Введение. 19 апреля 2023 года исполнилось 240 лет со дня официального принятия Крымского полуострова в состав Российской империи. Соответствующий манифест подписала императрица Екатерина II в 1783 году. Помимо Крыма, в состав нашей страны вошли также Тамань и Кубань.
День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав России впервые отметили 19 апреля 2019 года.
Эта дата была установлена федеральным законом, подписанным президентом РФ Владимиром Путиным.
Сама же история вхождения Крыма в состав российского государства берет начало в XVIII веке, когда страна вела борьбу за безопасность своих южных рубежей с Османской империей.
Историю Крымского полуострова в составе Российского государства рассмотрим в этом реферате.
Борьба с Османской империей. История вхождения Крыма, Тамани и Кубани в состав российского государства неразрывно связана с многовековой борьбой, которую наша страна вела на южных рубежах против Османской империи и ее вассала – Крымского ханства.
Первым шагом к победе над Крымским ханством стало освоение Новороссии. Слабеющее ханство уже не могло помешать российской колонизации Северного Причерноморья, и в 1771 году Вторая русская армия под командованием генерал-аншефа Василия Долгорукова нанесла сокрушительный удар противнику на левом фланге, на Перекопе и ворвалась в Крым. Правивший в Крыму хан Селим бежал в Стамбул, а новым властителем стал хан Сахиб II Гирей.
1 ноября 1772 года был подписан Карасубазарский договор, по которому Крымское ханство объявлялось независимым государством под покровительством Российской империи. Согласно договору, к нашей стране отходили Керчь, крепости Кинбурн и Еникале.
Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Но весной 1773 года военные действия начались снова.
На этот раз после сокрушительных поражений Турция пошла на мирные переговоры, которые завершились подписанием 10 июля 1774 года Кючук-Кайнарджийского мирного договора.
Этот документ положил конец очередной русско-турецкой войне и вынудил Османскую империю признать Крымское ханство независимым.
Однако, несмотря на мирный договор, турецкие войска так и не покинули территорию полуострова.
В 1776 году в Крым прибыл генерал-поручик Александр Суворов, который стал командовать войсками Крыма и Кубани.
При поддержке князя Григория Потемкина Суворов организовал переселение из Крыма в Приазовье и на Дон христианских народов.
Тем временем Османская империя пыталась дестабилизировать ситуацию в ханстве и спровоцировать антироссийские выступления.
В результате в 1781 году в Крыму вспыхнуло очередное восстание против последнего крымского хана Шагин-Гирея. Он столкнулся с открытой ненавистью со стороны почти всего населения ханства. В итоге Шагин отрекся от престола.
Манифест Екатерины II о присоединении Крыма к Российской империи. Оценив политическую ситуацию в Крыму и все риски, связанные с существованием Крымского ханства как независимого государства, Потемкин пришел к выводу о необходимости включения его в состав Российской империи. В 1782 году князь обратился с меморандумом к императрице Екатерине II, в котором обосновывал необходимость включения Крымского полуострова в состав нашей страны. Императрица дала положительный ответ.
19 апреля 1783 года Екатерина Великая подписала манифест "О принятии полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под Российскую державу". В документе говорилось, что Российская империя обещает защищать жителей Крыма, гарантирует им исповедание их веры, а также возможность пользоваться всеми правами и преимуществами подданных Российской империи. Так Крымское ханство прекратило свое существование в качестве независимого государства, и полуостров Крым вошел в состав Российской империи. Кроме того, к Российской империи были присоединены Тамань и Кубань.
Манифест был обнародован 9 июля 1783 года на вершине скалы Ак-Кая под Карасубазаром, где собрались представители крымской аристократии и духовенства. В честь вхождения Крыма в состав российского государства были организованы торжества, которые сопровождались играми, скачками, народными гуляниями и даже артиллерийским салютом.
Через полгода после выпуска манифеста Екатерины II Турции пришлось смириться и подписать "Акт о присоединении к Российской империи Крыма, Тамани и Кубани". Еще через пару месяцев императрица учредила Таврическую область, управление которой доверили Потемкину. Новая область состояла не только из Крымского полуострова, но и прилегающих районов Северного Причерноморья и Тамани.
Присоединение Крымского полуострова, Тамани и Кубани решило вопрос безопасности южных границ Российской империи, а также позволило получить беспрепятственный выход к Черному морю для ведения морской торговли.
Кроме того, окончательное решение территориального вопроса позволило прекратить внутриполитические распри среди местного населения присоединенных территорий, которые нередко выливались в вооруженные восстания и противостояния враждебных лагерей.
Крымская война. Крымская война 1853-1856, также Восточная война - война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства.
Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Черном, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму. К середине XIX века Османская империя находилась в состоянии упадка, и только прямая военная помощь России, Англии, Франции и Австрии позволила султану дважды предотвратить захват Константинополя мятежным вассалом Мухаммедом Али Египетским. Кроме того, продолжалась борьба православных народов за освобождение от османского ига. Эти факторы привели к появлению у русского императора Николая I в начале 1850-х годов мыслей по отделению балканских владений Османской империи, населенных православными народами, чему противились Великобритания и Австрия.
Великобритания, кроме того, стремилась к вытеснению России с черноморского побережья Кавказа и из Закавказья. Император Франции Наполеон III, хотя и не разделял планов англичан по ослаблению России, считая их чрезмерными, поддержал войну с Россией как реванш за 1812 год и как средство укрепления своей личной власти.
В ходе дипломатического конфликта с Францией по вопросу контроля над церковью Рождества Христова в Вифлееме Россия, с целью оказать давление на Турцию, ввела войска в Молдавию и Валахию, находившиеся под протекторатом России по условиям Адрианопольского мирного договора. Отказ русского императора Николая I вывести войска привел к объявлению 4 (16) октября 1853 года Турцией, а за ней Великобританией и Францией, войны России. В ходе последовавших боевых действий союзникам удалось, используя техническое отставание русских войск и нерешительность русского командования, сконцентрировать количественно и качественно превосходящие силы армии и флота на Чёрном море, что позволило им произвести успешную высадку в Крыму десантного корпуса, нанести российской армии ряд поражений и после годичной осады захватить Севастополь - главную базу русского Черноморского флота.
На Кавказском фронте русским войскам удалось нанести ряд поражений турецкой армии и захватить Карс. Однако, угроза присоединения к войне Австрии вынудила русских принять навязанные союзниками условия мира. Подписанный в 1856 году Парижский мирный договор потребовал от России уступки Османской империи южной Бессарабии и устья реки Дунай. Провозглашалась нейтральность Чёрного моря.
Крым в Гражданской войне. Во время гражданской войны в России в Крыму несколько раз сменяют друг друга "белые" и "красные" правительства:
• ноябрь 1917 года - создана Крымская Народная Республика (первая мусульманская страна республиканского строя);
• апрель 1918 года по указанию Скоропадского была провозглашена украинская власть в Крыму.29 апреля на всех кораблях Черноморского флота были подняты сине-желтые флаги
• март-апрель 1918 - Советская Социалистическая Республика Тавриды в составе РСФСР;
• 25 июня - 15 ноября 1918 - Первое Крымское краевое правительство (Сулейман Сулькевич) под оккупацией Германии;
• 15 ноября 1918 - 11 апреля 1919 - Второе Крымское краевое правительство (Соломон Крым) под патронатом союзников;
• апрель-июнь 1919 - Крымская Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР;
• 1 июля 1919 - 12 ноября 1920 - Правительства Юга России: ВСЮР Антона Деникина и Русская армия барона Пётра Врангеля, было также восстание капитана Орлова;
После поражения Белой Армии в октябре 1920 Крым был завоёван Красной Армией и включён в состав РСФСР. В захваченном ими Крыме большевики учинили массовый террор, в результате которого погибло 100-120 тыс. человек.
Крым в Великой Отечественной войне. В ноябре 1941 года Красная Армия была вынуждена покинуть Крым, отступив на Таманский полуостров. Вскоре оттуда же было предпринято контрнаступление, однако оно не привело к успеху и советские войска снова были отброшены за Керченский пролив. Известно, что украинские подразделения вермахта в Крыму действовали в Симферополе, Евпатории, Джанкое, Ялте, Украинский, Петровцы, Севастополе, Старом Крыму, Керчи, Феодосии, Алуште, Михайловке и многих других населенных пунктах, которые были рядом с дислокацией производных групп. Из донесения агента СД В. Косика от 31 декабря 1941 года, найденного в секретных делах рейха, стало известно, что из Львова в Крым революционная ОУН направила шесть походных групп, около 40 человек. Только одного повстанца нацисты арестовали по дороге в Крым.
Бои за Перекоп. 24 сентября немецкие войска силами двух пехотных дивизий (46-я и 73-я) при поддержке артиллерии и авиации перешли в наступление на Перекопском перешейке. В ходе тяжёлых боев им удалось к 26 сентября прорваться через Турецкий вал и овладеть городом Армянск. Контрудар, спешно организованный командующим оперативной группой генерал-лейтенантом П.И. Батовым прибывшими частями двух стрелковых и кавалерийской дивизий, к желаемому результату не привёл. К 30-му сентября советские войска отошли к Ишуньским позициям, где отбили попытки немцев развить наступление. Манштейн ввиду больших потерь и того, что часть сил - моторизованная дивизия СС "Адольф Гитлер" и 49-й горный корпус, - были отвлечены на ростовское направление, отказался от дальнейшего продвижения. По немецким данным в результате боев было захвачено 135 орудий, 112 танков и 10 тысяч пленных.
Бои за Ишуньские позиции и оставление Крыма. 18 октября 11-я немецкая армия силами трёх дивизий начала наступление на Ишуньские позиции. Их обороняли части 9-го стрелкового корпуса с помощью береговых батарей и отдельных подразделений Черноморского Флота. В течение 5 дней продолжалось тяжёлые бои, в которых немцы постепенно теснили советские войска. 24 октября прибывшие части Приморской Армии нанесли контрудар и два дня вели с противником яростное встречное сражение. Однако 26 октября Манштейн ввёл на стыке армий две свежие пехотные дивизии и 28 октября прорвал оборону. Части Красной Армии, оказывая разрозненное сопротивление лучше организованным и более подвижным соединениям гитлеровцев, отошли к Севастополю, Керчи и частично рассеялись в гористой местности. Попытка отступавших советских войск закрепиться на Керченском полуострове оказалось безуспешной. В итоге, под давлением 42-го армейского корпуса немцев (три пехотные дивизии) остатки 51-й армии не смогли удержаться в Крыму и к 16 ноября были эвакуированы на Таманский полуостров. Приморская армия в составе пяти стрелковых и трёх кавалерийских дивизий отошла к Севастополю. Их преследовал 54-й армейский корпус (две пехотные дивизии и сформированная моторизованная бригада), кроме того 30-й армейский корпус в составе двух пехотных дивизий переходил Крымские горы, чтобы выйти к южному побережью Крыма и перерезать дорогу Алушта - Севастополь.
Оборона Севастополя. Севастопольский оборонительный район (СОР) к началу Великой Отечественной войны был одним из самых укреплённых мест в мире. Сооружения СОР включали десятки укреплённых орудийных позиций, минные поля и др. В систему обороны входили также две так называемые "бронебашенные батареи" (ББ), или форта, вооружённые артиллерией крупного калибра. Форты ББ-30 (командир - Г.А. Александер) и ББ-35 (командир - А.Я. Лещенко) были вооружены орудиями калибра 305 мм.
Первый штурм. В советской историографии первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября - 21 ноября 1941 года. Иностранные, в первую очередь немецкие историки, напротив, не выделяют эти атаки в отдельную фазу битвы. С 30 октября по 11 ноября велись бои на дальних подступах к Севастополю, со 2 ноября начались атаки внешнего рубежа обороны крепости. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. Правда, и у немцев к городу вышли только передовые отряды. Одновременно в город отходили части рассеянных советских войск. Советская группировка насчитывала вначале около 20 тысяч человек. В конце октября Ставка ВГК решила усилить гарнизон Севастополя силами Приморской армии (командующий - генерал-майор И.Е. Петров), до тех пор защищавшей Одессу. 16 октября оборона Одессы была прекращена и Приморская армия была морем переброшена в Севастополь. Силы подкрепления составили до 36 тысяч человек (по немецким данным - более 80 тысяч), около 500 орудий,20 тысяч тонн боеприпасов, танки и другие виды вооружений и материалов. Таким образом, к середине ноября гарнизон Севастополя насчитывал, - по советским данным, - около 50-55 тысяч человек.9-10 ноября вермахту удалось полностью окружить крепость с суши, однако в течение ноября к своим пробивались силы арьергарда, в частности, части 184-й стрелковой дивизии НКВД, прикрывавшей отход 51-й армии. 11 ноября с подходом основной группировки 11-й армии вермахта завязались бои по всему периметру. В течение 10 дней наступавшим удалось незначительно вклиниться в передовую полосу обороны после чего в сражении наступила пауза.
Десант в Евпатории. 5 января Черноморский флот произвел высадку десанта в порту Евпатории силами батальона морской пехоты (командир - капитан-лейтенант Г. Бузинов). Одновременно в городе вспыхнуло восстание, в котором участвовала часть населения города и прибывшие на подмогу партизаны. На первом этапе операция шла успешно, румынский гарнизон силой до полка был выбит из города. Однако вскоре немцы подтянули резервы. В завязавшихся уличных боях противнику удалось одержать верх. 7 января бой в Евпатории был окончен. Силы десанта частично погибли в неравном бою, частично попали в плен.
Керченский десант. 26 декабря 1941 советское командование предприняло попытку стратегического наступления в Крыму, известную как "Керченский десант". Несмотря на первоначальный успех, операция закончилась неудачно: в конце мая 1942 противник разбил основные силы десанта на Керченском полуострове, после чего начался третий штурм Севастополя.
Действия авиации. Действия группы армий "Юг" поддерживал 4-й флот люфтваффе, в начале вторжения в СССР состоявший из двух авиакорпусов - IV и V, общим числом около 750 самолетов всех видов. Зимой 1941 V авиакопрус из состава флота был переведен на средиземноморский театр. В начале мая 1942 для поддержки наступления против керченской группировки советских войск в Крым был переброшен VIII авиакорпус люфтваффе под командованием В.фон Рихтгоффена, специально предназначенный для поддержки важных наземных операций (См. Операция "Охота на дроф"). После завершения боев на Керченском полуострове VIII корпус был переброшен под Севастополь. С началом активного наступления, Севастополь подвергался массированным авиаударам: в среднем самолеты люфтваффе совершали 600 боевых вылетов в день. Было сброшено около 2,5 тыс. тонн фугасных бомб, в том числе крупных калибров - до 1000 кг.
Второй штурм. Оборона Севастополя с суши опиралась на серию крупных долговременных сооружений (артиллерийских фортов). Для разрушения фортов противник применил осадную артиллерию крупных калибров. Всего на периметре в 22 км было расположено свыше 200 батарей тяжёлой артиллерии. Большинство батарей состояло из обычной полевой артиллерии крупных калибров, включая тяжёлые гаубицы 210 мм, и тяжёлые гаубицы 300 и 350 мм, сохранившиеся со времён Первой мировой войны. Были также применены сверхтяжёлые осадные орудия:
• гаубица Gamma Mörser - 420 мм
• 3 самоходных мортиры Karl - 600 мм
Под Севастополем также в первый и последний раз было использовано сверхтяжёлое 800-мм орудие класса "Дора". Орудие общей массой более 1000 тонн было тайно доставлено из Германии и секретно размещено в специальном укрытии, вырубленном в скальном массиве. Орудие вступило в строй в начале июня и выпустило, в общей сложности, около пятидесяти 7-тонных снарядов. Огонь "Доры" был направлен против фортов ББ-30, ББ-35, а также подземных складов боеприпасов, расположенных в скальных массивах. Как выяснилось позднее, один из снарядов пробил скальный массив толщиной 30 м.
Против менее укреплённых ДОТов и ДЗОТов широко применялись зенитные 88-мм орудия, и скорострельные зенитные орудия 20-мм и 37-мм, ведшие огонь прямой наводкой.
Последний штурм. Штурм начался 7 июня. Упорная борьба и контратаки защитников продолжались более недели. В атакующих немецких ротах осталось, в среднем по 25 человек. Перелом наступил 17 июня: На южном участке атакующие заняли позицию, известную как "орлиное гнездо" и вышли к подножию Сапун-горы. На северном участке был захвачен форт "Сталин" и подножие Мекензиевых высот. В этот день пало ещё несколько фортов, включая "Максим Горький-1".
С этого момента немецкая артиллерия могла обстреливать Северную бухту и подвоз подкреплений и боеприпасов стал невозможен. Однако внутреннее кольцо обороны ещё сохранилось и лобовой штурм не предвещал немцам ничего хорошего. Манштейн принял решение атаковать внутреннее кольцо не в лоб с юго-востока, а во фланг с севера, для чего предстояло переправиться через Северную бухту. Южный берег бухты был сильно укреплён, и десант представлялся практически невозможным, именно поэтому Манштейн решил сделать ставку на неожиданность. В ночь с 28-го на 29-е июня без артиллерийской подготовки передовые части 30-го корпуса на надувных лодках скрытно переправились через бухту и внезапно атаковали. 30 июня пал Малахов Курган. К этому времени у защитников Севастополя стали заканчиваться боеприпасы, и командующий обороной вице-адмирал Октябрьский получил разрешение Ставки ВГК на эвакуацию. План эвакуации предусматривал вывоз только командного состава армии и флота, эвакуация остальной части военнослужащих в т.ч. и раненых не предполагалось. Около 700 человек начальствующего состава были вывезены подводными лодками. Ещё несколько тысяч смогли уйти на лёгких плавсредствах Черноморского флота. 1 июля сопротивление защитников города прекратилось, кроме отдельных разрозненных очагов. Остатки Приморской армии, лишённые высшего командования, отошли на мыс Херсонес, где сопротивлялись ещё 3 дня. Немецкий генерал Курт Типпельскирх заявил о захвате на мысе Херсонес 100 тыс. пленных, 622 орудий, 26 танков и 141 самолётов, однако по советским архивным данным число пленных не превышало 78 230 человек, а захвата авиационной техники не было: остававшиеся в строю на момент 3-го штурма самолёты были частично передислоцированы на Кавказ, частично сброшены в море и затоплены. В период с 1 по 10 июля 1942 года из Севастополя всеми видами транспортных средств было эвакуировано 1726 солдат Севастопольского оборонительного района, остальные защитники города либо погибли, либо попали в плен. За взятие Севастополя командующий 11-й армией Э. фон Манштейн получил звание фельдмаршала, а весь личный состав армии - специальный нарукавный знак "Крымский щит".
В составе УССР: 1954-1991. По личной инициативе Никиты Хрущёва Крымская область была передана Украине со следующей формулировкой: "Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР".
25 января 1954 года на заседании Президиума ЦК КПСС был утвержден проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР.
Уже 19 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР".
При этом не учитывалось волеизъявление населения Крыма, так как референдумы не проводились.
В составе УССР Крымская область находилась в 1954-1991 гг. Политические причины передачи Крыма до конца неясны.
С одной стороны приводятся доводы о скорейшем желании властей преподнести подарок УССР в честь празднования 300-летия Переяславской Рады 1654 (Объединение России и Украины) и таким образом ускорить процесс русификации Украины.
Однако демографические данные последующих переписей населения в этом плане довольно противоречивы.
В составе независимой Украины с 1991 г. 20 января 1991 года в Крымской области состоялся референдум по вопросу воссоздания Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора. В референдуме приняли участие 1441019 граждан, что составляет 81,37 % от общего числа граждан, внесенных в списки для участия в референдуме. За воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики проголосовало 93,26 % участников голосования.
На основании результатов референдума Верховный Совет Украины принял 12 февраля 1991 г. закон "О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики".
4 сентября 1991 года, чрезвычайная сессия Верховного Совета Автономии приняла Декларацию о государственном суверенитете республики.
1 декабря 1991 на референдуме 54 % жителей Крыма поддержали независимость Украины.
6 мая 1992 года принята Конституция Республики Крым.
4 февраля 1994 - Президентом Республики Крым избран Юрий Мешков.
В марте 1995 года решением Верховной Рады Украины и Президента Украины, Конституция Республики Крым от 1992 года отменена, упразднено президентство в Крыму.
21 октября 1998 года на второй сессии Верховной Рады Республики Крым была принята новая Конституция.
23 декабря 1998 года Президент Украины Л. Кучма подписал закон, в первом пункте которого Верховная Рада Украины постановляет: Утвердить Конституцию Автономной Республики Крым, принятую на второй сессии Верховной Рады Автономной Республики Крым 21 октября 1998 года.
Согласно данным опроса, проведённого в 2004 году Киевским международным институтом социологии (КМИС), русский язык использует для общения абсолютное большинство 97 % всего населения Крыма.
Основные причины кризиса на Украине. Украина, несмотря на бедственное положение государства, балансирующего на грани дефолта, и независимо от собственной периферийной роли в мировых экономических процессах, представляет собой важный функциональный элемент в динамичном механизме глобализации. Ее значение открывается, по мере того как представители мирового сообщества озвучивают порой противоречивые позиции по сегодняшнему кризису. Причем эти противоречия демонстрируют не только рациональный дуализм и конфликт интересов отдельных сегментов истеблишмента, но и тот факт, что в мире происходят глобальные экономические сдвиги, ускорившиеся под воздействием украинского импульса.
П.С. Каневского, к. п. н., доцента кафедры политологии и социологии политических процессов социологического факультета МГУ, выделяет следующий ряд причин глобального крымского кризиса [3].
Первый экономический трек украинского кризиса - это энергетическая политика. Украина давно занимает одно из центральных мест в дискуссиях о диверсификации поставок российского газа в Европу и, следовательно, о снижении европейской зависимости от России, а потому неслучайно ей уделяется столько внимания на энергетических картах аналитических центров. Принято считать, что нестабильность ситуации на Украине создает постоянный негативный фон для российского экспорта газа, но она в то же время вызывает обеспокоенность европейских стран, которые хотят не столько ухода российских компаний с рынка, сколько более стабильных и гарантированных путей доставки энергоносителей.
В этом отношении "Южный поток", предлагающий трубопровод в обход "зоны нестабильности", видится стратегически более надежным европейским инвесторам и потребителям. В США в дни обострения украинского кризиса молниеносно активизировались лоббистские группы, продавливающие через администрацию Б. Обамы строительство терминалов сжиженного природного газа (СПГ), который должен прийти на помощь Европе и помочь ей отказаться от "Южного потока". Впрочем, такой способ будет слишком затратным, а статистика, напротив, демонстрирует стремление Европы максимально снизить зависимость от СПГ, все больше ориентируясь на традиционные пути доставки.
У ЕС сегодня есть пространство для маневра, т.к. запасов в хранилищах должно хватить на год, и это время Еврокомиссия бесспорно потратит на торг с Россией по поводу цен и структуры Газпрома, используя в качестве козыря ситуацию на Украине. Вполне вероятным представляется сценарий, по которому Россия согласится на ряд экспортных уступок, в частности, пойдет на смягчение позиции по Третьему энергопакету ЕС в обмен на сохранение собственной жесткой позиции по Украине. На данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны - Газпром уже в 2013 г. начал проводить политику планомерного снижения цен на газ для стран-членов ЕС, а поступающая из индустрии информация позволяет сделать вывод о том, что для укрепления собственных позиций Россия может все более активно использовать гибкую ценовую политику, чего не могут себе позволить ни США, ни страны Магриба, ни Иран. Поэтому даже если допустить введение Евросоюзом всех трех этапов санкций, они, во-первых, будут касаться отдельных категорий товаров, а во-вторых, если и затронут основы энергетического сотрудничества, то это будет носить ограниченный во времени характер [1, 3].
Второй трек, более масштабный и более завуалированный, заключается в глобальном и латентном изменении зон экономического влияния. Мир находится на историческом пике территориального распространения рыночной экономики, однако модели ее развития становятся все более полярными, а потому построение нового мирового порядка и новой системы международных отношений, в ожидании которых политики, бизнесмены, дипломаты и эксперты находятся с момента окончания холодной войны, все в большей степени зависит от рыночных же факторов и транснациональной конкуренции. Украина оказалась в эпицентре геоэкономического противостояния двух торговых зон, надвигавшихся друг на друга с разных сторон. И хотя Таможенный союз - новое и институционально слабое образование, очевидно, что даже такая попытка переформатирования экономического пространства может вызывать серьезную обеспокоенность ряда европейских и американских идеологов расширения рынка с Запада на Восток.
Не стоит забывать, что краеугольным камнем украинского кризиса явилась не территориальная дифференциация страны, не закон о русском языке, не коррупция администрации В. Януковича и даже не экономическая стагнация, а соглашение об ассоциации с ЕС, послужившее катализатором переворота в Киеве. Именно геоэкономические процессы в Евразии сегодня во многом рождают полярные дискуссии о реконфигурации политического пространства, векторах модернизации, с новой силой пробуждая в политическом дискурсе такие понятия как "цивилизация" и "варварство", "модели развития" и "особый путь". Украина стала новым испытательным полигоном для проекта либеральной европеизации и полем, на котором в очередной раз столкнулись категориальные грани политических и экономических ценностей, идентичностей и культуры.
Недальновидность, которую сейчас приписывают В. Януковичу, на деле была попыткой его администрации выгадать преимущества сразу из двух интеграционных проектов, однако он не рассчитал их встречную скорость и их быстро развившиеся глубокие противоречия (окончательно очерченные еврокомиссаром по расширению Штефаном Фюле).
Кроме того, украинский кризис неизбежно приведет к более активным процессам по всему постсоветскому пространству, активизируя дискуссии о новых парадигмах региональной безопасности и управления рисками. Неслучайно за ситуацией на Украине постоянно и пристально следит Китай, который сталкивается с аналогичными и пока еще также латентными геоэкономическими трансформациями в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), происходящими на фоне возрастающих противоречий между интеграционными проектами АСЕАН+3 и американской альтернативой в виде Транстихоокеанского партнерства. Причем позиция правящих элит большинства Южно-Азиатских государств - от Вьетнама до Индонезии - весьма схожа с той, которая наблюдается на постсоветском пространстве. В двух словах ее можно описать как нерешительность и обеспокоенность, связанные с нарастанием региональной напряженности и неопределенными ролями главных игроков - в первую очередь, США, Китая, Индии, Японии в АТР, России, США, Евросоюза, Китая на постсоветском пространстве. Но конкуренция по поводу векторов экономических трансформаций существует не только между условным Западом и условными блоками развивающихся рынков (будь-то БРИКС, G20 или любой другой формат), она существует и внутри неоднородного Запада. США стараются всеми силами сохранить свои геоэкономические позиции в мире, однако для этого им необходима солидарность со стороны исторических партнеров - Западной Европы, Японии, монархий Персидского залива, ряда латиноамериканских государств. Но видение Соединенными Штатами геоэкономических зон имеет не только открытых противников (тот же Китай), но порождает сомнения и среди традиционных союзников.
Возникшая непростая конъюнктурная обстановка несомненно играет России на руку. Недаром В. Путин в своем послании 18 марта 2014 г. обратился к Германии - первой экономике Европы, пытающейся балансировать в условиях усиливающихся внутриевропейских и атлантических экономических противоречий.
После информационного всплеска, сопровождающего нынешний кризис, для России теперь как никогда за последние 24 года будет важна внешнеэкономическая стратегия, тщательная работа с европейским, азиатским, а в перспективе и с латиноамериканским бизнесом, а также с общественным мнением этих регионов [1, 3].
Таким образом, украинский кризис стал закономерным итогом нарастающих внутренних вызовов социально-экономической и государственно-политической неопределённости и нестабильности. Однако эти системные вызовы в большой степени связаны с неразрешенным и усилившимся фундаментальным внешним конфликтом интересов. В "украинском кризисе" сошлись интересы нескольких центров силы современного мира, расположенных в трех частях света (США, Евросоюз, Турция, Китай, Россия), но общий геополитический смысл организации "второго Майдана" и последующего формирования прозападных и антироссийских органов украинской власти - ослабление и изоляция России, как потенциального геополитического гегемона Евразии, а также торможение геополитического восхождения Китая.
Выход автономной Республики Крым из состава Украины. Самым значительным событием этапа революционного процесса на Украине, изменившим несколько его русло в сторону борьбы за сохранение рассыпающегося единства страны стали народные выступления в Симферополе и Севастополе. 26 и 27 февраля 2014 года в фокусе украинских софит оказался Крым. В Симферополе 26 февраля 2014 года столкнулись два митинга: обиженных русскоговорящих пассионариев, с одной стороны, и таковых же пассионариев крымско-татарских и украинорозмовляющих, с другой. Крымско-татарских собрал меджлис, который решил поддержать революционный Киев, возможно, обещавший какие-то преференции. Перед крымскими татарами стоял тогда сложный вопрос выбора, что выгоднее в перспективе: правомочная крымская автономия или государственно-украинское покровительство [1, 5].
27 февраля 2014 год - памятный для Крыма день: несколько десятков вооруженных людей в российской военной форме, но без каких-либо опознавательных знаков заняли под утро здание крымского парламента. Заседание парламента с этого момента стало проходить при их присутствии и под их охраной. При соблюдении конституционных процедур в отставку было отправлено прежнее правительство Крыма, и новое возглавил лидер партии "Русское единство" Сергей Аксёнов. Под его руководством правительство взяло курс на независимую от Киева политику и российское покровительство, а также приняло решение о проведении референдума о судьбе автономной республики.
Первоначально речь шла о расширении прав автономии и возвращении к крымской конституции 1992 г. Но в ходе усложнившейся политической атмосферы и попытке Киева прибегнуть к правовым репрессиям крымский парламент 6 марта принял решение о вхождении автономной республики Крым в состав Российской Федерации и перенесении референдума с 30 на 16 марта.
16 марта 2014 г. Постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым и Постановлением Севастопольского городского Совета была принята Декларация о независимости. За её утверждение проголосовали 78 депутатов из 81, принявших участие в голосовании. Так, революция, начавшаяся на майдане в Киеве, вышла за рамки Украины, став явлением международной политики, и на революционной волне выплеснулся поплывший в другом направлении и измерении Крымский полуостров. Предшествующие Декларации крымские события, с одной стороны, по методам действия зеркально напоминали киевские и западноукраинские: массовые выступления с нарастанием политических требований плюс крепкие ребята (позднее силы самообороны), демонстрация разных символов решимости, захват зданий и блокирование воинских частей. С другой стороны, эти события обладали своим лицом. Здесь местная верховная власть, выступая с инициативами, имела опору в смычке своих намерений с массовой поддержкой подавляющей (несравнимо в процентном масштабе с киевской) части населения.
Накануне крымского референдума, 12 марта, в Донецке произошло столкновение участников двух митингов: за единую Украину и за Украину федеральную, с самоопределением регионов. Вслед за Донецком столкновения сторонников и противников Майдана, сопровождавшиеся избиениями и даже пролитием крови, произошли в Харькове. И до и после этого события киевские власти пытались подавить протест точечными репрессиями против харьковских эксгубернатора и эксмэра, донецкого "народного" губернатора и других лиц. Народные толпы в восточных и южных областях в свою очередь протестовали то очередным митингом с российскими флагами, то какой-нибудь экстравагантной выходкой, как, например, сожжение чучела О. Тягнибока в Николаеве. Лидеры Батькивщины повторяют ошибки Януковича, веря во всесилие центральной власти и могущество государственного права в обстановке социальной напряженности и политической взвинченности населения. Ни один из представителей власти не приехал в Харьков или Донецк для встречи, если не с народом, то хотя бы с активистами-антимайдановцами.
Второй период революционного процесса характеризуется острой информационной войной, в которую оказались втянутыми все СМИ: украинские, российские, западноевропейские, американские. Превращение СМИ в пропагандистские машины опасно не только для них (девальвация информационного смысла слов), но и для народов и правительств, которых подливающие масло в огонь журналисты провоцируют (в частности, распространением дискредитирующих "уток" и приклеиванием ярлыков, вроде "агрессор" Путин и "слабак" Обама), втягивая в самые острые конфликтные столкновения. Показательны ироничные размышления в фельетоне Вадима Левенталя "Дезинформационная картина мира": поскольку в сообщениях СМИ вымышленное заменило реальное, то "для описания очередной украинской революции. может потребоваться, прежде всего, писатель и судить о том, что происходит в Киеве, читатель будет по уровню художественной убедительности текста" [1, 5].
Таким образом, референдум в мятежном Крыму и в обладающем отдельным административным статусом Севастополе состоялся в намеченный срок. Состоялся в условиях нелегитимной и неэффективной центральной власти, политической нестабильности, нарастающего влияния националистического экстремизма и неконтролируемого насилия. Кто виновен в исходе голосования? Не стоит кивать на "руку Москвы", ибо неласковая к Крыму "рука Киева" двадцать с лишним лет готовила результат: 96,7% голосовавших высказались "за" вхождение в Российскую Федерацию при 83% принявших участие в голосовании. Почти такие же результаты показал Севастополь.
Основные шаги вхождения нового субъекта в СОСТАВ Российской Федерации. Чтобы новый субъект стал частью России, необходимы 5 шагов: новое государство обращается к Российской Федерации с просьбой о вхождении в ее состав; президент информирует российский парламент и правительство об этой инициативе; после подписания межгосударственного договора, его на предмет соответствия законодательству оценивает Конституционный суд; договор и проект закона о вхождении нового субъекта направляется в Госдуму; в итоге меняется та статья Конституции, где содержится перечень российских регионов.
На основании Декларации о независимости и результатов референдума 17 марта Республика Крым была провозглашена независимым и суверенным государством, в состав которой вошел Севастополь в качестве города с особым статусом. Республика Крым в лице своего высшего органа власти - Государственного Совета Республики Крым обратилась к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта со статусом республики. В тот же день президент России подписал указ о признании Республики Крым в качестве независимого и суверенного государства. А 18 марта президент В.В. Путин и высшие государственные лица Республики во главе председателя Госсовета В. Константинова и премьер-министра С. Аксенова, и глава города Севастополя А. Чалов подписали договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации на правах её субъектов [1, 4, 5].
Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Текст Договора включает в себя преамбулу и десять статей, в которых изложены положения, касающиеся принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, включая положения о территориях новых субъектов Российской Федерации, гражданстве населения, органах государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Согласно Договору со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы России, в систему органов государственной власти, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются [проект Крым].
19 марта 2014 года В.В. Путин направил запрос о проверке Договора в Конституционный суд. Уже на следующий день было дано положительное заключение, а документ внесен на ратификацию в Госдуму.
Таким образом, процесс воссоединения России и Крыма можно разделить на два больших этапа, с последовательным выполнением ряда обязательных юридических шагов. Первый этап связан с выходом Автономной Республики Крыма и города Севастополя из состава Украины в результате революционных процессов, характеризующихся острой информационной борьбой. Первым шагом данного этапа стала "Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя", принятая 11 марта 2014 года, Верховным Советом Автономной Республики Крым и Севастопольским городским советом в ходе подготовки ко второму шагу - проведению общекрымского референдума, проведенного местными властями 16 марта 2014 года. На повестку дня референдума были вынесены два вопроса: вхождение Крыма в состав России в качестве субъекта федерации или восстановление Конституции 1992 года при сохранении Крыма в составе Украины. Согласно официальным результатом референдума большинство голосовавших высказалось за присоединение к России. 17 марта на основании Декларации о независимости и результатов референдума была провозглашена Республика Крым как независимое и суверенное государство, в состав которой вошёл Севастополь в качестве города с особым статусом, - это был последний шаг, предшествующий этапу воссоединению с Россией.
Первым шагом на этапе вступления Республики Крыма в состав Российской Федерации стало обращение Государственного Совета Республики Крым к России с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта со статусом республики. В тот же день президент России подписал указ о признании Республики Крым в качестве независимого и суверенного государства. Вторым шагом стало подписание межгосударственного договора о принятии Крыма и Севастополя в состав России 18 марта 2014 г. Незамедлительно был сделан третий шаг - запрос президента РФ в Конституционный суд о проверке соответствия Конституции РФ подписанного договора. Запрос был принят к рассмотрению без проведения публичных слушаний, поскольку, по словам председателя КС Валерия Зорькина, не было "оспаривающей международный договор стороны".
19 марта Конституционный суд Российской Федерации единогласно счёл договор соответствующим Конституции РФ. В тот же день президент В.В. Путин внёс в Государственную думу законопроект о ратификации договора и проект сопутствующего федерального конституционного закона, предусматривающего, в частности, соответствующие изменения в Конституции РФ [1, 5].
20 марта Государственная дума ратифицировала договор о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации.
21 марта Совет Федерации ратифицировал договор о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации, в тот же день закон о ратификации договора был подписан президентом, что стало последним шагом воссоединения Крыма и России.
Однако, продолжается информационная фальсификация, выпады и сомнения в правомерности присоединения полуострова Крым к Российской Федерации со стороны международных организаций во главе Генеральной Ассамблеи ООН, НАТО, Парламентской ассамблеи Совета Европы и стран мира: Австралии, Республики Корея, США, Турции, Чехии и др.
Заключение. Таким образом, подробно были перечислены основные этапы развития Российского Крыма, начиная с доисторического периода, Крымского Ханства и Османской Империи, Крымская война, а также состав населения Крыма в XVIII-XXI веках.
История нахождения Крыма в составе Российского государства насчитывает уже 240 лет.
Этот период можно разделить на 3 этапа: 1) в составе Российской Империи, куда он вошел при Екатерине Великой; 2) в составе СССР; 3) в составе Российской Федерации.
В истории Крыма был период с 1991 по 2014 год, когда он находился в составе независимой Украины.
Идеалы пост майданной Украины были отвергнуты многонациональным народом Крыма, что наглядно показали результаты референдума о возвращении в Россию - 96,7% голосовавших высказались "за" вхождение в Российскую Федерацию при 83% принявших участие в голосовании.
Список использованной литературы
1. Андреев А.Р. История Крыма. – М., 1997.
2. Егоров В.Г., Комлева Н.А. и др. Украинский кризис 2013-2014: причины и последствия (круглый стол) // Электронный журнал "Весник МГОУ". – 2014. – № 1. – Режим доступа: http://www.evestnik-mgou.ru.
3. Карпов Г.Ф. Отношения Московского государства к Крыму и Турции в 1508-1517 годах на сайте «Руниверс».
4. Львов Л. Отношения между Запорожьем и Крымом на сайте «Руниверс».
5. Хайруллина Н.Г. Присоединение Крыма к России: опыт качественного исследования // Вестник ГБУ "Научный центр безопасности жизнедеятельности". – 2014. – № 2 (20).