Методика организации и проведения экологических экскурсий в школьном курсе биологии - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Методика организации и проведения экологических экскурсий в школьном курсе биологии

Гаджимурадов М.Э. 1, Разаханова В.П. 2
1Дгпу
2Дгпу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Человек будущего – всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости.

Традиционно экскурсию относят к вспомогательным формам воспитательной работы, которые дополняют занятия учащихся. Слово excursion (экскурсии) имеет латинское происхождение и в переводе на русский означает "вылазка", посещение места или объекта с целью его изучения. В данном случае экскурсия - это форма организации образования, при которой учащиеся воспринимают знания, выезжая на место расположения изучаемых объектов (природа, заводы, исторические памятники) и знакомясь с ними непосредственно. т.е. экскурсия обеспечивает знакомство учащихся с реальными объектами и явлениями в их естественном виде. окружающая среда. Поэтому экскурсии на природу занимают большое место в практике изучения биологии.

Экскурсии обладают великое просветительное значение, этак как дают вероятность побольше вблизи и непосредственно нанять с окружающей человека интенсивный и неживой природой. На экскурсиях обучающиеся обладают вероятность естественно представляться со особенностями и свойствами предметов, явлений порядком наблюдений, во время исполнения разнообразных заданий. Таким образом, ребенок постигнет окружающий мир в его разнообразии и единстве, и у школьника происходят мыслительные процессы, определяются эстетические чувства. В то же время они учат обучающихся конкретно именовать предметы, действа природы, их свойства, качества, вырабатывают искусство высказывать свои впечатления.

Появление и разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание, динамизм, изменчивость, ритмичность вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания. Одна из центральных задач экскурсии - научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею. Когда дети знакомятся с природой, они рано начинают выявлять те качества, свойства предметов, явлений, которые, с их точки зрения, определяют красоту наблюдаемого.

Поездки по биологии обладают великое просветительное значение. Во время экскурсий школьники представляются с природой во всем ее многообразии и единстве, содействуют функциональному восприятию разнообразных аспектов естественных явлений; сформировывают обусловленные рабочие навыки; во время экскурсии раскручиваются и формируются высоконравственные свойства лица – наблюдательность, внимательность, сопереживание, любовь к окружающим. Таким образом, экскурсии на природу представляются успешным средством обучения и дрессировки, потому в их ходе исполняется гармоническое формирование всех аспектов личности учащегося.

Школьная экскурсия - это форма воспитательной работы с классом или группой, проводимая вне школы в образовательных целях по темам, связанным с программой, или по выбору учителя.

Экскурсия напрямую связана с материалом, пройденным на уроках, а полученные идеи, результаты наблюдений и собранные в природе материалы используются на последующих уроках.

Почти каждая тема по биологии связана с экскурсией, но, учитывая нехватку учебного времени, учитель выбирает те темы, которые трудно изучать на уроках, или проводит обобщающие (итоговые) экскурсии.

Экскурсии различают:

  1. По профилю: ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические.

  2. По форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные.

  3. По целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающи.

  4. По времени: одно, двухчасовые, однодневные и многодневные.

Биология это предмет, который призвана вооружить обучающихся классифицированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы.

В чем польза экологических и биологических экскурсий или прогулок? Это время, которое посвящается общению с природой. Чрезвычайно важно, чтобы ученик на прогулке или по дороге домой (в школу) замечал, что происходит вокруг. Во время экскурсии нужно обращать внимание на объяснение всевозможных небылиц о животных и растениях. Возможно, это спасет животное или растение. Практически на любой экскурсии можно наглядно показать, что такое пищевая цепочка. В природе постоянно кто-то ест. Это закон жизни. На экскурсии есть возможность привлечь внимание студентов к этому факту и показать, как все взаимосвязано в природе.

Экскурсии с гидом позволяют учащимся обобщить знания, полученные на занятиях, а также расширить поле зрения, а затем применить полученные знания на практике. Активный интерес школьников к общению с природой стимулирует их познание, которое должно не только наблюдать, но и делать выводы из полученных результатов. Чтобы закрепить полученные знания на практике, необходимо также проводить наблюдения в лабораторных условиях. Хорошую подготовку и возможность выбрать будущую профессию обеспечивают наблюдения за дикой природой во время экскурсии с гидом по определенному предмету, таким образом, учащиеся получают больше информации и понимания об окружающем их мире.

Преподавание биологии [2] невозможно представить без живого общения с природой. Наблюдение за природными явлениями под руководством преподавателя стимулирует интерес учащихся к предмету, позволяет им не только видеть, но и делать выводы из полученных на практике знаний. В этом отношении экскурсия стоит на первом месте как мощное средство для создания полного и всестороннего объективного рассмотрения окружающих нас объектов. Экскурсия обладает огромным образовательным потенциалом, который позволяет объединить все знания, навыки и умелки, приобретенные на уроках, в более широкое представление о природе.

Методика проведения экскурсий

Экскурсии должны быть предусмотрены и продуманы учителем еще при составлении календарно-тематического плана. Нужно помнить следующие правила для того, чтобы экскурсия достигла своей цели:

  1. Экскурсия - не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.

  2. Определить тему экскурсии, изучить место ее проведения, составить четкий план экскурсии.

  3. Придерживаться темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.

  4. Рассказывать только о том, что можно показать.

  5. Избегать длинных объяснений.

  6. Не оставлять учащихся только слушателями, а привлекать их к активной работе.

  7. Не перегружать учащихся новыми названиями.

  8. Уметь сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте.

  9. Уметь вовремя прекратить экскурсию.

  10. Закрепить материал экскурсии на последующих уроках.

Занятия подготавливают учащихся к экскурсии, экскурсия расширяет и конкретизирует их знания.

Учитель сочиняет текстуру экскурсии конструкция соответственна заключать последующие непременные части: поручение либо содержание экскурсии, недолгое установление в виде рассказа либо беседы, автономная занятие учащихся, их отчеты, лишняя извещение от преподавателя, обобщающая беседа. При проведении экскурсии в соединении по интересам должен обдумывать не исключительно возрастные специфики детей, но и уровень их знаний. На основном шаге стоит предоставлять побольше внимания всему привлекательному и необычному, т. чувственной и познавательной стороне.

Постепенно, от тура к туру, наблюдения усложняются.

Рассмотрим следующие принципыгруппировки объектов по определенным экскурсионным темам.

Локальный принцип – материал группируется по связи со средой обитания и по месту нахождения объекта в природе. Например, возникают темы: «Знакомство с животным миром сада и огорода», «Жизнь пресных вод» и др. Локальной можно считать и экскурсию, посвященную одному конкретному виду или явлению, например одуванчику лекарственному.

Сезонный принцип – материал сгруппировывается по временам года. многочисленные действие приключаются исключительно в определенное время года.

Сезонные поездки поменьше доступны, и требуют побольше положительной подготовки. Они требуют точного соблюдения сроков проведения, например, весной жизнедеятельность просыпается так быстро, что не постоянно возможно успеть присмотреть за началом цветения.

Биологический принцип – материал группируется по довольно узким биологическим темам, поэтому от руководителя требуется определенная подготовка и умение рассматривать происходящее в природе.

К примеру, вспышка размножения какого-либо вредителя дает возможность анализировать взаимоотношение хищника и жертвы (например, божья коровка-тля), возможность оценить биологические и химические способы борьбы с вредителями, показать силу и слабость человека перед природными явлениями.

Систематический принцип – экскурсия посвящается одной или нескольким систематическим группам, независимо от их места обитания (жуки, бабочки и т.д.), можно при наличии богатого и доступного материала вычленить (только жуки-короеды). Примером может служить экскурсия «Птицы в городе». Характеризуя биологию того или иного вида, его приспособленность к жизни в конкретных условиях окружающей среды, необходимо обратить внимание учащихся на взаимные связи растений, животных и окружающей среды.

Такие экскурсии потребны для ребят, которые стремятся получить более глубокие знания.

Исполнение экскурсий по экологической дорожке учитывает 2-3 остановки, отданные экологии и охране природы, проведению общественно-полезных занятий по уборке и вывозу мусора, питанию птиц и т. (в подчиненности от времени года). На остановках неплохо провождать нравоучительные представления, предполагать тайны и использовать некоторые варианты увеселительного материала [1].

Временами, отсутствует возможность провести экскурсию (плохая погода) или пронаблюдать объекты в природе (рыбы), тогда стоит провести виртуальную экскурсию.

Этапы подготовки экскурсии

В процессе подготовки экскурсии можно выделить 2 этапа:

Теоретическая подготовительная часть

В первый этап входят:

  • составление развернутого плана-конспекта экскурсии с учётом темы, времени года и места проведения экскурсии,

  • подготовка индивидуальных и групповых заданий для учащихся, подбор материалов для бесед, занимательного материала с учетом темы экскурсии, рассмотрение отдельных вопросов, связанных с темой предстоящей экскурсии, заранее прочитать дома или на занятии литературу по теме экскурсии, подобрать необходимые дидактические материалы, оборудование, пособия.

Практическая организационная часть

Этот этап включает в себя предварительное знакомство руководителя экскурсии с маршрутом, выбором места остановок и объектов наблюдений; изготовление плана-схемы маршрута, разделении детей на группы для проведения наблюдений, опытов и сбора материала для коллекции, гербария и других наглядных пособий; определение начала и конца экскурсии, напоминание детям маршрута движения, инструктаж о форме одежды и безопасности, повторение правил поведения во время экскурсии и т.д.

Организация экскурсий

Проведение экскурсий - одна из форм воспитания у детей ответственного отношения к окружающей среде. Во время экскурсии желательно использовать интересные неожиданные ситуации и наблюдения по теме, не поощряя случайные вопросы, давая на них краткие ответы или комментарии. Не показывайте студентам каждое растение и каждое животное, которых вы встречаете. Например: на экскурсии "В гостях у культурных растений" достаточно подробно остановиться на 10-15 видах культурных растений, а для остальных просто указать поле, сад или огородную культуру.

Во время экскурсий стоит использовать художественные образы из литературы и живописи, чтобы подчеркнуть самобытность и красоту природы. Не обязательно превращать экскурсии в мероприятие с опросом детей, экскурсия должна сохранять свое содержание и специфику.

Самостоятельные наблюдения

Самостоятельные наблюдения и задания для детей являются неотъемлемой частью экскурсии. Цель этого - научить учащихся видеть явления, происходящие в окружающей природе, понимать их, обращаться к самой природе для решения возникающих вопросов.

Задания должны быть доступны учащимся и предусматривать сочетание репродуктивной и познавательно-творческой деятельности [2]. Например, на экскурсии к водохранилищу дети не только должны определить вид стрекоз, летающих над заданным участком водоема, но и попытаться объяснить, почему их жизнь тесно связана с водохранилищем.

Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия [5]. Абстрактность явлений и процессов, которые мы наблюдаем необходимо кратко записать, провести сравнение, сделать соответствующие выводы, а далее использовать приобретённые знания на уроке и в жизни и все это способствует развитию мышления и наблюдательности обучающихся, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо внимания в окружающей живой природе.

Выполнение заданий, соединенных с поставленными наблюдениями во время экскурсии, вырабатывает у учащихся опытные наклонности и самостоятельность в получении знаний. В то же время они вступают в тесный формирование с объектами природы, какие выказывают на них большое воспитательское влияние. Они развивают авторитетность из-за поставленную задачу, дело доводить инициированное до конца и производят действие руководящей работы. На экскурсиях по биологии [2] свободно индивидуализировать обучение, приспособлять дифференцированный подход, разрешающий обдумывать многообразные развитие обучающихся.

Экскурсии дают учащимся великолепные способности для ознакомления с научными базами защиты природы, доставляют вероятность затянуть учащихся в работу, вооружить их навыками и умениями пользоваться биологические закономерности в фактической деятельности

Литература

1. Бастракова Т.А., Жарких А.В. «Летняя экскурсия в лес», Казань «КГУ»,2000 г.

2. Дмитриев Ю.Д. «Занимательная биология»:М. «Дрофа» 1996 г.

3. Петросова Р., Рохлов В., Теремов А. «Занимательная ботаника»:М. «AST пресс»,2010 г.

4. Тетюрев В.А. «Рассказы о наблюдениях в природе»: М. «Просвещение»,2016 г.

5. Трайтак Д.И. «Как сделать интересной внеклассную работу по биологии», М. «Просвещение»,2003 г.

 http://www.twirpx.com/file/721383/

 http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2031-systemno-deyatelnostyi-podhod

Просмотров работы: 80