Социальное сопровождение как технология работы с семьями, находящимися в социально опасном положении - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Социальное сопровождение как технология работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение: в современной России проблема роста численности семей и детей, находящихся в социально опасном положении (СОП), остается актуальной на протяжении долгого времени.

Важно отметить, что к каждой семье необходим индивидуальный подход в выборе социальных технологий работы с такой семьей.

Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения возникших проблем. Одним достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями достаточно длительна, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

Благодаря своевременно оказанной помощи семьям СОП, наметилась позитивная тенденция к сокращению численности детей, родители которых лишены родительских прав (62,8 тыс. - в 2006 году, 40,1 тыс. - в 2013 году), за последние 7 лет на 46% сократилось число детей-сирот, выявляемых в течение года (с 127,1 тыс. в 2006 году до 68,8 тыс. в 2013 году) [1].

Несмотря на это, в центре внимания государства пока остается решение проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности российских семей, и побуждает к поиску новых способов их решения.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [5].

Основополагающей технологией работы с семьями СОП в настоящее время выступает – социальное сопровождение.

Более ясные очертания данный термин приобрел в связи с принятием Федерального закона № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

С точки зрения российского законодательства, под социальным сопровождением понимается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам [6].

С точки зрения Е.А. Стариковой, социальное сопровождение – оказание специалистом (в случае необходимости) конкретному лицу или группе (семье) комплекса социально-педагогических, социально--психологических, социально-экономических, социально-медицинских, правовых, информационных услуг на протяжении определенного периода времени, длительного периода (в случае необходимости) [4].

Показатели для организации социального сопровождения семей СОП:

  • Враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи или домочадцем, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка).

  • Мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка. Семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенка-инвалида. Несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать-одиночка).

  • Длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей.

  • Семья, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.)

В рамках технологии социального сопровождения оказываются следующие услуги [3]:

  • Информационные – предоставление справочной информации;

  • Психологические – проведение психологической диагностики;

  • Социально-педагогические – обучение родителей методам воспитания и т.д.;

  • Социально-медицинские – консультирование по вопросам улучшения здоровья;

  • Юридические – защита прав и интересов ребенка;

  • Социально-экономические – содействие специалистов по социальной работе, в получении пособий, помощи при трудоустройстве.

В сопровождении можно выделить три основных компонента:

  1. Диагностика (отслеживание) неблагополучной семьи, служащая основой для постановки целей и определения проблем.

  2. Отбор и применение методических средств.

  3. Анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы, определенный специалистов, для внесения изменений и использования, дополнительных профессиональный методик.

В зависимости от проблем, возникших в семьях СОП, специалисты по социальной работе определяют уровень социального сопровождения, разрабатывают специальную программу для решения возникших проблем, и устанавливают продолжительность социального сопровождения.

Выделяют следующие уровни социального сопровождения:

  • Адаптационный уровень - процесс, направленный на обеспечение прохождения благополучной адаптации замещающей семьи, «молодой» семьи, оказание психологической поддержки всем членам семьи в течение первого года ее создания.

  • Базовый уровень - процесс, направленный на оказание психолого-педагогической поддержки семьям с целью предупреждения кризисной ситуации.

  • Кризисный уровень - процесс, направленный на оказание специализированной помощи по устранению в семье кризисной ситуации.

Преимущества данной технологии:

  • Индивидуальный подход к каждой семье.

  • Поддержка со стороны социального работника, для перехода «клиента» к самопомощи, опора на собственные силы.

  • Принцип активности самого субъекта.

Недостатки данной технологии:

  • Некоторые неблагополучные семьи не идут на контакт со специалистами социальных служб, и отрицают наличие проблем в семье;

  • Во всех субъектах Российской Федерации ограниченное количество специалистов по социальной работе, которые компетентны в методике – социального сопровождения.

Вывод

Таким образом, в настоящее время в практике социальной работы технология социального сопровождения является основополагающей при решении проблем в семьях СОП.

Эффективностью применения данной социальной технологии является – предоставление комплексных условий для решения индивидуальных проблем, возникших в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Список литературы

  1. Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года. Актуальные исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sockart.ru/analytics/topical_research/1417813/ (дата обращения: 28.01.2024).

  2. Миронова, М. В. Современные технологии сопровождения в социальной работе: учебное пособие / М. В. Миронова, Н. С. Смолина, А. Е. Кириллова; под общ. ред. Н. С. Смолиной; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2023. – 140 с.

  3. Моцовкина, Е.В. Социальное сопровождение детей из неблагополучных семей в условиях современного общества / Е.В. Моцовкина, Ю.В. Бодрая // Инновационная наука, 2016. № 8-2.

  4. Старикова, Е.А. В поисках истоков формирования социального сопровождения как социальной практики / Е.А. Старикова // Социология. – 2017. – № 4. – С. 215–219.

  5. Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». [Электронный ресурс] - URL: -https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (дата обращения 28.01.24).

  6. Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации, 2013. № 52 (часть 1). Ст. 7007.

Просмотров работы: 44