Проблема аддиктивного поведения в современном обществе является одной из самых распространенных и трудноразрешимых. Подтверждением данного факта является рост количественных и качественных показателей по данной проблеме: с одной стороны, увеличивается число людей, прибегающих к аддиктивному поведению как способу решения проблемы, поиску эффективного и быстрого способа снятия стресса и т.д., с другой – расширяется спектр и варианты зависимости, с третьей – отмечается тенденция к «омоложению» зависимости: в числе лиц с признаками аддиктивного поведения все чаще выявляются подростки.
Подростковый возраст – это сложный переходный период для индивида. Стресс является спутником взросления подростка, и встречается ему во всех сферах жизни: стрессы в семье, связанные с отделением ребенка от родителей, стрессы, связанные с принятием подростка в кругу сверстников и самоутверждением в коллективе, стрессы, обусловленные выбором дальнейшего жизненного пути, стрессы начала личной жизни. Одной из стратегий совладания со стрессом и решения проблем для подростков становится аддиктивное поведение.
Многие подростки стараются убежать от навалившихся проблем, выпивая алкоголь, проводя долгие часы в виртуально реальности, играя в азартные игры, употребляя вещества, изменяющие психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды. Аддиктивная личность стремиться к уходу от реальности в виде своеобразного бегства, когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами жизни происходит фиксацияна каком-то одном направлении. Естественно, страдает физическое и психологическое здоровье подростка, аддикция негативно влияет на его становление в социальной сфере, учебу и личную жизнь.
Учитывая значительное негативное влияние аддиктивного поведения, особое значение имеет психологическое сопровождение таких подростков в целях коррекции их аддиктивного поведения. В связи с этим тема данной курсовой работы представляется актуальной.
Цель исследования – исследовать социально-психологическую коррекцию аддиктивного поведения подростков.
Объект исследования – аддиктивное поведение подростков.
Предмет исследования – социально-психологическая коррекция аддиктивного поведения подростков.
Гипотеза исследования – самый распространенный вид аддикции у современных подростков является зависимость от курения и компьютерная зависимость; мальчики-подростки более склонны к зависимостям, чем девочки.
Аддиктивное поведение – это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [1, c.24].
Аддиктивное поведение подразумевается, как зависимость, злоупотребление какими-либо веществами или действиями. Человек с аддиктивным поведением ищет способ уйти от давящих на него трудностей с помощью агентов аддиктивной природы, меняющих состояние сознания. К ним относятсянаркотические вещества, алкоголь, табак, фармацевтическиесредства, компьютерные игры и т.п.
То, какой вид зависимости выберет человек, во много зависит от его личности и индивидуальной предрасположенности к определенным объектам аддикции и спецификой их влияния на организм индивида [2, c.48]. Также отмечается тенденция, при которой разные виды зависимого поведения у человека комбинируются и переходят друг в друга, что свидетельствует об общности природы аддиктивного поведения разных типов. Аддиктивное поведение делится на две основные группы: химические аддикции и нехимические аддикции, что показано на рисунке 1.
Рисунок 1 – Виды аддиктивного поведения
Химические аддикции подразумевают зависимость от психоактивных веществ (ПАВ), таких как алкоголь, табак, наркотики и др. Индивид употребляет одно или сразу несколько ПАВ, которые изменяют состояние сознания. При частом и многочисленном употреблении ПАВ личность и жизнь зависимого разрушается довольно быстро, страдают близкие ему люди [3, c.135].
Нехимические аддикции представлены пищевой, сексуальной, игровой зависимостью,трудоголизмом, любовной созависимостью и др. В таком случае внимание индивидасфокусировано на конкретныхобъектах или видах деятельности, и эта аддикция завладевает его жизнью, отрезает от контактов с близкими, делает индивида безвольным и беспомощным.
Классификация нехимического аддиктивного поведения дана немецким психиатром Носсратом Пезешкианом [4, c.11]. Он рассматривает нехимические аддикции как различные типы «бегства» от реальности (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Виды нехимическогоаддиктивного поведения
как «бегства» от реальности
Охарактеризуем эти типы.
1. «Бегство в тело» –фиксация на деятельности, связаннойс физическим или психическим усовершенствованием. В рамках гиперкомпенсации индивидинтенсивно увлекаетсясексуальной активностью, голоданиями, оздоровительными мероприятиями и т.п.
2. «Бегство в работу (учебу)» – чрезмерная переориентация нарабочих вопросах или учебе, при которой индивидстановится трудоголиком, уделяет все свое время работе или обучению, пренебрегая всеми остальными сторонами жизни.
3. «Бегство в контакты или одиночество»– индивид становится гиперсоциальным, общение становится единственным способом удовлетворения его потребностей; либо же напротив, замыкается в себе и минимизирует общение с окружающими [5, c.161]. Все это приводит к нарушению социальных коммуникаций и социальной дезадаптации личности.
4. «Бегство в фантазии» – индивид погружается в псевдофилософские рассуждения, религиозные и сектантские учения, живет в мире фантазий и иллюзий.
Таким образом, по мнению Н. Пезешкиана, индивид с аддикцией рассматривает свою жизнь как слишком скучную, серую, неинтересную, однообразную, полную проблем, которые видятся ему неразрешимыми. Он плохо приспособлен к жизни и слабо умеет справляться с трудностями, что способствует формированию скрытого «комплекса неполноценности»,влекущего за собой гиперкомпенсаторную реакцию [6]. Индивид с аддиктивным поведением «убегает» от реальности, фиксируясьна каком-либо одном направлении жизни.
Стоит отметить, что почти все индивиды с аддиктивным поведениемпребывают в иллюзии того, что они контролируют свою тягу. Но этот контроль чаще всего – мнимый и в том числе может проявляться в переключении с одно вида аддикции на другой: например, замене курения сигаре на курение кальяна или вейпов [7, c.255].
Можно заключить, что аддиктивное поведение подразумевает зависимость, злоупотребление какими-либо веществами или действиями. Постепенно зависимость усиливается и из способа ухода от реальности превращается в самоцель, заменяет другие виды активности и становится образом жизни индивида. В последнее время отмечается тенденция к «омоложению» зависимости: в числе лиц с признаками аддиктивного поведения все чаще появляются подростки.
Для изучения аддиктивного поведения подростковв рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование. Выборку испытуемых составили 46 подростков в возрасте 14-16 лет, среди них 23 девочки и 23 мальчика.
Были использованы две психодиагностические методики:
Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей (Г.В. Лозовая).
Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков).
Охарактеризуем эти методики.
1. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей, разработанная Г.В. Лозовой [8].Методика показывает общую склонность к той или иной зависимости, среди которых:
зависимость от алкоголя;
телевизионная зависимость;
любовная зависимость;
игровая зависимость;
зависимость от межполовых отношений;
пищевая зависимость;
религиозная зависимость;
трудовая зависимость;
лекарственная зависимость;
зависимость от компьютера (интернета, социальных сетей);
зависимость от курения;
зависимость от здорового образа жизни;
наркотическая зависимость;
общая склонность к зависимостям.
2. Тест на интернет-зависимость, разработанный С.А. Кулаковым. Методика содержит 20 вопросов, помогающих определить склонность подростка к интернет-зависимости. Чем больше баллов набирает испытуемый, тем более склонен он к данному виду аддикции.
Стоит отметить, что в ходе проведения эмпирического исследования автором соблюдались все базовые этические принципы, такие как принцип добровольности участия, принцип конфиденциальности личных данных испытуемых, принцип информированного согласия и принцип справедливого отбора участников исследования.
С помощью описательной статистики рассмотрим средние результаты по выборке по использованным методикам. Результаты подростков по методике диагностики склонности к 13 видам зависимостей Г.В. Лозовой показаны на рисунке 5.
Рисунок 5 – Результаты по методике диагностики склонности
к 13 видам зависимостей Г.В. Лозовой
Как мы видим, самые высокие показатели по выборке касаются компьютерной зависимости (зависимости от соцсетей и интернета), что говорит о высокой склонности обоих полов к времяпрепровождению за компьютером, веб-серфингу, что уже приобретает характер аддикции. Подростки обоих полов ежедневно проводят часы за просмотром ленты новостей в социальных сетях, заводят там знакомства, подолгу общаются, смотрят видео и читают различные публикации. Для многих из них виртуальная реальность более интересна, чем обычная жизнь.
Также высоки показатели девочек по любовной и пищевой зависимостям. Любовная зависимость у девочек подразумевает, что для них повышенное значение имеют романтические отношения. Они посвящают много времени времяпрепровождению с любимым человеком, постоянно думают о нем, мечтают на любовные темы. Одиночество и расставание представляется им как одно из самых страшных событий в жизни.
Пищевая зависимость у девочек проявляется в виде неумеренного потребления пищи, которая воспринимается как средство снятия стресса, повышения настроения и избавления от скуки. Часто при этом формируется расстройство пищевого поведения (РПП).
У мальчиков высоки показатели зависимости от курения. Именно в подростковом возрасте многие мальчики начинают пробовать сигареты и рассматривают их как легкий и безобидный способ сбросить напряжение, расслабиться, а также стать «своим» в компании других парней.
Далее рассмотрим результаты по тесту на интернет-зависимость С.А. Кулакова.
На рисунке 6 показано частотное распределение баллов мальчиков-подростков, на рисунке 7 – девочек-подростков.
Как видно, распределения обоих полов довольно похожи. Однако средний балл по данной методике в группе мальчиков выше – он составил 60,22, тогда как в группе девочек – 55,30. Оба этих показателя интерпретируются как сигнал того, что Интернет оказывает серьезное влияние на жизнь подростков. Например, они нередко обнаруживают, что задержались в сети дольше, чем планировали; забрасывают учебу и домашние обязанности, чтобы провести больше времени в Сети; часто чувствуют, что поглощены Интернетом и предпочитают его реальному общению.
Рисунок 6 – Частотное распределение баллов мальчиков-подростков
Рисунок 7 – Частотное распределение баллов девочек-подростков
Чтобы определить, какие из выявленных различий между мальчиками и девочками подростками статистически значимы, с помощью программы SPSS был произведен расчет U-критерия Манна-Уитни по всем шкалам двух методик (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Результаты расчета U-критерия Манна-Уитни
Шкалы |
Статистика U Манна-Уитни |
Асимпт. знч. (двухсторонняя) |
Методика диагностики склонности |
||
Зависимость от алкоголя |
98,500 |
0,026 |
Телевизионная зависимость |
92,500 |
0,309 |
Любовная зависимость |
66,000 |
0,005 |
Игровая зависимость |
106,500 |
0,108 |
Зависимость от межполовых отношений |
88,000 |
0,230 |
Пищевая зависимость |
89,000 |
0,012 |
Религиозная зависимость |
90,000 |
0,080 |
Трудовая зависимость |
157,500 |
0,305 |
Лекарственная зависимость |
109,000 |
0,166 |
Зависимость от компьютера (интернета, соц.сетей) |
62,500 |
0,054 |
Зависимость от курения |
58,500 |
0,002 |
Зависимость от ЗОЖ |
56,000 |
0,017 |
Наркотическая зависимость |
68,000 |
0,063 |
Общая склонность к зависимостям |
83,500 |
0,201 |
Тест на интернет-зависимость, С.А. Кулаков |
||
Интернет-зависимость |
46,500 |
0,058 |
Как видно из таблицы, между подростками разных полов статистически значимы различия по следующим видам зависимостей:
зависимость от алкоголя;
любовная зависимость;
пищевая зависимость;
зависимость от курения;
зависимость от ЗОЖ.
Таким образом, мы выявили следующие статистически значимые гендерные различия: мальчики-подростки больше склонны к алкогольной и табачной аддикции, а девочки – любовной, пищевой зависимости и зависимости от ЗОЖ.
В первую очередь необходимо просвещение подростков по теме зависимостей и побуждение обратиться к школьному психологу в случае обнаружения у себя тревожных признаков. Для этого предлагается проводить лекции с подростками в рамках классных часов и внеурочных занятий, а также распространять в стенах школы листовки просветительского характера. Пример разработанной листовки по теме игромании (зависимости от компьютерных игр) представлен в Приложении.
С помощью такой листовки повысится осведомленность подростков о проблеме компьютерной зависимости и игромании, появится возможность выявить у себя ее признаки и предпринять меры, обратившись к школьному психологу.
Далее психолог проводит коррекционную работу с подростком, имеющим признаки аддиктивного поведения.Социально-психологическая коррекция аддиктивногоповедения подростков подразумевает ряд этапов:
1. Изоляция подростка от компании, которая негативно влияет на негои побуждает к зависимости. Вместо этого необходимо приобщить его к другой группе сверстников, которая влияет на него более положительно [10, c.675].
2. Смягчение действия неблагоприятной ситуации (к примеру, ситуации употребления ПАВ) посредством обсуждения с подростком спектра причин, приведших его к аддикции.
3. Исследование личностных ресурсов подростка дляактивизации сильных сторон его личности.
4. Раскрытие достижимых для подростка перспективных целей. На этом этапе психокоррекции рекомендуется использовать техники работы с будущим, такие как построение «лестницы прогресса». Создание перспективного плана для подростка должно базироваться на ценностях, имеющихвысокую значимость для него.
Стоит учитывать, что психокоррекционная работа с подростками с аддиктивным поведением имеет свои особенности:
психолог должен заверить подростка, что все сообщаемые им данныене будут никому переданы без его согласия, и это обещание необходимо неукоснительно выполнять;
подросток должен почувствовать, что к нему относятся как к самостоятельной личности, его слушают и за его спиной не принимают никаких решений;
основные качества психолога при взаимодействии с подростком должны стать гибкость и эмпатия (при этом не должна утрачиваться дистанция);
психолог должен принимать во внимание акцентуацию характера подростка;
не следует забывать о типичных подростковых поведенческих реакциях (реакция эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные реакции);
рекомендуется сочетать различные методы и направления психокоррекционной работы, исходя из особенностей подростка;
по завершении психокоррекционной работы имеет место период реабилитации, когда подросткунеобходимо бытьпостоянно занятым, в связи с чем важно подобрать для неговид досуга по интересам;
следуетнаходиться в контакте с родителями подростка и проводить психологическое сопровождение семьи.
Останавливаясь подробнее на последнем пункте,важно отметить, что семья играет важнейшую роль в коррекции аддиктивного поведения подростка. Позиция родителей, их грамотное, бережное отношение к ребенку и чертам его личности играют существенную роль в том, будет ли преодолена аддикция. В связи с этим задача психолога – предоставить родителям подростка полную информацию о нем: о его сильных и слабых сторонах, возможностях, перспективах развития и т.д. Желательно объяснить родителям причины нарушений в адаптации ребенка, а также возможные способы коррекции.
Работа с семьей подростка может проводится в виде профилактических программ для родителей подростков, которые могут проходить в виде социально-психологических тренингов, лекций, круглых столов для родителей, дискуссий и т.п. Подобного рода программы могут включатьследующие компоненты:
родители обучаются знаниям о психологических особенностях подростка, причинах формирования у него аддиктивного поведения, эффекте от употребления психоактивных веществ, особенностях влияния семейных стрессов на подростка и способах, как их преодолеть;
психолог помогает родителям осознать собственные личностные, семейные и социальные ресурсы, способствующие преодолению семейных проблем и трудностей во взаимоотношениях с ребенком-подростком;
родителям объясняют, как общаться с ребенком-подростком, чтобы его ресурсы не подавлялись, а развивались; как сделать свою семью социально и психологически поддерживающей, а не подавляющей системой;
определяются стратегии и направления развития личностных, семейных и социальных ресурсов;
выявляют родителей, которым необходима индивидуальная консультативная помощь.
Помимо родителей, важно работать и с педагогами образовательных учреждений, где подросток, страдающий аддикцией, проводит значительную часть своего времени.
Профилактическая работа с педагогами может содержать следующие направления:
педагогов обучают, как устанавливатьконструктивные взаимоотношения с учениками, основанные на взаимном принятии и взаимопонимании;
формирование у педагоговэмпатии и адекватной Я-концепции;
психологическая помощьпедагогам в разрешении внутриличностных проблем, мешающих профессиональной деятельности;
психологическое сопровождение процесса взаимодействия педагогов с учениками.
В качестве методов работы с педагогами психолог может выбратьсоциально-психологические тренинги, лекции-беседы, дискуссии, ролевые игры и иные психотехнологии, направленные на осознание процессов взаимного психологического развития педагога и ученика-подростка.
При этом один из главных этических принципов работы психолога – это конфиденциальность, то есть информация, сообщаемая педагогу о подростке, должна носить рекомендательный характер.
Таким образом, социально-психологическая коррекция аддиктивного поведения подростка должна проводиться психологом совместно с родителями и педагогами, согласно плану индивидуального сопровождения, который создают на основе анализа информации о подростке с аддиктивным поведением.
Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В.Змановская. – М.: Академия, 2018. – 288с. – Текст: непосредственный.
Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – М.: Городец, 2016. – 392 с. – Текст: непосредственный.
Зуйкова, А.А.Психологическая характеристика личностных особенностей подростков, склонных к аддиктивному поведению в части, касающейся употребления психоактивных веществ /А.А.Зуйкова, А.И. Сафронов, Ю.В. Чуманов// Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – №3. – Текст: непосредственный.
Абитов, И.Р. Психология девиантного поведения: учебно-методический комплекс / И.Р. Абитов. – Казань: РИЦ «Школа», 2010. – 63 с. – Текст: непосредственный.
Главатских, М.М.Связь соматизации с социально-психологическими особенностями личности у подростков / М.М.Главатских, И.В.Реверчук, К.Г. Языков // СПЖ. – 2023. – №87. – С. 159-169. – Текст: непосредственный.
Клюшова, О.В. Аддиктивное поведение как психологическая проблема в подростковом возрасте / О.В. Клюшова. – URL: https://nadejdaarh.ru/poleznaya-informatsiya/rekomendatsii-dlya-roditelej-i-pedagogov/669-addiktivnoe-povedenie-kak-psikhologicheskaya-problema-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 04.11.2023). – Текст: электронный.
Жуков, В.А.Аддиктивное поведение как часть поведения социального: социологический анализ / В.А.Жуков, Н.В.Баблоян// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2022. – №2. – С. 252-258. – Текст: непосредственный.
Мандель, Б.Р. Возрастная психология: учеб. пособие / Б.Р.Мандель. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 352 с.– Текст: непосредственный.
Тест на интернет-зависимость, С.А. Кулаков. – URL: http://www.vashpsixolog.ru/preventive-work-of-a-psychologist-in-the-school/185-kompyuternaya-zavisimost/4287-osnovy-organizaczii-raboty-po-profilaktike-kompyuternoj-zavisimosti-u-mladshix-shkolnikov-i-podrostkov?start=11 (дата обращения: 01.12.2023).– Текст: электронный.
.Как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью? – URL: https://centrsopr.ru/как-помочь-подростку-справиться-с-ком (дата обращения: 08.12.2023).– Текст: электронный.