РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Емельянова Н.Э. 1
1Институт технологий (филиал) ДГТУ г. Волгодонск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для современной психологической науки проблема развития социальной активности подрастающего поколения является особенно значимой и неизменно находится в центре внимания. Именно социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которая развивается в деятельности, отличающейся общественно-значимыми мотивами и дающей общественно ценный результат.

Одной из главных целей обучения в начальной школе является социализация ребенка, а одним из показателей социализации ребенка является уровень его социальной активности. Обучение в начальной школе является первой ступенью в развитии качеств активной, самостоятельной, инициативной, ответственной, творческой личности, проявляющейся в социально ценных видах деятельности. В начальных классах еще невозможно достичь становления человека как полноценного субъекта общественной деятельности, но существенные предпосылки этого процесса могут быть сформированы уже в младшем школьном возрасте.

Развитие социальной активности младших школьников возможно различными методами, в том числе через формирование индивидуального стиля учебной деятельности. Для этого необходимо поставить в центр образовательно-воспитательного процесса ребенка – с его интересами и социально-психологическими особенностями. Помощь обучающимся в поиске их индивидуального стиля учебной деятельности заключается в выявлении их специфических, оптимальных способов приспособления к учебным ситуациям и проявлению социальной активности.

Цель исследования – исследовать развитие социальной активности в младшем школьном возрасте через формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

Объект исследования – социальная активность в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования – развитие социальной активности в младшем школьном возрасте через формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

Младший школьный возраст – этап развития ребенка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Границы данного возрастного периода обычно принимают от 6-7 до 10-11 лет, когда ребенок учится в начальных классах школы [1, с.74].

В младшем школьников возрасти жизнь ребенка существенно меняется с поступлением в начальную школу. Теперь он занимается социально значимой учебной деятельностью, а его образ жизни, круг общения, обязанности, отношения с окружающими претерпевают изменения [2, с.56]. В младшем школьном возрасте для ребенка снижается авторитет взрослого, но растет значение коллектива сверстников.

Эмоционально-волевая сфера младших школьников характеризуется следующими чертами [3, с.220]:

1. Младший школьник легко отзывается на внешние стимулы, живо и эмоционально реагирует и действует.

2. Ребенок непосредственно и искренне выражает свои эмоции и переживания: радуется, боится, выражает недовольство и пр.

3. Настроение ребенка часто меняется, имеется тенденция к ярким аффектам, которые длятся недолго.

4. Ребенок еще плохо трактует мимику и жесты экспрессии окружающих, вследствие чего и сам может отвечать (реагировать) неадекватно и неверно.

5. Для младших школьников эмоционально значимы не только игра и общение с другими детьми, но и успехи в учебе, и то, как их оценивает учитель и другие дети.

Особенности развития ЦНС и сенсорных систем у младших школьников показаны на рисунке 1.

Рисунок 1 – Особенности развития ЦНС и сенсорных систем у младших школьников

Ведущим видом деятельности младших школьников становится учебная, она же обуславливает значительный прогресс в развитии познавательных процессов ребенка на данном этапе.

При этом стоит отметить, что главенствующее значение учебной деятельности для младшего школьника не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, где он также развивается и совершенствует новые навыки и черты личности.

Основные виды деятельности младшего школьника приведены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Основные виды деятельности ребенка младшего школьного возраста

Мышление младших школьников отличается преобладанием наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического типов мышления. Однако по мере обучения в начальной школе мышление ребенка плавно переходит к абстрактно-логическому.

В конце младшего школьного возраста педагоги и психологи могут заметить яркие индивидуальные различия и выделить среди детей ряд категорий. Так, «теоретики» лучше всего решают задачи в словесной форме, «практикам» нужны практические действия, наглядность. Также можно выделить «художников» с красочным образным мышлением [4, c.112].

Что касается восприятия, то оно у младших школьников остро и свежо, эмоционально окрашено, однако неустойчиво. Поэтому опытные педагоги и психологи используют эмоциональность ребенка, опираются на нее и учат детей воспринимать информацию более целенаправленно, наблюдательно.

Воображение младшего школьника обычно привязано к конкретным предметам, но с течением процесса взросления все большая роль отводится словесному материалу, который пробуждает фантазию ребенка.

Память младшего школьника лучше всего воспринимает красочный, интересный, четкий и понятный материал. Постепенно в ходе обучения все больше опоры делается на произвольную память [5, с.149]. Также в начальной школе ребенок развивает смысловую память, что открывает ему дорогу к различным рациональным способам запоминания материала. У младшего школьника совершенствуется как оперативная и кратковременная, так и долговременная память.

Поскольку учебная деятельность является ведущей для ребенка данного возраста, то крайне важно, чтобы школьник правильно адаптировался к ней. Адаптация в данном случае подразумевает усвоение ряда важных правил, которые охарактеризованы в таблице 1.

Таблица 1 – Усвоение новых правил младшим школьником

Правила школьного режима

Младший школьник должен понять и усвоить обязанности школьника, режим работы школы и расписание уроков, исправно выполнять домашние задания.

Правила взаимоотношений с учителем

Младший школьник должен усвоить правильное восприятие ситуации урока, истинного смысла профессиональной роли учителя.

Пправила взаимоотношений со сверстниками

Младший школьник должен научиться выстраивать общение и взаимодействие с другими детьми в классе.

Таким образом, в младшем школьном возрасте ребенку важно усвоить широкий круг новых правил, обеспечивающих успешную социальную адаптацию и учебную деятельность.

Можно заключить, что нами была дана психологическая характеристика младшего школьного возраста. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная. Благодаря ней ребенок приобретает психологические новообразования. Однако младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, такие как общение, игра, труд.

Для изучения развития социальной активности в младшем школьном возрасте через формирование индивидуального стиля учебной деятельности в рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование. Выборку испытуемых составили 11 младших школьников (5 мальчиков и 6 девочек), все – ученики 2 класса.

Были использованы две психодиагностические методики:

  1. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман);

  2. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородовой).

Опишем использование данных методик и результаты.

1. Методика «Рукавички». С помощью нее происходило определение уровень развития действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества [6].

Младшие школьники были рассажены по парам. Каждой паре была дана картинка с изображением рукавичек. Ребят попросили раскрасить их одинаково – чтобы из них получилась пара рукавичек. Ученики могли придумать орнамент самостоятельно, однако перед раскрашиванием им сначала нужно было договориться о рисунке внутри пары.

Во время обсуждения и выполнения действий исследователь наблюдал за детьми и фиксировал особенности и уровень их взаимодействия.

Результаты использования методики «Рукавички» представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Уровни оценивания сотрудничества

Код ученика

Продуктив-ность

Умение договариваться

Взаимный контроль

Взаимо-помощь

Эмоциональ-ное отношение

Уровни оценивания

1

+

-

+

+

+

высокий

2

+

+

+

+

+

высокий

3

-

-

+

-

-

низкий

4

+

+

+

+

+

высокий

5

+

-

+

-

-

средний

6

+

+

+

+

+

высокий

7

+

+

+

+

+

высокий

8

+

+

-

-

-

средний

9

-

-

-

-

+

низкий

10

+

+

+

+

+

высокий

11

+

+

+

+

+

высокий

Как видно, высокий уровень развития сотрудничества диагностирован у 7 младших школьников, принявших участие в исследовании, средний уровень развития сотрудничества наблюдается у 2 учеников, и низкий уровень развития сотрудничества выявлен у 2 младших школьников.

Наглядно это распределение показано на рисунке 3.

Рисунок 3 – Уровни развития сотрудничества младших школьников

Далее была применена методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородовой) [7]. Школьникам была предоставлена анкета, в которой им нужно было выбрать, что именно и насколько привлекает их в совместной деятельности: например, возможность узнать что-то новое, помочь друзьям или выделиться среди окружающих.

После подсчета баллов для каждого школьника был определен доминирующий. Результаты даны в таблице 4.

Таблица 4 – Преобладающий мотив деятельности испытуемых

Код ученика

Преобладающий мотив

1

Коллективный

2

Коллективный

3

Престижный

4

Личностный

5

Личностный

6

Личностный

7

Коллективный

8

Престижный

9

Личностный

10

Коллективный

11

Коллективный

Как видно, у 5 школьников доминирует коллективный мотив участия в деятельности, что означает, что этих школьников мотивирует желание помочь друзьям, возможность поделиться знаниями, поучаствовать в коллективных делах, сделать доброе дело для окружающих.

У 4 школьников доминирует личностный мотив участия в деятельности, что означает, что их мотивирует желание заняться интересным делом, пообщаться с различными людьми, приобрести новые знания и навыки, развить определенные черты характера.

И наконец, у 2 школьников доминирует престижный мотив, что говорит о том, что их мотивирует возможность управления другими, шанс выделиться среди других ребят. Наглядно результаты методики показаны на рисунке 4.

Рисунок 4 – Преобладающий мотив деятельности младших школьников

Итак, у 46% младших школьников в выборке преобладает коллективный мотив участия в совместной деятельности, у 36% учеников – личностный мотив и у 18% преобладает престижный мотив.

Таким образом, в группе большинство школьников с высоким уровнем сотрудничества. Почти половина школьников группы – дети с ориентацией на коллективные мотивы, однако также есть ученики со средними и низкими навыками сотрудничества, а также с иными мотивами, такими как личностный и престижный. Все это важно учитывать при развитии социальной активности младших школьников, в том числе развивая и формируя индивидуальный стиль учебной деятельности обследуемых младших школьников.

Для развития социальной активности младших школьников была составлена программа формирования индивидуального стиля учебной деятельности.

Ее цель – создать социально-психологические условия для формирования индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников.

Задачи:

  • сформировать у младших школьников необходимую позитивную мотивацию к учению;

  • сформировать у младших школьников необходимые и доступные им навыки самоанализа;

  • предоставить младшим школьникам возможность узнать свои сильные стороны как субъекта учебной деятельности и научить на них опираться в процессе обучения в школе;

  • помочь младшим школьникам узнать свои слабые стороны как субъекта учебной деятельности и дать представление о способах и направлениях их развития.

Программа рассчитана на младших школьников в возрасте 7-8 лет. Занятия программы по своей сути являются уроками, хотя в них предполагаются в том числе игры, обсуждение в круге, подвижные упражнения. Программа включает в себя три раздела (см. рисунок 5).

Рисунок 5 – Структура программы

Охарактеризуем структуру программы подробнее.

1. Вводный раздел «Какой я?». Его цель – познакомить младших школьников с формой и задачами работы, сплотить группу, создать в ней доброжелательную атмосферу, сформировать первичные навыки рефлексии и познания себя как субъекта учебной деятельности.

2. Раздел «Познавательные процессы». Его цель – познакомить младших школьников с особенностями таких процессов, как восприятие, внимание, мышление и память, помочь детям овладеть эффективными приемами управления данными процессами в учебной деятельности.

3. Раздел «Ведущее полушарие мозга». Его цель – познакомить младших школьников с познавательной деятельностью, связанной с преобладанием одного из двух полушарий головного мозга человека [8, c.78].

Занятия по программе проводят 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет 40 минут. По ходу занятия с учениками обязательно организуются минутки отдыха.

Тематический план программы представлен в таблице 5.

Таблица 5 – Тематический план программы

Раздел

Тема занятия

1. Какой я?

1. Введение

2. Мои сильные и слабые стороны

3. Что я могу и чего не могу?

4. Чтобы узнать других, нужно сначала узнать себя

5. Итоговый урок «Какой я?»

2. Познавательные процессы

Память

6. Наша память

7. Как я запоминаю (часть 1)

8. Как я запоминаю (часть 2)

9. Как тренировать память

10. Как мне легче запоминать?

11. Как мне легче запоминать

12. Итоговый урок «Память»

Внимание

13. Наше внимание.

14. Внимание: продолжаем знакомиться

15. Наш пострел везде поспел

16. Внимание и интерес

17. Я знаю, как быть внимательным

18. Итоговый урок по теме «Внимание»

Восприятие

19. Наше восприятие

20. Что я могу воспринимать?

21. Свойства моего восприятия

22. Слушатель, зритель, деятель – кто я?

23. Итоговое занятие «Восприятие»

Продолжение таблицы5

 

Мышление

24. Что такое мышление?

25. Игра – загадка.

26. Игра «Найди такой же»

27. Игра «Аналогии»

28. Итоговое занятие «Мышление».

3. Ведущее полушарие мозга

29. Знакомься: твоя правая рука, твоя левая рука

30. Кто я: левша или правша?

31. Теперь я знаю, кто я

32. Итоговое занятие по теме «Ведущее полушарие мозга»

Итоговое занятие

33. Теперь я знаю себя!

По итогам прохождения программы ожидаются следующие результаты:

  • у младших школьников сформирована положительная мотивация к учебной деятельности;

  • младшие школьники умеют проводить самоанализ и знают свои сильные и слабые стороны как субъекта учебной деятельности;

  • младшие школьники умеют опираться на свои сильные стороны в учебной деятельности и компенсировать слабые.

Таким образом, для развития социальной активности младших школьников была разработана программа формирования индивидуального стиля учебной деятельности. Она поможет создать социально-психологические условия для формирования индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников. Программа затрагивает познавательную деятельность школьников, в том числе внимание, память, восприятие, мышление, а также учит их разбираться в том, какое полушарие мозга у них ведущее. Младшие школьники научатся понимать свои сильные стороны и то, как применить это знание в учебной деятельности.

Список использованных информационных ресурсов

  1. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник / В.С. Мухина. ‒ М.: Академия, 2006. ‒ 456 с. – Текст: непосредственный.

  2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 c. – Текст: непосредственный.

  3. Тухужева, Л.А. Психологические особенности младшего школьника / Л.А. Тухужева // Вопросы науки и образования. – 2021. – №8(133). – Текст: непосредственный.

  4. Тухужева, Л.А. Особенности общения младших школьников / Л.А. Тухужева // Вопросы науки и образования. – 2020. – №13(97). – Текст: непосредственный.

  5. Тухужева, Л.А. Познавательное развитие младшего школьника / Л.А. Тухужева // Вопросы науки и образования. – 2020. – №16(100). – Текст: непосредственный.

  6. Методика «Рукавички», Г.А. Цукерман. – URL: http://voennogorod.russia-sad.ru/download/39745 (дата обращения: 06.12.2023). – Текст: электронный.

  7. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности, по Л.В. Байбородовой. – URL: https://infourok.ru/metodika-izucheniya-motivov-uchastiya-shkolnikov-v-deyatelnosti-kollektiva-dopolnitelnogo-obrazovaniya-414385.html (дата обращения: 06.12.2023). – Текст: электронный.

  8. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: пособие для родителей и педагогов / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224 с. – Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 44