Взаимодействие субъектов образовательного процесса при реализации программы развития социально-психологической компетентности родителей детей с ОВЗ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Взаимодействие субъектов образовательного процесса при реализации программы развития социально-психологической компетентности родителей детей с ОВЗ

Соколова А.С. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «ИвГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях отмечается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья. Существенные изменения, произошедшие в последние десятилетия в России в плане гуманизации отношения к лицам с отклонениями в развитии, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребенок.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют проблемы в эмоциональном развитии, межличностном общении, что требует от родителей социально-психологической компетентности во взаимодействии с ними.

Актуальность данной проблемы определила разработку Программы развития социально-психологической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках этой программы особое внимание уделяется формированию у родителей навыков и компетенций, которые помогут им эффективно взаимодействовать с детьми с ОВЗ вне образовательной среды.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования. Поэтому Программа развития социально-психологической компетентности родителей предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: семьи, педагогического коллектива и самого ребенка.

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в рамках реализации программы представлено на рис 1.

Рис. 1. Схема взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Схема отражает двустороннюю направленность взаимодействия всех участников образовательного процесса. Данное взаимодействие возможно с учетом следующих аспектов:

1. Эмпатия и понимание. Взаимодействие должно базироваться на доверии и уважении, что способствует благоприятному психологическому климату в образовательном учреждении и в семье.

2. Обучение навыкам коммуникации. В рамках программы происходит обучение родителей навыкам эффективной коммуникации с детьми и специалистами, а также партнерскому общению с другими родителями детей с ОВЗ.

3. Совместное обучение и практика. Программа включает в себя возможности для совместного обучения и практики навыкам в рамках групповых занятий или индивидуального консультирования.

4. Создание поддерживающей среды. Реализация программы стимулирует создание поддерживающей среды, где родители могут делиться опытом, задавать вопросы и получать необходимую информацию и поддержку.

5. Сотрудничество с педагогами и специалистами. Программа уделяет внимание сотрудничеству родителей с педагогами и специалистами, что способствует целенаправленной и скоординированной работе по развитию компетенций родителей и поддержке детей с ОВЗ.

6. Психологическая поддержка. Важным аспектом взаимодействия является предоставление психологической поддержки родителям в контексте справляющихся стрессоров, связанных с воспитанием детей с ОВЗ.

Реализация указанных аспектов будет способствовать эффективному взаимодействию субъектов образовательного процесса в рамках программы развития социально-психологической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и благоприятному психологическому и социальному развитию всех участников.

Список использованной литературы:

  1. Богатая О.Ф. Организация работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации/Авт.-сост. О.Ф. Богатая, 2022 – Сургут. С –79 с.

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями).

Просмотров работы: 28