СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Пенкина А.И. 1
1Институт технологий (филиал) ДГТУ г. Волгодонск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Курсовая работа на тему «Социально-психологические методы развития индивидуальности в подростковом возрасте» рассматривает особенности формирования личности подростка и влияние различных методов на развитие его индивидуальности.

Подростковый возраст – период взросления ребенка, когда он активно ищет свое предназначение и место в обществе, пытается определить свои жизненные цели и приоритеты [1, с. 65]. Индивидуальность – уникальный набор характеристик и качеств, которые отличают одного человека от другого [2, с. 87]. Можно сказать, что социально-психологическое развитие подростков является актуальной темой на сегодня, ведь именно в этот период у ребенка происходит формирование личности, ее основных качеств и характеристик.

Целью исследования является изучение социально-психологических методов развития индивидуальности подростков и анализ их эффективности для оказания помощи и поддержки в процессе формирования личности.

Объектом исследования выступает процесс развития личности в подростковом возрасте.

Предметом исследования – социально-психологические методы развития индивидуальности в подростковом возрасте.

Гипотезой исследования стало предположение, что развитие индивидуальности подростков будет более эффективным, если использовать комплекс методов, учитывающих их возрастные особенности, интересы и потребности.

Подростковый возраст – период онтогенеза, переходящий от детства к взрослости. Эго принято рассматривать в период взросления ребенка в возрасте от 11 – 12 лет до 15 – 16 лет. Именно в этот период происходит социально-психологическое развитие личности [3, с.195]. В педагогике эти возрастные границы совпадают с обучением в 6 -9 классах. С. Холл впервые указывал, что в подростковом возрасте достаточно противоречивые психологические особенности [1, с. 129]. Это происходит в силу того, что у ребенка активно изменяются анатомические и физиологические параметры. Происходит бурное увеличение массы тела, скелет растет быстрее мышц и развивается сердечно-сосудистая система. Такие кризисные изменения для организма также влияют на формирование индивидуальности. Он хочет быть собой с одной стороны, и – принадлежать группе сверстников с их нормами и ценностями, с другой стороны. При этом у него формируются свои интересы и различные увлечения. В то же время подростку интересно проводить время в группе сверстников, в которой он будет разделять интересы группы, формировать определенные взгляды на мир и свое собственное мировоззрение.

Подростки пытаются найти свое собственное место в жизни и активно исследуют свои возможности, а также самостоятельно начинают принимать решения. В подростковом возрасте происходит понимание отношения к себе и самооценки в целом. Самооценка – компонент самопознания человека, включающий в себя оценку своих физических и нравственных качеств личности и своих поступков [4, с .97]. По существу, самосознание есть способ познания себя. С.Л. Рубинштейн, описывает развитие самооценки подростков в несколько этапов – от наивного неведения в отношении себя до более определенной резко колеблющейся оценке «своего Я».

Активное взаимодействие подростка со своими сверстниками выделяется в самостоятельную сферу жизни и приобретает большую значимость для них, что способствует их социализации и развитию социальных компетенций [1, с. 115]. Можно сказать, что социальное развитие подростка – определенная адаптация к новым условиям жизни, формирование социальных навыков и умений, а также развитие коммуникативных способностей.

На каждом этапе своего развития ребенок формирует в процессе онтогенеза определенные возрастные и индивидуальные черты, а также уровень возможностей, полученный в прошлых периодах. Эти возможности в будущем становятся неотъемлемыми факторами психического развития ребенка. Также психологическое развитие подростка связано с формированием его эмоциональной сферы, развитием интеллекта и познавательных процессов. Если у ребенка в старших классах не сформированы такие качества личности как дисциплинированность, ответственность, аккуратность, то уровень его возможностей может не соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Это приведет к тому, что подросток не сможет справиться с учебной нагрузкой и вызовет тем самым переживания о его несостоятельности. Эмоциональный фон в подростковом возрасте становится нестабильным, поэтому важно, чтобы дети учились контролировать свои эмоции, решать возникающие проблемы и принимали собственные решения.

Профессиональное самоопределение подростков, которое проявляется в его социально-психологическом развитии, достаточно сложный процесс. В этом возрасте подросток начинает задумываться о своем будущем и задаваться вопросами: «как же сложится моя жизнь?», «кем я стану?», «чем я буду заниматься?», «что будет приносить мне большее удовольствие от жизни?».

Желание самовыражаться у ребенка проявляется все чаще. В процессе взросления у него складывается собственное видение действительности, что предшествует проявлению индивидуальности. Индивидуальность – набор определенных характеристик личности, которые отличают человека от окружающих. Под «индивидуальностью» в психологии понимают совокупность темперамента, интеллекта, характера, интересов и перцептивных качественных процессов. Она может иметь скрытую форму проявления и выраженную. При выраженной форме подросток проявляет свои способности открыто, тем самым отличаясь от сверстников. При скрытой форме подростки могут даже не догадываться о своих способностях, либо знают о них, но пока не нашли способа для их применения. Поэтому перед школьными психологами, учителями и родителями стоит важная задача – раскрыть индивидуальные способности подростка, чтобы он мог их проявлять, и направлять их в нужном направлении.

Развитие индивидуальности – процесс, начинающийся с рождения и продолжающийся на протяжении всей жизни человека [5, с. 315]. Наследственность человека является первой составляющей непохожести каждого человека друг на друга. В процессе онтогенеза наследственные характеристики наполняются новыми биологическими составляющими, реакциями поведения на внешние раздражители. Поэтому второй составляющей будет окружение, в котором ребенок родился и воспитывался, к какому культурному обществу относится. Ведь в каждой культуре заложены свои стереотипы поведения и определенные убеждения, что в значительной мере влияет на проявление идентичности на основе культурных требований. И третьей составляющей будут особенности темперамента и характера, которые имеют большое влияние на формирование индивидуальности в дальнейшем [6]. У детей в этом возрасте формируются основные черты личности и устанавливаются новые жизненные приоритеты. Развитие индивидуальности у подростков является одним из ключевых процессов, поскольку именно в этот период происходит формирование основных личностных качеств и жизненных установок [7, с. 366]. Факторы, влияющие на развитие, включают в себя: генетику, семейную среду, социальные нормы, культурные ожидания самого ребенка.

Базой исследования стали учащиеся 7 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения: Мокро-Соленовской общеобразовательной школы в количестве 16 детей в возрасте 13-14 лет, из них 9 девочек и 7 мальчиков.

Для реализации поставленных задач были подобраны следующие психодиагностические методики:

– «Опросник Большой пятерки, BFI-2-S»;

– «Определение самооценки» по Р. В. Овчаровой.

Был выбран краткий опросник Big-Five-Inventory-2 (BFI-2-S) для измерения 5 черт и 15 аспектов личности, созданный авторами Сото К. Дж., Джоном О. П., адаптированный авторами Мишкевич А. М., Щебетенко С. А., Калугиным А. Ю. [8, с. 296].

Данный опросник был представлен в виде бумажного бланка, который представлен в приложении А. Подросткам предлагалось ответить на 30 утверждений, в них нет правильных и неправильных ответов. Участникам необходимо сопоставить свой характер с описаниями личности или ответить, насколько близки ему представленные утверждения, оценив степень своего согласия или несогласия с каждым из них по шкале от 1 (полностью не согласен) до 5 (полностью согласен). На заполнение опросника ушло в среднем около 10 – 15 минут, после чего все работы сдаются психологу для обработки результатов. Он предназначен для выявления пяти основных качеств человека: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, негативная эмоциональность, открытость к новому опыту.

Самооценка – важнейший инструмент в развитии личной индивидуальности подростка, как выяснилось в теоретической части работы. Однако, часто бывает трудно понять, как помочь подростку наладить отношения с собой. Методика «Определение самооценки по Р. В. Овчаровой» – уникальный инструмент, позволяющий разобраться в этом вопросе. Данная методика предназначена для определения уровня самооценки творческих способностей [8, с. 305]. Она позволяет понять, насколько ребенок ощущает свою значимость в обществе, и какой потенциал он имеет к успешному обучению, что в свою очередь сильно влияет на развитие индивидуальности в целом.

В опроснике представлено 16 вопросов, на каждый из которых можно ответить: «Да», «Нет» или «Трудно сказать». Последний следует выбирать только в крайних случаях. За каждый положительный ответ испытуемому присуждается 2 балла, а за ответ «трудно сказать» – 1 балл. В случае отрицания любого из утверждений ребенок не получает ни одного балла. Данные заполняются в бланке-анкете, представленной в приложении Б. Время заполнения около 5 – 7 минут. Вопросы касаются таких аспектов, как уверенность в себе, самоконтроль, умение общаться, чувство ответственности и другие. Результаты вносятся по трем уровням самооценки: высокий, средний и низкий.

Оценить эффективность социально-психологических методов для развития индивидуальности подростков решено с использованием методики «Большой пятерки, BFI-2-S». По ней было проведено исследование и обобщенные результаты, полученные в ходе работы, приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Обобщенные данные по методике «Опросник Большой пятерки»

 

Шкала

Мальчики

Девочки

ср.знач.

ср.знач.

E

Экстраверсия

54

62

A

Доброжелательность

38

51

C

Добросовестность

31

43

N

Негативная эмоциональность

42

46

O

Открытость опыту

52

58

На рисунке 1 показано распределение средних значений по результатам исследования.

Рисунок 1 – Средние значения по результатам исследования

По результатам опросника было выявлено, что у мальчиков экстарверсия выражена в меньшей степени, чем у девочек, при этом показатели у обоих подгрупп выше среднего 54 и 62 балла в среднем, что говорит о их склонности чаще испытывать позитивные эмоции и более интенсивно реагировать на положительные события, они более разговорчивы и энергичны, способны организовывать мероприятия в классе и заниматься активней спортивными видами занятий.

Шкала доброжелательности показывает, как дети относятся к другим людям, насколько они доверяют им, как часто проявляют чуткость и теплоту – этакая мера добродушности [9].

Такая черта больше относится к исследуемой подгруппе девочек, занимая 51 балл. У мальчиков группы эта шкала менее значима, в среднем составляет 38 баллов, поэтому они склонны выражаться непосредственно и прямо, даже если рискуют вступить в спор, им нравится соревноваться, и они более склонны к рискованному поведению, например, начать курить. Что вполне свойственно ребятам этого возраста.

Негативная эмоциональность говорит о том, что в данном классе большинство девочек, получивших по данной шкале 46 баллов, чаще испытывают негативные эмоции и сильнее реагируют на возникающие неприятные события в их жизни.

Мальчики по подсчетам набрали 42 балла – невысокий показатель в этой категории, что говорит о том, что они спокойны, удовлетворены жизнью и уверены в себе. В целом, по этому показателю детей данного класса можно охарактеризовать как неподверженным сильным эмоциональным всплескам.

Шкала «Открытость новому» показывает насколько человек открыт новому опыту, а также она может служить мерой способности к творчеству.

Подростки с низким уровнем открытости обычно более привержены традициям, четко разделяют для себя «правильное» и «неправильное», легче переносят рутину или даже предпочитают ее. По данным исследования дети класса открыты и не приемлют монотонности, более любопытны, и им нравится изобретать новые способы решения проблем [9].

Данная методика доказывает, что с помощью нее можно определить какие индивидуальные качества подростков больше выражены в данной группе детей.

Можно сделать вывод о том, что подростки данной группы соответствуют своему возрастному развитию, они открыты новому, у них развито чувство доброжелательности друг к другу и окружающим, ребята в этом возрасте могут вести себя вызывающе, девочки наоборот, более сдержанны.

Для определения уровня самооценки подростков данной группы была проведена методика «Определение самооценки по Р. В. Овчаровой», обобщенные данные были занесены в таблицу 2.

Таблица 2 – Обобщенные данные методики «Определение самооценки по Р. В. Овчаровой»

Уровень самооценки

Мальчики

Девочки

абс.знач.

%

абс.знач.

%

Высокий

2

29%

3

33%

Средний

4

57%

5

55%

Низкий

1

14%

1

12%

Посчитанные общие результаты изображены в виде диаграммы на рисунке 2.

Рисунок 2 – Общие результаты проведенной методики

По итогам проведенной диагностики можно сделать вывод о том, что большинство девочек и мальчиков исследуемой группы, а это 56% – имеют средний уровень самооценки. Высокий уровень самооценки обнаружен у 30% респондентов и всего 13% имеют заниженный уровень самооценки. Заниженная самооценка характеризуется приписыванием себе несуществующих недостатков. Завышенная самооценка – переоценка собственных возможностей.

Отношение к себе со стороны окружающих формирует фундамент для общей самооценки. То есть, если ребенка часто критикуют, осуждают и обижают, скорее всего, его самооценка будет заниженной. И, наоборот, если к человеку относятся дружелюбно, одобряя и поощряя его, он будет уважать себя и демонстрировать здоровую самооценку. Уровень самооценки у школьника влияет на его взаимоотношения со сверстниками и друзьями, а также воздействует на психическое состояние и способность достигать поставленных целей в учебе.

Данная методика помогает определить уровень самооценки учащихся. Она существенно влияет на его развитие как индивидуальной личности. Полученные в ходе исследования результаты говорят о том, что большинство учеников реально оценивают свои возможности. Подростки реалистично оценивают себя по указанные в методике параметрам. Средний уровень самооценки – есть нормальное соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным».

Высокая самооценка позволяет школьнику чувствовать себя уверенным и способным достигать своих целей, что помогает ему сохранять мотивацию и продолжать двигаться вперед, даже если возникают трудности. Уверенный в себе подросток обычно испытывает меньше стресса и тревоги, что может положительно сказываться на его эмоциональном психическом благополучии.

Школьник с высокой самооценкой лучше сосредотачивается на учебе и проявляет больше усилий в достижении своих образовательных целей. Позитивная самооценка может способствовать развитию здоровых межличностных отношений со сверстниками и взрослыми. Уверенные в себе учащиеся могут быть более открытыми для общения и поддержки других. Также у детей с самооценкой выше среднего проявляется большая заинтересованность в развитии своих талантов и способностей, и занятиями по самореализации.

Показатели, полученные при исследовании, позволяют разработать рекомендации для подростков для повышения уровня самооценки и развития индивидуальности. Для дальнейшего развития креативности можно проводить с детьми творческие упражнения, такие как рисование, написание стихов или коротких рассказов, которые могут помочь подросткам проявить свои творческие способности, тем самым выявить индивидуальные черты личности.

Можно провести обучение с подростками техник управления своими эмоциями, такими как медитация, дыхательные упражнения или ведение дневника эмоций, что может помочь им справиться со стрессом и улучшить свое эмоциональное состояние.

Также возможно проведение тренинга уверенности в себе, включающего упражнения, такие как ролевые игры, работы над презентациями или участие в публичных выступлениях в ближайшее школьное празднование «нового года», которые могут быть крайне полезны для подростков.

Групповые тренинги, такие как командные игры, мозговые штурмы или групповые проекты, могут способствовать развитию социальных навыков, лидерских качеств и сотрудничества, что поможет подросткам стать более уверенными и индивидуальными. Одним из преимуществ тренинга является то, что он позволяет участникам получить новые знания и навыки в структурированной и контролируемой обстановке. Это может помочь им улучшить свои профессиональные навыки и повысить эффективность в работе. Тренинги также помогают участникам развивать свои коммуникативные навыки, научиться эффективно работать в команде и решать проблемы, улучшают эмоциональный интеллект участников, помогая им лучше понимать свои эмоции и эмоции других людей.

Необходимо отметить, что большое значение в процессе самооценки отводится такому свойству как рефлексия. Именно рефлексия по Л. С. Выготскому, позволяет человеку наблюдать себя со стороны собственных чувств, внутренне дифференцировать «я» действующее, рассуждающее и оценивающее. Поэтому необходимо проводить с детьми беседы – помогающие развитию индивидуальности через рефлексивное понимание себя.

Таким образом, делая вывод по проведенному исследованию, можно сказать, что используемые методы развития индивидуальности направлены на выявление индивидуальных свойств, определяющих основные качества личности и уровень самооценки личности, позволяющие определить необходимые для данного возраста критерии оценки. Это исследование позволяет предложить некоторые рекомендации по повышению уровня самооценки до адекватной.

Перечень использованных информационных ресурсов

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2018. – 360 с. – ISBN 978-5-7567-0827-1. – URL: https://ibooks.ru/bookshelf/354415/reading (дата обращения: 19.10.2023). – Текст: электронный.

  2. Мищенко, Л. В. Индивидуальность подростков в рамках системного исследования с позиций пола и Gender: монография / Л. В. Мищенко. – Красноярск: ЛИТЕРА-принт. 2012. – 315 с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-0-615-67090-4. – Текст: непосредственный.

  3. Егорова, М. С. Психология индивидуальных различий. / М. С. Егорова. – Москва: Планета детей, 1997. – 328 с. – ISBN 5-86065-016-7 – Текст: непосредственный.

  4. Выготский, Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – Москва: Издательство Московского университета, 1982. – С. 160–165. – URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=14738. (дата обращения: 28.10.2023). – Текст: электронный.

  5. Ведмеш, Н. А. Индивидуальность // Психология и психиатрия URL: https://psihomed.com/individualnost (дата обращения: 15.10.2023). – Текст: электронный.

  6. Сергиенко, Е. А. Психология подростка: самое полное руководство для психологов, педагогов и родителей: учебник / Е. А. Сергиенко и др.; под общ. ред. А. А. Реана. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008. – 504 с.: ил., портр., табл. – ISBN 978-5-93878-721-6. – Текст: непосредственный.

  7. Сергиенко, Е. А. Психология подростка: самое полное руководство для психологов, педагогов и родителей: учебник / Е. А. Сергиенко и др.; под общ. ред. А. А. Реана. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008. – 504 с.: ил., портр., табл. – ISBN 978-5-93878-721-6. – Текст: непосредственный.

  8. Фетискин, Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – Москва: Просвещение, 2012. – 488 с. – ISBN 5-89939-086-7. – Текст: непосредственный.

  9. «Бодалев А. А. Личность и общение. / А. А. Бодалев. – Москва: Просвещение, 2004. – 328 с. – ISBN 5-87977-027-3. – Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 78