Формирование научного мировоззрения у учащихся при обучении общей биологии - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Формирование научного мировоззрения у учащихся при обучении общей биологии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В книге «Взгляды на мир: от фрагментации к интеграции» ДидерикАэртс и др. заявили, что «Мировоззрение — это последовательный набор концепций и теорем, которые должны позволить нам построить глобальный образ мира и, таким образом, понять как можно больше элементов нашего опыта». В часто цитируемой статье Билл Коберн отметил, что преподаватели естественных наук обычно предполагают, что если студенты увидят, что научно ортодоксальные концепции более понятны, правдоподобны и плодотворны, чем другие концепции, они придут к принятию этих научных концепций. Коберн назвал это «рационалистическим взглядом». Далее он отметил, что понятие мировоззрений дает другой способ понять, почему люди придерживаются тех взглядов, которых они придерживаются. Само слово имеет довольно долгую историю и, как почти любой важный термин, со временем меняло свое значение и существует более чем в одной версии – в частности, некоторые люди, включая самого Коберна, не в восторге от термина «научное мировоззрение». '.

В научном образовании все чаще используется понятие мировоззрения. Например, в отредактированном сборнике «Наука, мировоззрение и образование» ряд философов, ученых и преподавателей естественных наук используют мышление, лежащее в основе мировоззрений, для изучения ряда вопросов, в том числе о том, является ли наука сама по себе мировоззрением и может ли наука проверить сверхъестественное мировоззрение. Этот термин недавно был изучен как способ помочь понять, почему, несмотря на все усилия многих преподавателей естественных наук, так мало учеников заканчивают учебу с тем научным пониманием и характером, которые хотелось бы иметь большинству преподавателей естественных наук. Главный вывод заключается в том, что школьная наука не позволяет большинству учащихся видеть мир с научной точки зрения.

Ключевой момент заключается в том, что научное мировоззрение, связанное с этим стандартным научным пониманием, является материалистическим в том смысле, что оно не является ни идеалистическим, ни допускает нефизических и, следовательно, сверхъестественных объяснений (здесь «физическое» включает в себя такие вещи, как энергия и кривизна пространства). В истории жизни на Земле многое остается неизвестным. Как возникли первые самовоспроизводящиеся молекулы? Что послужило причиной существования мембран? Насколько важными были самые ранние физические условия – температура, наличие воды и т. д.? Но научная презумпция заключается в том, что наука либо ответит на эти вопросы, либо они останутся неизвестными. Хотя некоторые учёные могут (иногда неохотно) признать, что наука не может опровергнуть сверхъестественные объяснения, учёные не используют такие объяснения в своей работе (небольшая горстка исключений лишь подтверждает силу общего правила).

Религиозные представления об истории жизни и современном биоразнообразии более разнообразны. Многих верующих, в том числе учёных (например, Ecklund, 2012), вполне устраивает научное понимание, либо само по себе, либо сопровождаемое верой в то, что эволюция в каком-то смысле происходит под контролем Бога, независимо от того, предполагается ли вмешательство Бога или нет. или действовали провиденциально в определенных ключевых моментах (например, зарождение жизни или эволюция человечества). Но многие другие верующие придерживаются более креационистской точки зрения. Креационизм существует в нескольких различных версиях, но около 40% взрослых в США, меньше в других западных странах, верят, что Земля возникла так, как описано в ранних частях Библии или Корана, и что самое главное эволюция превратила виды в близкородственные виды (Milleretal., 2006). Для креациониста вполне возможно, что у различных видов оленей был общий предок, но это не относится к оленям, медведям и белкам, и тем более к обезьянам и людям, птицам и рептилиям или рыбам и елкам.

В этом смысле креационизм можно считать альтернативным мировоззрением. Одним из ключевых моментов, касающихся мировоззрений, является то, что человеку, который никогда не придерживался определенного мировоззрения, может быть трудно представить, каково это на самом деле.

Эволюция, конечно, не единственная тема, по поводу которой люди придерживаются твердых взглядов, которые заставляют их занимать позицию, противоречащую стандартной научной позиции. Я хорошо помню, как одна австралийская преподавательница биологии говорила мне, что, возможно, однажды я потеряю работу из-за разногласий вокруг эволюционного образования (Baker, 2010), но разногласия вокруг образования в области изменения климата привели к тому, что ей стали угрожать смертью.

Стандартное научное объяснение изменения климата состоит в том, что, хотя климат очень существенно менялся на протяжении истории Земли по причинам, не имеющим ничего общего с человеком, многие из недавних, геологически очень быстрых изменений (более высокие температуры, повышение уровня моря, более экстремальные погодные явления) являются, по крайней мере, в значительной степени антропогенными, то есть результатом человеческой деятельности, главным из которых является сжигание ископаемого топлива (главным образом, угля, нефти, газа). Влияние человека на остальной мир настолько велико (не только изменения климата, но и вымирание видов, потеря среды обитания и то, как все больше и больше поверхности Земли используется для сельского хозяйства и другой человеческой деятельности), что Все большее число ученых, в том числе многие геологи, призывают к официальному признанию того, что мы живем в «антропоцене» – эпохе, которая, по разным оценкам, датируется где-то между 1610 и 1964 годами.

В таких случаях использование «мировоззрения» кажется полезным. Существует значительная последовательность в том, как те, кто выступает против использования животных в человеческих целях, претворяют свои убеждения в жизнь, и, хотя мне неизвестны какие-либо систематические исследования, мой опыт, и я подозреваю, что у многих других читателей, заключается в том, что, хотя такие Взгляды, как и любые взгляды, могут меняться, они часто сохраняются десятилетиями и могут быть сформулированы и защищены последовательно и убедительно.

Основная часть

Сегодня проблема подготовки учителей биологии для развивающейся системы среднего образования стоит достаточно остро как в глобальном, так и в научно-теоретическом и педагогическом плане. Первый Президент Республики Узбекистан подчеркнул, что «сегодня, в преддверии XXI века, в условиях стремительного научно-технического прогресса и изменения геополитического устройства мира, актуализируются проблемы регулирования воздействия человека на биосферы, гармонизации взаимодействия социального прогресса и сохранения благоприятной природной среды становятся все более актуальными, достигается равновесие в отношениях «человек-природа» [1, с. 110]. Государственный стандарт общего среднего и высшего образования констатирует необходимость формирования у обучающихся ключевых компетенций - т.е. готовности обучающихся использовать полученные знания, умения и методы студенческой деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Успехи и достижения биологической науки убедительно свидетельствуют о том, что человечество вступило в новый век – век биологии. Биология нашего времени стала средством не только изучения, но и непосредственного воздействия на живой мир. В нем растут тенденции проектирования и конструирования биообъектов, проявляются задачи управления живыми объектами и системами. С развитием биологии и внедрением ее достижений в жизнь человеческого общества будет увеличиваться число людей, для которых биологическое образование станет элементом профессиональной подготовки. Следовательно, возрастает значение биологического образования в школе. Школьный предмет «Биология» способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, т.е. системы наиболее общих взглядов на мир и человека, на взаимоотношения человека и мира, определяет жизненную программу, идеалы и убеждения личности, интересы и ценности.

В конечном итоге оно определяет линию поведения человека. Развитие научного мировоззрения в соответствии с современным состоянием естествознания в процессе преподавания биологии имеет особое значение для старшеклассников, проявляющих повышенный интерес к философским проблемам в связи с естественной потребностью постижения действительности в целом. . Школьная биология, как никакая другая учебная дисциплина, позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурного и исторического подхода к явлениям природы. В процессе обучения биологии в единстве с развитием диалектического мышления школьников им раскрывается научная картина органического мира, историчность жизни и ее место в системе форм движения, противоречивый способ познания. дикая природа. Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в школьной системе, поскольку имеет большое значение в становлении и развитии личности. Без этого невозможно обеспечить здоровый образ жизни и сохранить окружающую среду – место жизни всего человечества. Биология, как и каждый школьный предмет, своими целями, задачами и содержанием должна способствовать формированию функционально компетентной личности, т.е. человека, способного активно использовать свои знания, постоянно учиться и усваивать новые знания всю свою жизнь. Реформа образования в условиях глубоких системных изменений в обществе внесла изменения в отношение к ученику (учащемуся) как к основному смыслу школьного (вузовского) образования, его внедрение в мир культурного опыта человека через содержание академического образования. дисциплины. Ориентация общества на демократизацию, гуманизацию, экологизацию привела к новым направлениям в определении целей общего образования. В связи с этим школьная биология стала руководствоваться следующими целями обучения:

Фундаментальные (общие): - психическое и эмоционально-волевое развитие; - формирование научного мировоззрения; - трудовое обучение; - физическое развитие [2]. В этих целях отражено воспитательное и развивающее значение биологического образования. Биологические (специальные): ✓ овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, образовательными навыками; ✓ формирование на основе этих знаний научной картины мира; ✓ гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и морального здоровья человека; ✓ формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, взаимоотношения живых организмов, их эволюцию, причины видового разнообразия; ✓ установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, отражение гуманистического значения природы; ✓ сохранение накопленного в школе положительного опыта процесса обучения биологии [3]. В соответствии с современными запросами общества школьная программа по биологии должна быть направлена на решение ряда задач, в том числе: - обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении и жизни организмов изучаемых царств биологии. органический мир; об их индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира; структура и функционирование экологических систем, их изменения под влиянием деятельности человека; - обеспечить понимание научной картины мира, материальной природы и диалектической природы биологических процессов и явлений, роли и места человечества в биосфере, активной роли человека как социального существа; - стремиться к пониманию практической значимости биологических знаний как научной основы сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, рыболовства, биотехнологии, охраны окружающей среды, современных отраслей, в которых используются биологические системы; - Формировать навыки выращивания растений, ухода за животными, охраны природы; - обеспечивать экологическое образование и воспитание, формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира; - осуществлять гигиеническое и физическое воспитание студентов в органической связи с их нравственным воспитанием; - формировать навыки учебной работы как важное условие нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими базовых знаний, необходимые условия для успешного решения задач развития логического мышления учащихся, их обучения. В настоящее время сложилась система представлений о мире, для которой характерны: ориентация на экологическую целесообразность, отсутствие контраста между человеком и природой; восприятие природных объектов как полноценных сущностей, партнеров по взаимодействию с человеком; баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой [4, с. 13]. В современный период расцвета биологической науки и особенно ее разделов - генетики, микробиологии, биопсихологии, биокибернетики, бионики, когда становится возможным создание новых видов живых организмов и управление нервной деятельностью человека.

- в Государственном образовательном стандарте программы подготовки по биологии предусматривают более глубокое и современное понимание обучающимися генетических разделов биологии, более широкий вывод биологического материала в экологических задачах, использование элементов ряда информации применительно к биологическим процессам. . На занятиях следует постоянно обращать внимание на то, что в Республике Узбекистан вопросы охраны окружающей среды входят в число приоритетов государственной политики. Важно показать связь изучаемых предметов с устойчивостью и неустойчивостью природных, экономических, социальных и других сторон жизни человека. Содержание школьного биологического образования предусматривает его соответствие уровню развития науки в данный исторический период. Перед школьным биологическим образованием выдвигаются новые задачи познавательно-познавательного, системного, научно-философского, валеологического, экологического, эстетического, практико-деятельностного характера. Поэтому учитель биологии должен четко представлять себе цели, задачи, специфику школьного биологического образования, строить его в соответствии с гуманистическими принципами обучения и воспитания, реализовывать его задачи на основе новейших педагогических технологий, осуществлять его связь с жизнь и современные достижения биологической науки.

Итак, каковы же педагогические последствия серьезного отношения к мировоззрению в биологическом образовании? Возможно, первое, что следует сказать, это то, что независимо от конкретного предмета или возрастного диапазона класса, учителю есть что сказать, имея в виду, что для некоторых учеников эти вопросы, вероятно, будут деликатными. Мне сказали, что называть проблему «деликатной» — значит несколько пренебрежительно относиться к ней. Это, конечно, не входит в мои намерения. Такие темы, как смерть, сексуальность и жестокое обращение с детьми, являются примерами проблем, которые чувствительны для многих учащихся, и многие учителя привыкли относиться к ученикам с уважением при решении таких вопросов.

Преимущество, если думать об эволюционном образовании, от смещения дискурса от противоречий к чувствительности состоит в том, что фокус смещается с эпистемологии на педагогику. Можно быть деликатным по отношению к кому-либо по какому-либо вопросу, не подразумевая, что он разделяет ту же точку зрения (или мировоззрение), что и человек, к которому он относится с уважением и вниманием. С другой стороны, многим учителям естественных наук будет сложно однозначно признать учение об эволюции как противоречивое, поскольку различие между этим и признанием эволюции как противоречивого является прекрасным, и многие преподаватели естественных наук, вероятно, будут рассматривать это как продажу креационистам.

Конечно, рассмотрение темы как деликатной не освобождает учителей от ожидания того, что они будут преподавать эту тему строго и с высокими ожиданиями в отношении обучения учащихся. В креационистских книгах и статьях эволюция последовательно представляется как нелогичная (например, естественный отбор не может, в силу второго закона термодинамики, создать порядок из беспорядка; мутации всегда вредны и поэтому не могут привести к улучшениям), что противоречит научным данным ( например, летопись окаменелостей показывает следы человека рядом с животными, которые, по мнению эволюционистов, давно вымерли; летопись окаменелостей не дает доказательств существования переходных форм) и продукт ненаучных рассуждений (например, ранняя история жизни требовала бы, чтобы жизнь возникла из неорганических материя – форма самопроизвольного зарождения, отвергнутая наукой в XIX веке; радиоактивное датирование предполагает предположения о постоянстве природных процессов на протяжении эонов времени, тогда как мы все больше узнаем о природных процессах, влияющих на скорость радиоактивного распада). Точно так же студенты, которые возражают против использования животных человеком, могут привести аргументы, связанные с физиологией (фундаментальное сходство между нервными системами разных видов, изменения уровня кортизола в крови у животных, находящихся в стрессе), поведением (отдача, которую проявляют многие животные). от вредных раздражителей) и социальной структуры (как у парных лебедей, так и у групп китообразных). Ответ на подобные возражения предъявляет высокие требования к учителям, которым может потребоваться расширение собственных знаний.

Но каковы именно должны быть цели такого обучения? Одна из возможностей — попытаться убедить студента, который не принимает теорию эволюции, реальность антропогенного изменения климата или полезность вакцинации (например), что они неправы и должны изменить свое мнение. Этот подход имеет большой смысл, если мы считаем, что студенты имеют неправильные представления. Действительно, многие главы этого тома содержат полезные предложения о том, как можно противостоять биологическим заблуждениям студентов.

Однако аргумент, который я хотел бы выдвинуть, несколько иной. Суть в том, что когда мы преподаем такие вопросы, как эволюция, изменение климата и новые биотехнологии, нашей целью должно быть не убедить студентов принять стандартную научную позицию, а понять ее. Для этого есть две основные причины: одна принципиальная, другая прагматичная.

Основная причина заключается в том, что педагогическая модель, основанная на понимании, а не на принятии, более уважительна к учащимся. Это предполагает, что учитель делает все возможное, чтобы студент полностью оценил позицию (научный консенсус), признавая при этом, что студент вряд ли, особенно в краткосрочной перспективе, изменит свое мнение. Прагматическая причина вытекает из наблюдения, что студенты часто активно сопротивляются попыткам заставить их отказаться от своих собственных взглядов – взглядов, которые они могут разделять с близкими членами семьи и соседями – и принять стандартную научную точку зрения. В таких обстоятельствах, возможно, имеет смысл просто стремиться к пониманию.

Однако студенты могут изменить свое мнение и действительно меняют свое мнение в результате получаемого ими обучения, даже если преподавание ведется в таких спорных областях. Один из способов интерпретировать переход от позиции, где научная точка зрения активно отвергается, к позиции, где она принимается, состоит в том, чтобы рассматривать его как пример хорошо известного утверждения Томаса Куна о том, что бывают моменты, когда существующее понимание рушится, например, теория Птолемея. модель структуры Солнечной системы (в центре которой находится Земля) или ньютоновское понимание движения и гравитации – и на смену приходит совершенно новая парадигма. В момент такого кризиса происходит научная революция, в ходе которой новая парадигма – такая как модель строения Солнечной системы Коперника или теория относительности Эйнштейна – начинает заменять ранее принятую парадигму. Кун сравнивает переход от одной парадигмы к другой с переключением гештальта (когда мы внезапно видим что-то по-новому) или даже с религиозным обращением. Это предупреждает нас о том, что научное понимание может измениться по причинам, которые не могут быть полностью сведены к рациональному принятию новой информации. Насколько это справедливо для естественнонаучного образования и обучения в целом.

Заключение

Недавние исследования показали, что качественное преподавание может помочь студентам с фундаменталистской позиции узнать об эволюции и прийти к принятию некоторых ее центральных принципов. Дэвид Лонг провел антропологическое исследование того, как студенты университетов взаимодействуют с концепцией эволюции во время вводных занятий по биологии. Он пришел к выводу, что несколько уроков по этой теме вряд ли изменят взгляды студентов фундаменталистского религиозного толка.

Однако другие исследования показывают, что тщательное и уважительное преподавание теории эволюции может повысить вероятность того, что студенты, изначально отвергающие теорию эволюции, примут хотя бы некоторые ее аспекты. Уинслоу и др. изучали 15 специальностей, связанных с биологией, или недавних выпускников биологических специальностей в гуманитарном университете Среднего Запада в США.

Участвующие учителя стремились хорошо преподавать эволюцию своим ученикам. Их энтузиазм ясно показывает глубокую важность заботливых и опытных учителей, когда учащиеся с религиозным прошлым изучают эволюцию. Слова этих учителей напоминают нам, что эволюция обучения является делом сердца многих учеников, имеющим глубокие и часто вечные последствия в их сознании. Практика этих учителей дает нам хорошее представление о том, как можно успешно переплетать обучение эволюции и заботу о душах детей.

Сопоставимые результаты теперь начинают появляться и в других исследованиях.

Концепцию мировоззрения можно использовать, чтобы понять, почему некоторые студенты отказываются принимать стандартную научную версию определенных тем биологии. Отношение к таким мировоззрениям как к заблуждениям, которые можно легко исправить, может оказаться неудачным в качестве стратегии обучения. Уважение к студентам и стремление помочь им понять, а не принять научную позицию могут быть более продуктивными.

References

  1. Аэртс Д., Апостель Л., Де Мур Б., Хеллеманс С. Маекс Э., Ван Белль Х. и Ван дер Векен Дж. (2022) Взгляды на мир: от фрагментации к интеграции. Брюссель: ВУБ Пресс.

  2. Эйкенхед, Г. и Мичелл, Х. (2021) Наведение мостов между культурами: коренные и научные способы познания природы. Онтарио: Пирсон.

  3. Бейкер, С. (2020) Креационизм в классе: полемика с серьезными последствиями. Исследования в области образования, 83, 78-88.

  4. Барнс, М.Э. и Браунелл, С.Э. (2022) Опыт и практика преподавателей эволюции в христианских университетах, которые могут способствовать формированию культурно компетентного эволюционного образования. Научное образование. DOI: 10.1002/sc.21317

  5. Коберн, WW (1996) Теория мировоззрения и концептуальные изменения в естественнонаучном образовании. Научное образование, 80, 579–610.

  6. Коберн, В.В. и Ловинг, К.С. (2021) Определение понятия «наука» в мультикультурном мире: последствия для естественнонаучного образования. Научное образование, 85, 50–67.

  7. Дурбах, Н. (2020) С таким же успехом они могли бы заклеймить нас: сопротивление рабочего класса принудительной вакцинации в викторианской Англии. Общество социальной истории медицины, 13 (1), 45–62.

  8. Эклунд, Э. Х. (2022) Наука против религии: что на самом деле думают ученые. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

  9. Эрнст, К. и Джейкобс, Э.Т. (2022) Последствия исключений по философским и личным убеждениям для повторного появления болезней, предупреждаемых с помощью вакцин: роль пространственной кластеризации в недостаточной вакцинации. Человеческие вакцины и иммунотерапия, 8 (6), 838-841.

  10. Герман, Р.С. (2021) Эволюция как спорный вопрос: обзор подходов к обучению. Наука и образование, 17, 1011–1032.

  11. Кун, Т.С. (2020). Структура научных революций, 2-е изд. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.

  12. Лонг, Д.Э. (2021) Эволюция и религия в американском образовании: этнография. Дордрехт: Спрингер.

  13. ЛаХэй Т. и Дженкинс Дж. Б. (2022) «Оставленные позади: роман о последних днях Земли». Кэрол Стрим, Иллинойс: Дом Тиндейла.

  14. Мэтьюз, MR (ред.) (2021) Наука, мировоззрение и образование. Перепечатано из журнала «Наука и образование». Дордрехт: Спрингер.

  15. Майер Ф., Адэр С. и Пфафф А. (2021) Американцы считают, что климат меняется, и поддерживают некоторые действия. Дарем, Северная Каролина: Институт решений экологической политики герцога Николаса. Доступно по адресу https://nicholasinstitute.duke.edu/sites/default/files/publications/ni_pb_13-01_0.pdf.

  16. Медоуз, Л. (2021) Подход к конфликту между религией и эволюцией. В книге Джонс Л. и РейссМ.Дж. (редакторы) «Учение о научном происхождении: учет креационизма». Нью-Йорк: Питер Лэнг, стр. 145–157.

  17. Медоуз, Л. (2022) Пастырство и сила: преподавание эволюции в американских христианских школах, в Чепмен, Дж., Макнамара, С., Рейсс, М.Дж. и Вагид, Ю. (редакторы) Международный справочник по обучению, преподаванию и руководству верой Школы на базе. Дордрехт: Springer, стр. 223–240.

  18. Рейсс, MJ (2022) Научное образование для плюралистического общества. Милтон Кейнс: Издательство Открытого университета.

  19. Рейсс, MJ (2021) Представляя мир: значение религиозных мировоззрений для научного образования. Наука и образование, 18, 783–796.

  20. Рейсс, М.Дж. (2021) Как следует относиться к креационизму и разумному замыслу в классе? Журнал философии образования, 45, 399–415.

  21. Рейсс, MJ (2022) Изменение взглядов на эволюцию. В: Христиане и эволюция: христианские ученые меняют свое мнение, Берри, Р.Дж. (ред.). Оксфорд: Монарх, стр. 318–330.

  22. Рейсс, М.Дж. (2022) Рамки, в которых можно определить, как нам следует использовать животных в научном образовании. В: Животные и естественнонаучное образование – этика, учебная программа и педагогика, Мюллер, член парламента, Типпинс, Д.Дж. и Стюарт, А.Дж. (ред.). Дордрехт: Springer, стр. 243–259.

  23. РейссМ.Дж. и Строган Р. (2022) Улучшение природы? Наука и этика генной инженерии. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

  24. Смит, М.Ю. (2022) Контрапункт: вера, понимание и учение эволюции. Журнал исследований в области преподавания естественных наук, 31, 591–597.

  25. Стивенсон, К.Т., Петерсон, М.Л., Бонделл, Х.Д., Мур, С.Э. и Кэрриер, С.Дж. (2022) Преодоление скептицизма с помощью образования: взаимодействующее влияние мировоззрения и знаний об изменении климата на восприятие риска изменения климата среди подростков. Изменение климата, 126, 293–304.

  26. Ватикан (2022) Катехизис Католической Церкви: III. Любовь мужа и жены. Доступно по адресу http://www.vatican.va/archive/ENG0015/_P86.HTM.

  27. Уильямс, Дж. Д. (2022) Эволюция против креационизма: вопрос принятия против веры. Журнал биологического образования, 49, 322–333.

  28. Уинслоу, М.В., Ставер, Дж.Р. и Шарманн, Л.К. (2021) Эволюция и личные религиозные убеждения: поиск примирения студентами христианских университетов, специализирующимися на биологии. Журнал исследований в области преподавания естественных наук, 48, 1026–1049.

Просмотров работы: 35