С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях отмечается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья. Существенные изменения, произошедшие в последние десятилетия в России в плане гуманизации отношения к лицам с отклонениями в развитии, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребенок.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют проблемы в эмоциональном развитии, межличностном общении, что требует от родителей социально-психологической компетентности во взаимодействии с ними.
Актуальность данной проблемы определила разработку Программы развития социально-психологической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках этой программы особое внимание уделяется формированию у родителей навыков и компетенций, которые помогут им эффективно взаимодействовать с детьми с ОВЗ вне образовательной среды.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования. Поэтому Программа развития социально-психологической компетентности родителей предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: семьи, педагогического коллектива и самого ребенка.
Взаимодействие субъектов образовательного процесса в рамках реализации программы представлено на рис 1.
Рис. 1. Схема взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Схема отражает двустороннюю направленность взаимодействия всех участников образовательного процесса. Данное взаимодействие возможно с учетом следующих аспектов:
1. Эмпатия и понимание. Взаимодействие должно базироваться на доверии и уважении, что способствует благоприятному психологическому климату в образовательном учреждении и в семье.
2. Обучение навыкам коммуникации. В рамках программы происходит обучение родителей навыкам эффективной коммуникации с детьми и специалистами, а также партнерскому общению с другими родителями детей с ОВЗ.
3. Совместное обучение и практика. Программа включает в себя возможности для совместного обучения и практики навыкам в рамках групповых занятий или индивидуального консультирования.
4. Создание поддерживающей среды. Реализация программы стимулирует создание поддерживающей среды, где родители могут делиться опытом, задавать вопросы и получать необходимую информацию и поддержку.
5. Сотрудничество с педагогами и специалистами. Программа уделяет внимание сотрудничеству родителей с педагогами и специалистами, что способствует целенаправленной и скоординированной работе по развитию компетенций родителей и поддержке детей с ОВЗ.
6. Психологическая поддержка. Важным аспектом взаимодействия является предоставление психологической поддержки родителям в контексте справляющихся стрессоров, связанных с воспитанием детей с ОВЗ.
Реализация указанных аспектов будет способствовать эффективному взаимодействию субъектов образовательного процесса в рамках программы развития социально-психологической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и благоприятному психологическому и социальному развитию всех участников.
Список использованной литературы:
Богатая О.Ф. Организация работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации/Авт.-сост. О.Ф. Богатая, 2022 – Сургут. С –79 с.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями).