СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Магомедова М.С. 1
1Институт технологий (филиал) ДГТУ г. Волгодонск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема аддиктивного поведения в современном обществе является одной из самых распространенных и трудноразрешимых. Подтверждением данного факта является рост количественных и качественных показателей по данной проблеме: с одной стороны, увеличивается число людей, прибегающих к аддиктивному поведению как способу решения проблемы, поиску эффективного и быстрого способа снятия стресса и т.д., с другой – расширяется спектр и варианты зависимости, с третьей – отмечается тенденция к «омоложению» зависимости: в числе лиц с признаками аддиктивного поведения все чаще выявляются подростки.

Подростковый возраст – это сложный переходный период для индивида. Стресс является спутником взросления подростка, и встречается ему во всех сферах жизни: стрессы в семье, связанные с отделением ребенка от родителей, стрессы, связанные с принятием подростка в кругу сверстников и самоутверждением в коллективе, стрессы, обусловленные выбором дальнейшего жизненного пути, стрессы начала личной жизни. Одной из стратегий совладания со стрессом и решения проблем для подростков становится аддиктивное поведение.

Многие подростки стараются убежать от навалившихся проблем, выпивая алкоголь, проводя долгие часы в виртуально реальности, играя в азартные игры, употребляя вещества, изменяющие психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды. Аддиктивная личность стремиться к уходу от реальности в виде своеобразного бегства, когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами жизни происходит фиксацияна каком-то одном направлении. Естественно, страдает физическое и психологическое здоровье подростка, аддикция негативно влияет на его становление в социальной сфере, учебу и личную жизнь.

Учитывая значительное негативное влияние аддиктивного поведения, особое значение имеет психологическое сопровождение таких подростков в целях коррекции их аддиктивного поведения. В связи с этим тема данной курсовой работы представляется актуальной.

Цель исследования – исследовать социально-психологическую коррекцию аддиктивного поведения подростков.

Объект исследования – аддиктивное поведение подростков.

Предмет исследования – социально-психологическая коррекция аддиктивного поведения подростков.

Гипотеза исследования – самый распространенный вид аддикции у современных подростков является зависимость от курения и компьютерная зависимость; мальчики-подростки более склонны к зависимостям, чем девочки.

Аддиктивное поведение – это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [1, c.24].

Аддиктивное поведение подразумевается, как зависимость, злоупотребление какими-либо веществами или действиями. Человек с аддиктивным поведением ищет способ уйти от давящих на него трудностей с помощью агентов аддиктивной природы, меняющих состояние сознания. К ним относятсянаркотические вещества, алкоголь, табак, фармацевтическиесредства, компьютерные игры и т.п.

То, какой вид зависимости выберет человек, во много зависит от его личности и индивидуальной предрасположенности к определенным объектам аддикции и спецификой их влияния на организм индивида [2, c.48]. Также отмечается тенденция, при которой разные виды зависимого поведения у человека комбинируются и переходят друг в друга, что свидетельствует об общности природы аддиктивного поведения разных типов. Аддиктивное поведение делится на две основные группы: химические аддикции и нехимические аддикции, что показано на рисунке 1.

Рисунок 1 – Виды аддиктивного поведения

Химические аддикции подразумевают зависимость от психоактивных веществ (ПАВ), таких как алкоголь, табак, наркотики и др. Индивид употребляет одно или сразу несколько ПАВ, которые изменяют состояние сознания. При частом и многочисленном употреблении ПАВ личность и жизнь зависимого разрушается довольно быстро, страдают близкие ему люди [3, c.135].

Нехимические аддикции представлены пищевой, сексуальной, игровой зависимостью,трудоголизмом, любовной созависимостью и др. В таком случае внимание индивидасфокусировано на конкретныхобъектах или видах деятельности, и эта аддикция завладевает его жизнью, отрезает от контактов с близкими, делает индивида безвольным и беспомощным.

Классификация нехимического аддиктивного поведения дана немецким психиатром Носсратом Пезешкианом [4, c.11]. Он рассматривает нехимические аддикции как различные типы «бегства» от реальности (см. рисунок 2).

Рисунок 2 – Виды нехимическогоаддиктивного поведения

как «бегства» от реальности

Охарактеризуем эти типы.

1. «Бегство в тело» –фиксация на деятельности, связаннойс физическим или психическим усовершенствованием. В рамках гиперкомпенсации индивидинтенсивно увлекаетсясексуальной активностью, голоданиями, оздоровительными мероприятиями и т.п.

2. «Бегство в работу (учебу)» – чрезмерная переориентация нарабочих вопросах или учебе, при которой индивидстановится трудоголиком, уделяет все свое время работе или обучению, пренебрегая всеми остальными сторонами жизни.

3. «Бегство в контакты или одиночество»– индивид становится гиперсоциальным, общение становится единственным способом удовлетворения его потребностей; либо же напротив, замыкается в себе и минимизирует общение с окружающими [5, c.161]. Все это приводит к нарушению социальных коммуникаций и социальной дезадаптации личности.

4. «Бегство в фантазии» – индивид погружается в псевдофилософские рассуждения, религиозные и сектантские учения, живет в мире фантазий и иллюзий.

Таким образом, по мнению Н. Пезешкиана, индивид с аддикцией рассматривает свою жизнь как слишком скучную, серую, неинтересную, однообразную, полную проблем, которые видятся ему неразрешимыми. Он плохо приспособлен к жизни и слабо умеет справляться с трудностями, что способствует формированию скрытого «комплекса неполноценности»,влекущего за собой гиперкомпенсаторную реакцию [6]. Индивид с аддиктивным поведением «убегает» от реальности, фиксируясьна каком-либо одном направлении жизни.

Стоит отметить, что почти все индивиды с аддиктивным поведениемпребывают в иллюзии того, что они контролируют свою тягу. Но этот контроль чаще всего – мнимый и в том числе может проявляться в переключении с одно вида аддикции на другой: например, замене курения сигаре на курение кальяна или вейпов [7, c.255].

Можно заключить, что аддиктивное поведение подразумевает зависимость, злоупотребление какими-либо веществами или действиями. Постепенно зависимость усиливается и из способа ухода от реальности превращается в самоцель, заменяет другие виды активности и становится образом жизни индивида. В последнее время отмечается тенденция к «омоложению» зависимости: в числе лиц с признаками аддиктивного поведения все чаще появляются подростки.

Для изучения аддиктивного поведения подростковв рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование. Выборку испытуемых составили 46 подростков в возрасте 14-16 лет, среди них 23 девочки и 23 мальчика.

Были использованы две психодиагностические методики:

  1. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей (Г.В. Лозовая).

  2. Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков).

Охарактеризуем эти методики.

1. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей, разработанная Г.В. Лозовой [8].Методика показывает общую склонность к той или иной зависимости, среди которых:

  • зависимость от алкоголя;

  • телевизионная зависимость;

  • любовная зависимость;

  • игровая зависимость;

  • зависимость от межполовых отношений;

  • пищевая зависимость;

  • религиозная зависимость;

  • трудовая зависимость;

  • лекарственная зависимость;

  • зависимость от компьютера (интернета, социальных сетей);

  • зависимость от курения;

  • зависимость от здорового образа жизни;

  • наркотическая зависимость;

  • общая склонность к зависимостям.

2. Тест на интернет-зависимость, разработанный С.А. Кулаковым. Методика содержит 20 вопросов, помогающих определить склонность подростка к интернет-зависимости. Чем больше баллов набирает испытуемый, тем более склонен он к данному виду аддикции.

Стоит отметить, что в ходе проведения эмпирического исследования автором соблюдались все базовые этические принципы, такие как принцип добровольности участия, принцип конфиденциальности личных данных испытуемых, принцип информированного согласия и принцип справедливого отбора участников исследования.

С помощью описательной статистики рассмотрим средние результаты по выборке по использованным методикам. Результаты подростков по методике диагностики склонности к 13 видам зависимостей Г.В. Лозовой показаны на рисунке 5.

Рисунок 5 – Результаты по методике диагностики склонности
к 13 видам зависимостей Г.В. Лозовой

Как мы видим, самые высокие показатели по выборке касаются компьютерной зависимости (зависимости от соцсетей и интернета), что говорит о высокой склонности обоих полов к времяпрепровождению за компьютером, веб-серфингу, что уже приобретает характер аддикции. Подростки обоих полов ежедневно проводят часы за просмотром ленты новостей в социальных сетях, заводят там знакомства, подолгу общаются, смотрят видео и читают различные публикации. Для многих из них виртуальная реальность более интересна, чем обычная жизнь.

Также высоки показатели девочек по любовной и пищевой зависимостям. Любовная зависимость у девочек подразумевает, что для них повышенное значение имеют романтические отношения. Они посвящают много времени времяпрепровождению с любимым человеком, постоянно думают о нем, мечтают на любовные темы. Одиночество и расставание представляется им как одно из самых страшных событий в жизни.

Пищевая зависимость у девочек проявляется в виде неумеренного потребления пищи, которая воспринимается как средство снятия стресса, повышения настроения и избавления от скуки. Часто при этом формируется расстройство пищевого поведения (РПП).

У мальчиков высоки показатели зависимости от курения. Именно в подростковом возрасте многие мальчики начинают пробовать сигареты и рассматривают их как легкий и безобидный способ сбросить напряжение, расслабиться, а также стать «своим» в компании других парней.

Далее рассмотрим результаты по тесту на интернет-зависимость С.А. Кулакова.

На рисунке 6 показано частотное распределение баллов мальчиков-подростков, на рисунке 7 – девочек-подростков.

Как видно, распределения обоих полов довольно похожи. Однако средний балл по данной методике в группе мальчиков выше – он составил 60,22, тогда как в группе девочек – 55,30. Оба этих показателя интерпретируются как сигнал того, что Интернет оказывает серьезное влияние на жизнь подростков. Например, они нередко обнаруживают, что задержались в сети дольше, чем планировали; забрасывают учебу и домашние обязанности, чтобы провести больше времени в Сети; часто чувствуют, что поглощены Интернетом и предпочитают его реальному общению.

Рисунок 6 – Частотное распределение баллов мальчиков-подростков

Рисунок 7 – Частотное распределение баллов девочек-подростков

Чтобы определить, какие из выявленных различий между мальчиками и девочками подростками статистически значимы, с помощью программы SPSS был произведен расчет U-критерия Манна-Уитни по всем шкалам двух методик (см. таблицу 1).

Таблица 1 – Результаты расчета U-критерия Манна-Уитни

Шкалы

Статистика U Манна-Уитни

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

Методика диагностики склонности
к 13 видам зависимостей, Г.В. Лозовая

Зависимость от алкоголя

98,500

0,026

Телевизионная зависимость

92,500

0,309

Любовная зависимость

66,000

0,005

Игровая зависимость

106,500

0,108

Зависимость от межполовых отношений

88,000

0,230

Пищевая зависимость

89,000

0,012

Религиозная зависимость

90,000

0,080

Трудовая зависимость

157,500

0,305

Лекарственная зависимость

109,000

0,166

Зависимость от компьютера (интернета, соц.сетей)

62,500

0,054

Зависимость от курения

58,500

0,002

Зависимость от ЗОЖ

56,000

0,017

Наркотическая зависимость

68,000

0,063

Общая склонность к зависимостям

83,500

0,201

Тест на интернет-зависимость, С.А. Кулаков

Интернет-зависимость

46,500

0,058

Как видно из таблицы, между подростками разных полов статистически значимы различия по следующим видам зависимостей:

  • зависимость от алкоголя;

  • любовная зависимость;

  • пищевая зависимость;

  • зависимость от курения;

  • зависимость от ЗОЖ.

Таким образом, мы выявили следующие статистически значимые гендерные различия: мальчики-подростки больше склонны к алкогольной и табачной аддикции, а девочки – любовной, пищевой зависимости и зависимости от ЗОЖ.

В первую очередь необходимо просвещение подростков по теме зависимостей и побуждение обратиться к школьному психологу в случае обнаружения у себя тревожных признаков. Для этого предлагается проводить лекции с подростками в рамках классных часов и внеурочных занятий, а также распространять в стенах школы листовки просветительского характера. Пример разработанной листовки по теме игромании (зависимости от компьютерных игр) представлен в Приложении.

С помощью такой листовки повысится осведомленность подростков о проблеме компьютерной зависимости и игромании, появится возможность выявить у себя ее признаки и предпринять меры, обратившись к школьному психологу.

Далее психолог проводит коррекционную работу с подростком, имеющим признаки аддиктивного поведения.Социально-психологическая коррекция аддиктивногоповедения подростков подразумевает ряд этапов:

1. Изоляция подростка от компании, которая негативно влияет на негои побуждает к зависимости. Вместо этого необходимо приобщить его к другой группе сверстников, которая влияет на него более положительно [10, c.675].

2. Смягчение действия неблагоприятной ситуации (к примеру, ситуации употребления ПАВ) посредством обсуждения с подростком спектра причин, приведших его к аддикции.

3. Исследование личностных ресурсов подростка дляактивизации сильных сторон его личности.

4. Раскрытие достижимых для подростка перспективных целей. На этом этапе психокоррекции рекомендуется использовать техники работы с будущим, такие как построение «лестницы прогресса». Создание перспективного плана для подростка должно базироваться на ценностях, имеющихвысокую значимость для него.

Стоит учитывать, что психокоррекционная работа с подростками с аддиктивным поведением имеет свои особенности:

  • психолог должен заверить подростка, что все сообщаемые им данныене будут никому переданы без его согласия, и это обещание необходимо неукоснительно выполнять;

  • подросток должен почувствовать, что к нему относятся как к самостоятельной личности, его слушают и за его спиной не принимают никаких решений;

  • основные качества психолога при взаимодействии с подростком должны стать гибкость и эмпатия (при этом не должна утрачиваться дистанция);

  • психолог должен принимать во внимание акцентуацию характера подростка;

  • не следует забывать о типичных подростковых поведенческих реакциях (реакция эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные реакции);

  • рекомендуется сочетать различные методы и направления психокоррекционной работы, исходя из особенностей подростка;

  • по завершении психокоррекционной работы имеет место период реабилитации, когда подросткунеобходимо бытьпостоянно занятым, в связи с чем важно подобрать для неговид досуга по интересам;

  • следуетнаходиться в контакте с родителями подростка и проводить психологическое сопровождение семьи.

Останавливаясь подробнее на последнем пункте,важно отметить, что семья играет важнейшую роль в коррекции аддиктивного поведения подростка. Позиция родителей, их грамотное, бережное отношение к ребенку и чертам его личности играют существенную роль в том, будет ли преодолена аддикция. В связи с этим задача психолога – предоставить родителям подростка полную информацию о нем: о его сильных и слабых сторонах, возможностях, перспективах развития и т.д. Желательно объяснить родителям причины нарушений в адаптации ребенка, а также возможные способы коррекции.

Работа с семьей подростка может проводится в виде профилактических программ для родителей подростков, которые могут проходить в виде социально-психологических тренингов, лекций, круглых столов для родителей, дискуссий и т.п. Подобного рода программы могут включатьследующие компоненты:

  • родители обучаются знаниям о психологических особенностях подростка, причинах формирования у него аддиктивного поведения, эффекте от употребления психоактивных веществ, особенностях влияния семейных стрессов на подростка и способах, как их преодолеть;

  • психолог помогает родителям осознать собственные личностные, семейные и социальные ресурсы, способствующие преодолению семейных проблем и трудностей во взаимоотношениях с ребенком-подростком;

  • родителям объясняют, как общаться с ребенком-подростком, чтобы его ресурсы не подавлялись, а развивались; как сделать свою семью социально и психологически поддерживающей, а не подавляющей системой;

  • определяются стратегии и направления развития личностных, семейных и социальных ресурсов;

  • выявляют родителей, которым необходима индивидуальная консультативная помощь.

Помимо родителей, важно работать и с педагогами образовательных учреждений, где подросток, страдающий аддикцией, проводит значительную часть своего времени.

Профилактическая работа с педагогами может содержать следующие направления:

  • педагогов обучают, как устанавливатьконструктивные взаимоотношения с учениками, основанные на взаимном принятии и взаимопонимании;

  • формирование у педагоговэмпатии и адекватной Я-концепции;

  • психологическая помощьпедагогам в разрешении внутриличностных проблем, мешающих профессиональной деятельности;

  • психологическое сопровождение процесса взаимодействия педагогов с учениками.

В качестве методов работы с педагогами психолог может выбратьсоциально-психологические тренинги, лекции-беседы, дискуссии, ролевые игры и иные психотехнологии, направленные на осознание процессов взаимного психологического развития педагога и ученика-подростка.

При этом один из главных этических принципов работы психолога – это конфиденциальность, то есть информация, сообщаемая педагогу о подростке, должна носить рекомендательный характер.

Таким образом, социально-психологическая коррекция аддиктивного поведения подростка должна проводиться психологом совместно с родителями и педагогами, согласно плану индивидуального сопровождения, который создают на основе анализа информации о подростке с аддиктивным поведением.

Список использованных информационных ресурсов

  1. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В.Змановская. – М.: Академия, 2018. – 288с. – Текст: непосредственный.

  2. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – М.: Городец, 2016. – 392 с. – Текст: непосредственный.

  3. Зуйкова, А.А.Психологическая характеристика личностных особенностей подростков, склонных к аддиктивному поведению в части, касающейся употребления психоактивных веществ /А.А.Зуйкова, А.И. Сафронов, Ю.В. Чуманов// Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – №3. – Текст: непосредственный.

  4. Абитов, И.Р. Психология девиантного поведения: учебно-методический комплекс / И.Р. Абитов. – Казань: РИЦ «Школа», 2010. – 63 с. – Текст: непосредственный.

  5. Главатских, М.М.Связь соматизации с социально-психологическими особенностями личности у подростков / М.М.Главатских, И.В.Реверчук, К.Г. Языков // СПЖ. – 2023. – №87. – С. 159-169. – Текст: непосредственный.

  6. Клюшова, О.В. Аддиктивное поведение как психологическая проблема в подростковом возрасте / О.В. Клюшова. – URL: https://nadejdaarh.ru/poleznaya-informatsiya/rekomendatsii-dlya-roditelej-i-pedagogov/669-addiktivnoe-povedenie-kak-psikhologicheskaya-problema-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 04.11.2023). – Текст: электронный.

  7. Жуков, В.А.Аддиктивное поведение как часть поведения социального: социологический анализ / В.А.Жуков, Н.В.Баблоян// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2022. – №2. – С. 252-258. – Текст: непосредственный.

  8. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: учеб. пособие / Б.Р.Мандель. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 352 с.Текст: непосредственный.

  9. Тест на интернет-зависимость, С.А. Кулаков. – URL: http://www.vashpsixolog.ru/preventive-work-of-a-psychologist-in-the-school/185-kompyuternaya-zavisimost/4287-osnovy-organizaczii-raboty-po-profilaktike-kompyuternoj-zavisimosti-u-mladshix-shkolnikov-i-podrostkov?start=11 (дата обращения: 01.12.2023).– Текст: электронный.

  10. .Как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью? – URL: https://centrsopr.ru/как-помочь-подростку-справиться-с-ком (дата обращения: 08.12.2023).– Текст: электронный.

Просмотров работы: 35