Формирование ценности здорового образа жизни подростков - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Формирование ценности здорового образа жизни подростков

Галка А.С. 1
1Институт технологий (филиал) ДГТУ г. Волгодонск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование здорового образа жизни подростков является актуальной темой, так как в этот период происходит формирование личности, ее основных качеств и характеристик. Подростковый возраст – это время, когда человек активно ищет свое место в обществе, определяет свои жизненные цели и приоритеты. Индивидуальность – набор индивидуальных, присущих только этому человеку, характеристик и качеств, которые отличают одного человека от другого.

Подростки – особая часть в составе населения, состояние здоровья которого является «оценкой» социального благополучия. Подростки чрезмерно подвержены влиянию среды, под воздействием которой в основном и происходит формирование поведенческих установок, привычек, от которых зависит их здоровье. В нашей стране ситуация усугубляется ростом среди молодежи «само разрушающего поведения»: курение табака, потребление алкоголя и наркотиков, иных токсических и психоактивных веществ, отсутствие интереса к регулярным занятиям физической культурой, несоблюдение правил личной гигиены и др.

Социально-психологические методы играют важную роль в формировании ценности здорового образа жизни у подростков, помогая им раскрыть свой потенциал, преодолеть трудности и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В этом контексте особую актуальность приобретают такой метод, как социально-психологический тренинг.

Современные подростки часто попадают под частый вызовов и проблему, связанную с социальной адаптацией в обществе, межличностными отношениями психологическими трудностями личности. Социально-психологическая поддержка позволяет подросткам успешно преодолевать эти трудности, учиться эффективно взаимодействовать с окружающими и развивать свои личностные качества.

Таким образом, актуальность темы формирования ценности здорового образа жизни у подростков методом социально-психологического тренинга обусловлена значимостью данного этапа в формировании личности, необходимостью применения соответствующих методов для оказания поддержки и помощи подросткам в их развитии.

Целью исследования является изучение социально-психологических методов формирования ценности здорового образа жизни подростков и анализ их эффективности для оказания помощи и поддержки в процессе формирования личности.

Объект исследования – формирование ценности здорового образа жизни в подростковом возрасте.

Предмет исследования – метод социально-психологического тренинга в подростковом возрасте.

Гипотеза: формирование ценности здорового образа жизни у подростков будет более эффективным, если использовать комплекс методов, учитывающих их возрастные особенности, интересы и потребности.

Психологическое развитие подростка связано с образованием эмоциональной сферы, развитием интеллекта и познавательных процессов. В период психологического развития подросток учится различать свои эмоции, решать проблемы и принимать решения. Также происходит развитие мышления и памяти, что позволяет подростку более эффективно усваивать новые знания и навыки.

Социально-психологическое развитие подростка начинается со становления его как физически активной личности, что способствует грамотному усвоению полученной информации о ценности здорового образа жизни. В этом возрасте подросток начинает задумываться о своем будущем, выбирать свой жизненный путь и строить планы. Формирование ценности здорового образа жизни, может быть сложным процессом, поэтому важно, чтобы подросток имел возможность получить необходимую информацию и поддержку от взрослых [1].

Индивидуальность – это уникальное сочетание личностных характеристик, которые определяют человека как уникальную и неповторимую личность. В подростковом возрасте развитие индивидуальности является одним из ключевых процессов, поскольку именно в этот период происходит формирование основных личностных качеств и жизненных установок.

Подростковый возраст –период развития детей и их формирования при подготовке ко взрослой жизни, возраст от 13-14 до 14-15 лет. Этот возрастною характеризуется множеством физических, эмоциональных и социальных изменений, которые приводят к созданию собственного восприятия о ценности здорового образа жизни. На этом этапе жизни подростки начинают осознавать свою принадлежность к определенной группе, определяют свои интересы, ценности и приоритеты. В этом возрасте дети активно ищут свое место в мире, изучают свои возможности и начинают принимать решения самостоятельно.

Формирование ценности здорового образа жизни – это процесс, который начинается с юных лет. В рассматриваемом мною возрасте процесс становится особенно активным, и именно в этот период формируются основные черты личности и определяются жизненные приоритеты [2].

Ценность здорового образа жизни у подростков зависит от множества факторов, включая генетику, семейную среду, социальные нормы и культурные ожидания. Однако ключевую роль в этом процессе играют пример его семьи и окружение. Подростки, уверенные в своих силах, навыках и способностях, более склонны к точному пониманию важности ценности здорового образа жизни, в то время как те, дети кто, наоборот, испытывает недостаток примера семьи и имеет более слабое социальное окружение, имеют трудности с самоопределением и самовосприятием себя как личности, которая может воссоздать в себе желание вести полноценный здоровый образ жизни.

Для лаконичного и полноценного понятия о важности формирования ценности здорового образа жизни детям важно наблюдать в своей семье пример.

Поддержка родителей, учителей и сверстников может помочь им в поиске своего места в жизни, развитии своих способностей и талантов, а также формировании собственной системы ценностей и убеждений.

Одним из ключевых факторов формирования ценности здорового образа жизни является самооценка. Уверенность в себе и своих способностях помогает подросткам достигать успеха в различных областях жизни. Очень большую значимость воссоздает поддержка, родителей и учителя в стремлениях подростка познать важность ведения здорового образа жизни.

Формирования ценности здорового образа жизни является общение со сверстниками, чьи интересы направлены на развитие ценности здорового образа жизни. Подростки учатся выражать свои мысли, чувства и идеи, и это помогает лучше понимать себя и других. Общение помогает большинству подростков находить свое место в коллективе с сверстников, и развивать свои социальные навыки.

Формирование ценности здорового образа жизни на прямую связано с занятиями физической культурой спортом. Подростки могут проявлять свои спортивные способности в различных областях, таких как спортивные танцы, борьба, плавание, бокс, футбол, хоккей и т.д. Занятия спортом помогают им выразить свою уникальность, а также способствует их личностному росту [3].

Итак, формирование ценности здорового образа жизни является важным процессом, который происходит в подростковом возрасте. Этот процесс включает в себя самооценку, общение со сверстниками и занятия спортом, и все эти аспекты помогают подросткам стать полноценными заинтересованными в ценности здорового образа жизни личностями.

Таким образом, формирование ценности здорового образа жизни в подростковом возрасте является важным этапом в становлении личности, формировании идентичности и определении своего места в мире. Этот процесс требует поддержки и понимания и самое главное примера со стороны взрослых, и это может быть ключом к созданию условий для здорового развития личности подростка.

Базой для исследования стали учащиеся 7 класса МБОУ СОШ №3 г. Цимлянска в количестве 18 детей в возрасте 13– 14 лет, из них 9девочек и 9 мальчиков.

Для реализации поставленных задач были подобраны методики социально-психологического тренинга, такие как дискуссия и игры.

С помощью методики дискуссия удалось интенсивно и продуктивно выяснить насколько ценность здорового образа жизни привита детям в семьях и в обществе.

Почему была выбрана именно эта методика:

– аргументами и логикой возможно воздействовать на мнения, позиции и установки;

– через сопоставление разных и даже противоположных точек зрения подростки учатся понимать и уважать других и себя;

– дети учатся видеть проблему с разных сторон;

– возможность предотвращать и разрешать конфликты;

– дети учатся работать в группе, принимать и возлагать ответственность;

– дети удовлетворяют потребность в признании и самореализации.

С помощью методики игра, она состояла в том, что детям были предложена игра, в которой они примеряли на себя разные роли и мною были отмечены несколько важных пунктов, почему именно эта методика подходит для данного исследования:

Для оценки и анализа эффективности метода формирования ценности здорового образа жизни по методике «Дискуссия» были получены обобщенные результаты, приведенные в таблице 1

Таблица 1 – Обобщенные данные по методике «Дискуссия»

 

Шкала

Мальчики

Девочки

ср.знач., %

ср.знач., %

1

Отношение к ценности здорового образа жизни у подростка

60

80

2

Ценность здорового образа жизни в семье подростка

50

60

3

Ценность здорового образа жизни в социальном окружении подростка

30

50

По результатам методики «Дискуссия «было выявлено, что у мальчиков отношение к ценности здорового образа жизни выражена в меньшей степени, чем у девочек. Это говорит о их склонности чаще испытывать позитивные эмоции и более интенсивно реагировать на позитивные события, они более разговорчивы и энергичны, способны и занимаются активней физическими занятиями.

Шкала ценности здорового образа жизни в семье у мальчиков менее значима, поэтому они склонны выражаться непосредственно и прямо, даже если рискуют вступить в спор, им нравится соревноваться, и они более склонны к рискованному поведению, например, курению.

По шкале ценности здорового образа жизни в социальном окружении можно определить, что девочки более организованны и ответственны, в отличие от ребят, которые действуют спонтанно и не обращают внимания на детали.

Данная методика доказывает, что с помощью нее можно определить какими личностными качествами, преобладают подростки данной группы.

Для определения уровня формирования ценности здорового образа жизни подростков была проведена методика «Игра», в которой детям была предложена игра в форме семьи, где они должны были своим воображаемым детям рассказать и показать на собственном примере насколько важно в наше время вести здоровый образ жизни обобщенные данные были занесены в таблицу 2.

Таблица 2 – Обобщенные результаты методики «Игра»

Форма игры

Мальчики

Девочки

Рассказ

7

8

Собственный пример физической подготовки

9

6

Посчитаны общие результаты и занесены в диаграмму, изображенную на рисунке 1.

Рисунок 1 – Общие результаты проведенной методики

По итогам проведенной диагностики можно сделать вывод, что большинство девочек и мальчиков, а это 45%, имеют средний уровень ценности здорового образа жизни, высокий уровень имеют около 50% респондентов, и всего 5% имеют заниженный уровень привитой ценности здорового образа жизни. Отношение к себе со стороны окружающих формирует фундамент для формирования ценности здорового образа жизни. То есть, если ребёнку семье не прививают ценность здорового образа жизни, то его уровень ценности здорового образа жизни будет низким несмотря на хорошую природную физическую составляющую. И наоборот, если ребенку прививают ценность здорового образа жизни, то его даже если от природы не сильно развитую физическую подготовку можно изменить путем физической активности, то есть тренировок

Следует отметить, что насколько высока у школьника ценность здорового образа жизни, влияет на его взаимоотношения со сверстниками и друзьями, а также воздействует на психическое состояние и способность достигать поставленных целей в учебе.

Данная методика помогает определить уровень формирования ценности здорового образа жизни учащихся.

Высокий уровень ценности здорового образа жизни позволяет школьнику чувствовать себя уверенным и способным достичь своих целей, что помогает ему сохранять мотивацию и продолжать двигаться вперед, даже если возникают трудности. Уверенный в себе подросток обычно испытывает меньше стресса и тревоги, что может положительно сказаться на его эмоциональном благополучии.

Школьник с высокой физической активностью лучше сосредоточится на учебе и проявит больше усилий в достижении своих образовательных целей. Что поможет может способствовать развитию здоровых межличностных отношений со сверстниками и взрослыми. Уверенные в себе учащиеся могут быть более открытыми для общения и поддержки других. Также у детей со спортивными показателями выше среднего проявляется большая заинтересованность в развитии своих талантов и способностей, и занятиями по самореализации [4].

Для дальнейшего формирования ценности здорового образа жизни у подростков можно проводить с детьми спортивные упражнения, такие как плавание, разминки или занятие играми в спорт зале, которые могут помочь подросткам понять ценность здорового образа жизни.

Групповые тренинги, такие как командные игры, мозговые штурмы или групповые проекты, могут способствовать развитию социальных навыков, лидерских качеств и сотрудничества, что поможет подросткам стать более уверенными. Одним из преимуществ тренинга является то, что он позволяет участникам получить новые знания и навыки в структурированной и контролируемой обстановке. Это может помочь им улучшить свои профессиональные навыки и повысить свою эффективность в работе.

Тренинги также могут помочь участникам развить свои коммуникативные навыки, научиться эффективно работать в команде и решать проблемы, улучшают эмоциональный интеллект участников, помогая им лучше понимать свои эмоции и эмоции других людей.

В результате исследования было установлено, что формирование ценности здорового образа жизни в подростковом возрасте является важным этапом их социально-психологического развития. Основные методы формирования ценности здорового образа жизни включают стимулирование самоопределения, развитие самосознания и самооценки, формирование навыков самореализации, а также создание условий для саморазвития и самореализации подростков.

Основные принципы работы с подростками включают сотрудничество, доверие, эмпатию и учет индивидуальных особенностей каждого подростка. Важно учитывать социально-культурный контекст, в котором подросток функционирует, а также его потребности и жизненные ценности.

Анализ эффективности и результативности социально-психологических методов формирования ценности здорового образа жизни позволил выделить наиболее эффективные и адаптированные под определенные условия подходы, такие как индивидуальные и групповые тренинги, мониторинг, психологическое консультирование. Более глубокое изучение данных методов и их применение в практике работы с подростками может способствовать успешной адаптации и формированию ценности здорового образа жизни.

Таким образом, данная работа представляет собой важный вклад в область социально-психологической работы с подростками. Она предоставляет конкретные инструменты и методики, которые могут быть использованы специалистами при работе с подростками, а также предлагает практические рекомендации для успешного развития и адаптации подростков в обществе. Результаты и выводы данной работы могут быть использованы как основа для создания программ и проектов, направленных на формирование ценности здорового образа жизни подростков.

Перечень используемых информационных ресурсов

  1. Алешина Л.И. — Формирование мотивации здорового образа жизни: – Волгоград, 2012. –33 с. – Библиогр.: с. 25-34. – 230 экз. – ISBN 967-4-7865-4213-4. – Текст: непосредственный.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2018. – 360 с. – ISBN 978-5-7567-0827-1. – URL:https://ibooks.ru/bookshelf/354415/reading(дата обращения: 27.10.2023). – Текст: электронный.

  3. Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — Москва.: Физкультура и спорт, 2014. — С. 212- 218. ISBN 5–278–00214-Х. – URL: https://bigenc.ru/b/valeologiia-nauka-o-zdorov-595976(дата обращения: 15.11.2023). – Текст: электронный.

  4. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Здоровый образ жизни – стереотипные представления и реальная ситуация // Школа здоровья. Санкт – Петербург– 2012. – № 2. – С. 23-31.URL: http://periodika.websib.ru/taxonomy/term/15754 (дата обращения: 21.11.2023). – Текст: электронный.

  5. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – Москва: Издательство Московского университета, 1982. – С. 160–165. – URL:https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=14738. (дата обращения: 27.10.2023). – Текст: электронный.

  6. Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. — Москва., 2013. — С. 39.Библиогр.: с. 39
    10000 экз.ISBN 876-5-8823-4675-2. – Текст: непосредственный.

  7. Беляева Е. В., Шестакова Е. Н. Психологические характеристики и особенности межличностных отношений подростков. / Студенческая наука и медицина XXI века: традиции, инновации и приоритеты. Студенческая весна САМГМУ. Самара: Офорт, 2016. – с. 395–396. – Текст: непосредственный.

  8. Марков В.В. Основа здорового образа жизни профилактика болезней: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Москва: Академия, 2014. – С.320. ISBN 5-7695-0360-2. – Текст: непосредственный

Просмотров работы: 12