыми коммунальными отходами на труднодоступных территориях и районах Крайнего севера требует комплексного подхода, учитывающего уникальные условия, сложившиеся в этих районах. Сотрудничество между органами государственной власти и сообществами имеет важное значение для разработки инновационных стратегий, учитывающих экологические, культурные и логистические проблемы, присущие этим регионам. Инвестиции в инфраструктуру, образование и устойчивые технологии приобретают решающее значение для внедрения эффективных методов обращения с отходами, которые не только защищают окружающую среду, но и повышают благосостояние сообществ в отдаленных районах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Виктория Абрамченко поручила проработать создание отдельного федерального проекта для обращения с ТКО на труднодоступных территориях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/news/49339/, доступ свободный (дата обращения: 15.11.2023). – Загл. с экрана.
Курочкина В.А. Основные экологические проблемы в сфере обращения с отходами на примере Архангельской области [Электронный ресурс] /
В.А. Курочкина // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15. – № 2. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42777099, доступ из НЭБ «E-Library» (дата обращения: 08.11.2023). – Загл. с экрана.
Мочалова Л.А. Система обращения с твердыми коммунальными отходами: зарубежный и отечественный опыт [Электронный ресурс] /
Л.А. Мочалова, Д.А. Гриненко, В.В. Юрак // Известия Уральского государственного горного университета. – 2017. – № 3 (47). – С. 97–101. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29936963, доступ из НЭБ «E-Library» (дата обращения: 13.11.2023). – Загл. с экрана.
Недосека Е.В. Региональная специфика обращения с ТКО
в Арктической зоне РФ [Электронный ресурс] / Е.В. Недосека, В.В. Козловский // Арктика и Север. – 2021. – № 42. – С. 223–241. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44868910, доступ из НЭБ «E-Library» (дата обращения: 05.11.2023). – Загл. с экрана.