Введение: в современной России проблема роста численности семей и детей, находящихся в социально опасном положении (СОП), остается актуальной на протяжении долгого времени.
Важно отметить, что к каждой семье необходим индивидуальный подход в выборе социальных технологий работы с такой семьей.
Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения возникших проблем. Одним достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями достаточно длительна, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.
Благодаря своевременно оказанной помощи семьям СОП, наметилась позитивная тенденция к сокращению численности детей, родители которых лишены родительских прав (62,8 тыс. - в 2006 году, 40,1 тыс. - в 2013 году), за последние 7 лет на 46% сократилось число детей-сирот, выявляемых в течение года (с 127,1 тыс. в 2006 году до 68,8 тыс. в 2013 году) [1].
Несмотря на это, в центре внимания государства пока остается решение проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности российских семей, и побуждает к поиску новых способов их решения.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [5].
Основополагающей технологией работы с семьями СОП в настоящее время выступает – социальное сопровождение.
Более ясные очертания данный термин приобрел в связи с принятием Федерального закона № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
С точки зрения российского законодательства, под социальным сопровождением понимается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам [6].
С точки зрения Е.А. Стариковой, социальное сопровождение – оказание специалистом (в случае необходимости) конкретному лицу или группе (семье) комплекса социально-педагогических, социально--психологических, социально-экономических, социально-медицинских, правовых, информационных услуг на протяжении определенного периода времени, длительного периода (в случае необходимости) [4].
Показатели для организации социального сопровождения семей СОП:
Враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи или домочадцем, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка).
Мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка. Семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенка-инвалида. Несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать-одиночка).
Длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей.
Семья, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.)
В рамках технологии социального сопровождения оказываются следующие услуги [3]:
Информационные – предоставление справочной информации;
Психологические – проведение психологической диагностики;
Социально-педагогические – обучение родителей методам воспитания и т.д.;
Социально-медицинские – консультирование по вопросам улучшения здоровья;
Юридические – защита прав и интересов ребенка;
Социально-экономические – содействие специалистов по социальной работе, в получении пособий, помощи при трудоустройстве.
В сопровождении можно выделить три основных компонента:
Диагностика (отслеживание) неблагополучной семьи, служащая основой для постановки целей и определения проблем.
Отбор и применение методических средств.
Анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы, определенный специалистов, для внесения изменений и использования, дополнительных профессиональный методик.
В зависимости от проблем, возникших в семьях СОП, специалисты по социальной работе определяют уровень социального сопровождения, разрабатывают специальную программу для решения возникших проблем, и устанавливают продолжительность социального сопровождения.
Выделяют следующие уровни социального сопровождения:
Адаптационный уровень - процесс, направленный на обеспечение прохождения благополучной адаптации замещающей семьи, «молодой» семьи, оказание психологической поддержки всем членам семьи в течение первого года ее создания.
Базовый уровень - процесс, направленный на оказание психолого-педагогической поддержки семьям с целью предупреждения кризисной ситуации.
Кризисный уровень - процесс, направленный на оказание специализированной помощи по устранению в семье кризисной ситуации.
Преимущества данной технологии:
Индивидуальный подход к каждой семье.
Поддержка со стороны социального работника, для перехода «клиента» к самопомощи, опора на собственные силы.
Принцип активности самого субъекта.
Недостатки данной технологии:
Некоторые неблагополучные семьи не идут на контакт со специалистами социальных служб, и отрицают наличие проблем в семье;
Во всех субъектах Российской Федерации ограниченное количество специалистов по социальной работе, которые компетентны в методике – социального сопровождения.
Вывод
Таким образом, в настоящее время в практике социальной работы технология социального сопровождения является основополагающей при решении проблем в семьях СОП.
Эффективностью применения данной социальной технологии является – предоставление комплексных условий для решения индивидуальных проблем, возникших в семьях, находящихся в социально опасном положении.
Список литературы
Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года. Актуальные исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sockart.ru/analytics/topical_research/1417813/ (дата обращения: 28.01.2024).
Миронова, М. В. Современные технологии сопровождения в социальной работе: учебное пособие / М. В. Миронова, Н. С. Смолина, А. Е. Кириллова; под общ. ред. Н. С. Смолиной; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2023. – 140 с.
Моцовкина, Е.В. Социальное сопровождение детей из неблагополучных семей в условиях современного общества / Е.В. Моцовкина, Ю.В. Бодрая // Инновационная наука, 2016. № 8-2.
Старикова, Е.А. В поисках истоков формирования социального сопровождения как социальной практики / Е.А. Старикова // Социология. – 2017. – № 4. – С. 215–219.
Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». [Электронный ресурс] - URL: -https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (дата обращения 28.01.24).
Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации, 2013. № 52 (часть 1). Ст. 7007.