БАНКИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

БАНКИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Батаева И.У. 1
1ФГБОУ ВО "Ингушский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Трансформация общественно-экономического уклада, по ожиданиям экспертного сообщества, развернется в наступающем десятилетии. Причиной тому – отсутствие драйверов роста в мировой экономике и исчерпание традиционного потенциала роста нормы прибыли на капитал. Несмотря на то, что причины коллапса – технологические, экономические, геополитические, демографические или экологические – могут оставаться неизменными, уникальное сближение этих факторов должно привести к беспрецедентным изменениям в обществе и экономике в целом, а следовательно, и в банковской отрасли.

Основными движущими силами трансформации по-прежнему остаются технологии. Слияние современных технологий – машинное обучение и блокчейн, и новых, таких как квантовые вычисления, не только создают новые возможности, очевидно, более масштабные, чем когда-либо прежде, но и способны породить новые риски. Кроме того, технологии радикально изменят формы и локацию традиционной трудовой занятости.

Совокупное воздействие технологических нововведений, радикальных изменений в характере труда, демографических сдвигов, изменения климата и возможного японского варианта может иметь серьезные последствия для банковской отрасли. Сценарий низких темпов роста, в частности, может привести к резкому сокращению банковского потенциала, при котором только часть из действующих сегодня банков, смогут возместить стоимость собственного капитала. Институты, не обладающие масштабными или диверсифицированными возможностями, в большинстве случаев столкнутся с трудностями.

Влияние указанных факторов на характер функционирования банковской деятельности потребует того, чтобы оно стало открытым, прозрачным, работающим в режиме реального времени, интеллектуальным, адаптированным, безопасным и глубоко интегрированным в жизнь потребителей и деятельность институциональных клиентов.

В то время как способ ведения банковского дела трансформируется, роль банков, должна оставаться неизменной, верной своей основной функции финансовых посредников: удовлетворение спроса предложением соответствующего финансового капитала. Конкурентными преимуществами банков по-прежнему останутся их способность управлять рисками и сложными финансовыми вопросами, ведение бизнеса на строго регулируемом рынке, стимулирование инноваций для удовлетворения потребностей клиентов, защита конфиденциальности клиентов и поддержание доверия, и все это в совокупности. Банки также останутся надежными хранителями активов клиентов, включая в себя, в том числе, защиту таких нюансов, как цифровая идентификация, возвещая о новых рубежах для банковского дела в цифровую эпоху.

С трансформацией банковского дела расширяется цель деятельности банков. Реальность такова, что банки нацелены рассматривать себя в авангарде решения крупных социально-экономических проблем, таких как изменение климата или социальная справедливость.

Вместе с изменениями, появляются бесконечные возможности. В течение следующего десятилетия банки, очевидно, пересмотрят свои устремления в свете новой реальности и с укреплением собственного капитала, как основного фундамента своей деятельности.

Предвидя волну преобразований в течение следующего десятилетия, банки должны переосмыслить возможности в реализации смелых новаторских идей. Путем ускорения их трансформации и активного взаимодействия с экосистемой новые партнерства и альянсы могут стать императивами перемен. Но в этом стремлении к переменам банки-лидеры должны также сосредоточиться на важной миссии социальной ответственности.

Банки должны пройти этап переосмысления, рассматривая трансформацию скорее не как эволюционный процесс, но в качестве революционного преобразования. Вступая в новое десятилетие, банки должны диверсифицировать свою деятельность по многим направлениям, включая технологическую инфраструктуру, управление данными, инновациями и управление рисками.

Что касается технологий, то банки по-прежнему сталкиваются с серьезными проблемами. Одной из них является технический долг или отсутствие модернизации унаследованной системы, что является огромным препятствием для трансформации. Другой причиной является плачевное состояние данных, которое может помешать банкам полностью реализовать потенциал инвестиций в новые технологии. Качественные легкодоступные данные – необходимое условие для любого технологического решения – до сих пор не получили широкого распространения. [1, с. 71]

В последние годы перед банками встала проблема необходимости усовершенствования управления данными, модернизации основной инфраструктуры, использования искусственного интеллекта (ИИ) и облачных технологий. Однако большинству банков еще далеко до полноценной цифровой трансформации, несмотря на увеличение в последние годы инвестиций в новые технологии. Очевидно, такая тенденция сохранится и в обозримом будущем.

Столкнувшись с проблемами устаревших технологий и качества данных, большинство банков не в состоянии добиться желаемой отдачи от своих инициатив по модернизации.

Многие банки все еще в процессе поиска наиболее оптимального решения этой проблемы. В интересах банковской отрасли – вернуться к основам: решить проблему с данными, прежде чем приступить к радикальной технологической трансформации, и постепенно избавиться от технического долга с помощью базовой модернизации.

Внедрение новых технологий в управлении рисками потребует от банков доступа к высококачественным и своевременным данным и их использованию. Без надежных данных внедрение технологий не будет достаточно эффективным. В течение некоторого времени финансовые учреждения испытывали трудности с предоставлением качественных данных и доступа к ним. Это связано с исторически сложившейся инфраструктурой банков, унаследовавшей разрозненность информационных систем, что ограничивает их способность собирать, измерять и предоставлять данные. Улучшая свою архитектуру данных, банки смогут создавать новые инструменты и модели обработки данных, что позволит легко распознавать и работать с возникающими рисками. Например, наличие более качественных данных поможет банкам расширить свои инструменты мониторинга и надзора для выявления и прогнозирования организационных рисков. Новые инструменты позволят устранить разрозненность, расширить возможности бизнес-направления для принятия более эффективных решений о рисках и перейти от ретроспективного подхода к прогнозированию.

2024 год по сути становится годом модернизации основных систем, так как банки продолжают тестировать варианты различных подходов. Создание новой, параллельной, облачной базовой банковской платформы набирает обороты как стратегия. Это связано с тем, что такой подход менее рискован, сокращает время выхода на рынок, приносит результаты и позволяет со временем перенести основные банковские функции.

По мере того как финансовые технологии становятся мейнстримом, вопрос о том, как лучше их регулировать, становится все более актуальным. С одной стороны, новаторы финтеха хотят иметь возможность экспериментировать и внедрять цифровые инновации, не обременяя себя удушающим регулированием. С другой стороны, они также хотят определенности в регулировании, чтобы обеспечить окупаемость инвестиций в долгосрочной перспективе и отсутствие неожиданных юридических или бюрократических издержек. К примеру, сохраняется некоторая неопределенность, связанная с банковскими лицензиями. Финтех компании, позиционирующие себя в перспективе как финтех банки, могут столкнуться с трудностями в отсутствии банковской лицензии, так как не соответствуют требованиям ЦБ к ее получению.

В условиях фрагментации глобального регулирования финансовые учреждения, в большей степени, осуществляющие крупные глобальные операции, испытывают значительное давление, направленное на согласование требований местной юрисдикции и правил своей страны.Более мелкие учреждения также не застрахованы от таких регулятивных приливов и отливов. С учетом ожидаемого продолжения дивергенции в сочетании с некоторой геополитической нестабильностью и возможностью экономического спада банкам следует лучше подготовиться, продолжая свой путь модернизации комплаенса, используя новейшие технологии риск-менеджмента.

Таким образом, расхождения в регулировании, геополитическая нестабильность и наблюдаемый экономический спад порождают множество надвигающихся рисков, требующих от финансовых институтов переосмысления традиционных подходов к риск-менеджменту.

Автоматизация, робототехника и когнитивные технологии продолжают предопределять методы работы, что вынуждает банки быть восприимчивыми к нововведениям в своей деятельности. Влияние этих технологий, однако, является лишь частью крупного сдвига, происходящего в различных отраслях. Чтобы понять, как этот сдвиг может реализовать человеческий потенциал, и, главное, как это использовать, менеджмент банков должен переосмыслить изменения в характере функционирования банковской деятельности.

Для того чтобы трансформация произошла, придется сосредоточиться на разработке нового образа мышления для того, чтобы наилучшим образом использовать технологии, людей и процессы. Только те финансовые институты, которые строят совместную и инновационную культуру для стимулирования перемен, могут добиться реальной отдачи от своих инвестиций в технологии в следующем десятилетии.

Библиографический список

   
  1. Цурова Л.А. Регулятивные требования по банковскому капиталу: в поисках компромисса. Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68). С. 69-72.

  2. https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/about-deloitte/articles/2023/2024-global-marketing-trends.html

  3. https://www.bankofengland.co.uk/bank-overground/2023/how-large-is-the-leveraged-loan-market

  4. https://www.federalreserve.gov/boarddocs/press/boardacts/1998/19980601/default.htm2

Просмотров работы: 9