Одна из ключевых проблем в области психологии развития и образования является проблема социализации личности в младшем школьном возрасте. В современном обществе данная тема приобретает особую значимость, поскольку от успешности протекания процесса социализации зависит будущее ребенка, его адаптация и интеграция в общество, а также его психологическое благополучие.
В данной работе мы рассмотрим основные аспекты социализации младших школьников, а также проанализируем факторы, влияющие на этот процесс.
Актуальностьэтой темы обусловлена рядом факторов:
1) изменение социальной структуры общества: глобализация, миграция, мультикультурализм и другие процессы влияют на то, как дети воспринимают социальные нормы и ценности;
2) рост числа детей с особыми образовательными потребностями: эти дети требуют особого подхода в процессе социализации, чтобы обеспечить их успешную адаптацию в обществе;
3) возрастающая роль информационных технологий: современные дети проводят много времени за экранами компьютеров и смартфонов, что может привести к нарушению процесса социализации;
4) необходимость разработки эффективных методов и подходов для оптимизации процесса социализации в младшем школьном возрасте для обеспечения успешного развития личности.
Цель исследования – социально-психологические аспекты социализации личности в младшем школьном возрасте.
Объект исследования – процесс социализации личности.
Предмет исследования – социально-психологические аспекты социализации личности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования – социализация личности в младшем школьном возрасте лучше протекает при взаимодействии личности в коллективе.
Понятие «социализация» является одним из основных в социальной психологии. Оно обозначает процесс усвоения индивидом социальных норм, ценностей и образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в обществе. Социализация начинается с рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни.
Американский социолог Ф.Г. Гиддингс является автором термина «социализация», в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил термин «социализация» в близком к современному, – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» [1].
Социализация – процесс, в ходе которого беспомощный младенец шаг за шагом превращается в разумное существо, обладающее самосознанием, понимающий суть культуры, в которой он родился. Социализация – это не разновидность «культурного программирования», во время которого ребенок пассивно воспринимает воздействия со стороны того, с чем контактирует. С первых мгновений жизни новорожденный испытывает нужды и потребности, которые в свою очередь влияют на поведение тех, кто заботится о нем.
А.И. Кравченко социализацией называл «длящийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоение социальными ролями». Кравченко подчеркивает, что значение социализации ограничивать нельзя лишь обучением детей, подготовкой к взрослой жизни. Процесс социализации, по мнению А.И. Кравченко, начинается в младенчестве и заканчивается в старости. Такие периоды как детство, юность, зрелый возраст и старость имеют свои специфические значения в процессе социализации [2].
Процесс социализации – важнейшее разноаспектное явление в человеческой жизни. В ходе данного процесса проходит формирование будущего поколения под влиянием таких факторов как семья, социум, общение, средства массовой информации, детские общественные организации [3]. Социализация как сложный многогранный процесс представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Социализация как сложный многогранный процесс
Общее для всех подходов является рассмотрение процесса социализации как результата и механизма приобретения социального опыта личностью в процессе жизнедеятельности.
Многогранный процесс социализации включается в себя предпосылки биологические (филогенез) и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду (онтогенез) в результате активного взаимодействия между индивидом и окружающим социальным миром. В процессе такого взаимодействия происходит социальное общение, социальное признание, овладение навыками практической деятельности, активное переустройство окружающего мира [4].
К середине 20 века социализация выделилась в самостоятельную междисциплинарную область исследования. В современное время научного знания процесс социализации и ее аспекты изучаются этнографами, психологами, философами и другими представителями различных наук [5].
Таким образом, социализация – это процесс, который начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни. Он включает в себя усвоение социальных норм, правил поведения, ценностей и установок, принятых в данном обществе. В этом процессе ключевую роль играют семья, школа, друзья и другие социальные институты.
В ходе социализации выделяются отдельные этапы. Для них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перенос в систему ценностей. Новые потребности играют роль ведущих на своем этапе развития. Этапы социализации представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. – Этапы процессов социализации
Социализация происходит под воздействием различных факторов, таких как семья, школа, друзья, средства массовой информации, культура и традиции общества. Каждый из этих факторов оказывает свое влияние на процесс социализации, и их взаимодействие определяет конечный результат [6].
Целью социализации является формирование личности, способной успешно функционировать в обществе и взаимодействовать с другими людьми. Успешная социализация позволяет человеку адаптироваться к новым условиям, принимать решения и действовать в соответствии с социальными нормами и ценностями.
Младший школьный возраст является одним из наиболее важных этапов социализации. В этот период ребенок начинает активно усваивать социальные роли, учится взаимодействовать с окружающими, осваивает новые виды деятельности и формы поведения. От того, насколько успешно будет протекать этот процесс, зависит успешность дальнейшего развития ребенка, его эмоциональное благополучие и адаптация в обществе. Именно поэтому изучение социально-психологических аспектов социализации личности в младшем школьном возрасте является актуальным и значимым для современной психологии и педагогики [7].
Согласно поставленной цели исследования, в качестве объекта исследования были выбраны ученики младшего школьного возраста 2 «Д» класса в ГБОУ №338 г. Москва.
Выборку исследования составили 34 ребенка, из них 15 девочек и 19 мальчиков. Возраст испытуемых от 7 лет 6 месяцев до 8 лет и 7 месяцев.
Анкетирование и применение методик на респондентах проводились в образовательно учреждении г. Москвы школы №338 во время проведения внеурочной деятельности. Противостояния исследованию со стороны детей младшего школьного возраста и их законных представителей, т.е. родителей, встречено не было.
Эмпирическое исследование социализации личности в младшем школьном возрасте может быть проведено с использованием различных методов, таких как опросы, наблюдение, тестирование и эксперимент. Опросы могут помочь изучить мнения и установки детей, их родителей и учителей, а наблюдение может дать информацию о поведении детей в различных ситуациях. Тестирование может использоваться для измерения уровня социальных навыков и самооценки, а эксперимент – для изучения влияния различных факторов на процесс социализации.
Эмпирическое исследование может помочь выявить факторы, которые влияют на успешность социализации, а также разработать рекомендации по оптимизации этого процесса. Например, можно исследовать, как семья, школа и сверстники влияют на социализацию, а также как культура и общество определяют нормы и ценности, которые усваивают дети.
В нашем случае для диагностики социализации школьника на современном этапе подойдет подборка диагностических методик, применяемых на практике социальными педагогами и школьными психологами. Чаще всего основными методами диагностики служат беседы, тестирование, анкетирование.
Для подтверждения выдвинутой в начале исследования гипотезы был проведен естественный педагогический эксперимент на базе ГБОУ № 338 г. Москва. В исследовании приняли участие 34 учащихся 2 «А» класса из них 18 мальчиков и 16 девочек.
С целью определения исходного уровня социализации личности в младшем школьном возрасте был использован опросник для изучения вектора интерактивной направленности и личностной социализации у современных школьников по диагностике интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова, в модификации Н.П. Фетискина).
Испытуемым 2 «А» было предложено пройти опросник из 31 вопроса по инструкции: Вам следует выбрать не тот ответ, который считается желательным или правильным, а тот, который в большей степени соответствует вашему мнению и наиболее ценен для вас.
С целью выявления исходного уровня сотрудничества у младших школьников, была использована методика «Рукавички» Г.А. Цукерман.
Испытуемым 2 «А» класса было предложено выполнить рисунок в соответствии с инструкцией: Ребята, сидящие парами, украсьте пары рукавичек одинаково, чтобы они составили пару. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
1. Опросник для изучения вектора интерактивной направленности и личностной социализации у современных школьников по диагностике интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова, в модификации Н.П. Фетискина).
Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты исследования уровня социализации личности в ………………///младшем школьном возрасте.
Уровень социализации личности в младшем школьном возрасте |
||||
низкий |
средний |
высокий |
||
2 «А» класс |
3 учащихся (5%) |
9 учащихся (35%) |
22 учащихся (60%) |
Наглядно результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Результаты исследования исходного уровня интерактивной направленности и личностной социализации у современных школьников социализации.
Результаты анкетирования показали, что в классе благоприятные взаимоотношения между учениками. Во 2 «А» классе 3 учащихся имеют разногласия со сверстниками. Их не устраивает дружба, они не всегда помогают в учебе, а один ученик хотел перейти в другой класс.
2. Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман.
Обработка результатов осуществлялась по наблюдению за взаимодействием учащихся, работающих парами, и анализу результатов.
Результаты исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты исследования исходного уровня сотрудничества в ……………….детском коллективе.
Уровень сотрудничества в детском коллективе. |
|||
Низкий |
средний |
высокий |
|
2 «А» класс |
0% |
10 учащихся (35%) |
24 учащихся (65%) |
Наглядно результаты представлены на рисунке 4.
Рисунок 6 – Результаты исследования исходного уровня сотрудничества младших школьников, по методике «Рукавички» Г. А. Цукерман.
Результаты методики показали, что в классе несколько пар спорили в том какие узоры нарисовать, каким цветом раскрасить, не находя компромиссы, в основном наблюдалась взаимопомощь и взаимный контроль по ходу рисования. У некоторых пар сходство в узорах было частично, но в целом все справились с заданием.
Применение данных методик позволили выявить какой уровень социализации личности имеется у детей младшего школьного возраста, через коммуникабельность, умение находить точки соприкосновения с окружающим социумом. Применяя различные методики для сплочения коллектива и умения коммуницировать в социальной среде в динамике, это поспособствует благоприятной социализации личности, как в школьной среде, так и в окружающим мире.
Таким образом, можно подвести итог – для процесса социализации личности ребенка очень важны такие качества как коммуникабельность, умение разрешать вопросы, не задевая личности других окружающим индивида людей, умение найти выход из конфликтной ситуации.
Рекомендации по оптимизации процесса социализации младших школьников важны для того, чтобы помочь детям успешно интегрироваться в общество и развить свои навыки и способности. Они могут включать в себя советы по улучшению взаимоотношений в семье, развитию социальных навыков, укреплению самооценки и многое другое. Кроме того, такие рекомендации могут помочь учителям и родителям лучше понимать потребности и особенности своих учеников и детей, что в свою очередь может способствовать более эффективному обучению и воспитанию.
Рекомендации по оптимизации процесса социализации младших школьников в школе:
1. Создание благоприятной атмосферы в классе: учителям необходимо создать дружелюбную атмосферу в классе, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно.
2. Поддержка индивидуальных особенностей каждого ребенка: учителя должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и помогать ему развиваться в соответствии с его способностями и интересами.
3. Организация совместных мероприятий: проведение совместных мероприятий (например, праздников, экскурсий) помогает детям лучше узнать друг друга и укрепить дружеские связи.
4. Использование игровых методов обучения: игровые методы обучения помогают детям легче усваивать новый материал и развивают их социальные навыки.
5. Развитие коммуникативных навыков: учителям следует уделять внимание развитию коммуникативных навыков детей, помогая им выражать свои мысли и чувства.
Рекомендации по оптимизации процесса социализации младших школьников в семье:
Создавайте благоприятную атмосферу для общения в семье.
Поддерживайте инициативу ребенка, предоставьте ему возможность проявлять свои способности.
Организуйте совместную деятельность, которая способствует общению и взаимопониманию.
Развивайте социальные навыки ребенка, такие как эмпатия, уважение к другим людям.
Обучайте ребенка навыкам разрешения конфликтов мирным путем, учите его находить компромиссы.
Поддерживайте связь с учителем ребенка, узнавайте о его успехах и проблемах.
Используйте современные технологии для поддержки социализации ребенка, например, социальные сети и мобильные приложения.
Таким образом, если такие памятки будут у всех участников процесса социализации, то социализация личности школьников будет протекать без травмирования детской психики, посредством нетактичного поведения в этом процессе окружающего ребенка социума.
Можно подвести итог что для процесса социализации личности ребенка очень важны такие качества как коммуникабельность, умение разрешать вопросы, не задевая личности других окружающим индивида людей.
На основании результатов исследования мной были разработаны памятки для педагогов и родителей, которые, если будут всех участников процесса социализации, то социализация личности школьников будет протекать без травмирования детской психики, посредством нетактичного поведения в этом процессе окружающего ребенка социума.
Таким образом, социально-психологические аспекты социализации личности младшего школьника играют важную роль в формировании его личности и развитии его способностей. Для успешного протекания этого процесса необходимо учитывать все факторы, влияющие на ребенка, и создавать благоприятные условия для его развития.
Перечень использованных информационных ресурсов
Гидденс Э.Ф. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с. ISBN 5-354-01093-4. – Кравченко А.И. Введение в социологию. – Москва: Просвещение, 2001. - с.508 Текст: непосредственный.
Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Андреева Г. М. - Москва: Аспект Пресс, 2017. – 363 с. – ISBN 978-5-7567-0827-1. – Текст: непосредственный.
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с. – ISBN 5-09-007335-Х. – Текст: непосредственный.
Белинская, Е. П. Социальная психология личности. Учеб. пособие для студентов вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – Москва: Аспект Пресс, 2001. – 301 с. – ISBN: 5-7567-0137-0. – Текст: непосредственный.
Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Учеб. пособие для студентов вузов / сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – Москва: Академия, 2007. – 624 с. – ISBN: 978-5-7695-3719-6. – Текст: непосредственный.
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. Москва: Тривола, 1994, -16 с. – ISBN: 5-88415-003-2. – Текст: непосредственный.
Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия» 2003. – 336 с. – ISBN 5-7695-1420-5. – Текст: непосредственный.