Одна из серьезных проблем, возникающих у подростков, – это проблема взаимоотношений с родителями. Начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность в общении с детьми подросткового возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими.
Все это может создать ситуацию нервно-психического напряжения в семье и стать источником стресса как для родителей, так и для взрослеющего подростка. Конфликты в детско-родительских отношениях ведут к общей семейной неудовлетворенности и негативно влияют на становление личности подростка. Поэтому в ситуации частых конфликтов подростку и его родителям необходима социально-психологическая поддержка и профилактика детско- родительских конфликтов. Таким образом, тема исследования представляется весьма актуальной.
Цель исследования – исследовать социально-психологическую профилактику детско-родительских конфликтов в подростковом возрасте.
Объектом исследования выступают детско-родительские конфликты в подростковом возрасте.
Предметом исследования является социально-психологическая профилактика детско-родительских конфликтов в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования – существуют значимые свойства, по которым семьи подростков с высокой конфликтностью детско-родительских отношений отличаются от семей с низкой конфликтностью детско-родительских отношений.
Слово «подростковый» происходит от латинского «adolescere», что означает «вступать в период зрелости», «превращаться во взрослого» [1, c.209].
Подростковый период – это период завершения детства, время перехода от детства к взрослости. В разных классификациях отечественных и зарубежных психологов подростковым называется возраст от 11-13 до 15-18 лет. Этот возраст характеризуется бурным развитием и перестройкой жизни. Интенсивный физический рост, половое развитие и переживания, с ним связанные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности вносят мощный диссонанс в Я-концепцию подростка: меняются интересы и увлечения, наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают новые жизненные планы [2, c.2].
Для изучения детско-родительских конфликтов в подростковом возрасте в рамках исследования было проведено эмпирическое исследование. Выборку испытуемых составили 66 подростков в возрасте 15-16 лет, среди них 38 девочек и 28 мальчиков.
Опрос проводился онлайн, набор испытуемых проходил в группах социальной сети ВКонтакте, популярных среди подростков.
При отборе для исследования подросткам задавали вопрос: «Как часто у вас происходят конфликты с родителями?» Выбор вариантов ответа «Очень часто» и «Часто» считался индикатором высокой конфликтности их детско- родительских отношений; выбор вариантов «Редко», «Крайне редко» считался индикатором низкой конфликтности их детско-родительских отношений; при выборе промежуточного варианта «Иногда, время от времени» подросток не включался в выборку исследования. В итоге из подростков было набрано две группы по 33 ребенка:
–группа 1 – с высоким уровнем конфликтности детско-родительских отношений;
–группа 2 – с низким уровнем конфликтности детско-родительских отношений.
Каждой группе подростков были представлены для выполнения две психодиагностические методики:
1. Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) И.М. Марковскова (анкета для подростков);
2. Опросник «Шкала семейного окружения» (ШСО) Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова.
Данные методики были выбраны потому, что они подходят для подростков и показывают различные аспекты взаимодействия родителей и детей, что дает возможность понять, при каких условиях чаще возникают конфликты в детско- родительских отношениях и на что обратить внимание при их профилактике.
С помощью описательной статистики рассмотрим средние результаты в Группе 1 (высокая конфликтность) и Группе 2 (низкая конфликтность).
Результаты по методике «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) показаны на рисунке 1.
Шкала требовательности показывает, что в группе с высокой конфликтностью родители достаточно требовательны к детям, они ожидают высокого уровня ответственности от своего ребенка. В группе с низкой конфликтностью требовательность находится на среднем уровне.
Родители в конфликтных семьях склонны быть строгими, выставлять суровые и жесткие правила и нормы, тогда как в семьях с низкой конфликтностью родители умеренно принуждают подростков к чему-либо.
Баллы по шкале контроля примерно равны для обеих групп и показывают среднее проявление доверия подростка к родителю, стремление отчасти привить ему самостоятельность.
Методика «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР)
Рисунок 1 – Результаты по методике ВРР
В группе с высокой конфликтностью отмечается эмоциональная дистанция между родителями и подростком. В группе с низкой конфликтностью отмечается умеренная эмоциональная близость, среднее желание подростка делиться с родителями самым сокровенным и важным.
В группе с высокой конфликтностью родители склонны не принимать ребенка, во многом отвергать его из-за каких-либо неугодных им качеств характера и поведения. В группе с низкой конфликтностью отмечается довольно позитивное отношение родителей к детям, принятие большинства личностных качеств и поведенческих проявлений подростка.
В группе с высокой конфликтностью отсутствует сотрудничество между детьми и родителями. Это может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания. В группе с низкой конфликтностью дети умеренно ориентированы на сотрудничество с родителями. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителя и ребенка.
Группе с высокой конфликтностью характерно скорее несогласие в детско- родительских отношениях. В группе с низкой конфликтностью согласие между подростками и их родителями среднее, обычно им удается договориться и прийти к согласию во взглядах и действиях.
Баллы по шкале последовательности примерно равны для обеих групп и показывают, что родители проявляют среднюю последовательность и постоянство в своих требованиях к подросткам, в своем отношении к ним, в применении наказаний и поощрений.
Авторитетность родителя выше в группе с низкой конфликтностью, в группе с высокой конфликтностью отношение к родителю в целом менее положительное, хотя и негативным его назвать нельзя.
В группе с высокой конфликтностью степень удовлетворенности отношениями с родителями низкая. Это свидетельствует о нарушениях в структуре детско-родительских отношений, конфликтах и обеспокоенности сложившейся ситуацией. В группе с низкой конфликтностью дети умеренно удовлетворены отношениями с родителями.
Результаты по методике «Шкала семейного окружения» (ШСО) показаны на рисунке 2.
Рисунок 2 – Результаты по методике ШСО
Результаты показывают, что в группе с высокой конфликтностью отмечается низкая сплоченность семьи.
И напротив, в группе с низкой конфликтностью отношения между членами семьи характеризуются высокой сплоченностью: родители тесно контактируют с детьми, они заботятся друг о друге, помогают друг другу. У подростков выраженно чувство принадлежности к семье.
В группе с высокой конфликтностью умеренная экспрессивность, разрешено открытое выражение эмоций (однако, очевидно, что часто это агрессивные эмоции). В группе с низкой конфликтностью экспрессивность высокая, для них свойственно открыто выражать свои эмоции и чувства и открыто действовать.
В группе с высокой конфликтностью независимость умеренная ‒ члены семьи поощряются к некоторой независимости, самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений. В группе с низкой конфликтностью независимость высокая, то есть самостоятельно подростков высоко поощряется родителями.
В группе с высокой конфликтностью высока ориентация на достижения, а значит в таких семьях важны результаты подростка в учебе, родители ждут от ребенка высоких достижений и могут давить на него. В группе с низкой конфликтностью ориентация на достижения средняя, что более конструктивно.
Интеллектуально-культурная ориентация довольно низкая в обеих группах, семьи мало активны в социальной, интеллектуальной и культурной сферах деятельности.
У обеих групп низкая ориентация на активный отдых ‒ семейный активный отдых и спорт не свойственны семьям.
Морально-нравственные аспекты одинаково средние в обеих группах, что говорит о том, что эти семьи частично уважают основные этические и нравственные ценности и положения.
Показатели управления семейной системой говорят о том, что уровень семейной организации в обеих группах средний, в семьях не всегда царит порядок и организованность в таких вопросах, как структурирование семейной деятельности, финансовое планирование, ясность и определенность семейных правил и обязанностей.
В группе с высокой конфликтностью отмечается высокий контроль, что говорит о высокой степени иерархичности семейной организации, где детям отведена подчиненная роль. В группе с низкой конфликтностью контроль средний, значит степень иерархичности семейной организации умеренная и контроль членами семьи друг друга нестрогий.
Чтобы определить, какие из выявленных различий между Группой 1 и Группой 2 статистически значимы, с помощью программы SPSS был произведен расчет U-критерия Манна-Уитни по всем шкалам двух методик (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Результаты расчета U-критерия Манна-Уитни.
Шкалы |
Статистика U Манна-Уитни |
Асимпт. Знч. (двухсторонняя) |
Методика ВРР |
||
Нетребовательность – требовательность |
98,500 |
0,026 |
Мягкость – строгость |
90,000 |
0,009 |
Автономность – контроль |
158,500 |
0,216 |
Эмоциональная дистанция – близость |
106,500 |
0,008 |
Отвержение – принятие |
86,000 |
0,030 |
Отсутствие сотрудничества – сотрудничество |
89,000 |
0,012 |
Несогласие – согласие |
87,500 |
0,025 |
Непоследовательность – последовательность |
167,500 |
0,315 |
Авторитетность родителя |
119,000 |
0,076 |
Удовлетворенность отношениями с родителями |
112,500 |
0,044 |
Методика ШСО |
||
Сплоченность |
56,500 |
0,002 |
Экспрессивность |
106,000 |
0,302 |
Конфликт |
88,000 |
0,003 |
Независимость |
83,500 |
0,201 |
Ориентация на достижения |
102,500 |
0,106 |
Интеллектуально-культурная ориентация |
106,500 |
0,058 |
Ориентация на активный отдых |
96,500 |
0,152 |
Мораль и нравственность |
93,500 |
0,068 |
Организация |
90,000 |
0,080 |
Контроль |
66,000 |
0,005 |
Как видно из таблицы, по методике ВРР между группами подростков с высокой и низкой конфликтностью детско-родительских отношений статистически значимы различия по следующим шкалам:
- нетребовательность – требовательность;
- мягкость – строгость;
- эмоциональная дистанция – близость;
- отвержение – принятие;
- отсутствие сотрудничества – сотрудничество;
- несогласие – согласие;
- удовлетворенность отношениями с родителями.
По методике ШСО между группами подростков с высокой и низкой конфликтностью детско-родительских отношений статистически значимы различия по следующим шкалам:
- сплоченность;
- конфликт;
- контроль.
Таким образом, мы обнаружили, что в семьях, где конфликты между подростком и родителями часты, высок уровень контроля, строгости и требовательности. Родители не принимают и даже отвергают ребенка-подростка, между ними держится сильная эмоциональная дистанция. Не развито сотрудничество и сплоченность между родителями и детьми.
Социально-психологической профилактике детско-родительских конфликтов в подростковом возрасте следует уделять повышенное внимание в работе школьного психолога. Психолог школы совместно с другими сотрудниками учреждения должен содействовать психологическому просвещению родителей подростков [3, c.74].
Учитывая данные эмпирического исследования, необходимо разрабатывать мероприятия для того, чтобы родители лучше понимали своих детей-подростков, учились принимать их, развивали сотрудничество друг с другом, переставали излишне контролировать взрослеющего ребенка, стремящегося к автономии и сепарации.
Во-первых, нами предлагается проводить в рамках школы курс занятий для родителей подростков «Мы и наши дети». Курс рассчитан на 6 занятий. Продолжительность каждого занятия – 90 минут, 1 раз в неделю.
Актуальность и целесообразность проведения данных занятий обусловлены тем, что существующие проблемы в детско-родительских отношениях в подростковом возрасте разрешимы, если удается установить дружеские отношения в семье, основанные на уважении мнения каждого ее члена. И такому общению и пониманию можно научиться.
Цели курса занятий «Мы и наши дети» – профилактика проблем во взаимоотношениях родителей и детей-подростков, преодоление проблем в общении.
Задачами курса занятий «Мы и наши дети» являются:
1. Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями подростков.
2. Повышение у родителей самоуважения и осознание ими своих поведенческих стереотипов в общении с ребенком-подростком.
3. Развитие у родителей умений и навыков активного слушания и Я- высказываний в общении с ребенком-подростком.
4. Овладение новыми стратегиями преодоления плохого поведения подростка.
На курсе рассматриваются следующие вопросы:
1. Каково это: быть подростком? Возрастные и психологические особенности подростков.
2. Основные факторы, влияющие на поведение подростка. Почему случаются конфликты?
3. Осознание поведенческих стереотипов родителя. Самоуважение. 100 способов позаботиться о себе.
4. Проблема родителя или проблема ребенка? Техника активного слушания. Техника Я-высказывания. Умение попросить и умение отказать. Благодарность.
5. «Плохое» поведение подростка – информация к размышлению. Привлечение внимание и борьба за власть как ошибочные цели «плохого» поведения.
6. Проблемы дисциплины. Месть и избегание неудачи как ошибочные цели «плохого» поведения. Поддержка ребенка в семье. Создание ситуаций, в которых «нет проигравших».
Структура данного курса и его содержание соответствуют основным проблемам и запросам родителей подростков. Курс занятий помогает осуществить профилактику проблем во взаимоотношениях родителей и подростков, преодолеть их проблемы в общении и создать эмоциональное благополучие в семье.
Во-вторых, психологам в работе с трудностями в детско-родительском взаимодействии рекомендуется использовать такой метод, как групповая библиотерапия.
Преимуществом метода библиотерапии является то, что литература имеет терапевтическое воздействие на клиентов за счет нескольких психологических механизмов, таких как идентификация читателя с героями произведения, проекция, катарсис и инсайт, проявляющиеся, когда подросток находит общее между своей ситуацией и событиями, происходящими по сюжету художественного текста [4, c.45]. Также по ходу чтения подросток осознает потенциал решения волнующих его проблем с применением опыта книжных героев и использует полученные знания, что тоже является элементами терапии.
Для организации групповой библиотерапевтической работы должен быть выполнен ряд базовых принципов, а именно [5, c.168]:
1) подобраны литературные произведения, затрагивающие проблемы, которые волнуют участников;
2) приняты во внимание возрастные особенности участников и их культурный уровень;
3) учтена возможность развития навыков совладания с трудной жизненной ситуацией за счет знакомства с опытом героев произведения и его обсуждения с психологом;
4) созданы условия для актуализации эмоциональных переживаний, их исследования членами семьи с целью самопознания и саморазвития;
5) организована безопасная среда для обмена личным опытом участников библиотерапевтической группы.
В начале занятия психолог озвучивает основные организационные правила, в которых особый акцент ставится на уважении, ценности мнения каждого участника, соблюдении очередности высказываний.
Работа заключается в ознакомлении родителей и подростков с произведениями, которые выбраны психологом, и написании собственных отзывов о прочитанном. Например, если центральной проблемой группы библиотерапии является тема гиперопеки в отношении подростка, тема неадекватных родительских ожиданий и ригидных семейных правил, то для чтения и обсуждения могут быть выбраны следующие художественные произведения [6, c.246]:
- Р. Бредбери: «Вельд», «И все-таки наш»;
- А. Маршалл: «Я умею прыгать через лужи»;
- М. Горький: «Нунча»;
- Б. Шоу: «Пигмалион».
При этом клиенты получают инструкцию, которая предписывает им в своих письменных отзывах обращать особое внимание на эмоциональное восприятие сюжета и поступков героев и выразить в письменной форме эмоции и чувства, которые возникали у них при чтении литературного произведения. Такой подход позволяет участникам сфокусироваться на конкретных элементах своих переживаний, что способствует процессу самопознания. Таким образом, участники самостоятельно анализируют художественные тексты, письменно выражая мнение о прочитанном. Далее происходит отбор наиболее ярких фрагментов отзывов родителей и детей, которые обсуждаются на занятиях [5, c.169].
Групповое обсуждение произведения с точки зрения затрагиваемых в них тем крайне важно: психолог обсуждает с участниками группы особенности детско-родительского взаимодействия, роль правил и ограничений в процессе воспитания, значимость уважения к выбору уже подросшего ребенка, право подростка на получение собственного жизненного опыта – как положительного, так и отрицательного.
Роль терапевта – через специально организованную коллективную беседу в кругу детей и родителей не только актуализировать убеждения и чувства, стоящие за стилем воспитания, практикуемым конкретным родителем, но и способствовать пересмотру нефункциональных стереотипов поведения, закрепившихся в семейной коммуникации [7, c.670].
Библиотерапия помогает опосредованно, через образы героев литературных произведений, актуализировать эмоциональные переживания и когнитивные установки родителей, подвергнуть их анализу и способствовать пересмотру непростого опыта, с которым они сталкиваются в повседневной реальности. Это дает возможность родителям подростков не только увидеть универсальность трудностей детско-родительских взаимоотношений, но и обогатить свое восприятие другими, отличными от имеющихся, стереотипами выстраивания коммуникации с ребенком.
Таким образом, для социально-психологической профилактики детско- родительских конфликтов в подростковом возрасте было предложено проводить в школах курс занятий для родителей подростков «Мы и наши дети», а также использовать групповую библиотерапию.
Курс занятий для родителей подростков «Мы и наши дети» познакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями подростков, научит их осознавать свои поведенческие стереотипы в общении с ребенком- подростком, научит навыкам активного слушания и Я-высказываний и поможет овладеть новыми стратегиями преодоления плохого поведения подростка.
Библиотерапия поможет опосредованно, через образы героев литературных произведений, актуализировать эмоциональные переживания и когнитивные установки родителей, подвергнуть их анализу. Это даст возможность родителям подростков не только увидеть универсальность трудностей детско-родительских взаимоотношений, но и обогатить свое восприятие другими, отличными от имеющихся, стереотипами выстраивания коммуникации с подростком.
Перечень использованных информационных ресурсов
1. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков / П.Лафренье. – М.: Прайм-Еврознак, 2015. – 256 с. – Текст: непосредственный.
2. Кнутова, А. И. Особенности «Образа-Я» в подростковом возрасте / А.И.Кнутова // Концепт. ‒ 2019. ‒ №3. – C. 1-5. – Текст: непосредственный.
3. Синегина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синегина. ‒ М.: Владос, 2005. – 95 с. – Текст: непосредственный.
4. Зыкова, Н.Е. Библиотерапия как средство самопознания и самопомощи личности: теоретический анализ / Н.Е. Зыкова // Скиф. – 2019. – №9(37). – C.41-48. – Текст: непосредственный.
5. Степанова, О.П. Библиотерапия в современных школах и вузах: процессы, результаты, возможности и ограничения / О.П. Степанова, М.Р.Арпентьева, Т.Л. Худякова, Н.В. Кузнецова // Гуманитарные науки. – 2019. – №3(47). – C.165-174. – Текст: непосредственный.
6. Голзицкая, А.А. Библиотерапия в работе с темами ответственности и свободы выбора в детско-родительских отношениях / А.А.Голзицкая // Психологические проблемы смысла жизни и акме. – 2020. – №XXV. – С. 245-247. – Текст: непосредственный.
7. Голзицкая, А.А. Библиотерапия как метод психотерапевтической работы с семьей / А.А.Голзицкая // Сборник научных трудов «Общение в эпоху конвергенции технологий». – 2022. – №1. – С. 668-671. – Текст: непосредственный.