Военная ипотека в России существует с нач. XXI в. Ее начало было положено поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина, которое было дано им на одном из совещаний Министерства обороны РФ. Оно заключалось в том, чтобы организовать принципиально новую систему обеспечения военнослужащих жильем, которая бы отвечала существующим реалиям рыночной экономики. В качестве основы была взята накопительно-ипотечная система.
Как отмечает И.А. Багдасарян: «Принятие и введение в действие Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» позволило в значительной степени смягчить острые проблемы жилищного обеспечения военнослужащих посредством переноса обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной формы в денежную форму [1].
В результате этого совершился переход государственных обязательств перед военнослужащими по обеспечению их жильем из сферы непосредственного предоставления квартиры в сферу денежных отношений. Это дало возможность военнослужащих самим принимать решения касаемо конкретного места проживания, а также качества и площади приобретаемого жилья. При этом переход к накопительно-ипотечной системе коснулся лишь тех военных, которые заключили контракт после 1 января 2005 г., т.е. после введения в действия данной программы военной ипотеки.
Следует обратить внимание, что Президент Российской Федерации в ежегодном послании к Федеральному Собранию, переход к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих определил как одно из приоритетных направлений социальной политики государства.
Конституция Российской Федерации закрепляет основные права и свободы граждан, соответствующие международным актам о правах человека, в том числе в жилищной сфере. Как подчеркивают В.М. Корякин и А.В. Кудашкин, наличие надлежащего жилья свидетельствует о достойном жизненном уровне человека, провозглашенном Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). Данная норма имплементирована в Конституцию Российской Федерации, которая предусматривает, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами [2].
Право на жилище означает возможность гражданина иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом, а также распоряжаться им в установленных законом случаях и порядке. Данное право имеет конституционный характер. Конституция Российской Федерации относит право граждан Российской Федерации на жилище к основным правам человека.
Конституционное право граждан на жилище является государственно-правовым институтом. Конституционные положения о праве на жилище являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений, пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда и т. д.
К обязанностям государства, соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления относится реализация прав граждан на жилище. Для этого органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище [3].
Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство в соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантирует предоставление жилых помещений или финансовых средств на их приобретение. Реализация данной конституционной гарантии осуществляется посредством жилищного обеспечения, под которым понимается деятельность уполномоченных государственных органов по предоставлению жилых помещений по нормам и в порядке, предусмотренным законодательством. Жилищное обеспечение военнослужащих имеет целевым назначением как удовлетворение жилищных потребностей лиц, нуждающихся в жилых помещениях, т.е. реализацию каждым военнослужащим субъективного права на жилище (функция социальной защиты), так и стимулирование военнослужащего к долгосрочному исполнению обязанностей военной службы (стимулирующая функция).
Правовую основу жилищного обеспечения военнослужащих составляют ЖК РФ, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ, иные законодательные акты, а также довольно обширная совокупность подзаконных нормативных правовых актов, в том числе ведомственного уровня.
Указанными нормативными правовыми актами определены следующие формы жилищного обеспечения военнослужащих:
1) предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда:
- служебного жилого помещения;
- жилого помещения в общежитии;
- жилого помещения маневренного фонда;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
4) выделение денежных средств из федерального бюджета на реализацию жилищных прав:
- выдача государственного жилищного сертификата, обеспеченного соответствующими денежными средствами;
- предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилищная субсидия);
- предоставление гражданам, уволенным с военной службы, принятым до 1 января 2005 г. органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
- выделение денежных средств в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;
- выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений;
5) предоставление арендованных жилых помещений.
При анализе норм Федерального закона «О статусе военнослужащих» и изданных в его развитие подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих право на жилище военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, обращает на себя внимание то обстоятельство, что формы жилищного обеспечения указанных лиц варьируются в зависимости от времени поступления граждан на военную службу и от времени их увольнения с военной службы.
При этом можно выделить несколько ключевых дат, разграничивающих военнослужащих и граждан, проходивших военную службу, на определенные категории по объему предоставляемых им жилищных прав.
Первой такой датой является 1 января 1998 г.
Именно с указанной даты вступил в силу Федеральный закон «О статусе военнослужащих», который впервые установил правило, согласно которому военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на весь период военной службы гарантируется предоставление служебных жилых помещений. Право на получение жилых помещений для постоянного проживания (по договору социального найма или в собственность бесплатно) военнослужащие приобретают при достижении общей продолжительности военной службы 20 лет либо ранее указанного срока в случае увольнения с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (при наличии на момент увольнения общей продолжительности военной службы не менее 10 лет).
Однако при введении данного вполне разумного правила возник вопрос: а как быть с военнослужащими, которые приобрели право на получение жилых помещений по ранее действовавшему Закону Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г. № 4338-I, который с 1 января 1998 г. утратил силу? В соответствии с названным Законом военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития. Далее при продолжении службы сверх данного срока они приобретали право на получение жилых помещений для постоянного проживания.
Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Законодатель, руководствуясь указанной конституционной нормой, установил указанную выше рубежную дату: за военнослужащими, поступившими на военную службу в рамках прежнего правового регулирования, т.е. до 1 января 1998 г., сохранен прежний порядок жилищного обеспечения. А для тех, кто поступил на военную службу после указанной даты, установлены иные правила реализации права на жилище: на весь период прохождения военной службы им гарантируется предоставление служебных жилых помещений.
Вторая ключевая дата, которая фигурирует в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и которая разграничивает военнослужащих на категории с точки зрения объема и форм реализации их права на жилище, – 1 января 2005 г.
Значимость указанной даты для сферы жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, проявляется в двояком смысле:
- во-первых, с указанного времени вступил в силу Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Все офицеры, закончившие военные образовательные учреждения после 1 января 2005 г., и граждане, поступившие на военную службу по контракту после указанной даты, являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения. На время прохождения военной службы им предоставляются служебные жилые помещения, а право на получение постоянного жилья они реализуют путем участия в указанной системе;
- во-вторых, с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (вошедшим в историю как «Закон о монетизации льгот») с органов местного самоуправления снята функция жилищного обеспечения граждан, увольняемых с военной службы. За теми гражданами, которые были уволены с военной службы и успели встать в органах местного самоуправления по избранному месту жительства на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках прежнего правового регулирования, т.е. до 1 января 2005 г., сохранилось право на получение жилых помещений от органов местного самоуправления, но за счет средств федерального бюджета, специально выделяемых на эти цели. Те же военнослужащие, которые увольняются с военной службы после 1 января 2005 г. (кроме участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения), обеспечиваются жилыми помещениями теми федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходили военную службу, на условиях и в порядке, установленных для военнослужащих.
Третьей датой, разграничивающей военнослужащих на категории по порядку и формам реализации их права на жилище, является 1 января 2014 г. – дата вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О статусе военнослужащих”» от 28 декабря 2013 г. № 405-ФЗ, предусматривающего предоставление военнослужащим, признанным нуждающимися в получении жилых помещений, субсидии на строительство или приобретение жилых помещений.
По первоначальному замыслу разработчиков данного Закона переход от предоставления жилья «в натуре» к получению соответствующих денежных средств на эти цели должен был коснуться всех военнослужащих, имеющих право на жилищное обеспечение. Однако такой подход вступил бы в противоречие с приведенной выше конституционной нормой о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие права граждан.
В связи с изложенным выше первоначальная редакция законопроекта была доработана и порядок применения новой формы жилищного обеспечения военнослужащих (кроме участников накопительно-ипотечной системы) сформулирован следующим образом:
- за военнослужащими, признанными нуждающимися в получении жилых помещений до 1 января 2014 г., сохранено право выбора формы жилищного обеспечения: либо получение жилого помещения по договору социального найма, либо в собственность бесплатно, либо получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья;
- для военнослужащих, которые будут признаны нуждающимися в получении жилых помещений после 1 января 2014 г., получение жилищной субсидии будет единственной формой жилищного обеспечения. К их числу будут относиться военнослужащие, которые достигли общей продолжительности военной службы 20 лет и более после 1 января 2014 г., либо которые будут признаны нуждающимися в жилых помещениях после 1 января 2014 г. в связи с увольнением с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Таким образом, исходя из времени поступления на военную службу, военнослужащие по объему и формам жилищного обеспечения подразделяются на три большие группы:
1) военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г.;
2) военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы в период с 1 января 1998 г. по 1 января 2005 г.;
3) военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы в период после 1 января 2005 г.
В силу естественных причин число военнослужащих первых двух категорий с течением времени будет постепенно снижаться, наступит время (примерно к 2025 г.), когда разделение военнослужащих на категории по рассматриваемому признаку исчезнет вовсе и в отношении всех военнослужащих будет действовать единая форма жилищного обеспечения – накопительно-ипотечная.
Что касается граждан, уволенных с военной службы, то вся их совокупность подразделяется на две группы:
а) граждане, уволенные с военной службы до 1 января 2005 г. (их жилищное обеспечение осуществляется органами местного самоуправления по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, или путем выдачи государственных жилищных сертификатов);
б) граждане, уволенные с военной службы в период с 1 января 2005 г. по 1 января 2014 г. (их жилищное обеспечение осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти на условиях, предусмотренных для военнослужащих).
Рассматривая изменения законодательства в вопросах жилищного обеспечения военнослужащих необходимо отметить, что со времени вступления в силу Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ в него не менее 16 раз вносились изменения и дополнения, что обусловлено, с одной стороны, изменениями в социально-экономической обстановке в стране, а с другой – выявляющимися в ходе правоприменительной деятельности некоторыми пробелами и противоречиями в правовом регулировании общественных отношений, складывающихся в сфере жилищного обеспечения военнослужащих посредством их участия в накопительно-ипотечной системе [4].
Как отмечает В.М. Корякин, одной из таких проблем стала необходимость расширения круга лиц, являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, которые были уволены с военной службы и в последующем вновь поступили на военную службу, в связи с чем возникает вопрос об их праве на денежные средства, накопленные на их именных лицевых счетах до увольнения.
Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – НИС) было предусмотрено восстановление накоплений для жилищного обеспечения военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам и в дальнейшем заключившим новые контракты о прохождении военной службы. В то же время участникам НИС, уволенным с военной службы по иным основаниям, накопления для жилищного обеспечения, начисленные за период военной службы до увольнения, при заключении нового контракта не восстанавливаются. На эту, а также иные проблемы правового регулирования НИС неоднократно указывалось в публикациях как ученых, так и практиков [5].
В целях исключения ущемления прав военнослужащих, касающихся восстановления военнослужащим, уволенным с военной службы по вышеуказанным основаниям, накоплений для жилищного обеспечения при заключении ими новых контрактов о прохождении военной службы, был разработан и принят Федеральный закон от 7 марта 2017 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 15 Федерального закона “О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих”». Данным Законом внесены изменения в ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» в части, касающейся распространения на граждан, уволенных с военной службы по перечисленным выше основаниям, права на восстановление накопленных денежных средств в случае их повторного поступления на военную службу.
Кроме того, рассматриваемым Федеральным законом от 7 марта 2017 г. № 32-ФЗ внесены уточнения по порядку возврата средств целевого жилищного займа участниками НИС, досрочно увольняемыми с военной службы.
Установлено, что при досрочном увольнении участников НИС с военной службы, если у них не возникли основания на получение накопленных денежных средств, предусмотренные п. п. 1, 2 и 4 ст. 10 Закона о НИС, участники НИС обязаны возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы по договору целевого жилищного займа ежемесячными платежами в срок, не превышающий 10 лет. При этом в случае увольнения участников НИС с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. «д» – «з», «л» и «м» п. 1, подп. «в» – «е2» и «з» – «л» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», начиная со дня увольнения по целевому жилищному займу начисляются проценты по ставке, установленной договором целевого жилищного займа. Суммы начисленных процентов участники НИС обязаны уплатить в уполномоченный федеральный орган в виде ежемесячных платежей в срок, не превышающий 10 лет. Процентный доход по целевому жилищному займу является доходом от инвестирования. Проценты начисляются на сумму остатка задолженности по целевому жилищному займу.
Таким образом, вопросам социальной защищённости военных со стороны государства уделяется большое внимание. Так Президент РФ В.В. Путин 21 декабря 2020 г. на расширенном заседании коллегии Минобороны сказал: «Повышение уровня социальных гарантий военных одна из приоритетных задач государства на настоящем этапе [6].
С 2018 по 2023 г. всего постоянным жильем обеспечено почти 138 тыс. военнослужащих, а служебным – 198 тыс., причем с учетом компенсаций за поднаем жилья последняя цифра к кон. 2023 г. еще увеличится. Согласно данных приведённых Департаментом информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации в 2020 г. социальные обязательства по обеспечению жильем исполнены в отношении 111 тыс. военнослужащих. Из них 59,6 тыс. получают компенсацию за наем жилья, 35 тыс. семей военнослужащих обеспечены жилыми помещениями специализированного жилфонда [7].
Как уже было ранее отмечено автором, примерно к 2025 г. в Российской Федерации останется единственная форма жилищного обеспечения военнослужащих и лиц, проходивших военную службу, – участие в накопительно-ипотечной системе.
А это значит, что число участников НИС за последние годы значительно увеличится. Это обязывает законодательные и исполнительные органы власти совершенствовать правовую базу регулирующую НИС.
Список использованных источников
Багдасарян И.А. Постатейный комментарий Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» / И.А. Багдасарян. – М.: Центр правовых коммуникаций, 2018. – С. 10.
Корякин В.М., Кудашкин А.В. Жилищное обеспечение военнослужащих: понятие, формы, гарантии // Право в Вооруженных Силах. – 2017. – № 10. – С. 57-72.
Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) Ст.2. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/b6847a0d2ebb2bdf81e3b76e45d193aa1602a21a/ (дата обращения 19 декабря 2021 г.).
Корякин В.М. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих совершенствуется // Право в Вооруженных Силах. – 2017. – № 6. – С. 40-44.
Корякин В.М. Жилищное обеспечение военнослужащих. – М.: За права военнослужащих, 2014; Кудашкин А.В. Справочник по жилищным вопросам для жилищных комиссий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. – М.: За права военнослужащих, 2009.
Расширенное заседание коллегии Минобороны // Кremlin.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prezident.org/tekst/ stenogramma-vystuplenija-putina-na-rasshirennom-zasedanie-kollegii-minoborony-21-12-2020.html (дата обращения 25 декабря 2020 г.).
Информационный портал МО РФ «Военная ипотека» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://voenipoteka.narod.ru/9.html (дата обращения 8 сентября 2023).