СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА GAMES TO LEARN ENGLISH НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА GAMES TO LEARN ENGLISH НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный ФГОС НОО предъявляет ряд требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования. На уроках иностранного языка в начальной школе усвоение обучающимися лексических единиц изучаемого языка так же занимает важное место. Кроме того, современном мире происходит повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий, которые играют огромную роль и в педагогике. В связи с этим использование Интернет-ресурсов, таких как Games to Learn English, может значительно повысить результативность этого процесса, сделать его более увлекательным и интересным для обучающихся.

Несмотря на большое количество инструментов и интерактивных платформ, важно знать, как использовать их наиболее результативно, отвечая требованиям ФГОС НОО. Таким образом, становится актуальным исследование, посвященное способам использования ИКТ на занятиях по иностранному языку для улучшения лексических умений обучающихся.

Цель работы: разработка и апробация серии упражнений по совершенствованию лексических умений обучающихся 4 класса посредством использования Интернет-ресурса “Games to learn English” на уроках английского языка.

В соответствии с представленной целью были поставлены задачи:

– провести краткий сравнительный анализ нескольких платформ и выявить преимущества и недостатки их использования на уроках английского языка в 4 классе;

– разработать серию упражнений по совершенствованию лексических умений обучающихся 4 класса;

– провести обучающий эксперимент и описать его результат.

Принимая во внимание требования ФГОС к результатам освоения обучающимися программы начального общего образования, учителю необходимо дать обучающимся 4 класса следующий минимум относительно лексической компетенции: знать и понимать не менее 500 лексических единиц изучаемого языка (слов, словосочетаний, речевых клише), уметь распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования, использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (слова, образованные путем словосложения, интернациональные слова) [1].

А.Н. Шамов в своем исследовании дает определение лексической компетенции как «способности человека определять контекстуальное значение слова, уметь сравнить объем данного значения в родном и изучаемом языке, определять структуру значения слова и выделять специфически национальное в данной структуре». Под лексической единицей подразумевается «единица языка, обладающая самостоятельным лексическим значением и способная выполнять функции единицы речи» [4, с.30].

По мнению Е. Н. Солововой, для того чтобы «знать слово», необходимо знать его формы, значение и употребление [3, с. 80].

В таблице 1 представлено нескольких схожих ресурсов с их преимуществами и недостатками использования на уроках английского языка в начальной школе (Таблица 1). Мы предлагаем использовать на уроках такой ЭОР, как «Games to learn English» (gamestolearnenglish.com).

Таблица 1. Сравнительный анализ ресурсов.

  Название ресурса

                     
Критерии сравнения

Learningapps.org

Quizizz.com

Games to learn English

Бесплатный ресурс

+

-

+

Большое количество шаблонов

-

+

+

Инструкции для создания упражнений

+

+

+

Добавление видео-фото фрагментов в свои задания

+

+

+

Тайминг (время для выполнения заданий)

-

+

+

Включение альтернативных вариантов ответа

+

+

+

Результаты обучающихся видно сразу

-

+

+

Имеются игры соревновательного характера

-

+

+

Простой и понятный интерфейс

+

+

+

Согласно данным таблицы, предлагаемый нами ресурс GamesToLearnEnglish (gamestolearnenglish.com) отвечает всем критериям отбора. Он представляет собой сайт с играми и заданиями для изучения английского языка

Перед проведением обучающего эксперимента, мы разработали и провели диагностический срез у обучающихся 4-х классов, чтобы оценить уровень их знаний по материалу предыдущего модуля “Family and Friends”. Диагностика состояла из четырех заданий. Результаты проведения диагностики на начальном этапе эксперимента показали 78% в одной группе, которая впоследствии стала экспериментальной группой, и 82% в другой группе, которая стала контрольной.

Затем, для проведения обучающего эксперимента мы разработали серию упражнений, которые относятся ко 2 и 3 модулям учебника Spotlight для 4 класса и включают в себя следующие темы:

«The animal hospital. Professions» (Unit 3a Module 2);

«Work and play» (Unit 4a Module 2);

«Pirate’s Fruit salad» (Unit 5a Module 3). В работе представлено несколько заданий к проводимым в экспериментальной группе урокам.

  1. «Theanimalhospital. Professions».

На этапе знакомства обучающихся с новой лексикой урока была выбрана игра “Monster vocab”.

Учитель демонстрирует их через проектор или интерактивную доску, а задача обучающихся – ознакомиться с новыми словами, повторяя за диктором их правильное произношение.

После этого переходим к следующему уровню – «Play», где будут представлены изучаемые слова и изображения к ним. Задача обучающихся выбрать соответствующее слову изображение. В качестве домашнего задания обучающиеся получают ссылку на игру «Word search» на этом же ресурсе для закрепления новой лексики.

Результаты обучающихся мы видим в самом ресурсе по мере выполнения задания обучающимися в разделе «Homework tasks».

  1. «Workandplay»

Игра “Time Game”. Цель игры: научить обучающихся называть время на английском языке. Инструкция: класс делится на две команды. У каждой команды есть часы со стрелками, которые нужно правильно установить на определенное время. Команды по очереди задают вопросы друг другу, пытаясь угадать, какое время показывают часы соперника. Например, “What time is it on your clock?”

Следующаяигра “What Time Is It?”. Цель: практиковать навыки чтения и понимания времени на часах. Инструкция: на экране показаны часы с разным временем и нужно правильно называть время, которое они показывают. Данную игру также используем при групповой работе.

  1. «PiratesFruitsalad»

Для более быстрого усвоения лексики по этой теме, мы предлагаем игру «Fast vocab». Наша цель – познакомить обучающихся с названиями продуктов, представленных в учебнике. Задача: перетаскивать изображения к соответствующим словам. Используемая лексика сопровождается звуковым эффектом, результаты видно сразу.

Следующая игра «Vocab game» направлена на закрепление лексики, изученной выше. Задача: На первом экране нужно сопоставить изображения со словами. На втором экране – нажать кнопку, чтобы открыть части изображения, а затем нажать на соответствующее слово.

На последнем уроке модуля был проведен диагностический срез усвоения изученного материала по теме “A working day!”. При помощи четырех заданий с аналогичной структурой, что и на первом срезе, мы получили следующие данные: экспериментальная группа показала результат 89%, контрольная – 85%. Результаты диагностики представлены ниже в виде диаграммы.

По данным диаграмм результат экспериментальной группы улучшился на 8%, а контрольной – на 3%. Согласно полученным в ходе эксперимента данным, мы можем утверждать, что использование сервиса Games To Learn English положительно влияет на совершенствование лексических умений обучающихся. Их применение в ходе эксперимента оказалось более результативным, чем традиционные уроки.

Итак, мы описали способы использования Интернет-ресурса Game To Learn English, провели обучающий эксперимент для проверки результативности предлагаемых упражнений. Серия упражнений, описанная в данной работе, отвечает интересам обучающихся и улучшает их лексические умения. Данный ресурс позволяет проводить учебные занятия в увлекательной форме, что несомненно замотивирует к изучению языка.

Список литературы:

  1. Английский язык. 4 класс. В 2–х ч. Ч.2. Электронная форма учебника Быковой Н. И., Дули Д., Поспеловой М. Д. и др. https://catalog.prosv.ru/item/42507 (Дата обращения 10.09.2022)

  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000 (дата обращения 30.10.2023)

  3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. – М.: АСТ. Астрель, 2008г.

  4. Шамов, А. Н. Когнитивный подход к обучению лексике моделирование и реализация (Базовый курс немецкого языка) : специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)" : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Шамов Александр Николаевич. – Тамбов, 2005. – 49 с.

Просмотров работы: 5