АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ИНВАЛИДОВ И СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ИНВАЛИДОВ И СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследуемой проблемы обуславливается сегодня тем, что устойчиво растет доля количества людей с ограниченными возможностями в общей структуре мирового общества в целом (около 23%) и численности населения отдельных стран в частности. РФ в этом случае далеко не исключение, а скорее эпицентр событий. Так, на 2023 год согласно статистическим данным в стране насчитывается около 12 млн. инвалидов, а это более 8% всего населения. Однако стоит отметить, что численность людей с ограниченными возможностями в нашей стране за семь лет сократилось на 9,1% [6], что является ощутимой положительной тенденцией в социальной структуре общества нашей страны, подтверждающей значимость реабилитационных практик, в том числе адаптивной физической культуры.

Адаптивная физическая культура – это направление жизнедеятельности инвалида, которое позволяет отвлечься ему от своего состояния здоровья и вести полноценную жизнь посредством восстановительно-соревновательной деятельности.

Задачи адаптивной физической культуры для людей с ограниченными возможностями здоровья сводятся к следующим [2, с.107]:

  • формирование необходимых условий для жизнедеятельности;

  • восстановление потерянного контакта с окружающей средой;

  • создание устойчивого и эффективного взаимодействия с внешними факторами;

  • успешное восстановление здоровья и предотвращение возможных осложнений;

  • эффективная психолого-педагогическая реабилитация;

  • создание резервов социально-трудовой адаптации;

  • интеграция в общество.

Следовательно, адаптивная физическая культура развивает жизненный потенциал инвалида посредством развития и гармонизации его психофизических и интеллектуально-культурных возможностей [1, с.68].

Составление программы занятий адаптивной физической культурой для людей с ограниченными возможностями здоровья требует учета двух важных факторов [4, с.39]:

  • индивидуальные психологические особенности;

  • индивидуальные патологические отклонения здоровья.

Исследование вопросов адаптивной физической культуры на современном этапе выявляет следующие проблемы, которые требуют создания обоснованной системы решений:

  • нормативно-правовое регулирование учебно-тренировочной и соревновательной деятельности;

  • оптимизацию управления сбалансированностью нагрузки и отдыха;

  • фармакологическое обеспечение спортсменов-инвалидов;

  • социализацию и организацию информационно-коммуникативной деятельности;

  • формирование условий и содержания технико-конструкторской подготовки.

И это еще далеко не исчерпывающий перечень проблем, который постоянно добавляется по мере реализации комплекса реабилитационных мероприятий.

На втором этапе с детьми были проведены занятия адаптивной физической культуры, комплекс упражнений и игр, направленный на коррекцию физических качеств детей с ограниченными возможностями.

Для того, чтобы осуществить коррекцию развития физических качеств детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, мы использовали комплекс игр и упражнений, авторами которого являются С.П. Евсеев и Л.М. Шипицына.

— Коррекция ходьбы

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны:

нарушения равновесия, походки, вертикального положения, регуляции движений, которые они совершают в процессе ходьбы. Важно обратить внимание на то, что эти нарушения не являются типичными. Это значит, что у каждого человека они могут проявляться абсолютно по-разному или же вовсе не проявляться.

Однако среди типичных нарушений можно обозначить следующие:

  • опущенная вниз голова;

  • развернутые внутрь (наружу) носком стопы;

  • шаркающая походка;

  • движения рук и ног, как правило, имеет несогласованный характер;

  • движения нередко бывают неритмичными;

  • боковые раскачивания туловища и др.

Устранению этих отклонений будет способствовать выполнение следующих упражнений:

  1. «Рельсы». Это упражнение выполняется следующим образом:

испытуемому необходимо выполнить ходьбу с перешагиванием линий. Эти линии необходимо расположить на разном расстоянии друг от друга (навыки: дифференцировка расстояния, развитие глазомера);

  1. «Не сбей». Это упражнение выполняется путем осуществления

ходьбы, при которой необходимо перешагивать через различные препятствия: кегли, мячи, скамейки (навыки: дифференцировка усилий, отмеривание расстояния);

3. «Узкий мостик».

А) Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги.

Б) Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии (навыки: развитие равновесия точности движения).

— Коррекция бега

Типичными ошибками при выполнении бега могут являться следующие:

  • сильное напряжение;

  • множественные внезапные остановки, имеющие, как правило, беспричинный характер;

  • наклон туловища в какую-либо сторону;

  • сильный наклон головы или туловища назад;

  • недостаточная амплитуда движений рук и ног;

  • мелкие шаги, которые имеют неритмичный характер и др.

Для того, чтобы скорректировать эти отклонения, можно использовать такие упражнения:

  1. Ускоренная ходьба, которая постепенно переходит на бег. И наоборот: бег, переходящий в ускоренную ходьбу (навыки: усвоение темпа и ритма движений, развитие);

  2. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Это упражнение необходимо выполнять в различном темпе: от минимального до максимального. Выполнение этого упражнения способствует развитию таких навыков, как: стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координация движений рук и ног;

  3. «Бег» только руками, стоя на месте. При выполнении этого упражнения, также как и в предыдущем, особое внимание следует уделять темпу, который должен то снижаться, то максимально увеличиваться. Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания – именно эти навыки успешно развиваются при выполнении этого упражнения.

— Коррекция лазания и перелезания

Выполнение упражнений на лазание и перелазание будет

корригировать недостатки психической деятельности, такие как страх, достаточно завышенная самооценка, неконтролируемость поведения в каких-либо сложных ситуациях. Упражнения, направленные на коррекцию лазания и перелазания выполняются на высоте. Именно поэтому техника их выполнения должна быть объяснена максимально точно и правильно. Кроме того, при выполнении этих упражнений необходимо обесспечить максимальный уровень безопасности и страховки.

С целью коррекции коррекции лазания и перелазания можно использовать следующие упражнения:

  1. Проползание под веревкой, под бревном, под скамейкой (навыки: координация движений, соразмерность усилий);

  2. Перелезание через рейку лестницы-стремянки (навыки: ловкость, координация движений, точность перемещения, ориентировки в пространстве);

— Коррекция метания

У детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, могут быть отмечены следующие нарушения движений при метании:

  • напряженность и скованность туловища;

  • неправильный замах, что, соответственно, ведет к неправильной технике выполнения упражнения;

  • полностью прямые руки или ноги при выполнении метания;

  • недостаточная амплитуда движений рук и ног и др.

Для коррекции этих отклонений нами предложены следующие упражнения:

  1. С большими мячами (волейбольный, баскетбольный, пляжный)

а) Перекатывание мяча партнеру на против в положении сидя.

б) Катание мяча вдоль гимнастической скамейки (навыки: дифференцировка усилия и расстояния, развитие глазомера, координация и точность движения, дифференцировка усилия и направления движения)

2. а) Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками.

б) Подбрасывание мяча над собой и ловля после того, как он ударился об пол (навыки: координация движений рук, точность направления и усилия, быстрота переключения зрения).

3. а) Бросок мяча в стену и ловля его.

б) То же, но ловля после отскока от пола.

в) То же, но ловля после хлопка в ладони.

г) То же, но ловля после вращения кругом, приседания (навыки: координация движений рук, зрительная дифференцировка направления движения, ручная лов кость, ориентировка в пространстве, равновесие, распределение внимания).

На третьем этапе было проведено наблюдение и анализ результатов по применению комплекса развивающих упражнений на занятиях адаптивной физической культурой с детьми легкой умственной отсталостью.

В результате проведения занятий мы выяснили, что у людей значительно снизилась утомляемость, возрос интерес к выполнению физических упражнений, они стали более внимательны и более точно выполнять команды руководителя.

Таким образом, резюмируя все сказанное, можно заключить, что повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья является важнейшей социальной составляющей планирования и оценки эффективности всей системы реабилитационных мероприятий, основной частью которых является адаптивная физическая культура. Восстановительно-соревновательная форма занятий адаптивной физической культурой помогает решить не только проблемы здоровья инвалида, но и повысить его самооценку и улучшить социальную вовлеченность. Преимущество адаптивной физической культуры заключается в повышении уровня и качества жизни людей с инвалидностью в целом.

Литература

  1. Аксенова О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре / О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев, С.П. Евсеева. – М.: Советский Спорт, 2017. – 295 с.

  2. Бушенева И.С. и др. Физическая культура и спорт как средство повышения уровня и качества жизни / И.С. Бушенева, И.В. Еремин, В.В. Савченко // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 8. – С. 107-111.

  3. Ворожбитова А.Л. Адаптивная физическая культура и физическая реабилитация как виды физической культуры в интерпретации ученых и будущих специалистов / А.Л. Ворожбитова //Известия Сочинского государственного университета, 2013. – № 3 (26). – С. 117-120.

  4. Иванова Л.А. Инновационные средства психофизического развития и восстановления здоровья студентов специального учебного отделения вуза / Л.А. Иванова, С.Ф. Лучков, О.А. Казакова // Здоровье нации: современные ориентиры в физическом воспитании учащейся молодежи: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Самарский государственный экономический университет. – 2013. – С. 38-41.

  5. МатугФатхе Н.С. и др. Физическая культура в системе обеспечения качества жизни лиц с ограниченными возможностями / Н.С. МатугФатхе, В.А. Пономарчук // Мир спорта. – 2010. – № 1. – С. 26-32.

  6. Фильчаков, С.А. Адаптивная физическая культура в жизни инвалидов / С.А. Фильчаков // Международный журнал экспериментального образования[Электронный ресурс]Режим доступа:  URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5589 (дата обращения: 12.12.2023).

Просмотров работы: 250