Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные подростки переживают изменение смысложизненных ориентаций и ценностных направленностей, которые приводят к конфликту со старшим поколением, попаданию в неформальные группы, аддиктивному и девиантному поведению. Очевидно, что необходимо активно внедрять новые подходы к воспитанию и психологическому сопровождению подростков, учитывающие актуальные изменения внутреннего мира подростка и трансформацию общества.
А.А. Гончаров отмечает, что наиболее оптимальным путем формирование личности происходит при следующих условиях: создание позитивного настроения, чувство равности, установление благоприятного климата в коллективе для достижения общей цели, понимание личностью важности коллективно сделанных выводов, возможность свободно высказать свое мнение и выслушать своего товарища [1, с.86].
Всем этим условиям отвечает общественно полезная коллективная деятельность. При разработке и реализации данной технологии важно учитывать социально-психологические характеристики подростков и связанные с этим особенности их вовлечения в общественно полезную коллективную деятельность.
Цель исследования – изучить развитие социальной активности подростков через вовлечение в общественно полезную коллективную деятельность.
Объект исследования – социальная активность подростков.
Предмет исследования – пути и способы развития социальной активности подростков через вовлечение в общественно полезную коллективную деятельность.
Гипотеза исследования – развитие социальной активности подростков протекает полноценно в процессе вовлечения в общественно полезную коллективную деятельность.
Термин «социальная активность» представляет собой комбинацию двух понятий: активность и социум. Активностью называют действенный акт, поступок. А социальная активность – это вид деятельности, направленный на решение вопросов социума.
В психологии социальная активность рассматривается как качество личности, основывающееся на ее интересах, мотивах и потребностях (В.П. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др.). В.П. Бехтерев отмечал, что социальная активность есть ни что иное, как качество личности, проявляющееся в общественно значимой деятельности, способности и готовности к этой деятельности, а также умении бескорыстно работать на благо общества [2, c.431]. Исследователи сходятся во мнении, что социальная активность базируется на умении личности создавать социально значимые изменения.
Л.С. Выготский отмечал тесную взаимосвязь между активностью личности и средой, в которой она находится. Он также полагал, что социальная активность личности обуславливается степенью развития личности и накопленным социальным опытом [3, с.155].
Социальная активность во всех ее проявлениях является способностью человека производить социально значимые преобразования в обществе посредством общения, поведения и волевых актов. Ключевым критерием социальной активности выступает позиция личности, отражающая характер деятельности и специфику отношений с социумом [4, c.198]. В качестве индикатора сформированной социальной активности принято рассматривать личностную направленность, мотивацию, а также социальные контакты личности.
Л.В. Мудрик считает, что мнение личности по поводу социальных проблем меняется в процессе жизни [5, с.121]. При этом базис социальной активности личности формируется именно в подростковом возрасте, что особенно важно в контексте данного исследования.
Кроме того, важно отметить, что социальная активность может считаться индикатором уровня социального развития личности, показывающим, насколько данный индивид адаптирован в социуме и насколько он является его полноценным членом.
Степени социальной активности различных людей отличается друг от друга. Так, Л.И. Родина и О.В. Мичина выделили три уровня проявления социальной активности, показанные на рисунке 1.
Рисунок 1 – Уровни проявления социальной активности личности
На инертном уровне индивид характеризуется эгоистичностью, преследованием личных прагматических мотивов и целей, а разные виды деятельности оценивает с точки зрения личной выгоды. К делам и проблемами коллектива такие личности обычно равнодушны, не проявляют инициативу в отношении групповых занятий [6, c.188]. Имеют проблемы с планированием и самодисциплиной, организацией труда. Участие в общественно полезном деле для них не является значимым.
На следующем, репродуктивном, уровне у индивида доминирует мотив личного долга и ответственности. Они не инициативны и мало самостоятельны, но исполнительны, ответственны, пунктуальны. В делах проявляют активность воспроизведения. Участие в общественно полезном деле для них служит инструментом включения в жизнь коллектива – рабочего, школьного или другого.
На последнем, самом высоком продуктивном уровне, индивид отличается стойкой мотивацией к самосовершенствованию и самоактуализации. Им интересно учиться новому, применить в деле свои знания. Способны к самостоятельности, имеют высокий уровень самоорганизации, пунктуальности, ответственности.
Такие люди готовы и стремятся проявлять инициативу и творчески подходить к решению задач. Творческий подход крайне важен для характеристики высокоуровневой социальной активности: не зря ряд ученых тесно связывали социальную активность личности с ее творческим отношением к окружающему миру. Например, Е.А. Ануфриев определял социальную активность как «сознательное, творческое отношение к жизни, как глубокую и полную самореализацию личности» [7, с.18].
На продуктивном уровне индивидов отличает желание сделать что-то полезное для окружающих. Участие в общественно полезном деле для них тесно связано развитием личностным и профессиональным.
Развитие социально активной, духовной личности осуществляется посредством воспитания. Данным процессом занимаются различные общественные институты государства, но в первую очередь семья и образовательные организации.
По итогам проведенного анализа литературы можно сделать вывод, что социальная активность является деятельностью, направленной на решение социально значимых вопросов, и служит одной из важных характеристик личности с точки зрения ее адаптированности в современном обществе. Личность может проявлять социальную активность в различных областях деятельности: общественно-политической, трудовой, учебной, спортивной и так далее.
Исследование социальной активности подростков представляло собой проведение социально-психологической диагностики на базе школы № 9 им. И.Ф. Учаева г. Волгодонска.
В исследовании принимали участие 20 подростков, из них 13 девочек, 7 мальчиков. Возраст испытуемых – 13‒15 лет.
Методики исследования:
1. Тест коммуникативных умений (автор Л. Михельсон, адаптация Ю.З. Гильбуха). Назначение ‒ выявление уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
Методика включает в себя вопросы, касающиеся 5 типов коммуникативных ситуаций [8]:
ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера;
ситуации, в которых подросток должен реагировать на отрицательные высказывания;
ситуации, в которых к подростку обращаются с просьбой;
ситуации беседы;
ситуации, в которых требуется проявление эмпатии, понимание чувств и состояний другого человека.
В зависимости от выбранных ответов, испытуемого относят к одному из трех типов общения – зависимый, компетентный, агрессивный.
2. Диагностика лидерских способностей (авторы Е. Жариков, Е. Крушельницкий). Назначение ‒ оценка способности быть лидером в коллективе. Испытуемым предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет», и затем полученные ответы сравниваются с ключом, подсчитывается итоговый балл [9].
3. Беседа с подростком о семейных взаимоотношениях, отношениях со сверстниками и увлечениях. Назначение ‒ исследование социально-педагогических характеристик подростков. План беседы приведен в Приложении.
Результаты диагностики следующие.
1. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона.
В исследуемом подростковом коллективе подавляющее большинство членов (70%) отличается компетентным типом общения, то есть конструктивным (см. рисунок 2).
Рисунок 2 ‒ Результаты исследования типа общения подростков
Эти ребята общаются уверенно, в партнерском стиле. В большинстве ситуаций они умеют вступать в контакт с нужными людьми, способны адекватно реагировать на поведение других в зависимости от сложившейся ситуации, в том числе во время конфликта и конфронтации. Развита способность выражать свои положительные чувства и эмоции, подростки умеют обратиться при необходимости за поддержкой и сами могут оказать ее окружающим.
Четыре подростка (20%) показали зависимый тип общения, это значит, что у них проявляется тенденция к зависимости оценок, взглядов и поведения от влияния окружающих. Их самооценка может колебаться в зависимости от того, в каком коллективе они находятся и как их оценивают окружающие члены группы.
Еще у двух подростков (10%) отмечен агрессивный тип общения. В ситуации коммуникации эти ребята могут быть импульсивными, экспрессивными, проявлять вспышки раздражительности и плохо контролировать выражение негативных эмоций. Особенно опасно проявление этих качеств в конфликтах, поскольку оно может накалить обстановку и привести к столкновению между подростками, вплоть до драк.
2. Методика диагностики лидерских способностей Е. Жарикова и Е. Крушельницкого показала следующие данные (см. рисунок 3).
У 15 опрошенных подростков (75%) лидерские качества выражены слабо. Это значит, что для них представляет сложность организовывать коллективное дело, координировать работу команды, мотивировать других и убеждать их в правильности и целесообразности своих идей. Таким ребятам недостает решительности и инициативности.
Средний уровень развития лидерских качеств выявлен у 5 подростков (25%). Эти ребята отличаются неплохими организаторскими навыками, терпением, умеренной инициативностью, активностью.
Высокий уровень лидерских способностей не был выявлен ни у одного подростка в группе.
Рисунок 3 ‒ Результаты диагностики лидерских способностей подростков
По результатам, полученным по данной методике, можно заключить, что необходимо проводить работу по развитию лидерских качеств у подростков в группе. Именно коллективная деятельность служит наиболее эффективным способом развития данных качеств и навыков.
3. Индивидуальная беседа с подростками помогла понять, какие социально-педагогические особенности есть у каждого, познакомиться с их внутренним миром, а также узнать, какие проблемы у них существуют. Беседа показала, что из 20 подростков:
13 являются единственным ребенком в семье;
12 живут в неполной семье;
10 имеют трудности во взаимоотношениях с родителями;
8 не имеют близких друзей и ощущают тревогу, печаль по этой причине;
16 проводят свыше трех часов в сети Интернет ежедневно.
Подростки, у которых наблюдаются проблемы в детско-родительских отношениях, зачастую являются весьма свободолюбивыми личностями, у них отмечается стремление нарушать правила и выходить за пределы дозволенных норм.
Чувство тревоги и грусти у подростков без близких друзей обоснованно, так как в данном возрасте важен коллектив и нахождение среди «себе подобных», поиск себя через коллектив. Подростку важно получить признание коллектива, заслужить хорошее положение среди ровесников, установить близкие отношения с друзьями. В данном возрасте у ребят возникает множество переживаний и эмоций, которыми полезно делиться с ровесниками и ощутить себя понятым.
Можно заключить, что проведенная диагностика и формирование на ее основе выводов о социально-педагогических особенностях воспитанников позволили эффективно организовать общественно полезную коллективную деятельность.
По результатам социально-психологической диагностики был составлен общий алгоритм организации общественно полезной коллективной деятельности в условиях группы внеурочных занятий «Творческий актив».
Коллективной деятельность группы «Творческий актив» является поскольку, постольку ее участники планируют, готовят и совершают дела вместе.
Общественно полезной она является потому, что дела и проекты группы направлены на пользу не только самих участников, но и окружающих и общества в целом.
Творческой деятельность группы является потому, что на каждой стадии реализации своего проекта подростки ищут наилучшие пути решения общей задачи, а не следуют заранее заданному шаблону.
В группе «Творческий актив» при организации деятельности учитывались выявленные нами ранее социально–педагогические характеристики подростков. Так, например, ребят с низкими лидерскими качествами ставили в пару с выраженными лидерами для перенятия опыта и раскрепощения в процессе деятельности. Подростков замкнутых, не имеющих друзей – с ребятами открытыми, активными, принимающими чужое мнение. Для снижения чувства тревоги у детей из неполных семей хорошим мотиватором послужило подбадривание, наделение поручениями, с которыми они точно справятся.
Примерами проектов, которые были осуществлены в группе осенью 2023 года, являются:
организация сбора помощи приютам для животных «Ласточка» и «Доброе дело»;
постановка школьного спектакля для гостей – участников СВО;
поездка в детский дом со спектаклем «Осень золотая».
Все мероприятия в группе «Творческий актив» организовываются по следующему алгоритму.
1. Первый этап ‒ подготовительная работа с группой, целью которой является формирование настроения на грядущее дело, создание мотивации, выбор идеи. Были использованы две формы организации деятельности подростков на этой стадии:
‒ Первоначальная беседа. Ребятам поставлена проблема, для преодоления которой необходимо организовать коллективное дело.
‒ Мозговой штурм. Ребята делятся на подгруппы (3‒5 чел.). Перед каждой стоит задача за короткий промежуток времени сгенерировать как можно больше идей. Ставится запрет на критику. Все идеи записываются в общий список, после чего при совместном обсуждении отбираются лучшие.
2. Второй этап ‒ коллективная подготовка к реализации проекта.
После утверждения разработанного проекта группа снова делится на подгруппы. Каждая получает задание по подготовке предстоящего дела. На данном этапе руководитель группы побуждает ребят к целенаправленной деятельности, самостоятельному творческому участию в осуществлении общей идеи. Подгруппы обсуждают поручения, составляют план.
3. Третий этап ‒ реализация проекта.
Здесь руководитель поддерживает бодрое настроение коллектива, помогает детям уложиться по времени и действовать по намеченному плану. Позиция руководителя группы варьируется от прямого руководства до методов опосредованного влияния, например, участие в проведении части проекта (роль в спектакле, организация транспорта для доставки подарков в приют и пр.).
4. Четвертый этап ‒ подведение итогов, анализ общественно полезной коллективной деятельности.
На этом этапе организуется участие каждого члена коллектива посредством выражения мнения о выполненной работе и полученном итоге. Для анализа проекта ребятам предлагаются вопросы:
Какие идеи осуществили и что не удалось?
Что понравилось и почему?
Какие идеи возникли еще?
Благодаря чему реализовали проект?
Что нового для себя открыл?
Что дало тебе участие в общем деле?
На этом этапе руководитель группы ставит ребятам вопросы для размышления, стимулирует поиск причины успеха и неудач, а также повышает вовлеченность каждого участника коллектива.
5. Пятый этап ‒ ближайшее последействие.
На этой стадии руководитель группы структурирует использование подростками опыта, который был приобретен в процессе общественно полезной коллективной деятельности. Главным является общественная польза, а также поддержание и развитие товарищеского отношения в коллективе, взаимовыручки и помощи, умения слышать и понимать других. Общественное мнение, выработанное на стадии подведения итогов коллективной деятельности, становится содержанием ближайшего последействия.
Таким образом, была описана использованная технология вовлечения подростков в общественно полезную коллективную деятельность в рамках группы «Творческий актив».
По прошествии осени 2023 была проведена повторная диагностика подростков – участников группы «Творческий актив». Во-первых, сравним результаты по методике Тест коммуникативных умений (автор Л. Михельсон, адаптация Ю.З. Гильбуха) – см. рисунок 3.
Как видно, в группе уменьшилось число подростков с неконструктивными типами общения (зависимый – меньше на 1 человека, агрессивный – тоже меньше на 1 человека) и на 2 человека увеличилось число подростков с компетентным стилем общения, который является конструктивным и гармоничным.
Значит, благодаря нашей работе в рамках «Творческого актива» немного больше ребят стало общаться уверенно, в партнерском стиле; они научились вступать в контакт с нужными людьми, адекватно реагировать на поведение других в зависимости от сложившейся ситуации, обращаться за поддержкой и самим ее оказывать.
Рисунок 3 ‒ Сравнение результатов по методике Тест коммуникативных умений (Л. Михельсон, адаптация Ю.З. Гильбуха)
Во-вторых, сравним результаты по методике диагностики лидерских способностей Е. Жарикова и Е. Крушельницкого (см. рисунок 4).
Рисунок 4 ‒ Сравнение результатов по методике диагностики лидерских способностей Е. Жарикова и Е. Крушельницкого
Так, количество подростков со слабой выраженностью лидерских качеств уменьшилось на 40% (6 человек). Число подростков со средней выраженностью лидерских качеств выросло на 80% (4 человека). А также 2 подростка теперь диагностируются как сильные лидеры, хотя до этого им не хватало для этого баллов. Мы отчетливо видим, что вовлечение в общественно полезную коллективную деятельность значительно помогло подросткам улучшить и развить свои лидерские качества, стать увереннее и активнее.
Проверим статистическую значимость данных изменений с помощью t-критерия Стьюдента. Мы рассматриваем результаты по методике диагностики лидерских способностей Е. Жарикова и Е. Крушельницкого, поскольку она устроена так, что в ней у каждого испытуемого есть конкретное число баллов (от 0 до 40), а также по ней с помощью описательно статистики мы увидели существенные различия, поэтому имеет смысл проверить их статистическую значимость. Расчет t-критерия Стьюдента в программе IBM SPSS показан в таблице 1.
Таблица 1 – Расчет t-критерия Стьюдента
t |
ст.св. |
Значимость |
|
Пара 1До - После |
-3,547 |
19 |
0,002 |
Так как значение p-уровня 0,002 < 0,05, можно сделать вывод о статистически значимых различиях в уровне выраженности лидерских качеств подростков до и после участия в группе «Творческий актив». Учитывая, что значение t-критерия Стьюдента отрицательное (-3,547), можно говорить о статистически значимом повышении лидерских качеств у подростков после их вовлечения в общественно полезную коллективную деятельность в составе группы «Творческий актив».
Можно заключить, что в результате вовлечения подростков в общественно полезную коллективную деятельность в составе группы «Творческий актив» подростки овладели коммуникативными навыками, приобрели опыт коллективного взаимодействия и групповой работы, освоили принятые в социуме формы и способы ценностных отношений к другим людям и окружающему миру. Статистически значимо повысились лидерские качества подростков после вовлечения в общественно полезную коллективную деятельность.
Белетова Д.Б. Формы проявления социальной активности подростков в учебной и внеучебной деятельности / Д.Б. Белетова// МНКО. – 2021. – №5(90). – С. 85-87. – Текст: непосредственный.
Саенко Л.А. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования / Л.А.Саенко, Е.И.Зритнева. – Kant. – 2020. – №4(37). – C. 431-435. – Текст: непосредственный.
Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С.Выготский // Наука о развивающемся ребенке: хрестоматия по педологии: в 2 книгах. – М.: МГПУ, 1990. – С. 151-165.– Текст: непосредственный.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 c. – Текст: непосредственный.
Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В.Мудрик. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. – 736 c.– Текст: непосредственный.
Гончарова Н.В., Поповкина О.П. Социальная активность личности: теоретический аспект в научной литературе / Н.В. Гончарова, О.П. Поповкина // Евразийский Союз Ученых. – 2019. – №4-5(61). – С. 188-190.– Текст: непосредственный.
Ануфриев, Е.А. Социальная активность личности / Е.А. Ануфриев. – М.: Знание, 1969. – 37 с.– Текст: непосредственный.
Тест коммуникативных умений Л. Михельсон, адаптация Ю.З. Гильбуха. – URL: https://testoteka.narod.ru/mlo/1/10.html (дата обращения: 02.12.2023). – Текст: электронный.
Методика «Диагностика лидерских способностей» Е. Жариков, Е. Крушельницкий. – URL: https://psylist.net/praktikum/00376.htm (дата обращения: 02.12.2023). – Текст: электронный.