Человек будущего – всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости.
Традиционно экскурсию относят к вспомогательным формам воспитательной работы, которые дополняют занятия учащихся. Слово excursion (экскурсии) имеет латинское происхождение и в переводе на русский означает "вылазка", посещение места или объекта с целью его изучения. В данном случае экскурсия - это форма организации образования, при которой учащиеся воспринимают знания, выезжая на место расположения изучаемых объектов (природа, заводы, исторические памятники) и знакомясь с ними непосредственно. т.е. экскурсия обеспечивает знакомство учащихся с реальными объектами и явлениями в их естественном виде. окружающая среда. Поэтому экскурсии на природу занимают большое место в практике изучения биологии.
Экскурсии обладают великое просветительное значение, этак как дают вероятность побольше вблизи и непосредственно нанять с окружающей человека интенсивный и неживой природой. На экскурсиях обучающиеся обладают вероятность естественно представляться со особенностями и свойствами предметов, явлений порядком наблюдений, во время исполнения разнообразных заданий. Таким образом, ребенок постигнет окружающий мир в его разнообразии и единстве, и у школьника происходят мыслительные процессы, определяются эстетические чувства. В то же время они учат обучающихся конкретно именовать предметы, действа природы, их свойства, качества, вырабатывают искусство высказывать свои впечатления.
Появление и разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание, динамизм, изменчивость, ритмичность вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания. Одна из центральных задач экскурсии - научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею. Когда дети знакомятся с природой, они рано начинают выявлять те качества, свойства предметов, явлений, которые, с их точки зрения, определяют красоту наблюдаемого.
Поездки по биологии обладают великое просветительное значение. Во время экскурсий школьники представляются с природой во всем ее многообразии и единстве, содействуют функциональному восприятию разнообразных аспектов естественных явлений; сформировывают обусловленные рабочие навыки; во время экскурсии раскручиваются и формируются высоконравственные свойства лица – наблюдательность, внимательность, сопереживание, любовь к окружающим. Таким образом, экскурсии на природу представляются успешным средством обучения и дрессировки, потому в их ходе исполняется гармоническое формирование всех аспектов личности учащегося.
Школьная экскурсия - это форма воспитательной работы с классом или группой, проводимая вне школы в образовательных целях по темам, связанным с программой, или по выбору учителя.
Экскурсия напрямую связана с материалом, пройденным на уроках, а полученные идеи, результаты наблюдений и собранные в природе материалы используются на последующих уроках.
Почти каждая тема по биологии связана с экскурсией, но, учитывая нехватку учебного времени, учитель выбирает те темы, которые трудно изучать на уроках, или проводит обобщающие (итоговые) экскурсии.
Экскурсии различают:
По профилю: ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические.
По форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные.
По целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающи.
По времени: одно, двухчасовые, однодневные и многодневные.
Биология это предмет, который призвана вооружить обучающихся классифицированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы.
В чем польза экологических и биологических экскурсий или прогулок? Это время, которое посвящается общению с природой. Чрезвычайно важно, чтобы ученик на прогулке или по дороге домой (в школу) замечал, что происходит вокруг. Во время экскурсии нужно обращать внимание на объяснение всевозможных небылиц о животных и растениях. Возможно, это спасет животное или растение. Практически на любой экскурсии можно наглядно показать, что такое пищевая цепочка. В природе постоянно кто-то ест. Это закон жизни. На экскурсии есть возможность привлечь внимание студентов к этому факту и показать, как все взаимосвязано в природе.
Экскурсии с гидом позволяют учащимся обобщить знания, полученные на занятиях, а также расширить поле зрения, а затем применить полученные знания на практике. Активный интерес школьников к общению с природой стимулирует их познание, которое должно не только наблюдать, но и делать выводы из полученных результатов. Чтобы закрепить полученные знания на практике, необходимо также проводить наблюдения в лабораторных условиях. Хорошую подготовку и возможность выбрать будущую профессию обеспечивают наблюдения за дикой природой во время экскурсии с гидом по определенному предмету, таким образом, учащиеся получают больше информации и понимания об окружающем их мире.
Преподавание биологии [2] невозможно представить без живого общения с природой. Наблюдение за природными явлениями под руководством преподавателя стимулирует интерес учащихся к предмету, позволяет им не только видеть, но и делать выводы из полученных на практике знаний. В этом отношении экскурсия стоит на первом месте как мощное средство для создания полного и всестороннего объективного рассмотрения окружающих нас объектов. Экскурсия обладает огромным образовательным потенциалом, который позволяет объединить все знания, навыки и умелки, приобретенные на уроках, в более широкое представление о природе.
Методика проведения экскурсий
Экскурсии должны быть предусмотрены и продуманы учителем еще при составлении календарно-тематического плана. Нужно помнить следующие правила для того, чтобы экскурсия достигла своей цели:
Экскурсия - не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
Определить тему экскурсии, изучить место ее проведения, составить четкий план экскурсии.
Придерживаться темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.
Рассказывать только о том, что можно показать.
Избегать длинных объяснений.
Не оставлять учащихся только слушателями, а привлекать их к активной работе.
Не перегружать учащихся новыми названиями.
Уметь сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте.
Уметь вовремя прекратить экскурсию.
Закрепить материал экскурсии на последующих уроках.
Занятия подготавливают учащихся к экскурсии, экскурсия расширяет и конкретизирует их знания.
Учитель сочиняет текстуру экскурсии конструкция соответственна заключать последующие непременные части: поручение либо содержание экскурсии, недолгое установление в виде рассказа либо беседы, автономная занятие учащихся, их отчеты, лишняя извещение от преподавателя, обобщающая беседа. При проведении экскурсии в соединении по интересам должен обдумывать не исключительно возрастные специфики детей, но и уровень их знаний. На основном шаге стоит предоставлять побольше внимания всему привлекательному и необычному, т. чувственной и познавательной стороне.
Постепенно, от тура к туру, наблюдения усложняются.
Рассмотрим следующие принципыгруппировки объектов по определенным экскурсионным темам.
Локальный принцип – материал группируется по связи со средой обитания и по месту нахождения объекта в природе. Например, возникают темы: «Знакомство с животным миром сада и огорода», «Жизнь пресных вод» и др. Локальной можно считать и экскурсию, посвященную одному конкретному виду или явлению, например одуванчику лекарственному.
Сезонный принцип – материал сгруппировывается по временам года. многочисленные действие приключаются исключительно в определенное время года.
Сезонные поездки поменьше доступны, и требуют побольше положительной подготовки. Они требуют точного соблюдения сроков проведения, например, весной жизнедеятельность просыпается так быстро, что не постоянно возможно успеть присмотреть за началом цветения.
Биологический принцип – материал группируется по довольно узким биологическим темам, поэтому от руководителя требуется определенная подготовка и умение рассматривать происходящее в природе.
К примеру, вспышка размножения какого-либо вредителя дает возможность анализировать взаимоотношение хищника и жертвы (например, божья коровка-тля), возможность оценить биологические и химические способы борьбы с вредителями, показать силу и слабость человека перед природными явлениями.
Систематический принцип – экскурсия посвящается одной или нескольким систематическим группам, независимо от их места обитания (жуки, бабочки и т.д.), можно при наличии богатого и доступного материала вычленить (только жуки-короеды). Примером может служить экскурсия «Птицы в городе». Характеризуя биологию того или иного вида, его приспособленность к жизни в конкретных условиях окружающей среды, необходимо обратить внимание учащихся на взаимные связи растений, животных и окружающей среды.
Такие экскурсии потребны для ребят, которые стремятся получить более глубокие знания.
Исполнение экскурсий по экологической дорожке учитывает 2-3 остановки, отданные экологии и охране природы, проведению общественно-полезных занятий по уборке и вывозу мусора, питанию птиц и т. (в подчиненности от времени года). На остановках неплохо провождать нравоучительные представления, предполагать тайны и использовать некоторые варианты увеселительного материала [1].
Временами, отсутствует возможность провести экскурсию (плохая погода) или пронаблюдать объекты в природе (рыбы), тогда стоит провести виртуальную экскурсию.
Этапы подготовки экскурсии
В процессе подготовки экскурсии можно выделить 2 этапа:
Теоретическая подготовительная часть
В первый этап входят:
составление развернутого плана-конспекта экскурсии с учётом темы, времени года и места проведения экскурсии,
подготовка индивидуальных и групповых заданий для учащихся, подбор материалов для бесед, занимательного материала с учетом темы экскурсии, рассмотрение отдельных вопросов, связанных с темой предстоящей экскурсии, заранее прочитать дома или на занятии литературу по теме экскурсии, подобрать необходимые дидактические материалы, оборудование, пособия.
Практическая организационная часть
Этот этап включает в себя предварительное знакомство руководителя экскурсии с маршрутом, выбором места остановок и объектов наблюдений; изготовление плана-схемы маршрута, разделении детей на группы для проведения наблюдений, опытов и сбора материала для коллекции, гербария и других наглядных пособий; определение начала и конца экскурсии, напоминание детям маршрута движения, инструктаж о форме одежды и безопасности, повторение правил поведения во время экскурсии и т.д.
Организация экскурсий
Проведение экскурсий - одна из форм воспитания у детей ответственного отношения к окружающей среде. Во время экскурсии желательно использовать интересные неожиданные ситуации и наблюдения по теме, не поощряя случайные вопросы, давая на них краткие ответы или комментарии. Не показывайте студентам каждое растение и каждое животное, которых вы встречаете. Например: на экскурсии "В гостях у культурных растений" достаточно подробно остановиться на 10-15 видах культурных растений, а для остальных просто указать поле, сад или огородную культуру.
Во время экскурсий стоит использовать художественные образы из литературы и живописи, чтобы подчеркнуть самобытность и красоту природы. Не обязательно превращать экскурсии в мероприятие с опросом детей, экскурсия должна сохранять свое содержание и специфику.
Самостоятельные наблюдения
Самостоятельные наблюдения и задания для детей являются неотъемлемой частью экскурсии. Цель этого - научить учащихся видеть явления, происходящие в окружающей природе, понимать их, обращаться к самой природе для решения возникающих вопросов.
Задания должны быть доступны учащимся и предусматривать сочетание репродуктивной и познавательно-творческой деятельности [2]. Например, на экскурсии к водохранилищу дети не только должны определить вид стрекоз, летающих над заданным участком водоема, но и попытаться объяснить, почему их жизнь тесно связана с водохранилищем.
Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия [5]. Абстрактность явлений и процессов, которые мы наблюдаем необходимо кратко записать, провести сравнение, сделать соответствующие выводы, а далее использовать приобретённые знания на уроке и в жизни и все это способствует развитию мышления и наблюдательности обучающихся, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо внимания в окружающей живой природе.
Выполнение заданий, соединенных с поставленными наблюдениями во время экскурсии, вырабатывает у учащихся опытные наклонности и самостоятельность в получении знаний. В то же время они вступают в тесный формирование с объектами природы, какие выказывают на них большое воспитательское влияние. Они развивают авторитетность из-за поставленную задачу, дело доводить инициированное до конца и производят действие руководящей работы. На экскурсиях по биологии [2] свободно индивидуализировать обучение, приспособлять дифференцированный подход, разрешающий обдумывать многообразные развитие обучающихся.
Экскурсии дают учащимся великолепные способности для ознакомления с научными базами защиты природы, доставляют вероятность затянуть учащихся в работу, вооружить их навыками и умениями пользоваться биологические закономерности в фактической деятельности
Литература
1. Бастракова Т.А., Жарких А.В. «Летняя экскурсия в лес», Казань «КГУ»,2000 г.
2. Дмитриев Ю.Д. «Занимательная биология»:М. «Дрофа» 1996 г.
3. Петросова Р., Рохлов В., Теремов А. «Занимательная ботаника»:М. «AST пресс»,2010 г.
4. Тетюрев В.А. «Рассказы о наблюдениях в природе»: М. «Просвещение»,2016 г.
5. Трайтак Д.И. «Как сделать интересной внеклассную работу по биологии», М. «Просвещение»,2003 г.
http://www.twirpx.com/file/721383/
http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2031-systemno-deyatelnostyi-podhod