УМЕНИЕ САМОПРЕЗЕНТОВАТЬ СЕБЯ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

УМЕНИЕ САМОПРЕЗЕНТОВАТЬ СЕБЯ

Абдулманапова А.Р. 1, Филимонова Е.В. 1
1Московский педагогический государственный университет Ставропольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В мире, где взаимодействие и общение играют ключевую роль, умение эффективно представить себя становится неотъемлемым навыком. Самопрезентация представляет собой навык убедительного и уверенного выражения своих личных качеств, достижений и потенциала перед другими людьми. Независимо от контекста — будь то работа, учеба, деловая встреча или общественное мероприятие, умение представить себя с эффектом может значительно влиять на наши возможности. Это искусство, которое позволяет нам создать положительное впечатление и привлечь внимание, открывая двери к новым возможностям и успеху.

Владение навыками самопрезентации необходимо для тех людей, которые работают в шоу-бизнесе, принимают активное участие в политической деятельности и ведут свой бизнес. Крайне важно создать положительный имидж, уметь располагать к себе людей. Именно за счет таких способностей и происходит привлечение аудитории.

Если рассматривать понятие эффективной самопрезентации более обширно, можно сказать, что это «продажа себя», то есть человек представляется в таком свете, в котором точно понравится собеседнику.

Психологи утверждают, что формирование первого мнения о нас происходит всего лишь за полминуты. Чтобы это мнение укрепилось, необходимо пообщаться в течение 3 минут. Далее изменить отношение оппонента к себе будет очень непросто. Основное правило успешной самопрезентации так и называется – «30 секунд и 3 минуты».

Еще одна цель самопрезентации – построить взаимодействие между выступающим и его слушателями для того, чтобы добиться поставленной цели. Стоит отметить, что человек вступает в связь с другими всегда для удовлетворения каких-либо своих потребностей. Если удовлетворение взаимное, то велика вероятность, что установленная связь будет долгосрочной, что называется симбиозом или синергией. В рамках любого общения выделяются цели и потребности собеседников.

Самопрезентация для многих людей ставит перед собой еще одну задачу – восполнить нехватку чего-либо. Причем зачастую это происходит на уровне бессознательного. То есть у самопредставления всегда есть четкая и понятная цель, а также скрытые мотивы.

Правильный подход к самопрезентации помогает закрыть следующие задачи:

  • Адаптация. Человек, правильно себя презентовав, легко и непринужденно войдет в новый коллектив и приспособится к новым условиям труда.

  • Коммуникация. Он сможет эффективно взаимодействовать с людьми, становиться частью команды и обретать в ней лидирующие позиции.

  • Информирование. Индивид сам создает условия, в который происходит обмен информацией со всеми, кто в ней заинтересован.

Общаясь с людьми, мы неосознанно стремимся показать себя в выгодном свете. Оценка других как зеркало помогает нам самим лучше узнать себя. А если мы произведем впечатление, то вдобавок можем рассчитывать ещё и на помощь, выгодные связи и отличные сделки в будущем. Поэтому вне зависимости от социального положения и жизненных стремлений, люди всегда хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле.

Но, к сожалению, умение рассказать о себе доступно не каждому. В этом и состоит основная задача самопрезентации — показать себя с выгодной стороны, проявить чувство такта, воспитание, продемонстрировать грамотную речь, и, конечно поразить собеседника прекрасным внешним видом. Хорошие новости заключаются в том, что к самопрезентации можно заранее подготовиться. Причём, не имеет значение, какую цель вы преследуете. По сути, самопрезентация это отличный инструмент управления впечатлением собеседника о вас. И главное, она позволяет не только добиться желаемого во время встречи, но и оставляет след в памяти ваших собеседников.

Уверенность в себе играет важную роль при самопрезентации. Когда вы выступаете уверенно, это помогает создать положительное впечатление на аудиторию. Уверенность в себе отражается в вашем голосе, мимике, жестах и общей осанке. Она помогает выразить свои мысли и идеи более ясно и убедительно. Кроме того, уверенность в себе может повысить вашу привлекательность и влиять на то, как другие люди воспринимают вас. Поэтому старайтесь развивать свою уверенность в себе и использовать ее при самопрезентации.

Недостаток уверенности в себе может негативно сказываться на самопрезентации по нескольким причинам:

1. Отсутствие уверенности может привести к неразборчивому или нерешительному выражению мыслей, что затрудняет понимание вас аудиторией.

2. Может вызвать нервозность, что может привести к дрожанию голоса, неуверенным жестам или неустойчивой осанке, что может отвлекать внимание аудитории от содержания вашей презентации.


3.Может создавать сомнения в ваших способностях и вызывать сомнения у аудитории в вашей компетентности.


4.Может препятствовать установлению сильной связи с аудиторией, так как неконтролируемая нервозность может создавать барьеры в коммуникации и воздействии на слушателей.


Однако стоит отметить, что недостаток уверенности в себе не является неизлечимым недостатком. С помощью практики, подготовки и развития навыков публичного выступления, можно преодолеть этот недостаток и стать более уверенным в себе при самопрезентации.

Как отмечают психологи, первое впечатление о человеке является наиболее важным. Именно оно определяет, будет ли продолжено общение. Выявлено, что невербальная коммуникация передаёт наибольшую часть информации о человеке и информации, которую он доносит. Тем самым то, как и с какими средствами была передана информация, предоставляет впечатление о нём.

Жесты можно классифицировать следующим образом:

· имитационные – жесты, которые имитируют логически понятные движения (пантомима);

· условные жесты, представляющие собой условную, «зашифрованную» информацию (пример – жесты регулировщика);

· акцентирующие – жесты, подчеркивающие то или иное слово, понятие.

Чаще всего используются имитационные и акцентирующие жесты (параллельно со словесной информацией).

Существует и другая классификация жестов – с точки зрения их воздействия на партнера по общению, а также в соответствии с теми эмоциями и состояниями, которые сам человек в этот момент испытывает. Так, различают жесты позитивные (открытые) или негативные (закрытые).

Функция мимики – расположить к себе аудиторию и показать свою заинтересованность. У нас широкий спектр эмоций, но при самопрезентации будет достаточно проявить доброжелательность и интерес. В этом помогает искренняя улыбка. Её можно использовать, например, при приветствии или при ответах на вопросы.

Строгих рекомендаций по мимике для выступлений нет, самое главное правило здесь – естественность. Но при этом важно следить за насыщенностью эмоций. При быстрой речи мимика становится более выраженной, и это может утомить зрителя/слушателя. Или наоборот – когда человек зажат внутри, он будет ограничивать себя в мимике. 

Поза. Когда мы выходим к публике (например, на выступлении или совещании), важно обращаться лицом к залу и использовать открытые позы, чтобы установить контакт. Избегайте скрещивания рук и ног, т. к. это может считываться как неуверенность и/или нежелание общаться.

При коротком выступлении спикер может стоять на месте. Однако если речь длительная, то слушатель начнёт утомляться. Поэтому статичную картинку стоит разнообразить движениями. Во время самопрезентации на 15-20 минут будет достаточно «сменить локацию» 1-2 раза, а при продолжительности от 20 минут число перемещений можно увеличить до 3-5.

Проведенный анализ работ отечественных психологов позволяет говорить о том, что сами термины «самопрезентация» и «тактики самопрезентации» до недавнего времени не использовались в научной лексике, а понятие самопрезентации до сих пор не достаточно представлено в понятийном аппарате отечественной психологической науки. Проблема самопрезентации стала предметом самостоятельных исследований отечественных психологов

(работы Л.К. Аверченко, Т.В. Климовой, Н.В. Амяга, М.В. Бородиной, О.А. Герасимовой, Е.М. Зимачевой, Е.В. Зинченко, Ю.П. Кошелевой, Ю.С. Крижанской, Е.В. Кузнецовой, Е.И. Коробко, Е.П. Никитина, Е.В. Михайловой, Е.А. Петровой, И.И. Петровой, Е.Б. Перелыгиной, О.А. Пикулевой, Е.А. Соколовой-Бауш, Н.Е Харла- менковой, В.В. Хороших, Н.В. Федоровой, И.П. Шкуратовой и др.) только в последние пятнадцать лет, начиная с конца 1990-х годов.

Сейчас, наряду с изучением содержания, мотивов самопрезентации, в отечественной психологии формируется традиция изучения не только речевых, но и невербальных средств самопрезентации, вводится понятие визуальной самоподачи образа Я в общении (Р.Э. Варданян, 2003; М.Н. Котлярова, 2001; Е.А. Петрова, 2000; И.И. Петрова, 2003 и др.). Основной акцент в работах данного направления сделан на изучении элементов оформления внешнего облика и экспрессивном поведении личности, представленном в мимике и жестах.

Известный отечественный исследователь В.Н. Куницына (1991, 1995, 2002) выделяет как особый вид межличностное общение, которое определяет как: «...осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения» [Куницына, 1991, с. 12].

Библиографический список:

  1. Дарья Александровна Беликова МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2023. №3.

  1. Михайлова, Е.В. Обучение самопрезентации / Е.В. Михайлова. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2020. - 601 c.

  2. Пикулева, О. А. Психология самопрезентации личности / О.А. Пикулева. - М.: ИНФРА-М, 2023. - 320 c.

  3. Нина Зверева , Встань и скажи. Книга-тренажер для выступлений / Нина Зверева 2019. - 192 с.

  4. Жданова, Е. В. Effective Communication and Public Speaking / Основы эффективной коммуникации и публичного выступления / Е.В. Жданова. - М.: Флинта, МПСИ, 2019. - 542 c.

Просмотров работы: 18