РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ВОЛОНТЕРСКИХ ОТРЯДОВ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ВОЛОНТЕРСКИХ ОТРЯДОВ

Джазаилова А.А. 1
1Институт технологий (филиал) ДГТУ г.Волгодонск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время разрабатываются программы, направленные на воспитание социальной активности у подрастающего поколения. Данная деятельность соответствует Национальной доктриной образования Российской Федерации до 2025 года, в которой определена значимость воспитания образованной, этичной, способной к самостоятельному принятию решений, готовой к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию личности. Кроме этого, целенаправленностью доктрины является формирование гражданской ответственности и социальной активности у подрастающего поколения. Во многих общеобразовательных организациях в этих целях организуются волонтерские отряды школьников.

При этом, в научной литературе нет единого определения социальной активности. Помимо в научной литературе рассмотрены особенности создания волонтерских отрядов школьников. Однако, недостаточно комплексных исследований, в которых подтверждается эффективность волонтерских отрядов школьников как средства развития социальной активности.

Помимо этого, недостаточно разработок методических рекомендаций по созданию и поддержке волонтерских отрядов школьников. Такие условия определяют актуальность и необходимость проведения теоретического и эмпирического исследования созданию и поддержке волонтерских отрядов школьников в целях развития их социальной активности.

Цель исследования – рассмотреть способы и методы развития социальной активности школьников через создание волонтерских отрядов.

Объект исследования – развитие социальной активности школьников.

Предмет исследования – педагогические условия организации создания волонтерских отрядов школьников.

Гипотеза исследования – использование волонтерской деятельности будет способствовать формированию социальной активности школьников.

Активность в переводе с латинского «aktivus» означает действие, поступок, деяние, в русском языке – нечто деятельное, энергичное, развивающееся.

Такие ученые-психологи как Л.С. Выготский, В.С. Мухина и иные, рассматривают социальную активность как качество личности, выраженной готовностью и умением осуществлять деятельность на благо обществу. Ее проявление осуществляется посредством осознанной необходимости. Стоит отметить, что имеется связь между социальной активностью и социальной средой, в которой находится индивидуум.

По мнению Л.С. Выготского, социальная активность зависит от наличия социального опыта и развития личности в целом. Социально значимые преобразования выступают в качестве результата осуществления социальной активности [1].

Отношение человека к определенным явлением может изменяться. Основы развития социальной активности осуществляются в школьном возрасте. школьное обучение предполагает посещение дополнительных занятий и участия учащихся в общественных мероприятиях. То есть развитие социальной активности является составляющей воспитательного процесса[2].

Социальная активность может быть выражена в нескольких видах: политическая; гражданская; культурная; творческая; трудовая; коммуникативная; деловая [4,с.106].

В соответствии с разнообразием, она проявляется посредством продуктивной деятельности. Проявляется социальная активность посредством отношения личности к деятельности и к социальному пространству в целом.

Стоит отметить, что для развития социальной активности в современных условиях характерно наличие определенных проблем. К ним относятся такие, как: проблемы личностного характера; организационные проблемы; кадровые проблемы. Для молодежи присущим является то, что социальную активность в большинстве случаев они не рассматривают как ресурс, обеспечивающий достижения.

Относительно организационных проблем, отмечается то, что в образовательных учреждениях уделяется недостаточное внимание развитию социальной активности учащихся. Имеются случаи недоверия и недопонимания при проявлении социальной активности учащихся. Наличие кадровых проблем связано с отсутствием специалистов и текучестью кадров. Из-за большой нагрузки и незначительной оплате труда имеется нехватка координаторов. При этом, для социальной деятельности и формирования социальной активности присущими являются следующие преимущества: объединение единомышленников; приоритетность направления деятельности; поддержка на государственном уровне; добровольность участия; наличие ответственности для участников как субъектов деятельности социальной направленности [5,с.24].

Социальная активность относится к интегральным личностным качествам. Направленностью ее является созидание и решение задач. Она выступает как механизм личностного развития. Ее реализация осуществляется посредством социально полезной деятельности. Формирование социальной активности происходит с взаимодействием с окружающей средой, а также посредством общения и участия в общественных объединениях [6].

В подростковом возрасте характерны определенные особенности, к которым относятся появление социальных установок, развитие самосознания, освоение социальных ролей, проявление чувства взрослости. Для подростков общение со сверстниками является значимым, поскольку они самоутверждаются и развивают посредством него самоуважение. Необходимым условием является включение подростка в коллективную деятельность, так как оно приобщает к социально-значимой деятельности. Такой вид деятельности в подростковом возрасте выражен в заботе о животных, охране природы, в помощи инвалидам, в работе по благоустройству, а также участием в благотворительных мероприятиях для помощи пожилых и нуждающихся лиц и др. Указанные виды деятельности приобщают подростков к общественным ценностям, способствуют личностному росту и т.д. Критериями развития социальной активности и педагогические основы данного процесса представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Критерии и педагогические основы развития социальной

…………………активности

критерии развития

педагогические основы формирования

1) участие субъекта в различных видах деятельности и готовность на высоком уровне к достижению цели;

2) проявление личностных качеств в деятельности;

3) общественная значимость материального или духовного продукта, полученного в результате деятельности.

1)социальная активность личности формируется в процессе социально-педагогических отношений и проявляется в жизненной позиции обучаемых;

2)важнымпоказателем сформирован-ности интеллектуального и духовного потенциала является организованная деятельность личности в соответствии с общественными требованиями;

3)развитие социальной активности личности в образовательном процессе связано с выполнением воспитательных, организационных работ на высоком качественном уровне;

4)развитие социальной активности личностистимулируется прогнозирова-нием перспектив общественного прогресса

Развитие социальной активности в подростковом возрасте и его участие в социальных мероприятиях должно быть мотивированным [7]. При этом его инициативы в данном направление должны иметь поддержку и одобрение.

Основными мотивами к участию в волонтерской деятельности у подростков являются: потребность в самореализации; потребность в осознании собственной социальной значимости; приобретение общественно-полезных навыков; потребность быть принятым обществом; потребность в дружеском общении; возможность организации досуга; потребность в социальном опыте и необходимость чувства ответственности; потребность в познании общественно значимой деятельности.

В процессе осуществления социальной деятельности подростки могут испытывать затруднения, причинами которых являются: недостаточная поддержка; отсутствие вовлечения в социальную деятельность; несоответствие используемых технологий; отсутствие доступности для участия в социальной деятельности; недостаточность методических рекомендаций и педагогических средств; наличие финансовых затрат; убежденность в отсутствии пользы от социальной деятельности; недостаточность знаний о социальной деятельности; недостаточность навыков социальной деятельности.

Для формирования социальной активности необходимо наличие соответствующих педагогических условий. Внешними условиями в данном случае являются общественные, культурные, природные, производственные и региональные. К внутренним условиям относятся условия образовательной организации; материально-техническое оснащение; учебно-методические; психологические; нравственно-этические; эстетические и т.д.

В своей совокупности перечисленные условия способствуют в развитии социальной активности учащихся. Если рассматривать в отдельности педагогические условия, то стоит выделить, что основными из них являются: вовлечение в волонтерскую деятельность; воспитание сопричастности к социальным событиям и социуму; участие в социальной деятельности; развитие коммуникативных способностей; наличие педагогического сопровождения; участие в социальной деятельности.

При осуществлении воспитательной работы необходимо обеспечить подросткам: взаимосвязь с педагогами и иными учащимися; выработать демократический стиль общения [8]. Помимо этого, при сопровождении необходимо учитывать способности, мнение и предпочтения подростков. В данном процессе производится обязательно учет результатов социальной деятельности подростков. При вовлечении подростков необходимо предлагать разнообразные виды социальной деятельности и их участие в разных социальных ролях. Например, подросток может принимать участие в социальной работе в качестве координатора или в качестве помощника, а в некоторых случаях он может быть организатором.

При формировании социальной активности стоит особое внимание уделять образовательной среде [9,с.172]. Для эффективности ее осуществления педагогам целесообразно пополнять свои знания, повышать квалификацию и участвовать в обучающих мероприятиях по формированию социальной активности и развитию навыков участия в волонтерской деятельности. педагог со своей стороны должен обладать навыками для ориентации подростков на социально значимую деятельность. Помимо этого, он должен обладать умениями организации социального партнерства образовательных организаций с региональными общественными организациями.

Социально-педагогическая работа по формированию социальной активности способствует в стимулировании подростков к общественной деятельности и развитию у учащихся социальных инициатив, навыков коммуникативных контактов, творческого потенциала в социальной деятельности [10].

Таким образом, можно сделать выводы о том, что подростковый возраст является благоприятным периодом для формирования у подростков навыков социальной активности. Социальная активность обладает связью с развитием личности, поскольку она способствует в возможности выстраивания правильного отношения к социальной деятельности. Формирование социальной активности осуществляется посредством социально - педагогической работы и применения педагогических средств. вовлеченность подростков к социальной деятельности является необходимым условием для формирования способностей социальной активности у подростков. Помимо этого, необходимо создание условий для взаимодействия подростка со сверстниками и с нуждающимися в социальной поддержке. При формировании социальной активности у подростков стоит учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Кроме этого, для развития социальной активности необходимо учитывать потребности подростков и педагогические условия. Такое положение обусловлено тем, что ими обеспечивается наличие эффективности в формировании социальной активности.

В ходе данной работы было проведено исследование развития социальной активности школьников. Эмпирическое исследование проводилось на базе школы МБОУ СОШ № 3 г. Цимлянска.

В качестве испытуемых выступили обучающиеся 8 – 9 классов в количестве 35 человек. Среди них: 15 девочек и 20 мальчиков, находящиеся в возрастном диапазоне 15 – 16 лет.

Цель и задачи исследования: определение уровня сформированности социальной активности; разработка программы создания волонтерского отряда; составление рекомендаций по созданию волонтерского отряда школьников.

Диагностика по анкете социальной активности проводится для определения изначального уровня социальной активности школьников. При прохождении данной диагностики респонденту необходимо ответить на 11 вопросов открытого типа в регистрационном бланке. Полученные результаты соотносятся с ключом, за каждый ответ начисляется определенное количество баллов. По сумме набранных баллов исследователь делает вывод об уровне социальной активности школьников. В данной методике предусмотрено 9 вариантов уровней конфликтности: от очень низкого до очень высокого.

Рассмотрим полученные результаты диагностики по анкете социальной активности. Обобщенные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты показателей диагностики по анкете социальной

………………… ....активности

Уровень

Показатели

Кол-во

%

Очень низкий

0

0%

Низкий

0

0%

Ниже среднего

1

3%

Чуть ниже среднего

0

0%

Средний

5

14%

Чуть выше среднего

13

37%

Выше среднего

9

26%

Высокий

6

17%

Очень высокий

1

3%

Показатели свидетельствуют о том, что социальная активность на очень высоком уровне имеется только у 1 школьника, 6 учащихся (17%) обладают высоким уровнем социальной активности. Среди учащихся 9 (26%) имеют выше среднего уровень социальной активности. У таких учащихся достаточный уровень социальной активности. Эти школьники способны определять цели и стремятся к соответствию высокому уровню. Чуть выше среднего уровень социальной активности наблюдается у 13 (37%) школьников. 5 (14%) учащихся обладают средним уровнем социальной активности. Ими могут определять цели в соответствии с высоким уровнем притязаний. У 1 (3%) школьника ниже среднего уровень социальной активности. Представим полученные показатели для наглядности в виде диаграммы на рисунке 1.

Рисунок 1 – Диаграмма результатов диагностики по анкете социальной активности

Таким образом, большая часть учащихся имеют средний уровень развития социальной активности, то есть 18 (51%) школьников от общего количества группы, участвующих в диагностировании.

Далее применялся тест на оптимизм, который способствует в определении выраженных преставлений школьников о будущем. Он основан на модели саморегуляции по преодолению трудностей при решении задач в процессе достижения цели. При наличии сомнений в успешности результата возможен негативный аффект, а при уверенности положительный. Данный взгляд на поведение и эмоции может применяться при анализе разных ситуаций под влиянием разного рода событий, так и в контексте анализа индивидуальных различий. Такие различия объясняются посредством определения стабильности личностной характеристики и представлениями в виде положительных ожиданий. Полученные результаты данного тестирования представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты показателей тестирования на оптимизм

 

Уровень

Показатели

Кол-во

%

Высокий

7

20%

Выше среднего

18

51%

Ниже среднего

8

23%

Низкий

2

6%

Полученные результаты свидетельствуют о том, что позитивным мышлением обладают 18 (51%) учащихся и они имеют выше среднего уровень самооценки. Представим полученные данные на рисунке 2 в виде диаграммы. С высоким уровнем оптимизма 7 (20%) учащихся, которые видят желаемые результаты как достижимые и не воспринимают трудности негативно, а прикладывают усилия для преодоления. С низким уровнем развития оптимизма 2 (6%) учащихся. Такие школьники не проявляют позитивных ожиданий от своей деятельности, и при наличии затруднений пассивны, стараются их избегать.

Рисунок 2 – Диаграмма результатов тестирования на оптимизм

Наглядно из диаграммы следует, что большая часть учащихся обладают оптимизмом выше и ниже среднего уровня. Их социальная активность достаточна, но возможны более высокие результаты, при этом в группе учащихся, принимающих участие в диагностике, имеются 8 (23%) школьников с низким уровнем оптимизма, они имеют адекватное восприятие, но не во всех случаях у них наблюдается настойчивость и упорство с их стороны. То есть их самооценка занижена и у них присутствует неуверенность в себе и своих возможностях. Такие условия требуют развития социальной активности учащихся.

В целях развития социальной активности учащихся нами предлагается программа создания волонтерского отряда школьников.

Цель основного (формирующего) этапа – процесс разработки создания и реализации программы волонтерской деятельности, направленный на развитие социальной активности школьников.

Задачи:

– разработка программы создания волонтерского отряда;

– реализация деятельности волонтерского отряда школьников в условиях образовательной организации.

Основными направлениями деятельности волонтерского отряда являются: организация досуга, благотворительная деятельность, общественная работа; коммуникации и развитие, информационная деятельность; социальное проектирование, пропаганда и профилактика ЗОЖ.

Волонтерский отряд действует в условиях образовательной организации как подразделение школьного самоуправления. Его деятельность утверждается Уставом школы и соответствует Программе и утвержденному плану.

Программа социально-педагогической работы, направленной на развитие социальной активности включает комплекс мероприятий социальной деятельности учащихся. Осуществление социально значимой деятельности развивает лидерские качества и инициативы общественной активности.

Помимо этого, волонтерская деятельность формирует навыки социального опыта.

Цель программы создания волонтерского отряда – формирование социальной активности школьников.

При разработке программы нами учитывались педагогические принципы: целостности; гуманизации; деятельностного подхода; возрастные и индивидуальные способности учащихся.

Наполняемость группы – не менее 15 учащихся.

Формы проведения занятий: дискуссии, интервью, игры, беседа, мозговой штурм, экскурсии, трудовой десант, практикум, лекция.

Формы учебной работы: коллективная, групповая.

Регулярность проведения занятий: 2 раза в неделю в течении 2-х месяцев.

Ожидаемые результаты: учащиеся обладают знаниями об истории развития волонтерского движения; учащиеся проявляют интерес к социальной деятельности; учащиеся проявляют творческие способности при реализации социальной деятельности, могут составить портфолио и коллективно защитить проект; учащиеся владеют навыками планирования и реализации волонтерской деятельности. При проведении занятий использовались словесные и наглядные методы.

Посредством проведения урока-лекции учащиеся познакомились с историческими особенностями развития волонтерского движения. Учащимся было рассказано об особенностях и принципах деятельности волонтерского движения. Проведена беседа и выявлены преимущества волонтерской деятельности. Для школьников был организован показ презентации и видеофильма. В таблице 4 представим разработанную программу занятий.

Таблица 4 – Программа занятий по созданию волонтерского отряда

 

Форма занятия

Название

Цель

Содержание

1

Урок-лекция

Я –

волонтер!

Знакомство с историей развития волонтерского движения

2 встречи, интервью, просмотр презентации и видеофильма

2

Цикл классных часов

Встречи и беседы с интересными людьми

Развитие сознательной мотивации к социальной деятельности

Дискуссии, мозговой штурм,

3

Социальный проект

Доброе дело!

Развитие социальной активности, навыков социально значимой деятельности

Посещение ветеранов и пожилых, социальная деятельность (уборка, закупка и доставка

лекарств и продуктов)

4

Благотворительная акция

Яблоки добра!

Развитие общения, навыков коллективной деятельности, нравственных качеств

Мини-концерт

5

Памятная акция

Помним и чтим!

Развитие навыков планирования, формирование нравственных качеств

Планирование и обсуждение мероприятий деятельности волонтерского отряда

Такие условия социально-педагогической работы предполагают проявление большей заинтересованности с стороны учащихся к социальной деятельности и возможности участия в деятельности волонтерского отряда.

В процессе проводимого цикла классных часов учащиеся познакомились с представителями добровольческого движения. Данные встречи положительно сказались на проявлении интереса со стороны школьников. Во время классных часов обсуждалось название волонтерского отряда. Требования к представителям волонтерского отряда, особенности проведения волонтерских мероприятий. Кроме этого, обсуждался имидж волонтерского отряда, его девиз. На последнем классном часу «Знаю и могу!» с школьниками был проведен мозговой штурм. На нем учащиеся предлагали свои варианты волонтерских мероприятий.

Далее разрабатывался совместный социальный проект «Доброе дело!». Его реализация в процессе разработки активно обсуждалась среди учащихся. Они предлагали и обсуждали варианты мероприятий, учитывая условия реализации и его результаты. Цель социального проекта заключается в оказании помощи лицам пожилого возраста. Реализация социального проекта имеет задачи: вовлечения учащихся к социальной деятельности при оказании помощи ветеранам и пожилым; стимулирование инициативных способностей учащихся в социальной деятельности. Реализация данного проекта включает: помощь в уборке квартир ветеранам и пожилым; закупка в аптеке и доставка на дом лекарственных средств и необходимых товаров из магазинов. Учащихся разделили на три мини-группы по интересам и пожеланию учащихся. Такие условия способствуют сплоченности в коллективной деятельности, что положительно влияет на развитие социальной активности школьников. В конце проведенных мероприятий школьники проводили обсуждения результатов и делились впечатлениями о трудностях пожилых. Ими также обсуждались впечатления относительно проявленных чувств ветеранов и пожилых, их радости от оказываемой им помощи.

Учащиеся спланировали следующие посещения ветеранов и пожилых в рамках Акции «Помним и чтим!», а также рассмотрели варианты оказания им разного вида социальной помощи. Таким образом учащиеся формируют ответственное отношение к социальной деятельности.

Проведение благотворительной акции «Яблоки добра!» имеет массовую форму, направленную на развитие нравственных качеств, что в свою очередь влияет на формирование социальной активности школьников. Эта акция способствует в создании благоприятного климата среди учащихся. В задачи данного мероприятия входит: стимулирование инициатив школьников; развитие навыков общественно значимой деятельности; развитие нравственности; формирование навыков общения; формирование навыков совместной деятельности и проявления заботы. Участникам акции предложено принести яблоко и угостить ими младших школьников после проведения для них мини-концерта, подготовленного волонтерами. Данное мероприятие способствует развитию практических творческих умений и формированию навыков общения с окружающими.

В целях эффективной реализации социально-педагогической работы нами разработаны и даны рекомендации по созданию волонтерского отряда школьников.

Для его создания необходимо первоначально определить цель, с учетом того, что она должна отражать конечный результат деятельности. таким образом должны быть результаты создания волонтерского отряда.

Задачи создания волонтерского отряда должны отражать определенные виды деятельности для достижения цели, а их совокупность указывать на результаты. для создания волонтерских отрядов школьников стоит уделить особое внимание его имиджу. Он должен быть узнаваем. Для этого можно использовать индивидуальную атрибутику (значки, галстуки, береты и т.д.). Также волонтерский отряд должен иметь запоминающее название и логотип. Название и логотип целесообразно определить совместно с школьниками. Они таким образом будут чувствовать себя причастными к созданию волонтерского отряда.

Необходимо разработать благотворительные листы и карточку участника волонтерского отряда. Это мотивирует школьников.

При выборе миссии команды необходимо определить четкое понимание о дальнейшей деятельности в сфере добровольчества (волонтерства). Для этого можно ответить на ряд вопросов:

1. Какие цели ваша команда стремиться достигнуть?

2. Какие общие ценности существуют в вашей команде, и как они будут отражаться в совместной работе вашей команды?

3. Кто и как выполняет свои обязанности, и как происходит распределение ответственностей?

4. Как вы хотите осуществлять совместную работу: обмениваться информацией, принимать решения, отчитываться друг перед другом за выполнение задач, коммуницировать?

Внутренняя культура – стиль межличностных отношений, эмоционально- психологический климат, принятые формы взаимоотношений среди участников деятельности.

В процессе создания волонтерского отряда необходимо мотивировать школьников к участию в социальной деятельности. Для этого целесообразно использовать разные виды мероприятий, направленных на теоретические знания и развитие практических умений в социальной работе.

Вовлечение школьников требует знаний педагогом современных технологий, что является привлекательным для школьников. в процессе создания волонтерского отряда надо создать благоприятные условия и применять соответствующие педагогические средства. При активном взаимодействии с участниками волонтерского отряда и нуждающимся в социальной помощи эффективность развития социальной активности происходит быстрее и эффективнее.

Необходимо уделять особое внимание оповещению учащихся о деятельности волонтерского отряда и информированию их о просьбах нуждающихся или ситуациях, требующих осуществления волонтерской деятельности.

Целесообразно создать группу в социальных сетях и информировать через них участников волонтеров, а также учащихся образовательной организации о проведенных и запланированных мероприятиях. Помимо этого, там могут быть размещены отзывы о деятельности волонтерского отряда школьников и индивидуальные достижения относительно проявления социальной активности его участников.

Кроме этого, целесообразно планировать мероприятия волонтерской деятельности с участием школьников. Разработка социального проекта требует внимания к имеющейся проблеме и способам ее решения. При этом определяется: название проекта, проектную команду, краткое описание проекта, цель, задачи и результат проекта, актуальность, целевую аудиторию, мультипликативность, социальный эффект.

Реализация деятельности волонтерского отряда будет легче, если следовать четко прописанному плану действий и с умом распределять задачи между его участниками.

Перечень использованных информационных ресурсов

1. Саенко Л. А., Зритнева Е. И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. URL: //https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-sotsialnoy-aktivnosti- podrostkov-v-sisteme-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 02.11.23). – Текст: электронный.

2. Куликов А. М., Кучма В. Р. Роль волонтерского движения в формировании здорового образа жизни подростков - школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья – URL: https://cyberleninka. ru/article/ n/formirovanie-aktivnoy-zhiznennoy-pozitsiiobuchayuschihsya-sredstvami - volontyorskogo-dvizheniya/viewer (дата обращения: 05.11.23). – Текст: электронный.

3. Козлов В. В., Трифонова Социальная психология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – Санкт-Петербург ,2017.-400с. – (Серия «Учебник для вузов) – ISBN 978-5-469-02962-9. – Текст: непосредственный.

4. Зотова В. А. Психология развития: учебное пособие формирование системного подхода к развитию добровольчества // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 208с. – 2020г. – №. 2. – ISBN 978-5-8114-2980-6. – Текст: непосредственный.

5. Богданова Е. В., Лысенко Е. С. Волонтерская деятельность как ресурс социального воспитания школьников // URL: formirovanie-sotsialno-znachimyh- lichnostnyhkachestv-starshih-shkolnikov-v-usloviyah-volonterskoy-deyatelnosti – (дата обращения: 08.12.23). – Текст: электронный.

6. Демидова С. А. Детское школьное объединение как форма поддержки социальной активности учащихся Учебное пособие. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnoy-aktivnosti-uchaschihsya- posredstvam-rabotydetskogoobedineniya-v-obscheobrazovatelnoyshkole – (дата обращения: 10.12.2023). – Текст: электронный.

7. Безрукова А. В. Формирование социальной активности школьников путем добровольческой деятельности // Актуальные проблемы педагогики и образования. – URL : https://nauchkor.ru/pubs/formirovanie-sotsialnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikovvo-vneklassnoy-rabote5c1a58e47966e104f6f853f8 – (дата обращения: 20.12.23). – Текст: электронный.

8. А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. Социальная педагогическая психология – 2-е издание, дополненное и переработанное. – Санкт-Петербург : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2008. – 574 с. – ISBN 978-5-93878-724-7. – Текст: непосредственный.

9. Колокольникова З. У. Формирование социальной активности у младших школьников посредством волонтерской деятельности // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №. 76-1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-sotsialnoy-aktivnosti-u-mladshih-shkolnikov-posredstvom volonterskoy-deyatelnosti – (дата обращения: 21.12.23). – Текст: электронный.

10. Бурчакова, М.А. Волонтерство как форма проявления социальной ответственности государства, общества и бизнеса / М.А. Бурчакова, В.В. Хожемпо // Современные технологии управления. – 2019. – №4. – URL: https://elibrary.ru/item.aspid=23417988 – (дата обращения: 25.12.23). – Текст: электронный.

Просмотров работы: 243