Для современной психологической науки проблема развития социальной активности подрастающего поколения является особенно значимой и неизменно находится в центре внимания. Именно социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которая развивается в деятельности, отличающейся общественно-значимыми мотивами и дающей общественно ценный результат.
Одной из главных целей обучения в начальной школе является социализация ребенка, а одним из показателей социализации ребенка является уровень его социальной активности. Обучение в начальной школе является первой ступенью в развитии качеств активной, самостоятельной, инициативной, ответственной, творческой личности, проявляющейся в социально ценных видах деятельности. В начальных классах еще невозможно достичь становления человека как полноценного субъекта общественной деятельности, но существенные предпосылки этого процесса могут быть сформированы уже в младшем школьном возрасте.
Развитие социальной активности младших школьников возможно различными методами, в том числе через формирование индивидуального стиля учебной деятельности. Для этого необходимо поставить в центр образовательно-воспитательного процесса ребенка – с его интересами и социально-психологическими особенностями. Помощь обучающимся в поиске их индивидуального стиля учебной деятельности заключается в выявлении их специфических, оптимальных способов приспособления к учебным ситуациям и проявлению социальной активности.
Цель исследования – исследовать развитие социальной активности в младшем школьном возрасте через формирование индивидуального стиля учебной деятельности.
Объект исследования – социальная активность в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – развитие социальной активности в младшем школьном возрасте через формирование индивидуального стиля учебной деятельности.
Младший школьный возраст – этап развития ребенка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Границы данного возрастного периода обычно принимают от 6-7 до 10-11 лет, когда ребенок учится в начальных классах школы [1, с.74].
В младшем школьников возрасти жизнь ребенка существенно меняется с поступлением в начальную школу. Теперь он занимается социально значимой учебной деятельностью, а его образ жизни, круг общения, обязанности, отношения с окружающими претерпевают изменения [2, с.56]. В младшем школьном возрасте для ребенка снижается авторитет взрослого, но растет значение коллектива сверстников.
Эмоционально-волевая сфера младших школьников характеризуется следующими чертами [3, с.220]:
1. Младший школьник легко отзывается на внешние стимулы, живо и эмоционально реагирует и действует.
2. Ребенок непосредственно и искренне выражает свои эмоции и переживания: радуется, боится, выражает недовольство и пр.
3. Настроение ребенка часто меняется, имеется тенденция к ярким аффектам, которые длятся недолго.
4. Ребенок еще плохо трактует мимику и жесты экспрессии окружающих, вследствие чего и сам может отвечать (реагировать) неадекватно и неверно.
5. Для младших школьников эмоционально значимы не только игра и общение с другими детьми, но и успехи в учебе, и то, как их оценивает учитель и другие дети.
Особенности развития ЦНС и сенсорных систем у младших школьников показаны на рисунке 1.
Рисунок 1 – Особенности развития ЦНС и сенсорных систем у младших школьников
Ведущим видом деятельности младших школьников становится учебная, она же обуславливает значительный прогресс в развитии познавательных процессов ребенка на данном этапе.
При этом стоит отметить, что главенствующее значение учебной деятельности для младшего школьника не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, где он также развивается и совершенствует новые навыки и черты личности.
Основные виды деятельности младшего школьника приведены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Основные виды деятельности ребенка младшего школьного возраста
Мышление младших школьников отличается преобладанием наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического типов мышления. Однако по мере обучения в начальной школе мышление ребенка плавно переходит к абстрактно-логическому.
В конце младшего школьного возраста педагоги и психологи могут заметить яркие индивидуальные различия и выделить среди детей ряд категорий. Так, «теоретики» лучше всего решают задачи в словесной форме, «практикам» нужны практические действия, наглядность. Также можно выделить «художников» с красочным образным мышлением [4, c.112].
Что касается восприятия, то оно у младших школьников остро и свежо, эмоционально окрашено, однако неустойчиво. Поэтому опытные педагоги и психологи используют эмоциональность ребенка, опираются на нее и учат детей воспринимать информацию более целенаправленно, наблюдательно.
Воображение младшего школьника обычно привязано к конкретным предметам, но с течением процесса взросления все большая роль отводится словесному материалу, который пробуждает фантазию ребенка.
Память младшего школьника лучше всего воспринимает красочный, интересный, четкий и понятный материал. Постепенно в ходе обучения все больше опоры делается на произвольную память [5, с.149]. Также в начальной школе ребенок развивает смысловую память, что открывает ему дорогу к различным рациональным способам запоминания материала. У младшего школьника совершенствуется как оперативная и кратковременная, так и долговременная память.
Поскольку учебная деятельность является ведущей для ребенка данного возраста, то крайне важно, чтобы школьник правильно адаптировался к ней. Адаптация в данном случае подразумевает усвоение ряда важных правил, которые охарактеризованы в таблице 1.
Таблица 1 – Усвоение новых правил младшим школьником
Правила школьного режима |
Младший школьник должен понять и усвоить обязанности школьника, режим работы школы и расписание уроков, исправно выполнять домашние задания. |
Правила взаимоотношений с учителем |
Младший школьник должен усвоить правильное восприятие ситуации урока, истинного смысла профессиональной роли учителя. |
Пправила взаимоотношений со сверстниками |
Младший школьник должен научиться выстраивать общение и взаимодействие с другими детьми в классе. |
Таким образом, в младшем школьном возрасте ребенку важно усвоить широкий круг новых правил, обеспечивающих успешную социальную адаптацию и учебную деятельность.
Можно заключить, что нами была дана психологическая характеристика младшего школьного возраста. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная. Благодаря ней ребенок приобретает психологические новообразования. Однако младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, такие как общение, игра, труд.
Для изучения развития социальной активности в младшем школьном возрасте через формирование индивидуального стиля учебной деятельности в рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование. Выборку испытуемых составили 11 младших школьников (5 мальчиков и 6 девочек), все – ученики 2 класса.
Были использованы две психодиагностические методики:
Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман);
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородовой).
Опишем использование данных методик и результаты.
1. Методика «Рукавички». С помощью нее происходило определение уровень развития действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества [6].
Младшие школьники были рассажены по парам. Каждой паре была дана картинка с изображением рукавичек. Ребят попросили раскрасить их одинаково – чтобы из них получилась пара рукавичек. Ученики могли придумать орнамент самостоятельно, однако перед раскрашиванием им сначала нужно было договориться о рисунке внутри пары.
Во время обсуждения и выполнения действий исследователь наблюдал за детьми и фиксировал особенности и уровень их взаимодействия.
Результаты использования методики «Рукавички» представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Уровни оценивания сотрудничества
Код ученика |
Продуктив-ность |
Умение договариваться |
Взаимный контроль |
Взаимо-помощь |
Эмоциональ-ное отношение |
Уровни оценивания |
1 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
высокий |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
3 |
- |
- |
+ |
- |
- |
низкий |
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
5 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
средний |
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
8 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
средний |
9 |
- |
- |
- |
- |
+ |
низкий |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
Как видно, высокий уровень развития сотрудничества диагностирован у 7 младших школьников, принявших участие в исследовании, средний уровень развития сотрудничества наблюдается у 2 учеников, и низкий уровень развития сотрудничества выявлен у 2 младших школьников.
Наглядно это распределение показано на рисунке 3.
Рисунок 3 – Уровни развития сотрудничества младших школьников
Далее была применена методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородовой) [7]. Школьникам была предоставлена анкета, в которой им нужно было выбрать, что именно и насколько привлекает их в совместной деятельности: например, возможность узнать что-то новое, помочь друзьям или выделиться среди окружающих.
После подсчета баллов для каждого школьника был определен доминирующий. Результаты даны в таблице 4.
Таблица 4 – Преобладающий мотив деятельности испытуемых
Код ученика |
Преобладающий мотив |
1 |
Коллективный |
2 |
Коллективный |
3 |
Престижный |
4 |
Личностный |
5 |
Личностный |
6 |
Личностный |
7 |
Коллективный |
8 |
Престижный |
9 |
Личностный |
10 |
Коллективный |
11 |
Коллективный |
Как видно, у 5 школьников доминирует коллективный мотив участия в деятельности, что означает, что этих школьников мотивирует желание помочь друзьям, возможность поделиться знаниями, поучаствовать в коллективных делах, сделать доброе дело для окружающих.
У 4 школьников доминирует личностный мотив участия в деятельности, что означает, что их мотивирует желание заняться интересным делом, пообщаться с различными людьми, приобрести новые знания и навыки, развить определенные черты характера.
И наконец, у 2 школьников доминирует престижный мотив, что говорит о том, что их мотивирует возможность управления другими, шанс выделиться среди других ребят. Наглядно результаты методики показаны на рисунке 4.
Рисунок 4 – Преобладающий мотив деятельности младших школьников
Итак, у 46% младших школьников в выборке преобладает коллективный мотив участия в совместной деятельности, у 36% учеников – личностный мотив и у 18% преобладает престижный мотив.
Таким образом, в группе большинство школьников с высоким уровнем сотрудничества. Почти половина школьников группы – дети с ориентацией на коллективные мотивы, однако также есть ученики со средними и низкими навыками сотрудничества, а также с иными мотивами, такими как личностный и престижный. Все это важно учитывать при развитии социальной активности младших школьников, в том числе развивая и формируя индивидуальный стиль учебной деятельности обследуемых младших школьников.
Для развития социальной активности младших школьников была составлена программа формирования индивидуального стиля учебной деятельности.
Ее цель – создать социально-психологические условия для формирования индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников.
Задачи:
сформировать у младших школьников необходимую позитивную мотивацию к учению;
сформировать у младших школьников необходимые и доступные им навыки самоанализа;
предоставить младшим школьникам возможность узнать свои сильные стороны как субъекта учебной деятельности и научить на них опираться в процессе обучения в школе;
помочь младшим школьникам узнать свои слабые стороны как субъекта учебной деятельности и дать представление о способах и направлениях их развития.
Программа рассчитана на младших школьников в возрасте 7-8 лет. Занятия программы по своей сути являются уроками, хотя в них предполагаются в том числе игры, обсуждение в круге, подвижные упражнения. Программа включает в себя три раздела (см. рисунок 5).
Рисунок 5 – Структура программы
Охарактеризуем структуру программы подробнее.
1. Вводный раздел «Какой я?». Его цель – познакомить младших школьников с формой и задачами работы, сплотить группу, создать в ней доброжелательную атмосферу, сформировать первичные навыки рефлексии и познания себя как субъекта учебной деятельности.
2. Раздел «Познавательные процессы». Его цель – познакомить младших школьников с особенностями таких процессов, как восприятие, внимание, мышление и память, помочь детям овладеть эффективными приемами управления данными процессами в учебной деятельности.
3. Раздел «Ведущее полушарие мозга». Его цель – познакомить младших школьников с познавательной деятельностью, связанной с преобладанием одного из двух полушарий головного мозга человека [8, c.78].
Занятия по программе проводят 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет 40 минут. По ходу занятия с учениками обязательно организуются минутки отдыха.
Тематический план программы представлен в таблице 5.
Таблица 5 – Тематический план программы
Раздел |
Тема занятия |
1. Какой я? |
1. Введение |
2. Мои сильные и слабые стороны |
|
3. Что я могу и чего не могу? |
|
4. Чтобы узнать других, нужно сначала узнать себя |
|
5. Итоговый урок «Какой я?» |
|
2. Познавательные процессы |
Память |
6. Наша память |
|
7. Как я запоминаю (часть 1) |
|
8. Как я запоминаю (часть 2) |
|
9. Как тренировать память |
|
10. Как мне легче запоминать? |
|
11. Как мне легче запоминать |
|
12. Итоговый урок «Память» |
|
Внимание |
|
13. Наше внимание. |
|
14. Внимание: продолжаем знакомиться |
|
15. Наш пострел везде поспел |
|
16. Внимание и интерес |
|
17. Я знаю, как быть внимательным |
|
18. Итоговый урок по теме «Внимание» |
|
Восприятие |
|
19. Наше восприятие |
|
20. Что я могу воспринимать? |
|
21. Свойства моего восприятия |
|
22. Слушатель, зритель, деятель – кто я? |
|
23. Итоговое занятие «Восприятие» |
|
Продолжение таблицы5 |
|
Мышление |
|
24. Что такое мышление? |
|
25. Игра – загадка. |
|
26. Игра «Найди такой же» |
|
27. Игра «Аналогии» |
|
28. Итоговое занятие «Мышление». |
|
3. Ведущее полушарие мозга |
29. Знакомься: твоя правая рука, твоя левая рука |
30. Кто я: левша или правша? |
|
31. Теперь я знаю, кто я |
|
32. Итоговое занятие по теме «Ведущее полушарие мозга» |
|
Итоговое занятие |
33. Теперь я знаю себя! |
По итогам прохождения программы ожидаются следующие результаты:
у младших школьников сформирована положительная мотивация к учебной деятельности;
младшие школьники умеют проводить самоанализ и знают свои сильные и слабые стороны как субъекта учебной деятельности;
младшие школьники умеют опираться на свои сильные стороны в учебной деятельности и компенсировать слабые.
Таким образом, для развития социальной активности младших школьников была разработана программа формирования индивидуального стиля учебной деятельности. Она поможет создать социально-психологические условия для формирования индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников. Программа затрагивает познавательную деятельность школьников, в том числе внимание, память, восприятие, мышление, а также учит их разбираться в том, какое полушарие мозга у них ведущее. Младшие школьники научатся понимать свои сильные стороны и то, как применить это знание в учебной деятельности.
Список использованных информационных ресурсов
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник / В.С. Мухина. ‒ М.: Академия, 2006. ‒ 456 с. – Текст: непосредственный.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 c. – Текст: непосредственный.
Тухужева, Л.А. Психологические особенности младшего школьника / Л.А. Тухужева // Вопросы науки и образования. – 2021. – №8(133). – Текст: непосредственный.
Тухужева, Л.А. Особенности общения младших школьников / Л.А. Тухужева // Вопросы науки и образования. – 2020. – №13(97). – Текст: непосредственный.
Тухужева, Л.А. Познавательное развитие младшего школьника / Л.А. Тухужева // Вопросы науки и образования. – 2020. – №16(100). – Текст: непосредственный.
Методика «Рукавички», Г.А. Цукерман. – URL: http://voennogorod.russia-sad.ru/download/39745 (дата обращения: 06.12.2023). – Текст: электронный.
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности, по Л.В. Байбородовой. – URL: https://infourok.ru/metodika-izucheniya-motivov-uchastiya-shkolnikov-v-deyatelnosti-kollektiva-dopolnitelnogo-obrazovaniya-414385.html (дата обращения: 06.12.2023). – Текст: электронный.
Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: пособие для родителей и педагогов / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224 с. – Текст: непосредственный.