Актуальность темы исследования обуславливается тем, что конфликт является сложным психологическим явлением, которое оказывает огромное влияние, как на жизнь индивидуума, так и на общество в целом. В повседневной жизни мы сталкиваемся с конфликтами настолько часто, насколько имеем мнение отличное от окружающих. Со времен зарождения человечества конфликт выступал в роли источника развития личности и межличностных отношений.
В настоящее время, как никогда ранее, конфликты, возникающие в подростковой среде, приобрели пугающий характер. Именно поэтому необходимо дать новому поколению представление о том, насколько важно уметь конструктивно выходить из конфликтных ситуаций. И в первую очередь это справедливо в отношении подростков, поскольку конфликтное поведение является особенностью протекания этого возрастного периода.
Главным процессом подросткового возраста считается переход от юношества к взрослости. Все стороны развития подвергаются перестройке, появляются и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Данный преобразовательный процесс и определяет главные особенности личности подростков. Подростковый возраст – самый сложный и трудный из всех детских возрастов, который представляет собой период становления личности.
Несмотря на богатый теоретический и эмпирический материал, проблема социально-психологической профилактики возникновения и развития конфликтов в подростковом возрасте остается до сих пор актуальной.
Цель исследования – научно обосновать и разработать практические рекомендации социально-психологической профилактики возникновения и развития конфликтов в подростковом возрасте.
Объект исследования – процесс возникновения и развития конфликтов в подростковом возрасте.
Предмет исследования – социально-психологическая профилактика возникновения и развития конфликтов в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования 1 – предполагается, что уровень конфликтности юношей выше, чем у девушек, 2 – предполагается, что у юношей и девушек преобладает физический вид агрессии и тактика поведения в конфликтной ситуации – сотрудничества.
На сегодняшний день под конфликтом многие авторы понимают некое столкновение определенных взглядов или мнений, которые не могут быть в совокупности представлены в сознании личности. На протяжении всего существования человечества конфликт являлся и является неотъемлемой частью функционирования индивидов в социуме. Его функционал в обществе весьма велик, так как он учит людей смотреть на некоторые вещи по-другому и учиться конструктивно решать возникающие противоречия [1].
З. Фрейд обосновывал биопсихологический, биосоциальный характер внутриличностного конфликта. Психика человека противоречива по своей сути. Ее функционирование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборств по Зигмунду Фрейду и заключается суть внутриличностного конфликта [2].
В психоаналитическом подходе рассматривался конфликт и с других позиций. Автором несколько иного представления в контексте конфликтов является Альфред Адлер, который обращал внимание именно на источниках конфликтов. Он утверждал, что основной источник возникновения конфликта между человеком и окружающей средой – это необходимость его в избавления от ощущения собственной ущербности [3].
На рисунке 1 представлены основные этапы развития психологии в области изучения конфликтов в отечественной психологии.
Рисунок 1 – Периодизация изучения сущности конфликтов в отечественной психологии
Далее выделим наиболее важные функции, которые выполняет конфликт в социальной среде. Для этого представим их на рисунке 2.
Рисунок 2 – Основные функции конфликта как социального явления
На сегодняшний день исследования, проведенные в области изучения конфликтов, насчитывают большое количество классификаций конфликтов по различным основаниям.
Таким образом, под конфликтом в современных реалиях понимается ситуация противодействия его участников по причине различных взглядов, мнений и умозаключений относительно спорных аспектов. Конфликты в социальной среде рассматриваются достаточно давно, однако, большее количество исследований принадлежит последнему столетию. Среди основных причин многие авторы выделяют несоответствия определенных психологических характеристик участников конфликтов. На сегодняшний день самой распространенной классификацией конфликтов является их разделение в соответствии с особенностями его частников на: межличностные, межгрупповые и конфликты между личностью и группой.
В ходе данной работы было проведено исследование особенностей развития конфликтов среди подростков. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Константиновска.
В качестве испытуемых выступили обучающиеся 7-х классов в количестве 40 человек. Среди них: 20 девушке и 20 юношей, находящиеся в возрастном диапазоне 13 – 14 лет.
Для реализации поставленных задач подобраны следующие психодиагностические методики:
– «Определение уровня конфликтности индивида» Д. М. Рамендик;
– «Диагностика конфликтности» В. Ф. Ряховский;
– «Выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации» К. Томас.
Ниже рассмотрим данные методики и особенности их проведения.
Методика «Определение уровня конфликтности индивида» проводится с целью выявления уровня конфликтности личности. При прохождении данной методики респонденту необходимо ответить на 14 вопросов. Необходимо выбрать один из трех предложенных вариантов ответов, отмечая его букву (А, Б или В) в регистрационном бланке. Полученные результаты соотносятся с ключом, за каждый ответ начисляется определенное количество баллов. По сумме набранных баллов исследователь делает вывод об уровне его конфликтности. В данной методике предусмотрено 8 вариантов уровней конфликтности: от очень низкого до очень высокого.
Методика «Диагностика конфликтности» В. Ф. Ряховского. Данная методика изучает самооценку личности относительно собственного уровня конфликтности. То есть методика предназначена для оценки субъективного уровня конфликтности личности. Она представляет собой 10 пар утверждений, которые испытуемый выбирает для себя в качестве приоритетного в собственном поведении. За каждый ответ начисляется определенное количество баллов, по сумме которых делается вывод об уровне развития конфликтности.
Методика «Выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации» К. Томас предназначена для выявления доминирующей позиции поведения в конфликтной ситуации. Испытуемому предлагается 30 пар утверждений, из каждой пары необходимо выбрать одно, которое ему ближе. За определенный ответ испытуемый получает определенное количество баллов.
Рассмотрим полученные результаты по методике «Определение уровня конфликтности индивида» Д.М. Рамендик. Обобщенные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Обобщенные данные испытуемых по методике «Определение ………………уровня конфликтности индивида» Д.М. Рамендик
Уровень конфликтности |
Юноши |
Девушки |
||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
очень низкий |
0 |
0 |
0 |
0 |
низкий |
0 |
0 |
2 |
10 |
ниже среднего |
0 |
0 |
4 |
20 |
ближе к среднему |
2 |
10 |
10 |
50 |
средний |
4 |
20 |
4 |
20 |
выше среднего |
12 |
60 |
0 |
0 |
высокий |
2 |
10 |
0 |
0 |
очень высокий |
0 |
0 |
0 |
0 |
По результатам проведенной методики выявлено, что большинство испытуемых юношей обладают уровнем конфликтности выше среднего (60 %). У девушек преобладает уровень конфликтности ближе к среднему (50 %).
Рассмотрим методику «Диагностика конфликтности» В.Ф. Ряховский. Обобщенные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Обобщенные данные испытуемых по методике «Диагностика ………………конфликтности» В.Ф. Ряховский
Уровень конфликтности |
Юноши |
Девушки |
||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
избегание конфликтных ситуаций |
0 |
0 |
2 |
10 |
конфликтность не выражена |
2 |
10 |
4 |
20 |
конфликтность выражена слабо |
4 |
20 |
10 |
50 |
выраженная конфликтность |
12 |
60 |
4 |
20 |
высокая степень конфликтности |
2 |
10 |
0 |
0 |
У большинства юношей (60%) проявляется выраженная конфликтность. Такие испытуемые упорно отстаивают свое мнение, даже если они не правы, и понимают, что могут, испортить отношения со своим собеседникам. Часто вспыльчивы и эмоциональны. У большинства девушек (50 %) конфликтность выражена слабо. Такие испытуемые при возникновении спора умеют найти подход к собеседнику, стараются конфликт избежать. Однако, если ситуация для них имеет важно значение, готовы вступить в спор и отстаивать свои интересы.
Рассмотрим методику «Выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации» К. Томас. Обобщенные данные представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Обобщенные данные испытуемых по методике «Выявление ве……дущего поведения в конфликтной ситуации» К. Томас
Способы регулирования конфликтов |
Юноши |
Девушки |
||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
конкуренция (соперничество) |
12 |
60 |
0 |
0 |
уклонение (избегание) |
0 |
0 |
2 |
10 |
приспособление |
4 |
20 |
4 |
20 |
сотрудничество |
2 |
10 |
10 |
50 |
компромисс |
2 |
10 |
4 |
20 |
По результатам проведенной методики выявлено, что у большинства испытуемых юношей (60%) способ регулирования конфликтов – соперничество или конкуренция. Такие испытуемые в споре активны, открыто выражают собственное мнение, не заинтересованы в сотрудничестве с другими людьми. Во главе стоят удовлетворение собственных интересов без учетов интересов собеседника. У девушек (50 %) преобладает способ регулирования конфликтов – сотрудничество. Такие испытуемые стараются активно разрешать конфликт, отстаивать свои интересы с учетом интересов партнера по общению. Открыты, готовы к сотрудничеству и обсуждению лучшего выхода из конфликтной ситуации.
Таким образом, по результатам проведенного исследования установлено, что конфликтность юношей выше, чем девушек. У большинства юношей преобладает физический вид агрессии, и стиль поведения в конфликтной ситуации – соперничество. У девушек проявляется вербальная агрессия и стиль поведения в конфликте – сотрудничество.
Подростковый возраст характеризуется несколько противоречиво с точки зрения характеристик и новообразований личности на данном этапе развития. Обычные условия существования могут быть нарушены ввиду наличия нарушений во внутренней и внешней среде. Это в дальнейшем является причиной конфликтности подростков.
Психолого-педагогическая профилактика и коррекция конфликтного поведения подростка включает в себя всестороннее психолого-педагогическое изучение личности (диагностика личностных дефицитов), выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды (диагностика среды), коррекцию среды (в том числе неадекватных методов воспитания) и коррекцию дисгармоничных черт личности.
Профилактическая работа заключается в изменении социальной, семейной, личной ситуации подростка путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества жизни, отказу от насильственного поведения.
Коррекционная работа, направленная на развитие конструктивных способов предотвращения конфликтных ситуаций должна быть направлена на формирование у подростков позитивных установок в восприятии окружающего социального пространства и своего «Я» на основе роста субъективной значимости гуманистических ценностей человеческого существования в культуре, обуславливающих стремление к предупреждению конфликта; на формирование у подростков практических навыков, умений и моделей поведения по предупреждению, конструктивному разрешению и выходу из конфликтной ситуации.
На основании полученных результатов спроектированы психолого-педагогические рекомендации для подростков для снятия конфликтности:
1. Следует контролировать собственные высказывания и речь. Желание сказать собеседнику какие-либо неприятные вещи следует пресекать и при возникновении – сосчитать до 10.
2. В общении со сверстниками следует активно рассказывать, какие чувства и эмоции преобладают, чтобы тот понимал, какое конкретно поведение вызывает у собеседника негативные эмоции.
3. При разговоре старайтесь использовать невербальные средства общения (улыбка, знаки головой и т.п.).
4. Если назревает конфликт, в первую очередь убедитесь, правильно ли ваш собеседник понял то, о что вы ему сказали. Старайтесь решить проблему мирным путем.
5. В разговоре не оставляйте неясностей, разъясняйте то, что вы имеете ввиду, или спрашивайте собеседника то, что вам не совсем понятно.
Можно также использовать следующие игры и упражнения для развития навыков бесконфликтного поведения.
Игра «Распределение сердец».
Цель: развитие способности выхода из конфликтной ситуации, ознакомление со стратегиями выхода из конфликтных ситуаций.
Техника проведения: Ведущий предлагает представить участникам больницу, основное направление деятельности которой является донорская пересадка. Неожиданно поступает новое сердце. На очереди его получить следующие пациенты: профессор в возрасте, занимается разработкой вакцины от рака, молодая беременная девушка-сирота, молодая очень красивая девушка, врач данной больницы. У всех пациентов ситуация очень тяжелая, каждому из пациентов осталось жить совсем немного времени.
Задача участника подумать, кому и почему необходимо отдать новое сердце, и договориться с остальными участниками, чтобы именно этому пациенту отдали биоматериал.
Подведение итогов. Рефлексия.
Упражнение «Транспортный конфликт».
Цель: развитие умения сотрудничества, развитие умения договаривать в сложных ситуациях.
Техника проведения: В помещении ставят стулья друг за другом (по типу сидений в транспорте). В игре принимают участие три человека. Два из них войти в автобус, сесть рядом друг с другом и общаться друг с другом на особо важную тему. Задача третьего игрока – занять одно из мест, где предполагается сесть двоим, и уступить свое им место только в том, случае если ему действительно захочется занять место.
Подведение итогов. Рефлексия.
Упражнение «Эффективное взаимодействие».
Цель: развить умение эффективного взаимодействия.
Техника проведения. Ведущий предлагает работу в парах. Каждая пара должна выбрать какой-либо предмет. Один участник берет этот предмет, его задача отдать предмет только если действительно второй игрок его уговорит. Второй участник должен уговорить первого отдать ему этот предмет. Затем участники могут поменяться местами.
Подведение итогов. Рефлексия.
С целью наиболее успешной работы по профилактике межличностного конфликтного поведения старшего подросткового возраста необходимо обратить внимание на формы, способы и методы, направленные на профилактику и предупреждение конфликтов в подростковой среде.
Формы профилактики межличностных конфликтов детей старшего подросткового возраста:
1. Массовые мероприятия – это форма организации внеучебной работы с наибольшим числом задействованных в нем участников (классные часы «Конфликты и мы», «Почему мы конфликтуем» и др.);
2. Экскурсии – это посещение достопримечательностей группой туристов или индивидуально. От обыкновенной прогулки экскурсия отличается тем, что это организованное мероприятие, даже если устраивается лишь для одного человека. Цель экскурсии – не только осмотреть достопримечательность или какой-то другой объект, но и узнать его историю и уникальные факты (занятие общим делом способствует сплочению коллектива);
3. Диспуты – коллективное общественное рассмотрение актуальных научных тем или социальных проблем. Это один из функциональных способов обучения, который содействует развитию логического мышления и формированию самостоятельности суждений (к примеру, «Конфликты: нужны или нет» и др.);
4. Деловая игра – способ имитации принятия решений руководящих сотрудников или специалистов в разных производственных ситуациях, используемый по данным правилам группой людей или человеком с Интернетом в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций либо информационной неопределённости;
5. Интеллектуальный марафон – разновидность интеллектуальных игр;
6. Кружки, секции – объединения по интересам (занятие общим делом может помочь сплотить коллектив) [4]. Все вышеперечисленные формы можно отнести как к первичной, так и вторичной профилактике межличностных конфликтов в старшем подростковом возрасте.
Таким образом, профилактика межличностных конфликтов у старших подростков – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предостережение, устранение либо нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих разного рода социальные отклонения в поведении детей. Профилактика бывает первичная, вторичная и третичная. Сам термин «профилактика» как правило, обозначает запланированное предупреждение какого-либо неблагоприятного явления, которое связано с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.
Профилактика межличностных конфликтов – работа с еще не начавшимися, а только с вероятными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при неизменном информационно-аналитическом сопровождении. Можно отметить два направления профилактики межличностных конфликтов у старших подростков в образовательной организации: работа с педагогами, работа с детьми. Формы профилактики межличностных конфликтов старших подростков в образовательной организации: массовые мероприятия, экскурсии, диспуты, деловая игра, интеллектуальный марафон, кружки, секции. Методы профилактики межличностного конфликта подростков в образовательной организации: словесный, наглядный, вовлечение в деятельность, организация деятельности, сотрудничество, анализ ситуаций, метод положительного примера, метод вмешательства «авторитетного третьего», стимулирование.
Предложенную систему работы можно использовать в целях снижения конфликтности в подростковом возрасте.
Таким образом, по результатам проведенного теоретического анализа психолого-педагогической литературы и эмпирического исследования установлено, что выдвинутая в начале исследования гипотеза 1 о том, что уровень конфликтности юношей выше, чем девушек, подтвердилась. Гипотеза 2 подтвердилась частично. У большинства юношей преобладает физический вид агрессии, и способ регулирования конфликтов – соперничество. У девушек проявляется вербальная агрессия и стиль поведения в конфликте – сотрудничество.
Перечень использованных информационных ресурсов
Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев – Москва: Аспект Пресс, 2017. – 562 с. – ISBN 978-5-288-04394-9. – Текст : непосредственный.
Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - Москва: ВЛАДОС, 2014. – 207 с. – ISBN 5-691-01057-3. – Текст : непосредственный.
Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — Москва: ЮНИТИ, 2000. - 551 с. – ISBN 5-238-00062-6. – Текст : непосредственный.
Афанасьева, Т. А. Уровень конфликтности у подростков / Т. А. Афанасьева, Е. Л. Бобылев // Перспективы развития науки и образования. – 2017. – № 1. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id =151 – (дата обращения: 11.01.24). – Текст : электронный.
Балинская, М. В. Эмоциональные барьеры и эмпатия в процессе межличностного общения подростков с разного социального окружения / М. В. Балинская // Молодой ученый. – 2014. – №11 (14). URL: https://lib.ipran.ru/upload/papers/paper_23954647.pdf – (дата обращения: 16.01.24). – Текст : электронный.