Актуальность исследуемой проблемы обуславливается сегодня тем, что устойчиво растет доля количества людей с ограниченными возможностями в общей структуре мирового общества в целом (около 23%) и численности населения отдельных стран в частности. РФ в этом случае далеко не исключение, а скорее эпицентр событий. Так, на 2023 год согласно статистическим данным в стране насчитывается около 12 млн. инвалидов, а это более 8% всего населения. Однако стоит отметить, что численность людей с ограниченными возможностями в нашей стране за семь лет сократилось на 9,1% [6], что является ощутимой положительной тенденцией в социальной структуре общества нашей страны, подтверждающей значимость реабилитационных практик, в том числе адаптивной физической культуры.
Адаптивная физическая культура – это направление жизнедеятельности инвалида, которое позволяет отвлечься ему от своего состояния здоровья и вести полноценную жизнь посредством восстановительно-соревновательной деятельности.
Задачи адаптивной физической культуры для людей с ограниченными возможностями здоровья сводятся к следующим [2, с.107]:
формирование необходимых условий для жизнедеятельности;
восстановление потерянного контакта с окружающей средой;
создание устойчивого и эффективного взаимодействия с внешними факторами;
успешное восстановление здоровья и предотвращение возможных осложнений;
эффективная психолого-педагогическая реабилитация;
создание резервов социально-трудовой адаптации;
интеграция в общество.
Следовательно, адаптивная физическая культура развивает жизненный потенциал инвалида посредством развития и гармонизации его психофизических и интеллектуально-культурных возможностей [1, с.68].
Составление программы занятий адаптивной физической культурой для людей с ограниченными возможностями здоровья требует учета двух важных факторов [4, с.39]:
индивидуальные психологические особенности;
индивидуальные патологические отклонения здоровья.
Исследование вопросов адаптивной физической культуры на современном этапе выявляет следующие проблемы, которые требуют создания обоснованной системы решений:
нормативно-правовое регулирование учебно-тренировочной и соревновательной деятельности;
оптимизацию управления сбалансированностью нагрузки и отдыха;
фармакологическое обеспечение спортсменов-инвалидов;
социализацию и организацию информационно-коммуникативной деятельности;
формирование условий и содержания технико-конструкторской подготовки.
И это еще далеко не исчерпывающий перечень проблем, который постоянно добавляется по мере реализации комплекса реабилитационных мероприятий.
На втором этапе с детьми были проведены занятия адаптивной физической культуры, комплекс упражнений и игр, направленный на коррекцию физических качеств детей с ограниченными возможностями.
Для того, чтобы осуществить коррекцию развития физических качеств детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, мы использовали комплекс игр и упражнений, авторами которого являются С.П. Евсеев и Л.М. Шипицына.
— Коррекция ходьбы
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны:
нарушения равновесия, походки, вертикального положения, регуляции движений, которые они совершают в процессе ходьбы. Важно обратить внимание на то, что эти нарушения не являются типичными. Это значит, что у каждого человека они могут проявляться абсолютно по-разному или же вовсе не проявляться.
Однако среди типичных нарушений можно обозначить следующие:
опущенная вниз голова;
развернутые внутрь (наружу) носком стопы;
шаркающая походка;
движения рук и ног, как правило, имеет несогласованный характер;
движения нередко бывают неритмичными;
боковые раскачивания туловища и др.
Устранению этих отклонений будет способствовать выполнение следующих упражнений:
«Рельсы». Это упражнение выполняется следующим образом:
испытуемому необходимо выполнить ходьбу с перешагиванием линий. Эти линии необходимо расположить на разном расстоянии друг от друга (навыки: дифференцировка расстояния, развитие глазомера);
«Не сбей». Это упражнение выполняется путем осуществления
ходьбы, при которой необходимо перешагивать через различные препятствия: кегли, мячи, скамейки (навыки: дифференцировка усилий, отмеривание расстояния);
3. «Узкий мостик».
А) Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги.
Б) Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии (навыки: развитие равновесия точности движения).
— Коррекция бега
Типичными ошибками при выполнении бега могут являться следующие:
сильное напряжение;
множественные внезапные остановки, имеющие, как правило, беспричинный характер;
наклон туловища в какую-либо сторону;
сильный наклон головы или туловища назад;
недостаточная амплитуда движений рук и ног;
мелкие шаги, которые имеют неритмичный характер и др.
Для того, чтобы скорректировать эти отклонения, можно использовать такие упражнения:
Ускоренная ходьба, которая постепенно переходит на бег. И наоборот: бег, переходящий в ускоренную ходьбу (навыки: усвоение темпа и ритма движений, развитие);
Бег на месте с высоким подниманием бедра. Это упражнение необходимо выполнять в различном темпе: от минимального до максимального. Выполнение этого упражнения способствует развитию таких навыков, как: стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координация движений рук и ног;
«Бег» только руками, стоя на месте. При выполнении этого упражнения, также как и в предыдущем, особое внимание следует уделять темпу, который должен то снижаться, то максимально увеличиваться. Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания – именно эти навыки успешно развиваются при выполнении этого упражнения.
— Коррекция лазания и перелезания
Выполнение упражнений на лазание и перелазание будет
корригировать недостатки психической деятельности, такие как страх, достаточно завышенная самооценка, неконтролируемость поведения в каких-либо сложных ситуациях. Упражнения, направленные на коррекцию лазания и перелазания выполняются на высоте. Именно поэтому техника их выполнения должна быть объяснена максимально точно и правильно. Кроме того, при выполнении этих упражнений необходимо обесспечить максимальный уровень безопасности и страховки.
С целью коррекции коррекции лазания и перелазания можно использовать следующие упражнения:
Проползание под веревкой, под бревном, под скамейкой (навыки: координация движений, соразмерность усилий);
Перелезание через рейку лестницы-стремянки (навыки: ловкость, координация движений, точность перемещения, ориентировки в пространстве);
— Коррекция метания
У детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, могут быть отмечены следующие нарушения движений при метании:
напряженность и скованность туловища;
неправильный замах, что, соответственно, ведет к неправильной технике выполнения упражнения;
полностью прямые руки или ноги при выполнении метания;
недостаточная амплитуда движений рук и ног и др.
Для коррекции этих отклонений нами предложены следующие упражнения:
С большими мячами (волейбольный, баскетбольный, пляжный)
а) Перекатывание мяча партнеру на против в положении сидя.
б) Катание мяча вдоль гимнастической скамейки (навыки: дифференцировка усилия и расстояния, развитие глазомера, координация и точность движения, дифференцировка усилия и направления движения)
2. а) Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками.
б) Подбрасывание мяча над собой и ловля после того, как он ударился об пол (навыки: координация движений рук, точность направления и усилия, быстрота переключения зрения).
3. а) Бросок мяча в стену и ловля его.
б) То же, но ловля после отскока от пола.
в) То же, но ловля после хлопка в ладони.
г) То же, но ловля после вращения кругом, приседания (навыки: координация движений рук, зрительная дифференцировка направления движения, ручная лов кость, ориентировка в пространстве, равновесие, распределение внимания).
На третьем этапе было проведено наблюдение и анализ результатов по применению комплекса развивающих упражнений на занятиях адаптивной физической культурой с детьми легкой умственной отсталостью.
В результате проведения занятий мы выяснили, что у людей значительно снизилась утомляемость, возрос интерес к выполнению физических упражнений, они стали более внимательны и более точно выполнять команды руководителя.
Таким образом, резюмируя все сказанное, можно заключить, что повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья является важнейшей социальной составляющей планирования и оценки эффективности всей системы реабилитационных мероприятий, основной частью которых является адаптивная физическая культура. Восстановительно-соревновательная форма занятий адаптивной физической культурой помогает решить не только проблемы здоровья инвалида, но и повысить его самооценку и улучшить социальную вовлеченность. Преимущество адаптивной физической культуры заключается в повышении уровня и качества жизни людей с инвалидностью в целом.
Литература
Аксенова О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре / О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев, С.П. Евсеева. – М.: Советский Спорт, 2017. – 295 с.
Бушенева И.С. и др. Физическая культура и спорт как средство повышения уровня и качества жизни / И.С. Бушенева, И.В. Еремин, В.В. Савченко // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 8. – С. 107-111.
Ворожбитова А.Л. Адаптивная физическая культура и физическая реабилитация как виды физической культуры в интерпретации ученых и будущих специалистов / А.Л. Ворожбитова //Известия Сочинского государственного университета, 2013. – № 3 (26). – С. 117-120.
Иванова Л.А. Инновационные средства психофизического развития и восстановления здоровья студентов специального учебного отделения вуза / Л.А. Иванова, С.Ф. Лучков, О.А. Казакова // Здоровье нации: современные ориентиры в физическом воспитании учащейся молодежи: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Самарский государственный экономический университет. – 2013. – С. 38-41.
МатугФатхе Н.С. и др. Физическая культура в системе обеспечения качества жизни лиц с ограниченными возможностями / Н.С. МатугФатхе, В.А. Пономарчук // Мир спорта. – 2010. – № 1. – С. 26-32.
Фильчаков, С.А. Адаптивная физическая культура в жизни инвалидов / С.А. Фильчаков // Международный журнал экспериментального образования[Электронный ресурс]Режим доступа: URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5589 (дата обращения: 12.12.2023).